|
Micro
#27
24 февраля 2000 |
|
Эстрадный гипноз - Учебник: Гипноз на Сцене (часть вторая).

┌────────────────┐
│ В. М. КАНДЫБА │
│ │
│ЭСТРАДНЫЙ ГИПНОЗ│
└────────────────┘
Продолжение. Начало в номере 26.
А теперь чуть подробнее о психофизиологи-
ческих механизмах гипногенного контакта,
то есть контакта, порождающего гипнотичес-
кое состояние.
Языком правого полушария мозга, на которое
в основном идет воздействие при наведении
эмоционального гипноза, являются образы
(представления) и эмоции.
Так как специалист по эстрадному гипнозу
должен научиться психотехнике эмоциональ-
ного гипноза, то первое, что надо научить-
ся делать, - это уметь формировать как у
себя, так и у гипнотика как можно более
яркие внушаемые картины и образы, причем
искренне и максимально сильной эмоции, по-
этому многие, кто пытался овладеть техни-
кой древнерусской магии, не смогли этого
сделать именно потому, что не знали энер-
гетического секрета навязывания образа, а
им является сильнейшая эмоция. И хотя мно-
гие исследователи знали, что телепатичес-
кая передача образов в жизни спонтанно
наблюдается только в критические моменты,
например в момент смерти, убийства, пожара
и т.д., но никто из тех, кто не знает
Русские Веды, не смог самостоятельно доду-
маться до нужной психотехники и необходи-
мых условий передачи и силового навязыва-
ния образа. Очень близки к разгадке вели-
кого секрета были исследователи в XX веке,
когда впервые серьезно столкнулись с нас-
тоящим человеком, который единственный мог
демонстрировать этот вид человеческой спо-
собности, - с Нинель Сергеевной Кулагиной.
Но ни один исследователь ничего не понял,
хотя четко видел, что все феномены выпол-
нялись в момент нечеловеческого эмоцио-
нального напряжения, когда пульс достигал
250 ударов в минуту, как у штангиста в мо-
мент установления мирового рекорда.
Итак, для овладения техникой силового или
эмоционального гипноза вначале надо овла-
деть искусством формирования образов и
эмоций. Начнем с образов или представле-
ний.
Представления - это образы людей, предме-
тов, явлений, звуков, движений и др., воз-
никающие в сознании тогда, когда сами лю-
ди, предметы, явления, звуки, движения и
др. непосредственно не действуют на органы
чувств.
Представления называют вторичными образа-
ми, хранящимися в памяти. Первичными явля-
ются образы ощущений и восприятия.
По сравнению с ощущениями и восприятиями
представления бледны, неустойчивы, фраг-
ментарны, т.с. отрывочны. Это действитель-
но так, если рассматривать представления
вне связи с деятельностью и значимостью их
для человека. В одном исследовании, напри-
мер, ученика 9-го класса допросили предс-
тавить себе и устно описать портрет своего
классного руководителя. Он сказал: "Невы-
сокого роста. Лицо удлиненное. Глаза голу-
бые... нет, серо-голубые. Блондин, волосы
гладкие. Большой рот. Говорит громко". По-
молчав, добавил: "Смутно помню, но точно
сказать не могу, стараюсь вспомнить, но
губы как-то ускользают - то вроде вижу их,
то они расплываются".
Однако образы представлений могут быть и
устойчивыми, и яркими, и целостными. Это
зависит, во-первых, от значения представ-
ления в структуре конкретных действий и
деятельности человека, во-вторых, от зада-
чи, которая стоит перед действующим лицом.
Очень отчетливо это установлено в психоло-
гии спорта. На соревнованиях все выдающие-
ся гимнасты перед каждым видом многоборья
выполняют всю комбинацию "мысленно", т. е.
в представлении. При этом образы конкрет-
ных движений, элементов, их связок всегда
ярки, отчетливы, устойчивы, целостны.
Еще К. Д. Ушинский - великий русский педа-
гог - писал: "Ясное представление движения
во всех его подробностях вызывает такое же
отчетливое выполнение". Это положение с
полным основанием может быть распростране-
но на другие виды представлений: зритель-
ные, слуховые, обонятельные, вкусовые,
осязательные.
Представления - чувственные образы дейс-
твительности, но они пронизаны мыслитель-
ными процессами. В исследованиях показано,
что в представлении о сальто у гимнастов -
мастеров спорта было 60,9% чувственный
компонентов и 63,6% речемыслительных. Это
значит, что образы представлений, как и
образы восприятий, являются осмысленными.
Представления - обобщенные образы предме-
тов и явлений действительности. Обычно
один и тот же предмет или сходные с ним
предметы воспринимаются множество раз. В
результате обобщаются и лучше запечатлева-
ются наиболее бросающиеся в глаза по вели-
чине, форме, цвету и другим признакам эле-
менты предмета или предметов, а также
свойства, наиболее важные для выполнения
действий с предметом. Обобщение в предс-
тавлениях ограничивается общностью ка-
ких-то внешних признаков, относящихся к
определенной группе, будь то предметы тех-
ники, мебели, эстрадного инвентаря и т.д.
Поскольку представления характеризуются и
чувственностью, и осмысленностью, они яв-
ляются посредствующим звеном в переходе от
ощущения к мысли.
Представления многообразны. Они дифферен-
цируются по признакам происхождения и сте-
пени обобщенности образа определенной
группы предметов или явлений.
По признаку происхождения выделяют следую-
щие виды представлений: зрительные, слухо-
вые, двигательные, осязательные, обоня-
тельные, вкусовые и др. Совокупность дан-
ных видов представлений создает основу
чувственных знаний человека о действитель-
ности и о себе самом, которые очень важны
для ориентировки в разнообразных жизнен-
ных, деловых и других ситуациях, для регу-
ляции собственных действий, поступков, а
также поведения и действия других людей.
По степени обобщенности образов выделяют
представления единичные и общие. Единичное
представление - это образ любого конкрет-
ного предмета, явления, человека. Единич-
ные представления помогают познать внешние
отличия данного человека, предмета от всех
других, относящихся к той же группе.
Общее представление - это обобщенный образ
предметов определенной группы по внешним
сходным признакам. Общие представления
позволяют отличать одну группу предметов
от другой, даже относящейся к сходной ка-
тегории. Поэтому, если, например, человек
в спортивном магазине спросит: "Есть ли у
вас в продаже мячи?" - ему ответят вопро-
сом: "Какие?"
Существуют еще разнообразные виды профес-
сиональных представлений. Таковы, напри-
мер, представления топографические. Они
являются мысленными передвижениями по на-
меченному маршруту, повторением "про себя"
реального пути. Топографические представ-
ления имеют важное значение в работе гео-
логов, разведчиков, проводников в горы,
спортивном ориентировании и др.
Любое представление - зрительное, слухо-
вое, обонятельное, осязательное и т.д. -
имеет определенное содержание. Им является
бесконечное разнообразие особенностей тех
предметов и явлений, которые были отражены
в образах ощущений и восприятии. Имеет оп-
ределенное содержание и представление дви-
жений, особенно в силовом гипнозе, когда
возникает необходимость навязать гипнотику
идеомоторный образ движения, например, как
это сделала Олеся в романе А. Куприна.
Представление движений - это образы поло-
жения и движений во времени и пространстве
собственного тела и отдельных его частей
или положений и движений других людей. Так
характеризуется представление движений в
самом общем виде. Более конкретно предс-
тавление движений - это прежде всего образ
типа двигательных действий: локомоторных,
прыжковых, ударных и др. Умение "формиро-
вать" движения - основа силового гипноза.
В образе фигурируют и другие признаки, от-
носящиеся к характеру движения: прямоли-
нейное или криволинейное, равномерное, ус-
коренное, вращательное и др.
В образе содержатся также пространственные
(направление, амплитуда), временные (быст-
рота, длительность, одновременность, пос-
ледовательность) и силовые (напряжение,
расслабление) признаки движений.
Все это - очень важные содержательные ха-
рактеристики движений и двигательных дейс-
твий, так как регуляция двигательной дея-
тельности человека и заключается в управ-
лении им самим собственными движениями и
действиями по параметрам пространства,
времени и интенсивности усилий, по их сог-
ласованности. Идеомоторное слияние с гип-
нотиком позволяет выполнить силовое навя-
зывание движения.
Представления движения имеют одну особен-
ность, которой нет у других видов предс-
тавлений. Ее кратко, но выразительно оха-
рактеризовал И. П. Павлов: "Давно было за-
мечено и научно доказано, что раз вы дума-
ете об определенном движении... вы его не-
вольно, этого не замечая, производите".
Такого рода реакции, возникающие при
представлении, т. е. идее движения, назы-
ваются идеомоторными реакциями или актами.
Они незаметны для глаза, их может даже не
ощущать сам представляющий движение гипно-
тизер, но они объективно регистрируются
тонкими электрофизиологическими приборами.
При представлении движений возникают не
только идеомоторные (т. е. мышечно-двига-
тельные, но и идеовегетативные реакции:
учащение пульса, дыхания и др. Они анало-
гичны тем, которые имеют место при реаль-
ном движении. Они тоже минимальны по ин-
тенсивности, но тоже регистрируются объек-
тивно.
Механизм идеомоторных и идеовегетативных
реакций - условнорефлекторный. Однако воз-
буждение при этом возникает центрально, т.
е. непосредственно в клетках мозгового от-
дела двигательного анализатора. Это зна-
чит, что передача идеомоторного движения
происходит автоматически и бессознательно
для обоих - и гипнотизера, и гипнотика.
Главный секрет силового гипноза - это уме-
ние "проигрывать" представления и образы в
себе.
Программирующая функция идеомоторных обра-
зов и представлений выражается в том, что
представление для человека выступает в ка-
честве идеального, т. е. возникающего в
сознании, образа того реального действия,
которым он должен овладеть, или того ре-
зультата, которого он должен достигнуть.
Нужно иметь в виду, что процесс формирова-
ния представления как программы действий и
поведения гипнотика нелегкий и требует
длительных тренировок и развитого вообра-
жения у самого гипнотизера. Когда обучали
меня самого этому искусству, то требовали
от меня, чтобы я буквально перевоплощался
в того, на кого хочу действовать.
Итак, основное звено системы програм-
ма-представление. В ней заложено все необ-
ходимое о выполнении, скажем, какого-то
конкретного действия. Далее идут звенья
контроля (самоконтроля), оценки (самооцен-
ки) хода выполнения действия, а если необ-
ходимо, то и его коррекция.
Контроль и оценка производятся путем сли-
чения реального выполнения действия гипно-
тиком с представлением-программой на осно-
ве обратной информации. Ее дают, главным
образом, мышечно-двигательные ощущения и
восприятия. Они получают либо положитель-
ную оценку, и действие продолжается, либо
оценку корригирующую, тогда в них вносят
необходимые поправки по ходу выполнения
действия, если это возможно. В регулирую-
щей функции представления движений важную
роль играют идеомоторные реакции. Они нап-
равлены на коррекцию допущенных ошибок и
на совершенствование техники выполнения
действия. Но все это уже после его завер-
шения. Первый научный опыт по отработке
техники наведения силового движения на жи-
вотных и человека выполнили В. Дуров и В.
Бехтерев, поэтому посоветую прочитать кни-
гу В. Бехтерева "Гипноз. Внушение. Телепа-
тия".
Практику идеомоторного образного воздейс-
твия на животных и человека я приведу на
примере рассказа авторитетного ученого -
В. Бехтерева:
"Передача мыслей на расстоянии от человека
к человеку, называемая телепатией, берет
начало от спиритов, которые после выясне-
ния вопроса о так называемом чтении мыслей
при посредстве осязания, открытом впервые
Брауном, стали доказывать возможность пе-
редачи мыслей при отсутствии соприкоснове-
ния двух лиц. С точки зрения спиритов, де-
ло идет о существовании особой силы, или
"духа", благодаря которой человек может
вступать в сношения через расстояние, и
притом непосредственно, т. е. без участия
своих воспринимающих органов, с психичес-
ким миром другого человека и даже с духами
умерших людей.
Для людей науки гипотеза в таком виде не
может быть признана приемлемой, ибо прежде
всего ни существование особой силы, ни су-
ществование духов умерших людей не было
доказано, а самые опыты не представлялись
убедительными.
С точки зрения чистого знания, гипотеза
может быть приемлемой дня выяснения дока-
зательств лишь в той ее части, которая ка-
сается непосредственного или так называе-
мого "мысленного" воздействия на расстоя-
нии одного лица на другое или вообще со
стороны человека по отношению к другому
живому существу.
Но в таком виде эта гипотеза перестает
быть спиритическою и по существу, и в от-
ношении своего происхождения, ибо она не-
сомненно существовала в умах людей вне
связи с учением спиритов и, между прочим,
была картинно выявлена в некоторых из ли-
тературных произведений.
По учению спиритов особой способностью
воспринимать и передавать мысли через
расстояние обладают будто бы главным обра-
зом исключительные по своим качествам лю-
ди, называемые медиумами. Они могут вхо-
дить в особое психическое состояние, из-
вестное под названием транса, в котором
они и проявляют вышеозначенную способ-
ность. Но эта "сила" не составляет исклю-
чительной принадлежности медиумов. Она
дремлет и в других людях, ибо медиумы в
состоянии возбуждать эту способность в
других людях и действовать на эту способ-
ность усиливающим образом.
В этих суждениях нас могут интересовать,
однако, не медиумы с их сверхъестественны-
ми явлениями в периоды транса, а сама ги-
потеза непосредственной передачи мысли от
одного человека к другому человеку или ка-
кому-либо живому существу. Интригуя ученый
мир своими уверениями и пользуясь ненауч-
ными приемами для доказательства своих за-
явлений, спириты возбудили так или иначе
интерес и со стороны научного мира к воп-
росу о непосредственной передаче мыслей.
Мы видим, что целый ряд ученых, включая
математиков, физиков, физиологов, психоло-
гов, невропатологов и психиатров, между
которыми мы назовем Цельнера, Крукса, Фе-
ре, Грассе, Ш. Рише, П. Жане, Фореля, Моп-
ля, Фогта, Флюрнуа, Бутлерова, Вагне-
ра-старшего и некоторых других, стал таким
образом в число лиц, стремившихся выяснить
означенный вопрос с научной точки зрения.
Исходным и в то же время центральным пунк-
том этих исследований явились опыты с от-
гадыванием задуманных предметов или, точ-
нее, их местонахождения или с выполнением
того или другого задуманного действия,
например: взять какой-либо тон на музы-
кальном инструменте, сделать то или другое
движение и т.п. При этом выяснилось, что
такое отгадывание, если и может быть осу-
ществлено, то эта способность обнаруживае-
тся обыкновенно в особом состоянии челове-
ка,которое принято называть гипнотическим,
ибо и так называемый транс спиритов должен
быть понимаем как состояние гипнотическое,
или гипноидное.
В чем же тут дело?
Есть основание полагать, что в обыкновен-
ном, т. е. в бодрственном, состоянии чело-
век беспрерывно проявляет процесс активно-
го сосредоточения, которое возбуждается
под влиянием тех или других внешних впе-
чатлений, благодаря чему соотносительная
деятельность человека находится в постоян-
ном напряжении, а это в значительной сте-
пени мешает непосредственному воздействию
одного человека на другого.
При всем том такое непосредственное воз-
действие, по-видимому, не исключено и у
человека, находящегося в бодрственном сос-
тоянии, но проявляется лишь в исключитель-
ных случаях, как показывают примеры воз-
действия первого впечатления или случаи
так называемого ясновидения у некоторых
лиц нервного темперамента, но все это тре-
бует еще специальных исследований. Особен-
но ценно произвести всестороннее и систе-
матическое исследование в этом направлении
над теми из нервных лиц, которые сами над
собой замечают способность ясновидения.
Такие исследования уже и производились,
напр., и др., у нас - доктором Ховриным,
Жуком и др., но эти исследования пока не
привели еще к вполне убедительным резуль-
татам.
Факты, которыми в настоящее время обладает
наука, показывают, что отгадывание мыслей,
или ясновидение, основано на чрезвычайно
повышенной восприимчивости отдельных лиц,
которые так или иначе распознают задуман-
ное другими. В этом смысле повышенная
восприимчивость, доказываемая для гипноти-
ческого состояния, поясняет нам, почему
отгадывание мыслей происходит обычно в
состоянии гипноза, хотя бы и неполного, а
если дело идет о профессиональных отгадчи-
ках мысли, то замечено, что они себя вво-
дят самопроизвольно в состояние, которое
можно назвать полугипнотическим, или даже
в состояние автогипноза, каковое мы имеем
в виде транса у медиумов.
Если люди, в бодрственном состоянии осо-
бенно восприимчивые и могущие легко осво-
бодиться от состояния активного сосредото-
чения по отношению к внешним впечатлениям,
как это мы наблюдаем, напр. у лиц, легко
внушаемых в бодрственном состоянии, спо-
собны иногда к отгадыванию мыслей, то в
этом случае способ этого отгадывания сво-
дится будто бы к восприниманию неуловимых
другими двигательных импульсов, производи-
мых невольно индуктором при напряжении
сосредоточения на определенном предмете,
как допускают многие авторы. Этими незаме-
чаемыми двигательными импульсами, между
прочим, объясняются и известные опыты со
столо - и блюдоверчением.
Имевшиеся ранее в круге моих наблюдений
случаи, о чем я упоминаю в книге "Гипноз,
внушение и психотерапия", говорят в пользу
такого же объяснения. Но все же этот воп-
рос нельзя считать окончательно выяснен-
ным, и не исключена возможность в таких
случаях непосредственной передачи нервной
или мозговой энергии от одного человека
другому.
Но если опыты так называемого мысленного
внушения у людей до сих пор не привели к
положительному решению вопроса, по крайней
мере в такой степени, чтобы в пользу пос-
леднего способа передачи были приведены
для непредубежденных людей вполне убеди-
тельные доказательства, и к тому же имею-
щаяся литература по этому вопросу, полная
разнообразных сведений, несмотря на их ка-
жущуюся значительность, не дает возможнос-
ти осуществить соответствующую проверку,
то спрашивается, не разрешима ли эта зада-
ча с помощью эксперимента на животных?
Возможность использования в этом отношении
животных мне представляется тем более осу-
ществимой, что, как известно, они легко
поддаются гипнозу, и мне самому неоднок-
ратно приходилось гипнотизировать с лег-
костью ящериц, свинок и кур на лекциях пе-
ред студентами. Как известно, даже дикие
звери простым упорным взглядом могут быть
в такой мере укрощаемы, что они, опуская
взор, с опущенным хвостом отходят от чело-
века.
К тому же животные, напр. собаки, могут
быть легко приучаемы путем дрессировки к
беспрекословному повиновению, а это усло-
вие весьма благоприятно для постановки та-
кого рода опытов.
Наконец, дело идет в этом случае о гипоте-
зе, прилагаемой к объяснению фактов, уста-
навливаемых в опытах над краллевскими ло-
шадьми, сам же д-р Котик таких опытов не
производил и в проверке их не участвовал,
а между тем это обстоятельство имеет су-
щественное значение в отношении оценки са-
мих опытов.
Вот почему по отношению к обоснованию ги-
потезы д-ра Котика, которую он подробно
развивает в предисловии к книге "Мыслящие
животные", возникает вполне естественный
скептицизм. Тем не менее к этой гипотезе
приходится отнестись совершенно безотноси-
тельно к каким-либо другим фактам и рас-
сматривать ее с точки зрения большей или
меньшей обоснованности в отношении объяс-
нения загадочных явлений, обнаруживаемых
при опытах с краллевскими лошадьми. А меж-
ду тем, как известно, по отношению к крал-
левским лошадям, точнее говоря, к объясне-
нию делаемых ими сложных математических
вычислений, включая извлечение кубических
и квадратных корней из больших цифр и са-
мостоятельные высказывания, доказывающие
логическое мышление животных, создавались
разного рода гипотезы. Из них главными,
если откинуть скептические взгляды по от-
ношению к самим фактам, устанавливаемым
исследованиями, являются следующие:
1) наличность действительных способностей,
как-то и допускает сам Кралль, с которым
не без оговорок соглашается Claparede;
2) гипотеза непроизвольных знаков, которых
придерживается Пфунгст;
3) телепатическая гипотеза о мысленном
внушении, которую развивает д-р Котик.
Однако Claparede, наблюдавший сам опыты с
краллевскими лошадьми, имел в виду эту
последнюю гипотезу и тем не менее высказы-
вается против нее, как и против теории
непроизвольных знаков, прежде всего
вследствие того, что нам неизвестно, су-
ществует ли вообще телепатия. А затем, по
заявлению Claparede'а, допустив даже пере-
дачу мысли, нужно было бы еще выяснить,
что именно передается - цифры или слова.
Последнее предполагает ведь наличность у
лошади того именно разума, для устранения
которого прибегают к гипотезе телепатии.
Или мы допустим, что передается лишь при-
казание прекратить отстукивание ногой. Но
каким образом лошадь понимает это приказа-
ние?
Д-р Катик принял это возражение к сведе-
нию, но оспаривает главным образом довод
относительно неизвестности телепатии, тог-
да как имеющиеся наблюдения, по его мне-
нию, говорят, самое большее, о спорности
или недоказанности передачи мыслей на
расстоянии, и в свою очередь упрекает Cla-
parede'а за "огромный скачок в неизвест-
ное, отдавая предпочтение той гипотезе,
которая противоречит теории эволюции видов
и наделяет лошадей способностью совершать
сложные умственные операции и объясняться
путем знаков на человеческом языке".
Надо, однако, заметить, что оба автора не
признают заявленную каждым из них гипотезу
за окончательную и, очевидно, высказывают
ее в виде только возможности, ничуть не
более. Так, в заключение предлагаемой те-
лепатической гипотезы д-р Котик говорит:
"Не знаю, удовлетворятся ли нашим толкова-
нием читатели, но когда нам предстоит вы-
бор между двумя гипотезами, одна из кото-
рых старается объяснить все факты переда-
чей психомоторной энергии, существование
которой и передача на расстоянии доказаны
во многих случаях, а другая гипотеза наде-
ляет лошадей почти человеческим разумом и
способностью логически мыслить, то уже од-
на необычайность второй гипотезы, опроки-
дывающей все наши представления и противо-
речащей всему нашему опыту и всем нашим
научным наблюдениям над животными, должна
заставить нас отдать предпочтение первой
гипотезе, на стороне которой и большая
простота, и, мне кажется, большая обосно-
ванность. Но во всяком случае, я далек от
того, чтобы считать вопрос в этом смысле
разъясненным; наоборот, я вновь повторяю
все высказанные мною вначале соображения,
не позволяющие принципиально отрицать воз-
можность разума и самостоятельного мышле-
ния животных, и я готов буду всецело
примкнуть к точке зрения автора, если фак-
ты заставят меня это сделать".
Другой автор не менее определенно, закон-
чив изложение своей гипотезы, заявляет:
"Но к чему продолжать эти рассуждения, и
без того уже затянувшиеся; ясно, что все
то, что нам известно о психологии живот-
ных, не позволяет допускать наличность
настоящей умственной деятельности у лоша-
дей Кралля, но в то же время ничего реши-
тельно не говорит против подобной возмож-
ности". И далее: "Я охотно признаю, что в
данном случае сила доказательств не соот-
ветствует необычайности фактов. Эти дока-
зательства до сих пор, к сожалению, опира-
ются лишь на субъективную оценку наблюда-
теля" (там же, с. 225).
С моей точки зрения, ни та, ни другая ги-
потеза не применима к краллевским лошадям,
ибо они не могут объяснить всех фактов, да
и по другим соображениям не могут быть
признаны достаточно обоснованными. Не нуж-
но ни человеческого разума у лошадей, ни
мысленного внушения, производимого нижним,
а не верхним сознанием или подсознанием.
Достаточно их так, как они даны. Самоуп-
ражнение ведется по методу, который мы
применяем для других целей в нашей лабора-
тории, в форме воспитания двигательных со-
четательных рефлексов у собак. Разница
лишь в том, что в наших опытах поднятие
ноги у собаки вызывается электрическим
раздражением, возбуждающим обыкновенный
оборонительный рефлекс.
У краллевских лошадей дело идет о поднятии
ноги, но самое движение по характеру то же
самое. Это-то движение в наших опытах с
собакой связывается с тем или другим внеш-
ним раздражением, а в опытах над краллевс-
кими лошадьми - с азбукой, с цифрами и оп-
ределенными формами цифровых соотношений.
При достаточном упражнении и вырабатывает-
ся, точнее - воспитывается, сочетательный
рефлекс на буквы, цифры и цифровые соотно-
шения, будь эти последние выражены в форме
арифметического сложения, в форме корней
или возведения в степень. Дело не в дейс-
твии, а в той или иной форме знака, с ко-
торым связывается определенное действие
после достаточного упражнения.
С точки зрения рефлексологической, дело
идет о развитии сочетательного двигатель-
ного рефлекса на данные знаки, и только. С
точки зрения субъективистов, здесь может
быть речь только о хорошем развитии двига-
тельной памяти у лошадей, у которых она
действительно является прекрасной и по
другим повседневным наблюдениям. Между
прочим, в статье С1араrede'а приводится
указание de Маdау, состоящее в том, что
лошади, совершавшие в одной угольной шахте
30 туров, после 30-го тура (но никогда не
раньше) сами оставляли работу и направля-
лись в конюшню. По Маdау, здесь не было
счета в буквальном смысле, а происходил
бессознательный счет, или, скажем словами
рефлексологии, у лошадей воспитался опре-
деленный сочетательный двигательный реф-
лекс, произошла, если угодно, определенная
двигательная установка. Если мы примем во
внимание, что ноги в жизни лошади, можно
сказать, все, ибо они обеспечивают ей в
диком состоянии спасение путем бегства от
врагов и в то же время являются главным
органом нападения при посредстве удара ко-
пытом,то можно не удивляться тому,что вос-
питание сочетательных двигательных рефлек-
сов, или двигательная установка, у лошади
должно быть развито в совершенстве и, ве-
роятно, даже лучше, чем у человека.
Дело в том, что человек превосходит лошадь
своим интеллектом, а не точностью двига-
тельных рефлексов, ибо интеллект предпола-
гает способность оперирования числами для
получения определенных математических вы-
водов, а не самим даже счетом, который
достигается в конце концов или, по крайней
мере, может быть достигнут механической
выучкой. Став на эту точку зрения, мы не
будем становиться в тупик перед наблюдени-
ями над краллевскими лошадьми, но и не бу-
дем переоценивать самые факты. Скажем
просто: в опытах Кралля над лошадьми, так
поражавших сторонних наблюдателей, нет ни
разума, ни телепатии, и в этом вся суть.
(Не следует забывать, что и самосчисление,
т. е. усвоение и совершенное пользование
методом счисления, само по себе еще не го-
ворит о способностях или разуме, ибо из-
вестны замечательные счетчики, напр. Ино-
ди, Флери и др., которые, однако. Ничем
себя не проявили в качестве математиков,
тогда как Пуанкаре, знаменитый математик,
как он сам заявляет, не способен провести
простое сложение без ошибки.)
Но мы далеко уклонились от главной темы
нашего доклада. Если мы заговорили о крал-
левских лошадях, то с исключительной целью
осветить этот вопрос с точки зрения отно-
шения его к мысленному внушению, а так как
весь ход рассуждений нас приводит к выво-
ду, что в этом случае мы не имеем ничего
относящегося к мысленному внушению, то
этим самым мы исчерпали нашу экскурсию в
краллевские конюшни.
Как бы то ни было, вопрос о непосредствен-
ном, бессловесном, или так называемом мыс-
ленном, воздействии на животных заслужива-
ет особого внимания, и я долгое время ис-
кал случая подвергнуть этот вопрос выясне-
нию с помощью соответствующих эксперимен-
тов. Случай к этому мне представился нес-
колько лет тому назад, незадолго до вели-
кой войны, и вот по какому поводу.
Совершенно случайно после долгих лет со-
вершенного индифферентизма к цирковым
представлениям я посетил цирк "Модерн" на
Петроградской стороне. Оказалось, что на-
ряду с другими представлениями в этот ве-
чер показывал публике своих дрессированных
животных В. Дуров. Им демонстрировалось
небольшое животное свиной породы, которое
под взглядом Д. засыпало и по его же вну-
шению начинало жевать и продолжало жевать
столько времени, сколько ему внушалось.
Далее была представлена большая собака из
породы сенбернаров, которая считала до 9.
Собака по имени Лорд оказалась очень спо-
койной и солидной по своему нраву. Обста-
новка демонстрации заключалась в следую-
щем: Дуров предлагает кому-нибудь из пуб-
лики писать любые слагаемые, с тем чтобы
цифра их не превышала 9, ибо, по его заяв-
лению, его Лорд не умеет правильно считать
свыше 9. Два или три слагаемых пишутся
кем-либо на бумаге или грифельной доске,
что показывается Дурову, который при этом
стоит к собаке спиной. После этого собака
по внушению Дурова тотчас же начинает лаем
отмечать сумму слагаемых. Опыты производи-
лись много раз и всегда имели полный ус-
пех: собака мерно, точно и громко отлаива-
ла сумму слагаемых. Не было сомнения, что
собака в пределах задания выполняла свою
роль безупречно.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 15 ноября