31 декабря 2017

         1995-1997
Alone Coder
         Выход в широкое плавание

   Радиорынок работал по утрам в субботу и
воскресенье.
   Я  почти  не покупал игры на рынке. Мне
хватало своих,иногда копировал у Nick'а, а
иногда  приносил  отец  (он ушёл из дома в
1995-1996   годах).  Но  однажды  я  купил
Lemmings на  целый  диск  с инструкцией на 
бумаге  и  взялся составлять полное описа─
ние. Кроме того, нарисовал таблицу с пара─
метрами уровней. Я даже хотел отнести своё
описание и эту таблицу на рынок и поменять
на какой-нибудь новый софт.
   Почему  была  версия  на весь диск,а не
кряк отPrestige?  Думаю,потому что после─
дний  завоз  на рынок из Москвы был в 1995
году,ничего новее Steg и Simpsons я там не
видел  вплоть до фидошных времён.

   Помню, что на радиорынке слева от сцены
или  на самой сцене был кто-то с крошечным
монитором  типа "колокольчик". Кто-то кру─
тил  на  мониторе  Тетрис для АТМ Турбо. У
кого-то  висело объявление "пишу программы
на заказ". Справа от сцены висела картинка 
"что  у вас с головой?  В тетрис люблю иг─
рать" (эту  картинку  я потом нигде не ви─
дел). "Леммингов" на целый диск  я покупал
у неизвестного продавца на правой лавочке.
У него, вроде бы, больше ничего и не было.
Обычно  по лавочкам сидели продавцы радио─
деталей. А  у  входа  был стол с кассетами
(наверно, там сидел Дмитрий Михеев, но я с
ним так и не познакомился).

   В  то  время вРязани действовали такие
команды:
   - Пал    Палыч    и    Сергей   Бирюков
(Fomalhaut)  переводили  игры  на  русский 
язык. В1993 году они уже освоили появлял─
ку экрана, заточенную  под 128K ( 48K тоже
поддерживается, но без неё). Из них я зас─
тал  только  первого,  когда  он  уже стал
ди-джеем.
   - Дмитрий  и  Вячеслав Михеевы (не бра─
тья) торговали кассетами и дисками с собс─
твенными  дисковыми  версиями.  Они  также
сделали сборник Dizzy 1-6, который не сох─
ранился. Насколько помню, там был и ориги─
нал,  и русификация, а картинки появлялись
вместе с рисующей полоской на бордере. Вя─
чеслав Михеев  также создал с Ильёй Катар─ 
гиным (известен  его кряк Peter Pack Rat и 
несохранившийся  boot для ленты в эмулято─
ре) и  композитором  Александром Романовым
(Alex X)  группу  STR Group  (или STRg, от 
словаStrategy ),которая писала и не допи─
сала чёрно-белую версию King's Bounty. Де─
моверсия  выкладывалась вFidonet, в буду─
щем  исходники  попали  ко мне. Вячеслав и
Илья были окном рязанского спектрумовского 
мира вFido, потом  таким окном стал Dave,
потом Crutch.
   - Double-Вова ( Владимир Стасурик и его
сын, тоже Владимир ) торговали дискетами с
играми и системками из разных источников.
   - Triada group торговала дисковыми вер─
сиями  с распечатанными картинками и своей
эмблемой. Wanderer зарелизил через них иг─
ры MURKЗЗ20, MURKЗЗ27 в1995-1996 годах.
   - Более  известная  Atomic  Destruction
Group (ADG) - Steve, Dave, Slash и отдель─ 
но Deckard. Они делали собственные интро к
играм  (в том  числе  к MURK ) и дему, а в
1995  году  вступили в объединение Russian
Prestige. В орбите ADG вращались автор Cat 
Creater'а  Sane Gibson/Global Unnuclearis─ 
ation Group, автор первого рязанского ком─ 
пьютерного  журнала ZX Doze - Cyberdaemon,
композиторы  Mimic (Groloson)  и Listat, а
также  железячник  KSA-7G и другие люди. С
радиорынком  они были связаны через Triada
group и своего продавца Юрия Староверова. 

   Интересно отметить, что ADG и STRg друг
о друге ничего не слышали.



 (карта из несостоявшегося ZX-Guide #1.5)

Cyberdaemon о Double-Вовах: 

  Старший в то время работал водителем на
машине  скорой  помощи.  Любил гонки (игры
этого жанра). На работе, наверное, не вдо─
воль лихачил... Младший был знаком со Сла─
ем,  увлекался  ролевыми играми и пробовал
писать  фэнтезийные произведения. Я не чи─
тал, но Слайговорил, что он слишком увле─ 
кается  описаниями  в  своих  литературных
творениях.Однажды мимолетом был у них дома
- хотел продать им некоторые свои дисковые
версии. Кажется, это  было 96или97гг., 
зимой. Привел  меня  к  ним  CoolIce.В то 
время  жили они наШлаковом,на улицеТру─
довой.

Wanderer о Triada group: 
   За  давностью лет уже не упомню поимен─
но, по  фамилиям не знал, на рынке сначала 
был  некий  харизматичный  Руслан, рядом с 
которым тусовались ещё 1-2 человека (а мо─ 
жет, это были соседние продавцы). 
   Эмблему если нужно могу сфоткать и при─
слать - как  раз вчера нашел новую (хорошо 
забытую  старую)  стопку  дискет и кое-где 
есть их печать. 

Cyberdaemon: 
  У  Руслана  фамилия  Чубарь. Он человек
довольно известный в Рязани. Во время учё─
бы вРадикеиграл в командеКВНсамогоРа─
дика.По другой информации учился вРГУна
Истфаке. Торговал  на радиорынке. Человек
действительно  харизматичный и практически
всегда улыбался. Вместе с ним на рынке то─
рговали  два прожжённых барыжника - Саша и
Лёша.О них я ничего не знаю. Вот их трои─ 
ца  и называлась Триада.Торговали они иг─ 
рами и софтом для Спектрумаи литературой. 
В   одно   время   сотрудничали  с  Atomic
Destruction Group- Slash им подгонял све─ 
жие игры.
  После благополучного исхода с радиорын─
ка, Руслан стал  работать  продавцом ком─ 
пакт-дисков с играми и варезом для PC.Ле─ 
гендарный  магазинчик  находился в подвале
наПервомайском проспекте.Многие это мес─ 
то  знали, там практически постоянные нео─
фициальные  тусовки  происходили, пока его
тогда  ещё будущая жена всех не разогнала.
Где-то в начале нулевых он работал вСофт-
Стайле(была  такая крупная контора, номер
два послеДВКпо размеру), вроде кладовщи─ 
ком.Ушёл оттуда из-за конфликта с начальс─
твом. Чем он сейчас занимается, я не знаю,
но  если  тебе  интересно, могу спросить у
одного  своего  знакомого - они  постоянно
раньше общались, пока этот мой знакомый не
уехал на ПМЖ в Австралию.
   Crutchс ними общался, когда сам торго─
вал на радиорынке.
  Некоторые  упоминания о Руслане в инете
(нашел на скорую руку)
https://forum.rzn.info/
viewtopic.php?t=3374- упоминается он и
Софт-Стайл
http://k.7w7.us/vk/cs9834.vkontakte.ru/
u2425385/a_1ecfcЗ8c.jpg- его фото,
довольно старое
http://www.list-org.com/company/2847082 -
вроде его организация, но не уверен
(возможно,однофамилец,но он вроде как тоже
увлекался ролевыми играми)

Wanderer: 
   Да, про подвальчик забыл )
   Там   ещё   они  продавали  Magic:  the
Gathering (карточная коллекционная игра) и 
игрались в неё. 
https://www.facebook.com/ruslan.chubar.9 -
может быть, это тот самый Руслан и есть ) 

Дмитрий Девяткин: 
   У  меня Спектрум был где-то до1997го─
да, наверное, может, до 1998. Помню, был 
Пентагон-128  самодельный,  который  помог 
завести  двоюродный  брат  изИжевска- он 
там их паял. 
   На радиорынок я ходил постоянно - поку─
пал софт в начале. Помню там некоего Дени─ 
са  (Ред.: Карсон, см. выше), он стоял пе─ 
ред сценой, слева. По-моему, Денис работал 
чуть ли не оператором на телевидении. Дру─ 
гих не помню.Да и Дениса запомнил,кажется, 
потому,что он мне что-то был должен, но не 
отдал. 

Cyberdaemon: 
  У Дениса фамилия Демёшин. Действительно
работал (а может, и сейчас работает) выез─
дным  оператором на рязанском ТВ, кажется,
на"Оке".

   В 1995  году  на  рязанский радиорынок
приезжал  известный  программист  Rst7  из
Харькова - точнее, тогда он жил вМоскве у 
KANO. Я  не  застал это шоу, но у Dave/ADG 
сохранились фотографии.

Slash_AtD (ADG): 
  Да,  дело  было  так:  после Enlight'95
Rst#7 (Дима Опарин)с Питера поехал погос─ 
тить  у  KanO (Андрей Исаев) и там, мягко 
говоря, немного  загостился  ))) Помнится,
что в те месяца вышло много Prestige'вских
интро, сделанных Рстшникомс моей музыкой. 
И  как-то в ноябре, по-моему, я, Олег Кап─
лунов (Steve)и  Валера Филяев (Dave) пое─ 
хали  опять  к  Кано.Там всё ещё был Рст. 
Просидели  за  Амигой всю ночь, и потом я 
предложил  махнуть в гости в Рязань. Гово─
рю: я в декабре в армию ухожу - типа пред─
лагаю устроить проводы) Рстбыл за)), Исаю 
ничего  не  оставалось  как согласиться)))
приехали в Рязань ко мне домой, ну а потом
да - отвели  на  следующий день Рстна наш 
рынок. Было весело))

KSA-7G: 
  1995.Зима  вроде (снег, мороз). Суббо─
та. То  ли  с последней парыРКЭмы решили 
смотаться, то  ли  её  не было/отменили... 
Steve Gibson/ADG  говорит  мне:  хочешь, я 
покажу   тебе  самого  крутого  чувака  на 
Speccy? Как-то  так  мне сказал, и мы пош─ 
ли... Он  вёл меня пешком, своими тропами, 
через  стадион... Приходим  на радиорынок, 
он  билетик  мне  через  ограду передаёт - 
чтоб  я бесплатно прошёл, и я вижу, где-то 
в центре рынка  несколько человек отдельно 
стоят, и  Steve  в  шутку (он вообще часто 
прикалывался) пинком на одного из них сза─ 
ди  указывает... А  тот  парень  одет был, 
вроде  бы, просто - может, в шапке-ушанке, 
и небритый, кажется... 

Дмитрий Девяткин: 
   На  лавочках продавали всякие запчасти.
Кажется,  слева от сцены стояли одно время 
мужики с АОНами. Электричество, вроде, бы─ 
ло только на сцене. На самой сцене, сбоку, 
стояли перепрошивальщики ПЗУ. Стирали уль─ 
трафиолетом и заливали другую версию.Я там 
себе перепрошил версию с редактором машин─ 
ных кодов для 48 Спектрума. С помощью него 
я переписал подпрограмму распечатки скрин─ 
шотов для своего ифсп принтера, у которого 
не работала одна крайняя игла. Решил проб─ 
лему  интерфейса принтера и отсутствия иг─ 
лы  программным  способом ) Фактически это 
всё,что я написал под Спектрум. Начал раз─ 
рабатывать  игру  какую-то  и забросил это 
дело - ассемблера  ещё не было, а писать в 
машинных кодах... 
   У правого входа со сцены стоял мужик, у
которого можно было купить многоконтактные 
разъёмы.  Не  помню  зачем, но я их у него 
покупал. Также  у меня откуда-то появилась 
микросхема ПЗУ 271000, хоть убей,не помню, 
как  я её приспособить собирался, но точно 
к Спектруму. 
   Софт  в тот момент наши привозили сЦа─
рицынского иТушинскогорынков ( ММ:После
марта  1993  радиорынок переехал из Тушино
на   платформу  Малиновка,  прямо  в  лес.
Rindex:А до этого он был в Опалихе, вдоль 
станции. Но его оттуда выгнали местные жи─
тели и менты в Малиновку, чтобы не мешали.
Titus:Потом  рынок переехал в Митино, а в 
промежуточном этапе был на поле от станции
электрички Трикотажная до самого рынка.) и
копировали-продавали в Рязани.Новые релизы 
вМосквебыли раза два в месяц. Я пару раз 
ездил вМоскву,покупал  там  новый софт и 
за себестоимость продавал  нашим. Софт был 
уже дорогой ) 
   Ещё помню, как я ездил наКутузовскийв
Москву  на  почтамт  за  книгамиZX-Ревюи 
прочими. Там  была точки того издательства 
(Ред.: Инфорком ). Прочёл всё, что они пи─
сали) 
   Когда  я  ездил  в  Москву, это  где-то
1995-1997 годы, больше софта под Спектрумы
было  наЦарицынском радиорынке  -  между 
двух ж/д  веток, вроде. Это  были уже рус─ 
ские  релизы, с  защитой  от  копирования, 
большую  часть  которой  мне  не удавалось 
взломать имеющимися программами. Вроде как 
я  к тому времени уже и iS-DOS использовал 
для этого. Сам я вМосквуездил в Инфорком 
за книгами - они там были доступнее, деше─ 
вле, вроде и потому что новые релизы в Ря─ 
зань  завозили  не  так часто. То ли раз в 
две  недели, то ли раз в месяц. По крайней 
мере  я пару раз купленное продавал по се─ 
бестоимости барыгам нашим. Может,так с Де─ 
нисом и познакомился, черт его знает. 
   Я в то время продавал газеты, имел свой
заработок,  потому  скупил  все  имеющиеся 
книги по Спектруму - прочел всё. 
   А  ещё вот мелькнуло в памяти, что про─
давали  распечатки  какие-то?  Или, может, 
каталоги  софта были у барыг - переплетён─ 
ные распечаткиА4на ч/б принтере? 
   У меня был один товарищ, у которого был
Спектрум - Колчин Вадим, из  моего  класса 
паренёк. И всё ( 
   ВFidoя общался  с Володей Смолеем и с
Пашей Байковым/3,но про Спектрум там уже 
не тусовался - у меня был pc. 

   На рубеже1995-1996 годов (тогда, кста─
ти, у нас началась и информатика на УК-НЦ)
мой новый одноклассникСергей Куренков дал
мне ещё несколько кассет с играми и книжку
с  односторонней ксерокопией описаний кучи
игр.  Не все игры с кассет заработали, ещё
меньше удалось взломать, но кое-какой улов
был. В  ответ  я  записал ему дему с двумя
скроллами  одновременно,  с  универсальным
загрузчиком с дискеты и кассеты. К сожале─
нию, и она пропала.
   Однажды  отец  сказал, что сосед сверху
(Сергей Галишников) пишет  крутые програм─ 
мы. Оказалось, это  был текстовый редактор
на Бейсике, редактирующий прямо на экране.
Галишников спрашивал меня, как прочитать с 
экрана  псевдографику. Я рекомендовал поп─
робовать  Beta Basic. (Сам я написал в нём
минидему.)
   Именно для демонстрации Галишникову я в
декабре1995 года начал писать на базе на─
копленных  процедур  редактор шрифтов Font
Editor v1.00. Галишников в те времена имел 
128K, и  у него  я увидел  цветную  версию 
King's Bounty,  разработанную  не  STRg, а 
совсем  другими людьми в совсем другом го─
роде. Я не любил стратегии, и когда у меня
появился  128K, я  сперва  подумал  просто
попробовать, но  в итоге  засел в эту игру
надолго!(Потом то же повторилось с "Чёрным
вороном" .) 
   Font Editor v2.06  я  зарелизил  весной
1996  года на"Конкурсе хакеров". Ради де─ 
монстрации  друг  Nick'а ,  Алексей Бугров
(он тогда, кажется, писал ассемблер), пре─
доставил свой компьютер. На самом конкурсе
я видел не все работы. Помню игру для двух
БК-0010 (по играм этот компьютер показался 
мне тормозным) и редактор спрайтов от Дми─
трия Привалова  по мотивам книги Капульце─ 
вичей. Ещё  я видел  несколько программ на 
PC, которые потом скопировал на ZX - в ви─ 
де скринсейвера Raduga и игры Trix с пада─
ющими фигурками из трёх цветных клеточек.
   Посещение этого мероприятия должно было
существенно  расширить круг моего спектру─
мовского  общения,  ведь  до  этого я знал
всего10-15 человек. Но, к сожалению, я не
догадался  обменяться адресами и телефона─
ми. Ещё я посещал олимпиаду по информатике
и там тоже не сделал этого (там был диалог
с  бывшим  спектрумистом - который  уже  в
1996  году говорил о "Синклерах" в прошед─
шем времени).
   Других соседей по подъезду - Серёжу Че─
моданова  и братьев Зориных (не тех, кото─ 
рые  этажом выше - те перешли на PC раньше
всех,  мой  отец мог только завидовать при
нашем  бедственном финансовом положении) я
так и не сумел привлечь к творчеству. Спе─
ктрумовская  эпопея братьев Зориных (кото─
рые  любили играть вдвоём в Commando и то─
лько  один раз пытались набрать бейсиковс─
кую  программу из какого-то журнала и не с
нашей  платформы)  закончилась  с  отказом
плёночной  клавиатуры. Я не смог её припа─
ять. Но у них уже была приставка "Денди".

   Но  осенью 1996  года я пошёл на курсы
программистов  в"Радике", там познакомил─
ся,  в частности, с музыкантом Игорем Мои─
сеевым, который  с двоюродным братом (Юри─ 
ем?) делал если не демы, то интры. Во вся─ 
ком случае, я его смог удивить только пры─
гающим  через  экран и бордер мячиком. Это
была  уже  другая  моя  дема "48K demo". А
софт Моисеевых, как и музыка,которую писал
Игорь, исчезла  уже тогда - он быстро про─ 
дал Спектрум вместе с дискетами и не сооб─
щил кому.
   В1996 году Галишников купил PC и забил
на ZX. Он никому не отдал свои диски - це─
лую  антресоль. Зато  он  отдал мне книжку
"ZX Spectrum  и TR-DOS для пользователей и
программистов" (я ей пользуюсь до сих пор)
и познакомил меня с другим пцшником Серге─
ем  и  другими  играми,  одну из которых - 
графический  квест - я тоже пытался скопи─
ровать. (Тогда  было  и много другого, что
скопировать  -  распространились   игровые
приставки. Одну только Super Mario Bros. я
начинал  писать три раза, а ещё почти оси─
лил  Balloon Fight, пока меня не отправили
на  каникулы  в деревню. Отдельной истории
заслуживает  Wolfenstein 3D, который я пи─
сал аж с1995 года, сначала сплошными вок─
селями с1 FPS, потом точками, потом атри─
бутами... выпущен только в2004 году.) Са─
ма  идея копирования - вполне естественное
развитие  отношений  "смотри,  что  у меня
есть!", совмещённого со "смотри, как я мо─
гу!" :)

   Летом1996 года я писал на даче и в де─
ревне свой дизассемблер для монитора-отла─
дчика  (даже  не  помню, релизил ли я этот
дизассемблер)  и  игру "Сапёр". До этого я
делал  версии  "Сапёра" на Бейсике, ещё на
Бейсике  у  меня тогда были игры "Space" и
"16", а также  пара психологических тестов 
- один сохранился. Параллельно пытался пи─
сать  гонку  с  вращением экрана и решалку
для  Пентамино  (потом  я её реализовал на
Delphi  в виде курсовой работы). В декабре 
1996 года я наконец донабрал "Сапёра" (см.
ZX-Guide #2) на умирающем 48K и перешёл на 
недоотлаженный 128K. 

 

   Но  в следующем  году"Конкурс хакеров" 
не состоялся. Была только игра в Core War.

  7  марта  1997  года в Москве закрылись
спектрумовские торговые точки.
   Фирма   "Инфорком"  перестала  издавать
ZX-Ревю. 
   Закрылся журнал"Спектрофон".

   А  вСанкт-Петербурге в этот момент на─
чинают продавать General Sound и GMX.

   В1997 году John Silver успел купить на
рязанском   радиорынке   Пентагон  128  со
встроенным AY у официального представителя
фирмы "Солон". Сам компьютер не сохранился
(модель  редкая, схему я тогда не скопиро─
вал,  есть только фотография одной стороны
платы от rObat'а изБарнаула ).

Cyberdaemon: 
  Забыл  рассказать  про  Солон. Да, было
представительство. Вернее, был официальный
дистрибьютор. Появился под закат радиорын─
ка. Но кто - не известно. В книжках Солона
на  одних из первых страниц печатался спи─
сок дистрибьюторов  по городам с телефона─
ми. То  есть  город такой-то - телефон та─
кой-то. И вот однажды там появился рязанс─
кий телефон. Барыжники тогда всю литерату─
ру  из Москвывозили. Слышал такой разго─ 
вор, не  дословно:  "Видел телефон рязанс─
кий? - Видел, даже  позвонил. ХЗ  что  де─ 
лать, можно  смело  у них книги покупать и 
не ездить в Москву, разница в цене неболь─ 
шая.  Проблема  в том, что они и в розницу 
их  продают дешевле, чем мы".В результате
все  солоновскиекниги на нашем радиорынке 
продавались  с вырванной  страницей с теми
телефонами. У  меня  была  только одна ка─
кая-то книга, где чудом страничка уцелела.
Но  вся  моя  литература по Спектрумуи по 
Амигеуже много лет как продана коллекцио─ 
нерам...

   Slash>  У  меня  Пентагон, по-моему, до
сих  пор на чердаке где-то валяется. Вроде 
он даже рабочий. 
   Alone> Вот такая плата?http://
alonecoder.nedopc.com/zx/pics/
pent_ay_rObat.jpg
   Просто у обычного Пентагон 128 нет AY и
корпуса  по-другому  расположены. Ещё есть
GRM  с  AY, но там тоже по-другому. У тебя 
некоторые композиции звучат, как будто на─
писаны  под  частоту  AY 3.5 MHz  (вместо
1.75/1.77 ). А такая только в этой плате.
   Slash> Слушай, похоже на то )

   В том же году радиорынок убрали с танц─
площадки, и  он  переместился  на открытое
место у входа в парк. Продавцов спектрумо─
вского софта оставалось только два,точнее,
два стола с парами продавцов - "Дабл-Вова"
и "Саша  с Лёшей". Софт  им  уже  отдавали
энтузиасты бесплатно. К2000 году, когда я
последний раз приносил туда софт,оставался
только "Дабл-Вова", которого  гоняла мили─
ция, уже за пцшные диски...

   Около  февраля1997 года я написал чан─
ковый графический редактор,о котором будет
отдельная статья.
   Весной1997 года компьютер у меня отоб─
рали, чтобы  я готовился к выпускным экза─
менам  в школе  и вступительным вРадик. Я
решил учиться на программиста. Не имея ко─
мпьютера, я писал много программ на бумаж─
ках,  которые  потом набрал только летом и
осенью. Это  была процедура линии, перебор
ходов  для  шахмат, игра  "Life", эмулятор
процессора с4 командами (то ли по мотивам
Core War, то ли ещё раньше), очередная ве─ 
рсия Вольфа, мультиколор шириной в24 зна─
коместа, мультиколор  с косой сеткой и вы─
водилкаBMP в полосатом графическом режиме
- предке R-Mode. Параллельно под влиянием
Моисеева  я  перешёл  на  MASM,  потом  на 
ALASM. 
   Ещё я стал регулярно ходить к Вячеславу
Михееву  и показывать ему своё творчество, 
пока он не перешёл на платформу Real Life.

   Осенью1997 года, когда я в Радике поз─
накомился с Юрой Свиридовым и Sane/G.U.G.,
я  наконец  написал упаковщик методом Хаф─
фмана. А ещё я написал свой первый тексто─
вый редактор для институтского расписания.
И 3D движок. И ещё много всего. Но это уже
совсем другая история.



Other articles:


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Similar articles:
Demoscene - Report from Chaos Constructions 2004 from C-jeff'a.
Coding - New procedures for 1940: the shift of the attributes of the left and right, up and down, shift by one character to the left and right, up and down, shift by one pixel to the left and right, up and down; Merge images, inverting the screen, inverting the symbol vertically or horizontally; rotation symbol clockwise change attribute, change attributes.
Story - Novella to play "Pulp abbtstvo" (La abadia).
Advertising - Advertisements and announcements ...
Information - The authors of the journal

В этот день...   21 November