|
ZX Pilot
#31
20 февраля 1999 |
|
О разном - Снижение шума дисковода.

О Р А З Н О М
──────────────────────────────────────────
(C) WWSoft
Об одном "совете" из ZX-Ревю.
В номере электронного журнала, на диске
"ZX-Ревю 98/11-12", опубликована короткая
заметка "Снижение шума FDD".
Весьма дельное рациональное предложение
о снижении шума дисковода за счет смазки
механизма, перечеркивается крайне опасной
присутствующей там рекомендацией разборки
механизма.
Да вы что!! Спятили? Разобрать прецизи-
онный механизм "для смазки"?! "Ну, мужуки,
вы даете!"
У вас есть оборудование для юстировки
при сборке? Это минимум - осциллограф и
спецдиск со спецдорожкой. И еще не помешал
бы опыт таких работ - чтоб не учиться на
собственном единичном оборудовании.
Видимо, у "советчиков" все это есть. А
о других - не подумали? Однако "и на ста-
руху бывает проруха". Последний совет на
эту тему прямо перл: предложено для смазки
... разобрать двигатель. И смазать подшип-
ники и... "зубья ротора-статора". Дичь!!!
Во-первых, ни один электродвигатель не
предназначен для разборки пользователем!
Уж ради смазки-то, - точно! Все они имеют
оговоренные в документации наружные точки
смазки. Во-вторых, "зубья" ротора не тре-
буют смазки, т.к. в двигателе любого типа
нет другого механического силового контак-
та, кроме двух (и только двух) подшипников
качения или скольжения.
Ради спасения родственника назревшим и
неотложным хирургическим вмешательством,
вы ведь никогда не возьметесь "за дело"
сами. Ясно, что кроме инструмента и усло-
вий (операционной), нужны, главное, - зна-
ния и опыт. Так? Ну а ваш "пятидюймовый"
MC53XX немножко родственник. За что ж его
так?..
Здравое зерно в той заметке есть. И по-
стараемся его "вылущить". Первое. Смазки
требует любой механизм. Потому, надо пери-
одически смазывать дисковод, как и прин-
тер, как и всю бытовую аппаратуру: магни-
тофон, проигрыватель и прочее.
Да, действительно, смазка резко снижает
шум НГМД. Но кой-какое "оборудование" все
ж надобно. Голова, скажем.
Обычно в сопроводительной документации
приводится чертеж точек смазки кинематики,
"карта смазки". Все точки смазки доступны
под масленку БЕЗ РАЗБОРКИ механизма, или с
незначительной, НЕСУЩЕСТВЕННОЙ разборкой,
типа снять ограждение, кожух.
Здесь, в "53XX", вначале без проблем
смазываем полозья каретки. Но не сами по-
лозья: по капле масла опускаем на три опо-
рные точки каретки. Одна точка - на даль-
нем от шаговика полозе, две точки - на
ближнем. На этом ближнем непосредственно
контактируют с полозом края пластмассы ка-
ретки. Под них - по капле. Излишки масла
снять краем газетной бумаги.
Около шагового двигателя привода голо-
вок, с тыльной его (двигателя) стороны, в
корпусе дисковода есть окно. Как раз для
смазки подшипника! К переднему подшипнику
подобраться сложнее. Надо сделать так.
Длинную иголку упереть там в вал поближе к
корпусу двигателя. Теперь на иголку пове-
сить каплю масла, и оно стечет на вал.
Прежде прикинуть и подобрать углы наклона
иголки и НГМД. Так, чтобы масло растеклось
по валу в сторону переднего подшипника
двигателя. Излишки масла, попавшие на кор-
пус двигателя, снять. С иголкой же удобно
и в предидущей операции на каретке.
Видимо, не помешает смазать и стальную
двунаправленную пружину передачи. Как было
рекомендовано в той заметке. Но, опять же,
строго-настрого: не расфиксируя крепящего
ее винта.
И, конечно, как и там было сказано, ма-
сло должно быть машинное, скажем, для
швейных машин, а не автол и не сливочное с
растительным.
Хотя часто оговариваются конкретные ма-
рки масел. Но ясно, что для простых "бюр-
геров" и "эсквайров" эти указания трудно-
выполнимы. Тем не менее, надо позаботиться
не допустить хотя бы грубых ошибок.
( - ... Вот кашку старичкам жарим. -
Остап потянул носом, - Это что же, на ма-
шинном масле? Впрочем, ладно, меня это не
касается. - )
Именно!! Именно на машинном! Для всех
MC'ов и прочих. "Кашку!"
Пользуясь случаем, приведу несколько
соображений по поводу "БЕТА-ДИСК"-интер-
фейса.
Схемные решения здесь содержат ряд "ко-
ряг", некорректных решений. Из последних
отметим, что диоды с цифровой техникой для
выполнения логических функций (здесь"ИЛИ")
не применяют. Это бы ладно.
Но вот диод между одним из выходов TM9
и выходом с НГМД "индексная метка" - это
крупная "коряга". Как по логике взаимодей-
ствия, так и по "открытый коллектор" из
НГМД, и "стандартный двухтактный" из TM9.
Тот - умощненый, а этот - "жидкий" серии
K555 или даже 1533. По поводу логики
здесь. С этим еще хуже. Долго объяснять.
Рекомендую: исключите диод, с оставлением
"разрыва цепи" (вместо диода). Система ос-
тается работоспособной!! Так и оставьте!
(Но должен предупредить: в математике
TR-DOS не разбирался.)
При двух дисководах полезно сделать
следующую доработку. В соединительном ка-
беле, в принципе, необязательным является
провод МВК - "мотор включить". Сигнал МВК
можно снять прямо на ответных разъемах ди-
сководов, соединив контакт МВК с цепью вы-
бора НГМД DS0 на одном разъеме, и МВК с
DS1 - на другом. При этом главный привод
включается только в одном дисководе, в
том, который выбран. Иначе, при исходной
схеме, при работе любого из дисководов,
крутились оба главных привода.
Дополнительная экономия в один провод в
кабеле при этом, это, как и полагается у
"хороших часовщиков", - "лишние детали при
сборке"!
Необходимо еще заметить, особенно для
владельцев двухдисководных систем следую-
щее. Выходная магистраль с интерфейса в
сторону "НГМД" весьма сильно нагружена, и
при двух "H" может быть перегружена. Даже,
если второй дисковод - "трехдюймовый". На
"MC53XX" в сторону магистрали относительно
"+5В" смотрят резисторы 330 Ом. Они дают
нагрузку на линиях по 15 мА. Это максимум
допустимого для серии К155. Потому не по-
мешало бы заменить в BETA выходную 155ЛН2
на более мощную 155ЛН3. Тогда как в доку-
ментации по перечню к схеме здесь значи-
лась 555ЛН2, что вообще ошибочно, и о чем
многие уже в курсе. Но, как оказывается,
даже 155ЛН2 здесь не совсем "ко двору".
Во всяком случае, при двух пятидюймовых
дисководах, выньте из одного дисковода
(любого) резистивную сборку, вставленную
на них в шестнадцатиконтактную микросхем-
ную розетку - иначе магистраль оказывается
перегруженной. Это полагалось делать при
"гирляндном", групповом подключении таких
НГМД. У "трехдюймовых" система другая, их
в современных комплексах не предполагалось
более одного. (Второй-НЖМД, жесткий диск.)
Потому "трешки" перегрузят магистраль, ес-
ли их два или более. Но если у вас "3" +
"5", то из "5" резисторные сборки снимите:
необходимая нагрузка магистрали обеспечи-
вается из "3".
Успехов энтузиастам "Спектрума" в нашем
противостоянии "писюкам" и, якобы, новому
другу "Амиге". Старый друг лучше новых
двух! Yes? Аминь!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 17 ноября