Micro
#27
24 февраля 2000 |
|
Эстрадный гипноз - Учебник: Гипноз на Сцене (часть вторая).
┌────────────────┐ │ В. М. КАНДЫБА │ │ │ │ЭСТРАДНЫЙ ГИПНОЗ│ └────────────────┘ Продолжение. Начало в номере 26. А теперь чуть подробнее о психофизиологи- ческих механизмах гипногенного контакта, то есть контакта, порождающего гипнотичес- кое состояние. Языком правого полушария мозга, на которое в основном идет воздействие при наведении эмоционального гипноза, являются образы (представления) и эмоции. Так как специалист по эстрадному гипнозу должен научиться психотехнике эмоциональ- ного гипноза, то первое, что надо научить- ся делать, - это уметь формировать как у себя, так и у гипнотика как можно более яркие внушаемые картины и образы, причем искренне и максимально сильной эмоции, по- этому многие, кто пытался овладеть техни- кой древнерусской магии, не смогли этого сделать именно потому, что не знали энер- гетического секрета навязывания образа, а им является сильнейшая эмоция. И хотя мно- гие исследователи знали, что телепатичес- кая передача образов в жизни спонтанно наблюдается только в критические моменты, например в момент смерти, убийства, пожара и т.д., но никто из тех, кто не знает Русские Веды, не смог самостоятельно доду- маться до нужной психотехники и необходи- мых условий передачи и силового навязыва- ния образа. Очень близки к разгадке вели- кого секрета были исследователи в XX веке, когда впервые серьезно столкнулись с нас- тоящим человеком, который единственный мог демонстрировать этот вид человеческой спо- собности, - с Нинель Сергеевной Кулагиной. Но ни один исследователь ничего не понял, хотя четко видел, что все феномены выпол- нялись в момент нечеловеческого эмоцио- нального напряжения, когда пульс достигал 250 ударов в минуту, как у штангиста в мо- мент установления мирового рекорда. Итак, для овладения техникой силового или эмоционального гипноза вначале надо овла- деть искусством формирования образов и эмоций. Начнем с образов или представле- ний. Представления - это образы людей, предме- тов, явлений, звуков, движений и др., воз- никающие в сознании тогда, когда сами лю- ди, предметы, явления, звуки, движения и др. непосредственно не действуют на органы чувств. Представления называют вторичными образа- ми, хранящимися в памяти. Первичными явля- ются образы ощущений и восприятия. По сравнению с ощущениями и восприятиями представления бледны, неустойчивы, фраг- ментарны, т.с. отрывочны. Это действитель- но так, если рассматривать представления вне связи с деятельностью и значимостью их для человека. В одном исследовании, напри- мер, ученика 9-го класса допросили предс- тавить себе и устно описать портрет своего классного руководителя. Он сказал: "Невы- сокого роста. Лицо удлиненное. Глаза голу- бые... нет, серо-голубые. Блондин, волосы гладкие. Большой рот. Говорит громко". По- молчав, добавил: "Смутно помню, но точно сказать не могу, стараюсь вспомнить, но губы как-то ускользают - то вроде вижу их, то они расплываются". Однако образы представлений могут быть и устойчивыми, и яркими, и целостными. Это зависит, во-первых, от значения представ- ления в структуре конкретных действий и деятельности человека, во-вторых, от зада- чи, которая стоит перед действующим лицом. Очень отчетливо это установлено в психоло- гии спорта. На соревнованиях все выдающие- ся гимнасты перед каждым видом многоборья выполняют всю комбинацию "мысленно", т. е. в представлении. При этом образы конкрет- ных движений, элементов, их связок всегда ярки, отчетливы, устойчивы, целостны. Еще К. Д. Ушинский - великий русский педа- гог - писал: "Ясное представление движения во всех его подробностях вызывает такое же отчетливое выполнение". Это положение с полным основанием может быть распростране- но на другие виды представлений: зритель- ные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Представления - чувственные образы дейс- твительности, но они пронизаны мыслитель- ными процессами. В исследованиях показано, что в представлении о сальто у гимнастов - мастеров спорта было 60,9% чувственный компонентов и 63,6% речемыслительных. Это значит, что образы представлений, как и образы восприятий, являются осмысленными. Представления - обобщенные образы предме- тов и явлений действительности. Обычно один и тот же предмет или сходные с ним предметы воспринимаются множество раз. В результате обобщаются и лучше запечатлева- ются наиболее бросающиеся в глаза по вели- чине, форме, цвету и другим признакам эле- менты предмета или предметов, а также свойства, наиболее важные для выполнения действий с предметом. Обобщение в предс- тавлениях ограничивается общностью ка- ких-то внешних признаков, относящихся к определенной группе, будь то предметы тех- ники, мебели, эстрадного инвентаря и т.д. Поскольку представления характеризуются и чувственностью, и осмысленностью, они яв- ляются посредствующим звеном в переходе от ощущения к мысли. Представления многообразны. Они дифферен- цируются по признакам происхождения и сте- пени обобщенности образа определенной группы предметов или явлений. По признаку происхождения выделяют следую- щие виды представлений: зрительные, слухо- вые, двигательные, осязательные, обоня- тельные, вкусовые и др. Совокупность дан- ных видов представлений создает основу чувственных знаний человека о действитель- ности и о себе самом, которые очень важны для ориентировки в разнообразных жизнен- ных, деловых и других ситуациях, для регу- ляции собственных действий, поступков, а также поведения и действия других людей. По степени обобщенности образов выделяют представления единичные и общие. Единичное представление - это образ любого конкрет- ного предмета, явления, человека. Единич- ные представления помогают познать внешние отличия данного человека, предмета от всех других, относящихся к той же группе. Общее представление - это обобщенный образ предметов определенной группы по внешним сходным признакам. Общие представления позволяют отличать одну группу предметов от другой, даже относящейся к сходной ка- тегории. Поэтому, если, например, человек в спортивном магазине спросит: "Есть ли у вас в продаже мячи?" - ему ответят вопро- сом: "Какие?" Существуют еще разнообразные виды профес- сиональных представлений. Таковы, напри- мер, представления топографические. Они являются мысленными передвижениями по на- меченному маршруту, повторением "про себя" реального пути. Топографические представ- ления имеют важное значение в работе гео- логов, разведчиков, проводников в горы, спортивном ориентировании и др. Любое представление - зрительное, слухо- вое, обонятельное, осязательное и т.д. - имеет определенное содержание. Им является бесконечное разнообразие особенностей тех предметов и явлений, которые были отражены в образах ощущений и восприятии. Имеет оп- ределенное содержание и представление дви- жений, особенно в силовом гипнозе, когда возникает необходимость навязать гипнотику идеомоторный образ движения, например, как это сделала Олеся в романе А. Куприна. Представление движений - это образы поло- жения и движений во времени и пространстве собственного тела и отдельных его частей или положений и движений других людей. Так характеризуется представление движений в самом общем виде. Более конкретно предс- тавление движений - это прежде всего образ типа двигательных действий: локомоторных, прыжковых, ударных и др. Умение "формиро- вать" движения - основа силового гипноза. В образе фигурируют и другие признаки, от- носящиеся к характеру движения: прямоли- нейное или криволинейное, равномерное, ус- коренное, вращательное и др. В образе содержатся также пространственные (направление, амплитуда), временные (быст- рота, длительность, одновременность, пос- ледовательность) и силовые (напряжение, расслабление) признаки движений. Все это - очень важные содержательные ха- рактеристики движений и двигательных дейс- твий, так как регуляция двигательной дея- тельности человека и заключается в управ- лении им самим собственными движениями и действиями по параметрам пространства, времени и интенсивности усилий, по их сог- ласованности. Идеомоторное слияние с гип- нотиком позволяет выполнить силовое навя- зывание движения. Представления движения имеют одну особен- ность, которой нет у других видов предс- тавлений. Ее кратко, но выразительно оха- рактеризовал И. П. Павлов: "Давно было за- мечено и научно доказано, что раз вы дума- ете об определенном движении... вы его не- вольно, этого не замечая, производите". Такого рода реакции, возникающие при представлении, т. е. идее движения, назы- ваются идеомоторными реакциями или актами. Они незаметны для глаза, их может даже не ощущать сам представляющий движение гипно- тизер, но они объективно регистрируются тонкими электрофизиологическими приборами. При представлении движений возникают не только идеомоторные (т. е. мышечно-двига- тельные, но и идеовегетативные реакции: учащение пульса, дыхания и др. Они анало- гичны тем, которые имеют место при реаль- ном движении. Они тоже минимальны по ин- тенсивности, но тоже регистрируются объек- тивно. Механизм идеомоторных и идеовегетативных реакций - условнорефлекторный. Однако воз- буждение при этом возникает центрально, т. е. непосредственно в клетках мозгового от- дела двигательного анализатора. Это зна- чит, что передача идеомоторного движения происходит автоматически и бессознательно для обоих - и гипнотизера, и гипнотика. Главный секрет силового гипноза - это уме- ние "проигрывать" представления и образы в себе. Программирующая функция идеомоторных обра- зов и представлений выражается в том, что представление для человека выступает в ка- честве идеального, т. е. возникающего в сознании, образа того реального действия, которым он должен овладеть, или того ре- зультата, которого он должен достигнуть. Нужно иметь в виду, что процесс формирова- ния представления как программы действий и поведения гипнотика нелегкий и требует длительных тренировок и развитого вообра- жения у самого гипнотизера. Когда обучали меня самого этому искусству, то требовали от меня, чтобы я буквально перевоплощался в того, на кого хочу действовать. Итак, основное звено системы програм- ма-представление. В ней заложено все необ- ходимое о выполнении, скажем, какого-то конкретного действия. Далее идут звенья контроля (самоконтроля), оценки (самооцен- ки) хода выполнения действия, а если необ- ходимо, то и его коррекция. Контроль и оценка производятся путем сли- чения реального выполнения действия гипно- тиком с представлением-программой на осно- ве обратной информации. Ее дают, главным образом, мышечно-двигательные ощущения и восприятия. Они получают либо положитель- ную оценку, и действие продолжается, либо оценку корригирующую, тогда в них вносят необходимые поправки по ходу выполнения действия, если это возможно. В регулирую- щей функции представления движений важную роль играют идеомоторные реакции. Они нап- равлены на коррекцию допущенных ошибок и на совершенствование техники выполнения действия. Но все это уже после его завер- шения. Первый научный опыт по отработке техники наведения силового движения на жи- вотных и человека выполнили В. Дуров и В. Бехтерев, поэтому посоветую прочитать кни- гу В. Бехтерева "Гипноз. Внушение. Телепа- тия". Практику идеомоторного образного воздейс- твия на животных и человека я приведу на примере рассказа авторитетного ученого - В. Бехтерева: "Передача мыслей на расстоянии от человека к человеку, называемая телепатией, берет начало от спиритов, которые после выясне- ния вопроса о так называемом чтении мыслей при посредстве осязания, открытом впервые Брауном, стали доказывать возможность пе- редачи мыслей при отсутствии соприкоснове- ния двух лиц. С точки зрения спиритов, де- ло идет о существовании особой силы, или "духа", благодаря которой человек может вступать в сношения через расстояние, и притом непосредственно, т. е. без участия своих воспринимающих органов, с психичес- ким миром другого человека и даже с духами умерших людей. Для людей науки гипотеза в таком виде не может быть признана приемлемой, ибо прежде всего ни существование особой силы, ни су- ществование духов умерших людей не было доказано, а самые опыты не представлялись убедительными. С точки зрения чистого знания, гипотеза может быть приемлемой дня выяснения дока- зательств лишь в той ее части, которая ка- сается непосредственного или так называе- мого "мысленного" воздействия на расстоя- нии одного лица на другое или вообще со стороны человека по отношению к другому живому существу. Но в таком виде эта гипотеза перестает быть спиритическою и по существу, и в от- ношении своего происхождения, ибо она не- сомненно существовала в умах людей вне связи с учением спиритов и, между прочим, была картинно выявлена в некоторых из ли- тературных произведений. По учению спиритов особой способностью воспринимать и передавать мысли через расстояние обладают будто бы главным обра- зом исключительные по своим качествам лю- ди, называемые медиумами. Они могут вхо- дить в особое психическое состояние, из- вестное под названием транса, в котором они и проявляют вышеозначенную способ- ность. Но эта "сила" не составляет исклю- чительной принадлежности медиумов. Она дремлет и в других людях, ибо медиумы в состоянии возбуждать эту способность в других людях и действовать на эту способ- ность усиливающим образом. В этих суждениях нас могут интересовать, однако, не медиумы с их сверхъестественны- ми явлениями в периоды транса, а сама ги- потеза непосредственной передачи мысли от одного человека к другому человеку или ка- кому-либо живому существу. Интригуя ученый мир своими уверениями и пользуясь ненауч- ными приемами для доказательства своих за- явлений, спириты возбудили так или иначе интерес и со стороны научного мира к воп- росу о непосредственной передаче мыслей. Мы видим, что целый ряд ученых, включая математиков, физиков, физиологов, психоло- гов, невропатологов и психиатров, между которыми мы назовем Цельнера, Крукса, Фе- ре, Грассе, Ш. Рише, П. Жане, Фореля, Моп- ля, Фогта, Флюрнуа, Бутлерова, Вагне- ра-старшего и некоторых других, стал таким образом в число лиц, стремившихся выяснить означенный вопрос с научной точки зрения. Исходным и в то же время центральным пунк- том этих исследований явились опыты с от- гадыванием задуманных предметов или, точ- нее, их местонахождения или с выполнением того или другого задуманного действия, например: взять какой-либо тон на музы- кальном инструменте, сделать то или другое движение и т.п. При этом выяснилось, что такое отгадывание, если и может быть осу- ществлено, то эта способность обнаруживае- тся обыкновенно в особом состоянии челове- ка,которое принято называть гипнотическим, ибо и так называемый транс спиритов должен быть понимаем как состояние гипнотическое, или гипноидное. В чем же тут дело? Есть основание полагать, что в обыкновен- ном, т. е. в бодрственном, состоянии чело- век беспрерывно проявляет процесс активно- го сосредоточения, которое возбуждается под влиянием тех или других внешних впе- чатлений, благодаря чему соотносительная деятельность человека находится в постоян- ном напряжении, а это в значительной сте- пени мешает непосредственному воздействию одного человека на другого. При всем том такое непосредственное воз- действие, по-видимому, не исключено и у человека, находящегося в бодрственном сос- тоянии, но проявляется лишь в исключитель- ных случаях, как показывают примеры воз- действия первого впечатления или случаи так называемого ясновидения у некоторых лиц нервного темперамента, но все это тре- бует еще специальных исследований. Особен- но ценно произвести всестороннее и систе- матическое исследование в этом направлении над теми из нервных лиц, которые сами над собой замечают способность ясновидения. Такие исследования уже и производились, напр., и др., у нас - доктором Ховриным, Жуком и др., но эти исследования пока не привели еще к вполне убедительным резуль- татам. Факты, которыми в настоящее время обладает наука, показывают, что отгадывание мыслей, или ясновидение, основано на чрезвычайно повышенной восприимчивости отдельных лиц, которые так или иначе распознают задуман- ное другими. В этом смысле повышенная восприимчивость, доказываемая для гипноти- ческого состояния, поясняет нам, почему отгадывание мыслей происходит обычно в состоянии гипноза, хотя бы и неполного, а если дело идет о профессиональных отгадчи- ках мысли, то замечено, что они себя вво- дят самопроизвольно в состояние, которое можно назвать полугипнотическим, или даже в состояние автогипноза, каковое мы имеем в виде транса у медиумов. Если люди, в бодрственном состоянии осо- бенно восприимчивые и могущие легко осво- бодиться от состояния активного сосредото- чения по отношению к внешним впечатлениям, как это мы наблюдаем, напр. у лиц, легко внушаемых в бодрственном состоянии, спо- собны иногда к отгадыванию мыслей, то в этом случае способ этого отгадывания сво- дится будто бы к восприниманию неуловимых другими двигательных импульсов, производи- мых невольно индуктором при напряжении сосредоточения на определенном предмете, как допускают многие авторы. Этими незаме- чаемыми двигательными импульсами, между прочим, объясняются и известные опыты со столо - и блюдоверчением. Имевшиеся ранее в круге моих наблюдений случаи, о чем я упоминаю в книге "Гипноз, внушение и психотерапия", говорят в пользу такого же объяснения. Но все же этот воп- рос нельзя считать окончательно выяснен- ным, и не исключена возможность в таких случаях непосредственной передачи нервной или мозговой энергии от одного человека другому. Но если опыты так называемого мысленного внушения у людей до сих пор не привели к положительному решению вопроса, по крайней мере в такой степени, чтобы в пользу пос- леднего способа передачи были приведены для непредубежденных людей вполне убеди- тельные доказательства, и к тому же имею- щаяся литература по этому вопросу, полная разнообразных сведений, несмотря на их ка- жущуюся значительность, не дает возможнос- ти осуществить соответствующую проверку, то спрашивается, не разрешима ли эта зада- ча с помощью эксперимента на животных? Возможность использования в этом отношении животных мне представляется тем более осу- ществимой, что, как известно, они легко поддаются гипнозу, и мне самому неоднок- ратно приходилось гипнотизировать с лег- костью ящериц, свинок и кур на лекциях пе- ред студентами. Как известно, даже дикие звери простым упорным взглядом могут быть в такой мере укрощаемы, что они, опуская взор, с опущенным хвостом отходят от чело- века. К тому же животные, напр. собаки, могут быть легко приучаемы путем дрессировки к беспрекословному повиновению, а это усло- вие весьма благоприятно для постановки та- кого рода опытов. Наконец, дело идет в этом случае о гипоте- зе, прилагаемой к объяснению фактов, уста- навливаемых в опытах над краллевскими ло- шадьми, сам же д-р Котик таких опытов не производил и в проверке их не участвовал, а между тем это обстоятельство имеет су- щественное значение в отношении оценки са- мих опытов. Вот почему по отношению к обоснованию ги- потезы д-ра Котика, которую он подробно развивает в предисловии к книге "Мыслящие животные", возникает вполне естественный скептицизм. Тем не менее к этой гипотезе приходится отнестись совершенно безотноси- тельно к каким-либо другим фактам и рас- сматривать ее с точки зрения большей или меньшей обоснованности в отношении объяс- нения загадочных явлений, обнаруживаемых при опытах с краллевскими лошадьми. А меж- ду тем, как известно, по отношению к крал- левским лошадям, точнее говоря, к объясне- нию делаемых ими сложных математических вычислений, включая извлечение кубических и квадратных корней из больших цифр и са- мостоятельные высказывания, доказывающие логическое мышление животных, создавались разного рода гипотезы. Из них главными, если откинуть скептические взгляды по от- ношению к самим фактам, устанавливаемым исследованиями, являются следующие: 1) наличность действительных способностей, как-то и допускает сам Кралль, с которым не без оговорок соглашается Claparede; 2) гипотеза непроизвольных знаков, которых придерживается Пфунгст; 3) телепатическая гипотеза о мысленном внушении, которую развивает д-р Котик. Однако Claparede, наблюдавший сам опыты с краллевскими лошадьми, имел в виду эту последнюю гипотезу и тем не менее высказы- вается против нее, как и против теории непроизвольных знаков, прежде всего вследствие того, что нам неизвестно, су- ществует ли вообще телепатия. А затем, по заявлению Claparede'а, допустив даже пере- дачу мысли, нужно было бы еще выяснить, что именно передается - цифры или слова. Последнее предполагает ведь наличность у лошади того именно разума, для устранения которого прибегают к гипотезе телепатии. Или мы допустим, что передается лишь при- казание прекратить отстукивание ногой. Но каким образом лошадь понимает это приказа- ние? Д-р Катик принял это возражение к сведе- нию, но оспаривает главным образом довод относительно неизвестности телепатии, тог- да как имеющиеся наблюдения, по его мне- нию, говорят, самое большее, о спорности или недоказанности передачи мыслей на расстоянии, и в свою очередь упрекает Cla- parede'а за "огромный скачок в неизвест- ное, отдавая предпочтение той гипотезе, которая противоречит теории эволюции видов и наделяет лошадей способностью совершать сложные умственные операции и объясняться путем знаков на человеческом языке". Надо, однако, заметить, что оба автора не признают заявленную каждым из них гипотезу за окончательную и, очевидно, высказывают ее в виде только возможности, ничуть не более. Так, в заключение предлагаемой те- лепатической гипотезы д-р Котик говорит: "Не знаю, удовлетворятся ли нашим толкова- нием читатели, но когда нам предстоит вы- бор между двумя гипотезами, одна из кото- рых старается объяснить все факты переда- чей психомоторной энергии, существование которой и передача на расстоянии доказаны во многих случаях, а другая гипотеза наде- ляет лошадей почти человеческим разумом и способностью логически мыслить, то уже од- на необычайность второй гипотезы, опроки- дывающей все наши представления и противо- речащей всему нашему опыту и всем нашим научным наблюдениям над животными, должна заставить нас отдать предпочтение первой гипотезе, на стороне которой и большая простота, и, мне кажется, большая обосно- ванность. Но во всяком случае, я далек от того, чтобы считать вопрос в этом смысле разъясненным; наоборот, я вновь повторяю все высказанные мною вначале соображения, не позволяющие принципиально отрицать воз- можность разума и самостоятельного мышле- ния животных, и я готов буду всецело примкнуть к точке зрения автора, если фак- ты заставят меня это сделать". Другой автор не менее определенно, закон- чив изложение своей гипотезы, заявляет: "Но к чему продолжать эти рассуждения, и без того уже затянувшиеся; ясно, что все то, что нам известно о психологии живот- ных, не позволяет допускать наличность настоящей умственной деятельности у лоша- дей Кралля, но в то же время ничего реши- тельно не говорит против подобной возмож- ности". И далее: "Я охотно признаю, что в данном случае сила доказательств не соот- ветствует необычайности фактов. Эти дока- зательства до сих пор, к сожалению, опира- ются лишь на субъективную оценку наблюда- теля" (там же, с. 225). С моей точки зрения, ни та, ни другая ги- потеза не применима к краллевским лошадям, ибо они не могут объяснить всех фактов, да и по другим соображениям не могут быть признаны достаточно обоснованными. Не нуж- но ни человеческого разума у лошадей, ни мысленного внушения, производимого нижним, а не верхним сознанием или подсознанием. Достаточно их так, как они даны. Самоуп- ражнение ведется по методу, который мы применяем для других целей в нашей лабора- тории, в форме воспитания двигательных со- четательных рефлексов у собак. Разница лишь в том, что в наших опытах поднятие ноги у собаки вызывается электрическим раздражением, возбуждающим обыкновенный оборонительный рефлекс. У краллевских лошадей дело идет о поднятии ноги, но самое движение по характеру то же самое. Это-то движение в наших опытах с собакой связывается с тем или другим внеш- ним раздражением, а в опытах над краллевс- кими лошадьми - с азбукой, с цифрами и оп- ределенными формами цифровых соотношений. При достаточном упражнении и вырабатывает- ся, точнее - воспитывается, сочетательный рефлекс на буквы, цифры и цифровые соотно- шения, будь эти последние выражены в форме арифметического сложения, в форме корней или возведения в степень. Дело не в дейс- твии, а в той или иной форме знака, с ко- торым связывается определенное действие после достаточного упражнения. С точки зрения рефлексологической, дело идет о развитии сочетательного двигатель- ного рефлекса на данные знаки, и только. С точки зрения субъективистов, здесь может быть речь только о хорошем развитии двига- тельной памяти у лошадей, у которых она действительно является прекрасной и по другим повседневным наблюдениям. Между прочим, в статье С1араrede'а приводится указание de Маdау, состоящее в том, что лошади, совершавшие в одной угольной шахте 30 туров, после 30-го тура (но никогда не раньше) сами оставляли работу и направля- лись в конюшню. По Маdау, здесь не было счета в буквальном смысле, а происходил бессознательный счет, или, скажем словами рефлексологии, у лошадей воспитался опре- деленный сочетательный двигательный реф- лекс, произошла, если угодно, определенная двигательная установка. Если мы примем во внимание, что ноги в жизни лошади, можно сказать, все, ибо они обеспечивают ей в диком состоянии спасение путем бегства от врагов и в то же время являются главным органом нападения при посредстве удара ко- пытом,то можно не удивляться тому,что вос- питание сочетательных двигательных рефлек- сов, или двигательная установка, у лошади должно быть развито в совершенстве и, ве- роятно, даже лучше, чем у человека. Дело в том, что человек превосходит лошадь своим интеллектом, а не точностью двига- тельных рефлексов, ибо интеллект предпола- гает способность оперирования числами для получения определенных математических вы- водов, а не самим даже счетом, который достигается в конце концов или, по крайней мере, может быть достигнут механической выучкой. Став на эту точку зрения, мы не будем становиться в тупик перед наблюдени- ями над краллевскими лошадьми, но и не бу- дем переоценивать самые факты. Скажем просто: в опытах Кралля над лошадьми, так поражавших сторонних наблюдателей, нет ни разума, ни телепатии, и в этом вся суть. (Не следует забывать, что и самосчисление, т. е. усвоение и совершенное пользование методом счисления, само по себе еще не го- ворит о способностях или разуме, ибо из- вестны замечательные счетчики, напр. Ино- ди, Флери и др., которые, однако. Ничем себя не проявили в качестве математиков, тогда как Пуанкаре, знаменитый математик, как он сам заявляет, не способен провести простое сложение без ошибки.) Но мы далеко уклонились от главной темы нашего доклада. Если мы заговорили о крал- левских лошадях, то с исключительной целью осветить этот вопрос с точки зрения отно- шения его к мысленному внушению, а так как весь ход рассуждений нас приводит к выво- ду, что в этом случае мы не имеем ничего относящегося к мысленному внушению, то этим самым мы исчерпали нашу экскурсию в краллевские конюшни. Как бы то ни было, вопрос о непосредствен- ном, бессловесном, или так называемом мыс- ленном, воздействии на животных заслужива- ет особого внимания, и я долгое время ис- кал случая подвергнуть этот вопрос выясне- нию с помощью соответствующих эксперимен- тов. Случай к этому мне представился нес- колько лет тому назад, незадолго до вели- кой войны, и вот по какому поводу. Совершенно случайно после долгих лет со- вершенного индифферентизма к цирковым представлениям я посетил цирк "Модерн" на Петроградской стороне. Оказалось, что на- ряду с другими представлениями в этот ве- чер показывал публике своих дрессированных животных В. Дуров. Им демонстрировалось небольшое животное свиной породы, которое под взглядом Д. засыпало и по его же вну- шению начинало жевать и продолжало жевать столько времени, сколько ему внушалось. Далее была представлена большая собака из породы сенбернаров, которая считала до 9. Собака по имени Лорд оказалась очень спо- койной и солидной по своему нраву. Обста- новка демонстрации заключалась в следую- щем: Дуров предлагает кому-нибудь из пуб- лики писать любые слагаемые, с тем чтобы цифра их не превышала 9, ибо, по его заяв- лению, его Лорд не умеет правильно считать свыше 9. Два или три слагаемых пишутся кем-либо на бумаге или грифельной доске, что показывается Дурову, который при этом стоит к собаке спиной. После этого собака по внушению Дурова тотчас же начинает лаем отмечать сумму слагаемых. Опыты производи- лись много раз и всегда имели полный ус- пех: собака мерно, точно и громко отлаива- ла сумму слагаемых. Не было сомнения, что собака в пределах задания выполняла свою роль безупречно.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября