ZX Pilot #31
20 февраля 1999
  Железо  

О разном - Снижение шума дисковода.

<b>О разном</b> - Снижение шума дисковода.
              О  Р А З Н О М

──────────────────────────────────────────

(C) WWSoft


      Об  одном "совете" из ZX-Ревю.

   В номере электронного журнала, на диске
"ZX-Ревю  98/11-12", опубликована короткая
заметка "Снижение шума FDD".
   Весьма дельное рациональное предложение
о  снижении  шума дисковода за счет смазки
механизма, перечеркивается  крайне опасной
присутствующей  там рекомендацией разборки
механизма.
   Да вы что!! Спятили? Разобрать прецизи-
онный механизм "для смазки"?! "Ну, мужуки,
вы даете!"
   У  вас  есть оборудование для юстировки
при  сборке?  Это  минимум - осциллограф и
спецдиск со спецдорожкой. И еще не помешал
бы  опыт  таких работ - чтоб не учиться на
собственном единичном оборудовании.
   Видимо,  у "советчиков" все это есть. А
о  других - не подумали? Однако "и на ста-
руху  бывает  проруха". Последний совет на
эту тему прямо перл: предложено для смазки
... разобрать двигатель. И смазать подшип-
ники  и... "зубья ротора-статора". Дичь!!!
Во-первых,  ни  один  электродвигатель  не
предназначен  для  разборки пользователем!
Уж  ради смазки-то, - точно! Все они имеют
оговоренные  в документации наружные точки
смазки.  Во-вторых, "зубья" ротора не тре-
буют  смазки, т.к. в двигателе любого типа
нет другого механического силового контак-
та, кроме двух (и только двух) подшипников
качения или скольжения.
   Ради  спасения родственника назревшим и
неотложным  хирургическим  вмешательством,
вы  ведь  никогда  не возьметесь "за дело"
сами.  Ясно, что кроме инструмента и усло-
вий (операционной), нужны, главное, - зна-
ния  и  опыт. Так? Ну а ваш "пятидюймовый"
MC53XX  немножко родственник. За что ж его
так?..
   Здравое зерно в той заметке есть. И по-
стараемся  его  "вылущить". Первое. Смазки
требует любой механизм. Потому, надо пери-
одически  смазывать  дисковод, как и прин-
тер,  как и всю бытовую аппаратуру: магни-
тофон, проигрыватель и прочее.
   Да, действительно, смазка резко снижает
шум  НГМД. Но кой-какое "оборудование" все
ж надобно. Голова, скажем.
   Обычно  в сопроводительной документации
приводится чертеж точек смазки кинематики,
"карта  смазки". Все точки смазки доступны
под масленку БЕЗ РАЗБОРКИ механизма, или с
незначительной,  НЕСУЩЕСТВЕННОЙ разборкой,
типа снять ограждение, кожух.
   Здесь,  в  "53XX",  вначале без проблем
смазываем  полозья каретки. Но не сами по-
лозья: по капле масла опускаем на три опо-
рные  точки каретки. Одна точка - на даль-
нем  от  шаговика  полозе,  две точки - на
ближнем.  На  этом ближнем непосредственно
контактируют с полозом края пластмассы ка-
ретки.  Под  них - по капле. Излишки масла
снять краем газетной бумаги.
   Около  шагового двигателя привода голо-
вок,  с тыльной его (двигателя) стороны, в
корпусе  дисковода  есть окно. Как раз для
смазки  подшипника! К переднему подшипнику
подобраться  сложнее.  Надо  сделать  так.
Длинную иголку упереть там в вал поближе к
корпусу  двигателя. Теперь на иголку пове-
сить  каплю  масла,  и  оно стечет на вал.
Прежде  прикинуть и подобрать углы наклона
иголки и НГМД. Так, чтобы масло растеклось
по  валу  в  сторону  переднего подшипника
двигателя. Излишки масла, попавшие на кор-
пус  двигателя, снять. С иголкой же удобно
и в предидущей операции на каретке.
   Видимо,  не помешает смазать и стальную
двунаправленную пружину передачи. Как было
рекомендовано в той заметке. Но, опять же,
строго-настрого:  не расфиксируя крепящего
ее винта.
   И, конечно, как и там было сказано, ма-
сло  должно  быть  машинное,  скажем,  для
швейных машин, а не автол и не сливочное с
растительным.
   Хотя часто оговариваются конкретные ма-
рки  масел. Но ясно, что для простых "бюр-
геров"  и "эсквайров" эти указания трудно-
выполнимы. Тем не менее, надо позаботиться
не допустить хотя бы грубых ошибок.
   ( - ... Вот  кашку  старичкам  жарим. -
Остап  потянул носом, - Это что же, на ма-
шинном  масле? Впрочем, ладно, меня это не
касается. - )
   Именно!!  Именно  на машинном! Для всех
MC'ов и прочих. "Кашку!"

   Пользуясь  случаем,  приведу  несколько
соображений  по  поводу "БЕТА-ДИСК"-интер-
фейса.
   Схемные решения здесь содержат ряд "ко-
ряг",  некорректных  решений. Из последних
отметим, что диоды с цифровой техникой для
выполнения логических функций (здесь"ИЛИ")
не применяют. Это бы ладно.
   Но  вот диод между одним из выходов TM9
и  выходом  с НГМД "индексная метка" - это
крупная "коряга". Как по логике взаимодей-
ствия,  так  и  по "открытый коллектор" из
НГМД,  и "стандартный двухтактный" из TM9.
Тот - умощненый,  а  этот - "жидкий" серии
K555  или  даже  1533.  По  поводу  логики
здесь.  С  этим еще хуже. Долго объяснять.
Рекомендую:  исключите диод, с оставлением
"разрыва цепи" (вместо диода). Система ос-
тается  работоспособной!!  Так и оставьте!
(Но   должен  предупредить:  в  математике
TR-DOS не разбирался.)
   При  двух  дисководах  полезно  сделать
следующую  доработку. В соединительном ка-
беле,  в принципе, необязательным является
провод  МВК - "мотор включить". Сигнал МВК
можно снять прямо на ответных разъемах ди-
сководов, соединив контакт МВК с цепью вы-
бора  НГМД  DS0  на одном разъеме, и МВК с
DS1 - на  другом. При  этом главный привод
включается  только  в  одном  дисководе, в
том,  который  выбран. Иначе, при исходной
схеме,  при  работе  любого из дисководов,
крутились оба главных привода.
   Дополнительная экономия в один провод в
кабеле  при  этом, это, как и полагается у
"хороших часовщиков", - "лишние детали при
сборке"!
   Необходимо  еще  заметить, особенно для
владельцев  двухдисководных систем следую-
щее.  Выходная  магистраль  с интерфейса в
сторону  "НГМД" весьма сильно нагружена, и
при двух "H" может быть перегружена. Даже,
если  второй дисковод - "трехдюймовый". На
"MC53XX" в сторону магистрали относительно
"+5В"  смотрят  резисторы 330 Ом. Они дают
нагрузку  на линиях по 15 мА. Это максимум
допустимого  для серии К155. Потому не по-
мешало  бы заменить в BETA выходную 155ЛН2
на  более мощную 155ЛН3. Тогда как в доку-
ментации  по  перечню к схеме здесь значи-
лась  555ЛН2, что вообще ошибочно, и о чем
многие  уже  в курсе. Но, как оказывается,
даже 155ЛН2 здесь не совсем "ко двору".
   Во всяком случае, при двух пятидюймовых
дисководах,  выньте  из  одного  дисковода
(любого)  резистивную  сборку, вставленную
на  них в шестнадцатиконтактную микросхем-
ную розетку - иначе магистраль оказывается
перегруженной.  Это  полагалось делать при
"гирляндном",  групповом подключении таких
НГМД.  У "трехдюймовых" система другая, их
в современных комплексах не предполагалось
более одного. (Второй-НЖМД, жесткий диск.)
Потому "трешки" перегрузят магистраль, ес-
ли  их  два или более. Но если у вас "3" +
"5", то из "5" резисторные сборки снимите:
необходимая  нагрузка магистрали обеспечи-
вается из "3".
   Успехов энтузиастам "Спектрума" в нашем
противостоянии  "писюкам" и, якобы, новому
другу  "Амиге".  Старый  друг  лучше новых
двух! Yes? Аминь!



Другие статьи номера:

Вступление - пара слов от авторов.

NEWS - О создании ассоциации CONSTELLATION, о релизе Quadrax и т.п.

ART COMP - Правила фестиваля ART COMP.

Наш гость - Новый электронный журнал "Увлечение" из Барнаула.

HARD and SOFT - Scorpion, IS-Dos, винчестер...

Видеопорт - Рекомендации по сборке, наладке и программирование Видеопорта (дигитайзера).

GMX - Доработка плат "ScorpionZS-256 Turbo+" для установки GMX. Работа с GMX.

COMICS - коллекцию цитат из инструкций к различным товарам.

О разном - Снижение шума дисковода.

BIRTHDAY - С днем рождения: Vel, Alex Melted Show, Dr.Crash.

Реклама - Реклама и объявления...

Credits - создатели газеты.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Юмор - юмор от Sleepwalker'a.
Охотничий рассказ - Охотник, ружьё, утка, собака...
Наша музыка - Хип-хоп культура.
Вступление - Новая 128К читалка газеты.
Система - Описание программ : ZX-ASM3.0, Universal XAS Converter v2.1, Format Utility v2.01, Commander DOS v1.9, Super Catalog v1.12, Text Designer v1.0, The Dizzy Editor v1.0, Digital Studio for Covox, Alfasoft Music Crasher v2.13. Драйвер печати шрифтов , созданных в Mach v2.4.

В этот день...   17 ноября