ZX-News
#47
02 апреля 1999 |
|
Мнение - О состоянии отечественного журналостроения: иллюзия под названием журнал.
╔═───────────────════════───────────────═╗ │ Мнение │ ╚═──────────══════════════════──────────═╝ Представляем статью о состоянии отечест- венного журналостроения. Затронутая тема дотаточно серьезная и интересная, но чтобы кто-нибудь не подумал, что она печатается из-за отсутствия материалов, мы специально помещаем ее в объемный номер ZX-News. :) Свои мнения и отзывы присылайте в редак- цию, мы их с удовольствием опубликуем (при наличии пометки о предназначении письма в печать) на страницах этой рубрики. __________________________________________ (C) 1999 by JEDI Provocative -= Об иллюзии под названием "журнал" =- Начнем с понятий. Что представляет собой журнал? Это нечто из рода изданий, появля- ющееся п е р и о д и ч н о, т.е. с устой- чивым графиком выхода номеров. Все ос- тальное, что не подходит под это опре- деление - не журналы, а с б о р н и к и материалов под серийным названием. Чем же отличается содержание сборника или, другими словами, альманаха от журна- ла? Тем, что в нем помещаются "холодные" материалы вроде популяризации программиро- вания, руководства по исследованию кодов, описания сложных игр и т.п. - т.е. капи- тальные справочные статьи. В журнале же публикуются "горячие" статьи, освещающие жизнь общества, в котором он выходит. Это в первую очередь (ведь содержание адре- совано рядовому пользователю) публикация "проходилок" новых интересных игр, широкий обзор новинок софта - заметьте, таких ста- тей должно быть не меньше 60-70% от общего объема материалов; рассказывается о разных проектах и т.д. И, что по важности стоит на втором месте после игровых статей, - активная переписка и сотрудничество с чи- тателями. Попробуем разобраться, почему нынешние издания висят на волоске от смерти. Как Вы уже наверное догадались, в первую очередь потому, что на самом деле русско- язычных электронных журналов в истинном значении этого слова н е т - есть лишь альманахи под каким-нибудь серийным назва- нием. Это главная причина непопулярности (а значит, и малоприбыльности) наших жур- налов. Кстати, насчет цены: читатель пла- тит 50% стоимости журнала именно за его регулярность выхода. С какой стати ему выкладывать деньги на сомнительный сбор- ник, который ничем не поддерживает его (читателя) мир интересов? А сейчас "прoeдемся" по содержанию сов- ременных журналов с целью выяснить их просчеты и подсказать верный вариант тема- тики статей. Из игрового раздела максимум, что способны выжать наши издания - это публикация одного-двух описаний игр (за- частую на низком уровне), пару новелл, то- же низкосортных, кстати, настояшая компью- терная новелла является не фантазией игро- ка, а довольно сложной статьей, где в ху- дожественной форме предподносятся последо- вательные игровые действия и дается спра- вочная информация вроде карты, паролей и т.п. Обзор новинок софта помещается далеко не в каждом номере, а если и публикуется, то на газетном уровне. Почему? А знаете, ч т о такое журнальный обзор ПО? Это в первую очередь награждение той или иной программы специальным фирменным значком журнала, соответствующим уровню оной. Та- кого в наших изданиях и в помине не было. Дальше системный раздел - это единственный материал в наших журналах, который всегда на высоком уровне. Так сказать, ложка меда в бочке дегтя. Затем снова следуют статьи, публикуемые под разделом вроде "разное", в которых стравливают различные компьютеры, мудрствуют о теоритических проблемах и т. п. - в общем, то, чем авторы журнала за- полняют свободное место. Кстати, принципи- альный читатель из-за этого неуважения мо- жет даже отказаться от покупки! Перейдем к Главной Проблеме наших изда- ний, о которой редакторы не устают кри- чать: нет активности среди читателей, нет корреспондентов - а значит, отсутствие пи- сем, т. е. той связи, через которую журнал может общаться с читателями и полу- чать 50% материалов. Разумеется, они обви- няют в этом кого угодно, но только не се- бя. А между тем, главный закон предприни- мателя таков: ВСЕГДА нужно начинать с се- бя, даже если кто-то не прав - переубеди его не словами, а делами. Но вернемся к к проблеме, а точнее - к ее устранению. Итак, проблема "А": нет писем. А зачем читателю писать в журнал, не зная, когда, через месяц или год, будет новый номер? Если он вообще выйдет... Проблема "Б": нет материалов от читателей. Во-первых, см. выше, а во-вторых, где гонорары? По- чему некоторые журналы вознаграждают за статьи бесплатным номером, а не деньгами (хотя бы 1-1.5$ за статью)? Вот две основ- ные причины отсутствия корреспонденции. В числе других можно назвать и отсутствие ответа на каждое письмо (естественно, в случае почтового, при наличии обратного конверта), и нежелание самим начать пере- писку с творческими группами. Подведем итог. Каким должен быть спект- румовский журнал и как нужно проводить его политику? Вот приблизительная страте- гия создателей нового журнал. 1) Строго следовать намеченному графику выходов новых номеров и честно оповестить в рекламной кампании, сколько будет выпус- ков в год. 2) Журнал должны издавать либо трейдеры, либо те, кто имеет широкие связи с твор- ческим миром и могут на начальных порах вложить некоторую сумму денег на оплату качественных статей. 3) В редакции должны быть известные спек- трумовскому обществу люди, которые могли бы от имени создаваемого журнала начать активную переписку с потенциальными авто- рами статей. 4) Иметь доступ к большому кол-ву компь- ютерных сетей, вот необходимый минимум: Internet, FidoNet, ZXNet. Иметь почтовый адрес и телефон, куда мог бы обратиться рядовой читатель. 5) Статей на игровую тематику должно быть не меньше пятидесяти процентов от общего объема. Идеальный вариант содержания: 50% - игры, 10% - системки, 15% - программиро- вание, 5% - железо. Остальное - письма, интервью, реклама. 6) Иметь гибкую систему гонораров. Это есть шесть основных принципов. При невыполнении хотя бы одного из них ру- шится вся система. Большинство из этих законов соблюдал только Spectrofon - ре- зультат очевиден даже при воплощении не- некоторых из них: огромная популярноть у читателей и наибольшее кол-во номеров из всех русскоязычных электронных журналов. Сегодня сложилась интересная ситуация: те спектрумисты, которые имеют талант "пи- сателей", реализуют себя в бесплатных эл- ектронных газетах. Из-за отсутствия мате- риальной поддержки эти газеты входят не- периодично, ввиду чего они недостаточно освещают мир Спектрума. Поэтому бесплатная пресса должна стремиться, как это ни труд- но, к периодичности, дабы обрести живую нить, связывающую собратьев по увлечению. __________________________________ ───══════════════════───
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября