Spectrofon #05
30 апреля 1994
  Игры  

Экспертиза - экспертная проработка стратегической игры "Theatre Europe".

<b>Экспертиза</b> - экспертная проработка стратегической игры
 ┌──────────────────────────┐
 │ ─────  ЭКСПЕРТИЗА  ───── │
 └──────────────────────────┘
 Дмитрий Усманов.

    THEATRE EUROPE (P.P    -----------------------

   Эта игра дает Вам возможность
смоделировать  на своем домашнем
компьютере вероятностный ход во-
енных  действий  в Европе в 80-х
годах,  если бы таковые действи-
тельно велись.

   Армии стран Варшавского дого-
вора стремятся в "быстрой войне"
очистить  европейский  континент
от вооруженных сил НАТО до того,
как  к  Европе подтянут основные
силы Соединенные Штаты Америки.
Армии стран НАТО пытаются всеми
силами сдержать натиск противни-
ка  до  подхода  подкреплений.
   В  этой  игре рассматривается
вариант вооруженной агрессии Со-
ветского  Союза.  Не будем оста-
навливаться  на внешнеполитичес-
ких  аспектах  игры - сейчас нас
это должно волновать меньше все-
го.

   Война в этой игре ведется са-
мыми   современными  средствами:
ядерные   и  химические  ракеты,
спутниковое оружие, бронетехника
и авиация. Вам предлагается выс-
тупить в роли главнокомандующего
вооруженными   силами  одной  из
сторон, за Вашими действиями бу-
дет наблюдать военная ставка.

   Итак, Вы загрузили игру и пе-
ред Вами возникло первое меню:

   1. PLAYER VS COMPUTER
   2. PLAYER VS PLAYER
   3. COMPUTER VS COMPUTER

   Если Вы нажмете "1", то Вашим
противником   будет   компьютер;
"2" - для двух игроков, а клави-
ша   "3"  даст  Вам  возможность
просмотреть  один  из  сценариев
развития  войны, где за обе сто-
роны играет компьютер.

   Если  Вы не выбрали последнюю
опцию,  то Вам предложат выбрать
устройство  управления:

 1. KEYBOARD ( клавиатура )
 2. KEMPSTON JOYSTICK (кемпстон)
 3. DEFINE KEYS (задать клавиши)

   Первоначально  клавиши заданы
так:
      Q - вверх, A - вниз,
     O - влево, P - вправо,
         Enter - выбор.


   После  выбора  управления Вам
надо  будет  выбрать сторону, за
которую  будете играть: "N" - за
страны  НАТО,  "W"  -  за страны
Варшавского Договора.

   Затем  Вам  предложат выбрать
уровень  сложности игры: от 1 до
3. Ваш выбор повлияет на возмож-
ность  противника  проводить до-
полнительные  операции , степень
подготовки  вражеских войск, ко-
личество   резервных  дивизий  и
т.п.  После этого Вы попадаете в
меню:

  PRESS A FOR ACTION SCREENS
  PRESS N FOR NONE

   Здесь  Вы выбираете тип игры.
Если  Вы нажмете "A", то сможете
поучаствовать  в боевых действи-
ях.

   Ну а если Вы не очень-то рас-
положены   ломать  джойстик,  то
нажмите "N", и бои будут вестись
исключительно  с учетом расклада
сил противников.

   И  последнее  меню,  где  Вам
предложат:

 J - загрузить отложенную игру,
 R - перезадать параметры игры,
 P - начать игру.

   Если  Вы  довольны  выбранным
управлением   и  не  собираетесь
продолжить  старую игру, нажмите
"P"  и  перед Вами появится поле
будущих  боевых действий.

   Авторы  максимально увеличили
масштаб   карты,  так  что  весь
плацдарм  -  Западная  Европа  -
умещается на одном экране.


























   Белым цветом на карте обозна-
чены  страны Варшавского Догово-
ра, голубым страны НАТО, а зеле-
ным  цветом - страны неприсоеди-
нения.  Цветными  кружочками  на
карте  помечены  армии  противо-
борствующих стран.

Здесь:

  - Красным цветом помеченны ар-
мии стран Варшавского Договора.
  - Синим - войска НАТО.
  - Желтым - войска стран непри-
соединения.

   Как  видите, армии стран Вар-
шавского   Договора  значительно
превосходят  армии НАТО и непри-
соединившихся  стран вместе взя-
тых.



   В верхней части экрана распо-
ложена  строка сообщений компью-
тера,  о  ней  мы  еще расскажем
подробнее  чуть  позже. Под этой
строкой - графа, выделенная жел-
тым  цветом  -  здесь сообщаются
данные  о месторасположении кур-
сора:  если в строке ничего нет,
значит  курсор находится на рав-
нине,   если  появилась  надпись
"MOUNTAINS"  -  то в горах; если
"SEA" - то в море. Если Вы наве-
дете  курсор на столицу какого--
нибудь  государства (они обозна-
чены  красными  точками),  то  в
этой  строке  прочтете ее назва-
ние;  ну а если курсор находится
на  чьей-либо армии, тогда выда-
ется название армии и какому го-
сударству она принадлежит.



   В три строчки дается информа-
ция об армии:
 ARM  (ARMOURED  FORCE)  - коли-
чество бронетанковых дивизий.
 AIR  (AIR  FORCE)  - количество
дивизий авиации.
 SUP  -  если кто-то перевел это
сокращение как "суп", то оказал-
ся близок к истине: это "SUPPLY"
снабжение  войск продовольствием
и аммуницией.

   Последние  два показателя по-
являются  только  в  том случае,
если  данная армия находится под
вашим командованием.

   В  центре  второй  строки, на
фиолетовом   фоне  -  календарь,
отмечающий количество дней с на-
чала войны; правее него информа-
ция  разведки о возможности при-
менения противоположной стороной
массированного  ядерного  удара.
   Чем  больше число этого пока-
зателя  (DEFCOM), тем меньше ве-
роятность    начала   глобальной
атомной войны.

   Итак,   Вы  начинаете.  Перед
каждым ходом компьютер несколько
секунд  ожидает  нажатия клавиши
"Q"  (Quit - выход) для перехода
в  меню  выхода.  В этом меню Вы
можете  прервать  игру  клавишей
"R" (Restart) или записать поло-
жение  игры  на внешний носитель
клавишей "S" (Save).

   Если  вы не нажали на "Q", то
игра  переходит в режим передви-
жений   войск.  Об  этом  свиде-
тельствует  ихформационная стро-
ка:"WARSHAW PACT(NATO) MOVERMENT
PHASE".



   Наведите  курсор  на Вашу ар-
мию,  нажмите "FIRE". Теперь пе-
реведите курсор в место назначе-
ния  и  повторно нажмите "FIRE",
войска переместятся в это место,
а в кружочке на карте будет сто-
ять точка - значит этой армии на
данный  ход Вы приказать уже ни-
чего  не сможете.

   Армия,  которая  забралась  в
горы,  движется только раз в два
хода;  любая  армия  за один ход
перемещается  лишь  на  соседнюю
позицию. Однако, если Вы играете
за  Варшавский Договор, то в Ва-
шем  распоряжении  будет  первая
десантная  армия  (1-ST AIRBORNE
ARMY),  которую вы можете забро-
сить  глубоко  в тыл противника,
правда  всего  один  раз.





   Еще в состав войск стран Вар-
шавского Договора входит первая
армия   морского  десантирования
(1-ST   AMPHIBY  ARMY),  которая
первоначально  движется  на  де-
сантных кораблях, но, как только
достигнет  суши,  превращается в
обычную армию.

   После перемещения всех армий,
нажмите "SPACE" и Вы перейдете в
режим  атаки (ATTACK PHASE). На-
ведите  курсор  на  свою часть ,
нажмите  "FIRE", наведите курсор
на  позицию  противника  и снова
нажмите "FIRE". Вы можете атако-
вать только соседнюю армию , за-
то  есть  возможность  нападения
несколькими частями на одну.





   После  задания всех направле-
ний  атаки,  нажмите "SPACE" для
перехода  в  следующую фазу вой-
ны.  Если  Вы назначили аркадные
вставки  клавишей  "А"  в начале
игры,  то  Вам предложат выбрать
место сражения (в информационной
строке  появится надпись "SELECT
BATTLE").  Наведите курсор на ту
часть, которую Вы избрали объек-
том  нападения  и закрепите свой
выбор кнопкой "FIRE". Вы увидите
картину  боевых  действий  - не-
большой   городок,   заполненный
вражеской военной техникой; вни-
зу расположены четыре пиктограм-
мы:  человек с автоматом, гауби-
ца,  ракетница  и  самолет.  Это
различные рода войск, которые Вы
можете  использовать.


   Курсором  в  виде  прицела вы
можете выбрать понравившийся вам
тип. Это (слева направо):

   INFANTRY  (пехота) -
стрельба  ведется  быстро и
без  упреждения. Нужно нес-
колько   попаданий,   чтобы
взорвать бронетехнику, вер-
толет  сбить сложно, истребитель
вообще невозможно - не успеете.

   ARTILLERY (артиллерия) -
стреляет  по баллистической
траектории, которая тем вы-
ше,  чем  дальше  находится
цель   от   орудия.   Вести
огонь,  при данном выборе, необ-
ходимо  с упреждением. Воздушные
цели   поразить   таким  образом
нельзя.  И не забывайте, что эк-
ран   имеет  еще  и  направление
"вглубь",  это  тоже надо учиты-
вать при выстреле.
   GUIDED  MISSLE (радиоуп-
равляемые реактивные снаря-
ды)  -  ракета  следует  за
прицелом.  Для  уничтожения
любой   вражеской   единицы
достаточно одного попадания. Ра-
кетница  -  наиболее эффективный
здесь вид оружия.

   AIR-STRIKE (самолет воз-
душной  поддержки)  - очень
напоминает стрельбу из пуш-
ки по воробьям. Вы выбирае-
те прицелом эту пиктограмму
(она  становится  синей),  потом
переводите его на поле боя и на-
жимаете "FIRE". Когда небо будет
свободно  от  вражеской авиации,
прилетит  Ваш  бомбардировщик  и
"накроет"  одну  из наземных це-
лей. Единственный плюс - целится
не  надо,  но  эффект  ощущается
лишь тогда, когда самолеты летят
один за другим.

   Правее  пиктограмм расположен
датчик  с названием рода оружия,
ниже показатель оставшихся боеп-
рипасов  для данного вида оружия
(SHOOTS)  и датчик урона против-
ника  (HITS). Поразив любую цель
из наземной бронетехники, вы до-
бавляете к этому показателю еди-
ницу. Воздушные цели оцениваются
в  три очка. Вам дается примерно
45  секунд на бой - за это время
надо  набрать  около 25 "хитов".
Примечательно,   что  Вы  можете
участвовать  не только в тех бо-
ях, когда нападаете сами, но и в
тех,  где  нападает  противник и
даже  (что  особенно  странно) в
боях между противником и армиями
неприсоединения. Кстати, послед-
ние вообще ни на кого не напада-
ют,   а  находятся  в  положении
"мальчиков  для битья" как с од-
ной, так и с другой стороны.



   Но  вот, битва закончилась, и
Вы  можете  подсчитать  потери и
заполнить  образовавшиеся пробе-
лы, перекинув на места резервные
дивизии.  Сначала  Вам предложат
укрепить бронетехнику (ARM), по-
том авиацию (AIR), а затем снаб-
жение  войск  (SUP).  Никогда не
забывайте  о  хорошем  снабжении
своих войск, помните, что голод-
ный солдат - это мертвый солдат!
Показатель  количества резервных
единиц  -  в правом верхнем углу
экрана.  После  задания  каждого
типа снабжения, не забывайте на-
жимать "SPACE

   Если  Вы  играете на одном из
высших   уровней  сложности,  то
компьютер после каждого хода бу-
дет запрашивать у Вас разрешение
на применение химического оружия
(CHEMICAL  RELEASE.  PRESS  Y or
N), до тех пор пока Вы не дадите
разрешение.   Когда  вы  нажмете
"Y",  то  Вам  пришлют следующий
факс из военной ставки:


  WARCOMP. ON LINE.
I  CONFIRM YOUR CHEMICAL RELEASE
ORDER.  CHEMICAL  WEAPONS  TO BE
USED IN ATTACKS ON ENEMY UNITS.
................................
CIVILIAN    DEATHS    WILL    BE
MINIMISED  WHERE POSSIBLE. THANK
YOU  FOR YOU ATTENTION.
WARCOMP. OFF LINE.



   ВОЕННАЯ СТАВКА НА ЛИНИИ.
Я  ПОДТВЕРЖДАЮ ВАШ ПРИКАЗ ПРИМЕ-
НЕНИТЬ  ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. ХИМИ-
ЧЕСКОЕ  ОРУЖИЕ  ДОЛЖНО ИСПОЛЬЗО-
ВАТЬСЯ  В  АТАКАХ  НА  ВРАЖЕСКИЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
................................
ПОТЕРИ  МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ
БЫТЬ,   ПО   ВОЗМОЖНОСТИ,  МИНИ-
МАЛЬНЫ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ВО-
ЕННАЯ СТАВКА. КОНЕЦ СВЯЗИ.


   Вы  частенько будете получать
подобные  факсы;  как сами скоро
убедитесь, эти заявления большой
роли не играют и химическое ору-
жие  будет  применяться исключи-
тельно  против  мирных жителей -
чтобы подорвать снабжение.



   В  конце каждого хода Вы смо-
жете заняться перераспределением
ресурсов.  Перед  Вами  появится
таблица:

MISSION:              RESERVE:28
AIR SUPREORITY     23
COUNTER AIR         6
INTERDICTION        6
RECONNISSANCE       2
ASSAULT-BREAKER(10) 0
DEEP-STRIKE (12)   12
IRON-SNAKE (11)     0

Здесь:
RESERVE - количество войск в ты-
лу.
MISSION   -   название  операций
(причем,  первые четыре операции
являются  основными, а последние
три - дополнительными)
AIR  SUPREORITY  -  господство в
воздухе,   исключительно  важная
функция.
COUNTER AIR - воздушный перехват.
INTERDICTION  - сдерживание про-
тивника.
RECONNAISSANCE - разведка.
Дополнительные  миссии  (цифры в
скобках - минимальное количество
дивизий  для  проведения  опера-
ций).
ASSAULT-BREAKER (10) - дает воз-
можность  облучать вражеские ар-
мии  смертоносным  излучением со
спутника.
DEEP-STRIKE  (12)  - операция по
уничтожению коммуникаций снабже-
ния противника.
IRON-SNAKE  (11) - операция "же-
лезная змея". Что происходит при
использовании  этой  миссии  мне
выяснить,  к  сожалению, не уда-
лось.  На мой взгляд, тут вообще
ничего не происходит.



   Если Вы перебросили достаточ-
но     дивизий    на    операцию
"ASSAULT-BREAKER", то в ходе иг-
ры  у  Вас  запросят  мишень для
спутника        (АSSAULT-BREAKER
TARGET).  Задайте  ее  курсором.
После окончания операции против-
ник  обычно  недосчитывается од-
ной-двух  дивизий  в каждом роде
войск.

   Правее  названий миссий стоят
цифры, обозначающие, сколько ди-
визий  уже  вовлечено в оперцию.
Причем, если цифры зеленого цве-
та,  значит  у Вас в этой миссии
задействовано  больше войск, чем
у противника; если цифры черные,
то  столько же;  ну  а  если они
красные,  значит  у  врага здесь
перевес.



   Сначала Вы должны перебросить
дивизии  из тыла в резерв (чтобы
потом  распределить их после боя
по армиям). Об этом сигнализиру-
ет  стрелка  справа,  с надписью
"FROM"  ("из"). После этого наж-
мите  "SPACE" и Вы сможете снять
часть войск с операций и переки-
нуть их обратно в тыл (стрелка с
надписью "ТО").


   Закончив с распределением ре-
зервов, Вы попадаете в меню спе-
циальных операций. Здесь:

 STRATEGIC  NUCLEAR LAUNCH (кла-
виша  "M")  - запуск ядерных ра-
кет;

 STRATEGIC CHEMICAL LAUNCH (кла-
виша  "C")  -  запуск химических
ракет;

 REFLEX  SYSTEM  ON/OFF (клавиша
"R") - включение/выключение сис-
темы  автоматического  ответного
удара (вы получите доступ к ней,
если  сумеете  открыть  "ядерный
чемоданчик");

 МAINTAIN PRESENT STATUS (клави-
ша  "N") - сохранить текущее по-
ложение дел.

   Ниже находится показатель ра-
боты системы автоматического от-
ветного  удара ("ON" - включена,
"OFF" - выключена).

   Если  вы нажмете клавишу "C",
то компьютер автоматически выбе-
рет одну из столиц вражеских го-
сударств, которая наиболее важна
в  плане  снабжения войск, и за-
пустит  по ней несколько ракет с
химическими боеголовками.



   Из  военной ставки придет со-
общение, в котором Вас проинфор-
мируют о деталях атаки: название
города,   список  использованных
газов,  способ атаки (мульти-аэ-
розоль)  и результатах нападения
(город  выведен из строя, мирные
жители  погибли  в больших коли-
чествах).

   Если  же Вы нажмете "М", то в
военной   ставке   Вас  попросят
ввести  код  доступа  к "ядерной
кнопке". Вам предложат в течении
30  секунд,  под  приятные вопли
сирены,  позвонить по телефону в
Англию  и добыть у авторов прог-
раммы  код  доступа.




   "Позвонить   авторам?  Именно
этим  я и займусь!" - подумал я,
загружая дизассемблер. После по-
лучаса проб и ошибок код доступа
был найден, оказалось, что это -
"MIDNIGHT SUN" (полуночное солн-
це).

   Наберите  его, когда появится
курсор,  и перед вами раскроется
"ядерный  чемоданчик".  Здесь Вы
можете выбрать операции:

  FIRE PLAN FIRST KISS (огненный
план  первого поцелуя) - под та-
ким странным названием скрывает-
ся массированный ядерный удар. В
лучшем случае, применив эту мис-
сию,  Вы добьетесь ядерной зимы;
в  худшем  -  глобальной атомной
катастрофы.  Но и в том и в дру-
гом  случае  человечество погиб-
нет.

  SINGLE STRATEGIC LAUNCH - еди-
ничный  запуск  ракеты,  вы сами
выбираете  мишень. Лучше не рас-
пыляться на города, а уничтожать
таким  образом особо сильные ар-
мии.

  STANDBY - ничего не делать.

   В  нижнем  правом углу экрана
расположен индикатор безопасного
выхода  из  компьютера "FAILSAFE
(ON/OFF)".

   Если ядерная ракета взорвется
над  городом,  Вам покажут дина-
мичную  картину  происшедшего  и
ознакомят  с информацией военной
ставки: название города (или ар-
мии),  способ нападения (надзем-
ный  ядерный взрыв), и результа-
тах (город полностью разрушен).















   Если же непоправимое произош-
ло,   и   нанесен  массированный
ядерный  удар,  -  то Вы примете
последний  факс:

 ВОЕННАЯ СТАВКА НА ЛИНИИ.
УЩЕРБ  КРИТИЧЕСКИЙ.  ВСЕ СИСТЕМЫ
РАЗРУШЕНЫ.  КАПСУЛА  ДЛЯ  САМОУ-
БИЙСТВА В ТРЕТЬЕМ ДЕРЖАТЕЛЕ.
МЫ ОБЫЧНО ПОБЕЖД... ЕМ... МНЕ...
ДО СВИДА.. НИЯ.. НИЯ.. НИЯ ...


   В  конце игры Вас ознакомят с
итогами войны, назовут победите-
ля  (если таковой существует), и
дадут характеристику Вашему уме-
нию командовать.

   Интересно, что идея этой игры
гораздо  серьезней,  чем  просто
иммитация современной войны. Че-
ловек, достаточно долго поиграв-
ший в "THEATRE EUROPE" наверняка
станет   убежденным  противником
ядерного  оружия  -  ведь он сам
прочуствует,  как  легко сделать
неверный  шаг и уничтожить чело-
вечество. Особенно это видно при
игре между двумя людьми.







   В  самом простом сценарии все
выглядит так: Варшавский Договор
наступает,  методично  уничтожая
армии  противника ядерными раке-
тами;  НАТО  отвечает тем же, но
так  как  НАТОвских армий значи-
тельно меньше, проигрывающий ко-
мандир  делает  "ничью"  ядерным
ударом.

   Так очень часто заканчивается
эта игра, когда играют двое. От-
сюда   закономерный  вопрос:  НЕ
ПОВТОРИТСЯ  ЛИ  ТАКАЯ СИТУАЦИЯ В
РЕАЛЬНОЙ  ЖИЗНИ, когда люди нач-
нут  "играть в войну" по-настоя-
щему?

             * * *



Другие статьи номера:

Экспертиза - экспертная проработка стратегической игры "Theatre Europe".

Дебют - подробно рассматривается одна из самых увлекательных адвентюр - "Robin of Sherwood".

Экзамен - три задания по игре Robin of the Sherwood.

Обзор - и вновь разговор о новосибирской версии игры "ELITE-3".

Архив - подробно рассмотрена стратегическая игра "1812".

Фантазия - компьютерная новелла по игре "Night Run".

Система - полная дисковая версия программы для создания адвентюрных игр: Graphic Adventure Creator (GAC).

Горячий привет - "Adventure Games: Блеск и нищета пятого поколения или ностальгия по прошлому".

Реклама - раздел бесплатных обьявлений.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
История - разговор с создателем Львовского Спектрума.
Hard & Soft - мысли о MODEM.
Юмор - Диалог у монитора.
Железо - Мнение пользователя о скорпионовском контроллере IDE HDD - SMUC.
Авторска программа - редакция журнала принимает на дистрибюцию авторские программы.

В этот день...   19 апреля