ZX Pilot
#31
20 февраля 1999 |
|
О разном - Снижение шума дисковода.
О Р А З Н О М ────────────────────────────────────────── (C) WWSoft Об одном "совете" из ZX-Ревю. В номере электронного журнала, на диске "ZX-Ревю 98/11-12", опубликована короткая заметка "Снижение шума FDD". Весьма дельное рациональное предложение о снижении шума дисковода за счет смазки механизма, перечеркивается крайне опасной присутствующей там рекомендацией разборки механизма. Да вы что!! Спятили? Разобрать прецизи- онный механизм "для смазки"?! "Ну, мужуки, вы даете!" У вас есть оборудование для юстировки при сборке? Это минимум - осциллограф и спецдиск со спецдорожкой. И еще не помешал бы опыт таких работ - чтоб не учиться на собственном единичном оборудовании. Видимо, у "советчиков" все это есть. А о других - не подумали? Однако "и на ста- руху бывает проруха". Последний совет на эту тему прямо перл: предложено для смазки ... разобрать двигатель. И смазать подшип- ники и... "зубья ротора-статора". Дичь!!! Во-первых, ни один электродвигатель не предназначен для разборки пользователем! Уж ради смазки-то, - точно! Все они имеют оговоренные в документации наружные точки смазки. Во-вторых, "зубья" ротора не тре- буют смазки, т.к. в двигателе любого типа нет другого механического силового контак- та, кроме двух (и только двух) подшипников качения или скольжения. Ради спасения родственника назревшим и неотложным хирургическим вмешательством, вы ведь никогда не возьметесь "за дело" сами. Ясно, что кроме инструмента и усло- вий (операционной), нужны, главное, - зна- ния и опыт. Так? Ну а ваш "пятидюймовый" MC53XX немножко родственник. За что ж его так?.. Здравое зерно в той заметке есть. И по- стараемся его "вылущить". Первое. Смазки требует любой механизм. Потому, надо пери- одически смазывать дисковод, как и прин- тер, как и всю бытовую аппаратуру: магни- тофон, проигрыватель и прочее. Да, действительно, смазка резко снижает шум НГМД. Но кой-какое "оборудование" все ж надобно. Голова, скажем. Обычно в сопроводительной документации приводится чертеж точек смазки кинематики, "карта смазки". Все точки смазки доступны под масленку БЕЗ РАЗБОРКИ механизма, или с незначительной, НЕСУЩЕСТВЕННОЙ разборкой, типа снять ограждение, кожух. Здесь, в "53XX", вначале без проблем смазываем полозья каретки. Но не сами по- лозья: по капле масла опускаем на три опо- рные точки каретки. Одна точка - на даль- нем от шаговика полозе, две точки - на ближнем. На этом ближнем непосредственно контактируют с полозом края пластмассы ка- ретки. Под них - по капле. Излишки масла снять краем газетной бумаги. Около шагового двигателя привода голо- вок, с тыльной его (двигателя) стороны, в корпусе дисковода есть окно. Как раз для смазки подшипника! К переднему подшипнику подобраться сложнее. Надо сделать так. Длинную иголку упереть там в вал поближе к корпусу двигателя. Теперь на иголку пове- сить каплю масла, и оно стечет на вал. Прежде прикинуть и подобрать углы наклона иголки и НГМД. Так, чтобы масло растеклось по валу в сторону переднего подшипника двигателя. Излишки масла, попавшие на кор- пус двигателя, снять. С иголкой же удобно и в предидущей операции на каретке. Видимо, не помешает смазать и стальную двунаправленную пружину передачи. Как было рекомендовано в той заметке. Но, опять же, строго-настрого: не расфиксируя крепящего ее винта. И, конечно, как и там было сказано, ма- сло должно быть машинное, скажем, для швейных машин, а не автол и не сливочное с растительным. Хотя часто оговариваются конкретные ма- рки масел. Но ясно, что для простых "бюр- геров" и "эсквайров" эти указания трудно- выполнимы. Тем не менее, надо позаботиться не допустить хотя бы грубых ошибок. ( - ... Вот кашку старичкам жарим. - Остап потянул носом, - Это что же, на ма- шинном масле? Впрочем, ладно, меня это не касается. - ) Именно!! Именно на машинном! Для всех MC'ов и прочих. "Кашку!" Пользуясь случаем, приведу несколько соображений по поводу "БЕТА-ДИСК"-интер- фейса. Схемные решения здесь содержат ряд "ко- ряг", некорректных решений. Из последних отметим, что диоды с цифровой техникой для выполнения логических функций (здесь"ИЛИ") не применяют. Это бы ладно. Но вот диод между одним из выходов TM9 и выходом с НГМД "индексная метка" - это крупная "коряга". Как по логике взаимодей- ствия, так и по "открытый коллектор" из НГМД, и "стандартный двухтактный" из TM9. Тот - умощненый, а этот - "жидкий" серии K555 или даже 1533. По поводу логики здесь. С этим еще хуже. Долго объяснять. Рекомендую: исключите диод, с оставлением "разрыва цепи" (вместо диода). Система ос- тается работоспособной!! Так и оставьте! (Но должен предупредить: в математике TR-DOS не разбирался.) При двух дисководах полезно сделать следующую доработку. В соединительном ка- беле, в принципе, необязательным является провод МВК - "мотор включить". Сигнал МВК можно снять прямо на ответных разъемах ди- сководов, соединив контакт МВК с цепью вы- бора НГМД DS0 на одном разъеме, и МВК с DS1 - на другом. При этом главный привод включается только в одном дисководе, в том, который выбран. Иначе, при исходной схеме, при работе любого из дисководов, крутились оба главных привода. Дополнительная экономия в один провод в кабеле при этом, это, как и полагается у "хороших часовщиков", - "лишние детали при сборке"! Необходимо еще заметить, особенно для владельцев двухдисководных систем следую- щее. Выходная магистраль с интерфейса в сторону "НГМД" весьма сильно нагружена, и при двух "H" может быть перегружена. Даже, если второй дисковод - "трехдюймовый". На "MC53XX" в сторону магистрали относительно "+5В" смотрят резисторы 330 Ом. Они дают нагрузку на линиях по 15 мА. Это максимум допустимого для серии К155. Потому не по- мешало бы заменить в BETA выходную 155ЛН2 на более мощную 155ЛН3. Тогда как в доку- ментации по перечню к схеме здесь значи- лась 555ЛН2, что вообще ошибочно, и о чем многие уже в курсе. Но, как оказывается, даже 155ЛН2 здесь не совсем "ко двору". Во всяком случае, при двух пятидюймовых дисководах, выньте из одного дисковода (любого) резистивную сборку, вставленную на них в шестнадцатиконтактную микросхем- ную розетку - иначе магистраль оказывается перегруженной. Это полагалось делать при "гирляндном", групповом подключении таких НГМД. У "трехдюймовых" система другая, их в современных комплексах не предполагалось более одного. (Второй-НЖМД, жесткий диск.) Потому "трешки" перегрузят магистраль, ес- ли их два или более. Но если у вас "3" + "5", то из "5" резисторные сборки снимите: необходимая нагрузка магистрали обеспечи- вается из "3". Успехов энтузиастам "Спектрума" в нашем противостоянии "писюкам" и, якобы, новому другу "Амиге". Старый друг лучше новых двух! Yes? Аминь!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября