|
ZX Club
#06
31 декабря 1997 |
|
Toys - Новелла к игре "BISMARK".

ПРОЛОГ
В августе 1940 года вступил в строй самый
крупный и мощный за всю историю германско-
го флота военный корабль. Этот гигантский
корабль водоизмещением 53 тыс. тонн имел
на вооружении: 8 орудий калибра 381 мм, 12
150-мм орудий, 16 - по 105 мм, 16 - по 37
мм, 12 зенитных автоматических 20-мм пушек
и 4 гидросамолета.
Толщина главного броневого пояса: 320 мм.
Бронирование: башен главного калибра - от
200 до 380 мм; боевой рубки - 355 мм; па-
лубы - 146 мм.
Силовая установка суммарной мощностью 163
тыс. л.с. давала возможность развивать
скорость до 31 узла (57 км/час). Дальность
плавания этого корабля, предназначенного
для рейдерства, равнялась 10 тыс. километ-
ров.
Экипаж рейдера насчитывал около 1600 чело-
век. Корабль был назван в честь великого
канцлера Германии Отто Бисмарка и являлся
гордостью адмирала Редера, сумевшего в
свое время убедить Гитлера в целесообраз-
ности постройки для ведения войны на ком-
муникациях противника надводных кораблей,
а не подводных лодок. Внушительный вид но-
вого линкора настолько поразил воображение
бесноватого фюрера, что он отдал приказ о
проектировании еще более крупного линейно-
го корабля водоизмещением около 140 тыс.
тонн.
Но ход войны перечеркнул планы адмирала
Редера, а заодно положил конец и честолю-
бивым мечтам самого фюрера.
ЧАСТЬ 1
Утром 21 мая 1941 года командующий англий-
ским флотом адмирал Товей получил шифро-
ванное сообщение о том, что два крупных
фашистских корабля идут через пролив Кат-
тегат, держа курс на север. После полудня
сообщение подтвердилось. Один из самолетов
- разведчиков ухитрился сфотографировать
эти корабли, ожидающие наступление темно-
ты в Гримстад-фьорде. Расшифровка фотогра-
фий не оставила сомнений: в районе Бергена
приготовились к прыжку на английские ком-
муникации в Атлантике линкор "Бисмарк" и
тяжелый крейсер "Принц Евгений". И, когда
два дня спустя немецкие корабли достигли
северного входа в Датский пролив - широкое
морское пространство, разделяющее Шотлан-
дию и Гренландию, то они обнаружили в су-
меречной мгле очертания тяжелого англий-
ского крейсера "Суффолк". Через час поя-
вился еще один крейсер "Норфолк".
Оба английских судна шли параллельным кур-
сом с немецкой эскадрой, оставаясь вне до-
сягаемости ее орудий.
Получив сообщение о появлении вражеской
эскадры, адмирал Голланд, командующий ан-
глийской эскадрой, состоящей из линко-
ра-крейсера "Худ", линкора "Принц Уэльс-
кий" и шести эсминцев, бросился наперех-
ват, но, как ни старались англичане - до-
гонять немецкую эскадру им пришлось на па-
раллельных курсах.
На рассвете 24 мая впервые заговорили 381-
миллиметровые орудия "Бисмарка", совместно
с "Принцем Евгением" открывшего огонь по
линкору-крейсеру "Худ" и линкору "Принц
Уэльский". Причем, если пристрелочные зал-
пы англичан давали перелет, то немецкие
сразу же накрывали цель. Всего через мину-
ту после начала боя 203-мм снаряды "Принца
Евгения" разорвались на палубе "Худа", а
спустя еще пять минут два снаряда с "Бис-
марка", прошив все три броневые палубы
"Худа", угодили в пороховые погреба.
Раздался страшный взрыв, раскалывая ко-
рабль пополам, в воздух взлетает содержи-
мое пороховых погребов, ослепительное пла-
мя охватывает корабль, и спустя четыре ми-
нуты на его месте остается лишь столб чер-
ного дыма. Так за несколько минут перес-
тает существовать один из крупнейших воен-
ных кораблей мира. Сильно дымя, отворачи-
вает от германских кораблей "Принц Уэльс-
кий", потрясенный гибелью "Худа" и пора-
женный несколькими снарядами. Практически
невредимые "Принц Евгений" и "Бисмарк", за
которым тянется след мазута, вытекающего
из поврежденных в бою цистерн, упорно
идут на юг. Вечером, 24 мая "Бисмарк" по-
ворачивает на юго-восток в сторону Бреста
для ликвидации повреждений, а "Принц Евге-
ний" направляется для крейсерских действий
в район Азорских островов.
К этому времени в район боевых действий
подошли главные силы английского флота -
эскадра под командованием адмирала Товея в
составе линкора "Кинг Джордж V", линейно-
го крейсера "Рипалс", авианосца "Виктория"
и четырех легких крейсеров. В полночь
"Бисмарк" был обнаружен и атакован самоле-
тами-торпедоносцами с авианосца "Викто-
рия", но, получив повреждения от попавшей
в него торпеды, около 3 часов ночи "Бис-
марку" удалось оторваться от преследования
и скрыться в темноте.
ЧАСТЬ 2
"Бисмарк" ускользал. Оставляя за собой
след мазута и медленно оседая на нос, он
упорно шел к берегам Франции, в то время
как англичане безуспешно искали его на пу-
ти в Норвегию. Разрыв между фашистским
рейдером и преследующей его эскадрой Товея
неуклонно возрастал. Всего через какие-ни-
будь сутки "Бисмарк" должен был войти в
зону, где его могли надежно прикрыть не-
мецкие подводные лодки и морская береговая
авиация.
И вдруг, 25 мая 1941 года, когда англичане
ломали голову над тем, куда делся "Бис-
марк", берлинское радио раструбило на весь
мир о произошедшем накануне сражении.
Немецкие дикторы взахлеб вещали о том, как
от снарядов "Бисмарка" взлетел на воздух
крупнейший корабль британского флота, и
как отвернул и вышел из боя поврежденный
линкор новейшей постройки "Принц Уэльс-
кий". В числе слушателей этих передач ока-
зался высокопоставленный офицер Люфтваффе
немецких частей, дислоцированных в Греции.
Обеспокоенный судьбой сына, служившего на
"Бисмарке", он отправил в Берлин шифровку
с запросом о местонахождении линкора. В
ответ ему сообщили:
- Рейдер идет в Брест...
Расшифровав радиограммы, англичане разга-
дали волновавшую их тайну, и в точку пред-
полагаемого местонахождения "Бисмарка" ус-
тремились английские корабли.
Утром 26 мая рейдер был обнаружен англий-
ской летающей лодкой (гидросамолетом) в
700 милях западнее Бреста. Это означало,
что британские корабли уже не в состоянии
настичь его. Адмирал Товей решил прекра-
тить погоню в полночь с 26 на 27 мая, пос-
кольку топлива на кораблях практически не
оставалось. Но тут произошло событие, ра-
зом изменившее всю обстановку.
Адмирал Сомервил, направлявшийся из Гиб-
ралтара с небольшим отрядом кораблей, сос-
тоящим из линейного крейсера "Ринаун",
авианосца "Арк Ройал" и обогнавшего их тя-
желого крейсера "Шеффилд", на перехват
"Бисмарка" поднял в атаку старые тихоход-
ные самолеты-торпедоносцы "Суордорит".
Первая волна самолетов из-за спешки и пу-
таницы в приказах атаковала собственный
крейсер "Шеффилд". К счастью, первая "ата-
ка" оказалась неудачной, и крейсер увер-
нулся от идущих на него торпед. Зато вто-
рая волна выполнила задачу: одна из тор-
пед попала в кормовую часть "Бисмарка".
Взрывом были повреждены его винты и закли-
нены рули. Скорость рейдера упала до 14
узлов, к тому же корабль почти потерял ру-
левое управление. Адмирал Товей решил
драться, не пополняя запасов топлива. Око-
ло 8 утра 27 мая "Бисмарк" был настигнут
линкорами "Кинг Джордж V" и "Родней" и тя-
желыми крейсерами "Норфолк" и "Дорсетшир".
В завязавшейся перестрелке по "Бисмарку"
было выпущено около тысячи снарядов глав-
ного и среднего калибра и большое коли-
чество торпед. Около 10 часов утра "Бис-
марк" делает последний выстрел и замол-
кает, потеряв от многочисленных попаданий
возможность отвечать огнем. А еще через
полчаса, получив пробоины от двух торпед,
выпущенных с крейсера "Дорсетшир", "Бис-
марк" переворачивается и идет на дно вмес-
те со всем экипажем, командиром и адмира-
лом Лютьенсом. Таким образом, заботливый
папаша неуместными запросами по радио спо-
собствовал гибели сына и сильнейшего ко-
рабля флота.
ЭПИЛОГ
Англичане скрупулезно подсчитали, во что
им обошлось потопление немецкого линкора.
Оказалось, что в районе сражения им приш-
лось сосредоточить 8 линкоров и линейных
крейсеров, 2 авианосца, 14 крейсеров, 22
эсминца, 6 подводных лодок и более 100 са-
молетов, действовавших с аэродромов Вели-
кобритании, Исландии и Канады. Несмотря
на это, они потеряли линкор-крейсер
"Худ", и успех операции зависел порой от
воли случая. Поэтому они смертельно опаса-
лись подобного рейда и пристально следили
за линкором "Тирпиц", построенным на год
позже "Бисмарка" по тому же проекту. С
другой стороны Гитлер выразил глубокую пе-
чаль по поводу гибели "Бисмарка" и ни за
что не хотел рисковать новейшим линкором,
и тот в основном простаивал в хорошо охра-
няемых бухтах, изредка совершая короткие
рейды.
В целом, эта операция нанесла серьезный
удар по доктрине адмирала Редера с его
ставкой на крупные океанские рейдеры и по-
казала, что лидерство на море переходит
от огромных, вооруженных "до зубов" линко-
ров к небольшим и почти беззащитным
авианосцам. Кстати, японцы уже тогда уди-
вили весь мир, построив два линкора типа
"Ямато" (водоизмещение - 72 тыс. тонн,
толщина брони - 406...650 мм, скорость -
27.5 узлов, имеет девять 460-мм орудий),
которые "использовались" затем аналогично
"Тирпицу", а затем вторично удивили 7 де-
кабря 1941 года, когда разбомбили в
Перл-Харборе американский линейный флот,
проведя эту операцию с шести авианосцев.
Что касается судьбы "Принца Евгения" - ему
удалось прорваться в Брест. Провоевав всю
войну, он после капитуляции и раздела не-
мецкого флота попал к американцам, которые
использовали его для опытов по воздей-
ствию атомных взрывов на корабли у атолла
Бикини, после чего он затонул.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 27 октября