Adventurer
#05
30 ноября 1996 |
|
Интервью - Интервью с Nicodim'ом (Р.Романовым) автором игры Prince of Persia.
Мы решили продолжить добрую тради- цию, начатую в предыдущих номерах, и се- годня предлагаем вашему вниманию интервью с создателем нашумевшей весной этого го- да игры "Prince of Persia" - Романовым Романом (Nicodim). От лица ADVENTURER'а интервью брали Федоров "Chasm" Владимир и Колин "Never" Алексей из Infosoft Group, а также Елфи- мов "Elf" Константин из Auryn Group. ADVENTURER: Думаем, всем будет интересно узнать когда и с чего началось твое ув- лечение Speccy ? NICODIM: Мой первый Spectrum появился у меня в 1992 году и это был "Ленинград". Тогда я еще учился на первом курсе сво- его вуза и пока, на компьютере,только иг- рал. Потом я собрал себе "Pentagon 48" (кстати,"Ленинград" паял тоже сам), прав- да прожил он у меня недолго - я его ско- ропостижно спалил. Точно помню даже дату, когда это случилось - первого января 1993 года. После этого я начaл делать себе Pentagon 128. A: А когда ты вообще первый раз увидел Speccy ? N: Когда я учился в одиннадцатом классе, Speccy только начали появляться в Ярос- лавле. Модная тогда штучка была. Купил, помню,себе чувак из нашего класса. Я пос- мотрел, в игрушки поиграл - себе тоже за- хотелось такой. A: Ты учишься на программиста. Что тебя к этому подтолкнуло ? N: Сначала я хотел поступать на электро- ника, а потом, ближе к концу школы, ког- да теснее познакомился с компьютерами, мне захотелось побольше о них узнать. Вот и решил поступить на программирование. A: Игрушки - игрушками. А когда у тебя возникло желание написать чего-нибудь са- мому ? N: Дa давно. Я всегда, в принципе, хотел что-нибудь сделать. До Spectrum'a я рабо- тал на УК-НЦ, еще тогда возникало такое желание. А на Speccy, после того, когда играть надоело, тогда и решил чего-нибудь сам... A: А когда это было ? N: В принципе, как спаял 128'ой, так и программы начал писать. A: Если не секрет, что это было ? Какими были твои первые шаги ? N: Я тут немного ошибся. Первые шаги я сделал еще на 48'ом. Писал разные подпро- граммы работы со спрайтами на ассемблере. Типа LASER BASIC'а. А если честно приз- наться - такая лажа была... A: В то время была мода на загрузчики к играм. Делал ли ты что-нибудь подобное ? N: Да, да, да. Загрузчики делал. Сделал, вроде, игрушкам к трем. Кажется,к "Silent Service", "Phantis" и к "Tarzan". A: Распространялись ли где-нибудь игрушки с твоими интрами ? N: Если и продавались, так только в Ярос- лавле. Мы хотели с друзьями их в Москву спихнуть, но там сказали, что такого доб- ра у них и самих навалом. A: Какая была твоя первая работа, которая заинтересовала окружающих ? N: Первой серьезной для себя работой, я считаю дисковый доктор. Правда,окружающих он не заинтересовал, потому что эту прог- рамму я делал для себя. Просто те, подоб- ные программы, что были в моем распоряже- нии меня не устраивали. Конечно, в моем докторе было много глюков, но для меня он сгодился. А из того, что заинтересовало окружающих - пожалуй, это были "Пираты". A: До нас доходило много слухов, что ты, якобы, пишешь или собираешся писать "Пи- раты 2". Правда ли это, а если собираешь- ся, то когда ждать выхода этой игры ? N: После того, как я сделал "Пиратов", в принципе,ко мне приходила такя мысль. Мо- жет быть, я кому-нибудь что-то в этом ро- де и говорил, но серьезно я этим проектом не занимался, а сейчас и не собираюсь на- чинать. A: Ты сделал себе имя, выпустив "Prince". Почему это былa именно эта игра, а ни ка- кая-нибудь другая ? N: "Prince" была первая серьезная игра, которую я увидел на компьютере, в част- ности на PC. И по старой памяти мне захо- телось перенести ее на Spectrum. A: Ты делал его один, или кто-нибудь по- могал тебе в этой работе ? N: Для этой игры мне D.J. MUSICSOFT напи- сал музыку. А все остальное я делал сам, причем графику срисовывал очень интерес- ным способом - прямо с экрана монитора в режиме "пауза". A: В последнее время программеры уже на- сытились дисковыми загрузчиками, и появи- лось новая мода на разные демы и мегаде- мы. Твое отношение к демам ? Хотелось ли тебе когда-нибудь сделать свою мегадему ? N: К мегадемам у меня отношение,в принци- пе, нормальное, но сам я никогда не хотел этим заниматься, потому что особо крутые эффекты у меня не получаются, и вообще, считаю, что это все бессмысленно, во вся- ком случае для меня. Особого таланта у меня к этому нет. А так, если кто-нибудь этим занимается, то пожалуйста - бывает интересно посмотреть. Хотя,всречается до- вольно много фуфла. A: После появления SPECTROFON'а, как гри- бы после дождя, повылезали различные электронные издания. Как ты относишься к этому явлению ? Какие журналы ты можешь выделить из общей массы ? N: На сегодняшний день мне нравятся все- го лишь три журнала. Это, конечно, самый первый журнал - SPECTROFON, потом ZX-FOR- MAT и ADVENTURER. Других серьезных журна- лов я не видел. A: А как же харьковский FAULTLESS ? N: Я видел один номер этого журнала. Осо- бого впечатления он на меня не произвел. Мне там даже нечего было почитать. Ника- ких интересных статей. A: Какие у тебя планы на будущее ? Мы слышали, что ты сейчас начал делать но- вую игру. Расскажи об этом поподробнее. N: Пока игра в стадии зачатия. Хочу сде- лать игру в жанре QUEST.Это будет "Legend of Kyrandia". Хочу перегнать ее с Amiga на Spectrum. Мне она понравилась - вот и решил сделать. Сейчас перекидываю графику и обдумываю основную концепцию игры - как там все программироваться будет. A: То есть сейчас уже можно с уверенно- стью сказать, что проект не будет отложен в "долгий ящик", и игра увидит свет ? Что это только вопрос времени ? N: Да, вы правы. Я уже серьезно занялся этим делом. A: Знаком ли ты с какими-нибудь людьми из других городов, которые тоже делают серьезные вещи на Speccy. N: Связи у меня только внутри города, ну и, конечно, с вами - рыбинцами. Никто просто не изъявлял такого желания. A: Мы знаем, что у вас в городе есть своя компьютерная тусовка. У тебя никогда не возникала мысль - воплотить в жизнь инте- ресные идеи других людей ? N: Вообще-то, я в Ярославле не знаю тех людей, у которых есть много интересных идей относительно Spectrum'a, поэтому обмен мыслями с этими людьми затруднен. В принципе, идей у меня и у самого хвата- ет. Так что проблем с этим нет. A: Если не секрет, то какими инструмен- тальными средствами ты пользуешься для воплощения своих идей в жизнь ? N: Насчет ассемблера : я всегда работал и буду работать в TASM. Из графических это ART STUDIO, SPRITE EDITOR v1.0 - вро- де московский. Вообще-то,он не очень кру- той, но лучше я не видел. Возвращаясь к ассемблерам : много их я перепробовал, это и XAS, MASM, PASM. Когда я делал "Prince", я пытался перегнать программу в любой из этих ассемблеров и у меня ничего из этого не выходило. Какой-то ассемблер ругался, что у него памяти не хватает, другой просто повисал при ассемблирова- нии. Так что я считаю, что TASM на сегод- няшний день самый приличный продукт. A: Что тебя побудило написать "Prince" ? Хотелось добиться известности, может быть денег или тебе было просто по-приколу написать игрушку, чтобы люди порадова- лись ? N: Скажу, что слава меня никогда особо не заботила. Мне нравится программиро- вать, а если за это можно получить еще и деньги - то почему бы и нет. То есть деньги - это не последний фактор, кото- рый побудил меня написать игру. A: У тебя, кроме Speccy, еще есть Amiga. Что ты думаешь о разных компьютерных платформах вообще, и что бы ты посовето- вал, как довольно уже известный програм- мист, использовать в дальнейшем начина- ющему пользователю Speccy ? N: На счет того, что мне нравится, тут двух мнений быть не может - это безуслов- но Amiga. А так советовать я не могу - кому что нравиться, тот себе то и покупа- ет. Думаю, что PC - это лажа. Я выбрал Amiga, потому что,поработав на ней немно- го, сразу ощущается большая разница по сравнению с PC. Не надо перегружаться, когда программа требует другую конфигура- цию. Никакой возни с платами периферии - в Amiga сразу есть почти все, что нужно для нормальной работы. Взять тот же самый звук - на Sound Blaster сплошное пилика- ние и завывание. Графика на Amiga смот- рится гораздо приятнее. PC - это такая машина на которой можно запускать одну, ну, максимум, две программы. Чтобы запус- тить третью - нужно переделывать полнос- тью всю машину и менять всю систему. PC - машина для офисов, когда работают преи- мущественно с базами данных. Сейчас мно- гие покупают IBM как бы автоматически. Спросишь такого человека - зачем купил ? Крутая что ли машина ? А он говорит - у всех есть PC, и я себе взял. Вот такая ситуация складывается. A: Ты говоришь, что тебе нравится рабо- тать на Amiga. А сам на ней ты что-нибудь сделал ? N: На Amiga я пока никаких программ не пишу. Ее я использую как инструмент. Ко- нечно, преимущественно я на ней играю, ну и делаю графику, хотя бы для той же "Kyrand'ии". У меня есть друзья, которые пишут на Amiga музыку. В принципе,исполь- зую ее, как домашний компьютер. A: Мы слышали, что у вас в университете есть возможность выхода в Internet. Ты имел опыт рабоы в этой сети ? Если да, то интересно узнать о твоих контактах с любителями компьютеров из других стран. N: Конечно, есть желание связаться с кем- нибудь, но я еще в этом деле новичок. По- ка только выхожу на известные сервера. Так, недавно я вышел на сервер фирмы "Team 17". Там я нашел много информации, которую можно почитать : советы по игруш- кам, как вставлять разные cheat'ы, есть интервью у людей из фирмы. Вещь интерес- ная, хотя из дому общаться - дороговато. А на халяву всем бы посоветовал поиграть- ся. A: Среди программистов на Spectrum'е на- метилась такая тенденция - практически все пишут конверсии с разных машин: c PC, Amiga и даже с Dendy. Появляются, конечно неплохие работы : "НЛО", твой "Prince". В планах некоторых людей "Dune 2", "War- craft", "Mortal Kombat". Не хочется ли тебе сделать что-нибудь свое, и если у тебя возникало такое желание, то что по- мешало реализации этого проекта ? N: Да, это довольно-таки больной вопрос. Передрать игру с других платформ - самый легкий путь, а чтобы полностью самому сделать игру, мало уметь программировать и хорошо рисовать. Тут нужен человек, ко- торый может написать сценарий. Крутой гейм-дизайнер, который умеет творить что- нибудь свое. Сейчас, в основном, везде одни программисты, которые умеют писать программы - и все. A: Если бы тебе предоставилась возмож- ность написать полностью свою игру, какой жанр ты бы предпочел и почему ? N: На сегодняшний день я бы предпочел сделал игру в жанре QUEST, хотя не прочь и STRATEGY, но мне кажется, игры этого жанра гораздо сложнее программировать. Если делать ACTION, то нужен крутой ху- дожник. Но на Spectrum'е ничего выдающе- гося в этом жанре сделать нельзя, потому что графика у компьютера довольно позор- ная. A: А как же "R-Type", "Navy Seals", "Ro- bocop" ? Они ведь довольно неплохо сдела- ны. N: Не знаю. Ведь сейчас появляется много игр подобного жанра, но они уже не поль- зуются большим спросом. В свое время наз- ваные вами игры были хитами, но на сегод- няшний день их любая приставка переплю- нет. A: После того, как ты сделал "Prince", тебе пришлось его распространять. И у те- бя,наверно,появился опыт в подобного рода делах. Посоветуй,какие способы дистрибью- ции наиболее эффективны. N: Не понял вопрос ! Какие методы ?! У нас один метод распространения - скопиро- вать у друга. Или,в крайнем случае,купить на рынке. Но я думаю, что при желании можно нормально распространять свою про- дукцию. A: В твоем "Prince", было дано предложе- ние о распространении его по почте непос- редственно от автора. Интересно, этот способ принес результаты ? N: По почте ? Была недостаточная актив- ность покупателей. A: То есть, в основном, ты распространял свои программы через Москву ? N: Я продал копию в Москву и в Петербург местным дистрибьютерам за единовременное вознаграждение. Они получили право рас- пространять программу в городе и области. Но вряд ли они ограничились этим. Особен- но наши московские коллеги, типа Magic Soft'а или Softstar'а. То есть, они рады кому-нибудь из-под полы продать, чтобы автор не узнал. A: Как ты относишся к творчеству извест- ных в мире Spectrum'а людей и объедине- ний, вроде Медноногова или Code Busters ? N: Больше всего, конечно, меня радует творчество питерских людей или групп, по- тому что из Москвы никаких программ прак- тически и не выходит. Там собрались,види- мо, одни хакеры и барыги. То есть они стараются на халяву выжать из всех реги- онов программы и качают бабки с этого. Из украинцев хочу поблагодарить Rst 7 за TASM и Stalker'а за STS. Все остальные свалили со Spectrum'а окончательно, кто куда. A: Если ты не возражаешь, несколько воп- росов, касающихся личной жизни. N: Почему бы и нет. A: В твоей игре "Пираты", все корабли, насколько мы заметили, были названы сор- тами пива. Наверно,пиво играет немаловаж- ную роль в твоей жизни ? N: Это правда. Из всех алкогольных напит- ков единственный, который я признаю - это пиво. А в "Пиратах" и правда, корабли бы- ли названы сортами, которые в то время были моими самыми любимыми. A: Кстати говоря, нам стало известно, что кроме компьютеров, ты занимаешся еще од- ной интересной фишкой - вы, с твоим дру- гом Афанасием выпускаете MC RADIO. Это довольно прикольная штучка, и мы бы всем любителям Speccy посоветовали связаться с Nicodim'ом и записать пару выпусков. Прикололись бы вы клево ! Послушав пару кассет,нам просто стало интересно узнать, какой резон вам заниматься этим. N: Ну, во-первых, идея пришла не мне, а Афанасию. Он большой меломан, любит раз- личную музыку, а я занимаюсь, в основном, аппаратной частью проекта. Конечно,мы ис- пользуем непрофессиональную аппаратуру в своих записях. А побудило к созданию это- го проекта то, что на сегодняшний день на всех радиостанциях, которые мы можем услышать в УКВ диапазоне, довольно позор- ная музыка. Например, та же "Европа+" нас очень раздражает, потому что там очень много грузят попсой. А с другой стороны, то, чем мы занимаемся, нам просто по-при- колу. A: Да, мы имели удовольствие прослушать несколько выпусков. Особенно понравился (мне - Chasm'у) раздел "Пивное ревю". N: Самая моя любимая рубрика. A: Какой у тебя любимый жанр среди игр ? N: Это самый сложный для меня вопрос. По- тому что мне нравятся практически любые игры, лишь бы они были классно сделаны. То есть я люблю и STRATEGY, и QUEST, и ARCADE. Многим, например, не нравятся ар- кадные игры. Они говорят, что это детские игры, или они тупые. Но я с этим не сог- лаесен, мне вообще очень нравятся некото- рые аркады. Взять того же "Prince". Так что мне трудно выделить любимый жанр, я, вообще, заядлый игрок. A: Нам было очень приятно с тобой побесе- довать, мы все неплохо провели время. N: Спасибо и вам. До новых встреч за кру- жечкой пива ! * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября