ZX Pilot
#42
09 декабря 2005 |
|
Наш гость - мемуары спектрумиста из Дзержинска - Nuts.
Н А Ш Г О С Т Ь (I) ────────────────────────────────────────── (C) Nuts Жисть NUTSа во времена активного развития спектрумизма в России и странах СНГ. Вместо эпиграфа: Говорят, до 40 лет писать мемуары - грешно.... Самое сложное в моих "мемуарах" - это вспомнить, в каком году я начал инте- ресоваться компьютерами. Я точно помню, что это было связано с моим путешествием в Москву в году так эдак 1991ом. Помимо всяких сувениров (водяного пистолета, го- ловоломок, плакатов с "НИНДЗЯ" и Хрюшей и Степашкой - натурально из "Спокойной ночи малыши"), я купил несколько книжек, в том числе и "Осваиваем Микрокомпьютер", часть 2. Помню, как я тащил эти книги по мосту над Москвой-рекой. Стояла страшная жара. А мы глюкнули и решили что мост коротенький :) Как я пёр это дело!!! - воспоминания кошмарные!!! Так вот, эта книга в понятной форме рассказывала про язык Бейсик, там даже упоминались отличия Спековского диалекта от реализаций на других 8bit ПК. Прочитав все (весьма занятно было), я решил, что это круто и что мне нужен компутер. Было это летом. А уже зимой-весной следующего года я заполучил свой первый Спек - в реализации ДУБНА-48к. Весьма занятный комп - про- цессор был приторможен эдак до 2.5 МГц, и вся ПЗУ перепахана, поэтому не работали нестандартные кассетные загрузчики. Зато Арканоид-2 шел просто идеально. Я уже с первых дней хотел изучать Ба- сик и всякое такое. Но многочисленные приятели хотели только играть. Как во- диться было просмотрено немало игрушек. Но и Басик занимал немало времени. Первая серьезная работа на Басике появилась в результате гибели кассеты с любимой игрушкой Bubble Bobble 2. Я тогда уже неплохо сек в Басике и попытался сде- лать ей замену. Причем использовалась UDG графика. До оригинала это действо никак не дотянуло, да и полностью не было до- делано. Еще я увлекался всякого рода графи- кой. Рисовать я не умел и не умею, но сделано было очень многое. Я всегда хотел сделать крутой графический редактор. Пер- вая и единственная полноценная версия была сварганена на Басике. Называлась это чудо моей програмерской мысли (вы только представьте себе!) The BAT. Была к этой проге и заставка, нарисованная в ней же: эдакая квадратная летучая мышь с треу- гольными ушами. Я уже и не помню, чего я напихал в этот редактор, но напихано было ОЧЕНЬ много. Кроме того я собирал коллекцию зас- тавок. Насобирал и навыдирал 315 штук - на 6 кассетах. До сих пор эти кассеты лежат не заюзаными. Во всех этих действиях мне помогало (мешало) несколько человек. Только один из них дожил до стадии освоения Пентагона и TR-DOS, а так же IS-DOS на уровне пользователя: Михана Гусева. Примерно году в 1994ом он начал активные идеи сделать мультик. Рисовать он тоже не умел. Так что единственное что мы успешно сделали - анимировали заставку от Cauldron 2. К той поре я прекрасно юзал LDIR из Басика. В результате ведьма с заставки активно мешала помелом в котле. Также я вел релизерскую деятельность. Мои инициалы "P.A." прекрасно умещались в кружочке диаметром 20 пиксел, все желтого цвета. Так появился "P.A.SOFT". Зарели- зены были ПРЕЗИДЕНТ, Arcanoid-2, Art Studio (я сделал нормальный выбор управ- ления). В этих релизах была использована нестандартная способность Басика выводить шрифт растянутым в 8 раз в высоту. С ними же произошел и первый трабл - такой вывод не работал в одном из клонов Спека у од- ного из моих приятелей. Вся эта научно-исследовательская дея- тельность велась на все той же ДУБНЕ. Она осталась в рабочем состоянии и по сей день. Недостатка магнитофонов и кассет тоже не наблюдалось. Вначале я исполь- зовал СЕКАМовский ВЧ-адаптер. Потом пере- ключился на ламповый Ч/Б телевизор, уже по НЧ. И наконец собрал хитрую схему и подключился к цветному телику уже по RGB, в хорошем качестве. С этого началась моя железячная деятельность - она и по сей день заклю- чается в основном с распайки разных про- водов и жгутов. Был так же сотворен (не мною) и под- ключен (мною) чудо-джойстик на основе П2К: пять кнопок расположенных крестом в железной коробочке. "Фирменный" пластма- ссовый джойстик сломался при активной иг- ре в Beach Head. Потом, вместо пластмас- сового рычага был выточен металлический - и тоже неплохо работал. Спустя некоторое время после покупки Спека я почувствовал любовь к апгрейду и мне захотелось что то дешевое IBM совмес- тимое. Под видом этого вполне IBM- совместимого за приличную, но приемлемую цену был приобретен XT-подобный клон ПЦ под названием "НИВКА". Был он жутко инте- ресный: огромный, бронированный, с тремя вентиляторами, одним дисководом, без вин- та, кучей разъемов и портов. На ней было 736кб ДОСовской (ПЦшные знатоки поймут) памяти. Как я узнал много позже - спецы разгоняли ее почти в два раза. Я же так и не смог подключить к ней винт - setupА то не было. Я пишу об этом девайсе достаточ- но подробно, так как он играл достаточно большую роль в моей Спековской жизни. Во - первых я подключил его к тому же телевизору. Это послужило поводом спаять великий коммутатор ZX-CGA-EGA->TV. В пос- ледствии он позволял переключать RGB сигналы от одного из 5 источников. Во вторых - освоение ПЦ. Освоения поч- ти не было. Я конечно изучил Нортон. Но игр я достал очень мало. Были всякие не- совместимости. А главное - постоянно что то не контачило в модуле дисковода, так что запустить машину было довольно трудно. В третьих - об этом позднее. Вот так я и жил. Смотрел гамезы. Ла- зил в них из Басика. Затем научился пи сать код из басика и начал программиро- вать в машинных кодах без АСМа. Величай- шим достижением в этой области стала идея написания спрайтового редактора. Машин- но-кодовая вставка занималась увеличением пикселов в 8 раз (атрибутами) и обратной конвертацией. Было страшно похоже на Sprite Master 5.xx :) Курсор и уста- новка-удаление точек делался из Басика. Я даже начал использовать некий дизассем- блер InfraRed48. А время шло. Во второй четверти 8го класса я пере- шел в другую школу. Закончил курсы поль- зователя ПЦ. Тусовались к той поре мы как раз с вышеупомянутым Миханом Гусевым. В во второй половине 1Ого класса (то есть в начале 1995го) я поступил на курсы по подготовке в институт. Именно там (в первый же день) я познакомился с MoonWalkerОМ (ныне Zeebr, переделанный из Breeze, а до этого он был ForemanОМ, а до этого еще кем то) и WerwolfОМ (крутым ху- дожником). В состав группы входили также AloneIndark, Raven и (теоретически) BlackAngel (он еще не знал об этом). Я присоединился к ним под лейблом Master Home Computer Group. На те же курсы хо- дили еще и FRODO с приятелем. Как раз ВОЛКЕР в лишний раз сагитиро- вал меня на покупку Пентагона-128. Весной того же года таковой и был куплен вместе с цветным монитором. Так начался новый этап в моей компьютерной жизни. В начале пришлось модифицировать мони- тор, поскольку он не держал кадры (делал это не я). Потом я адаптировал свой чу- до-ТВ-свитчер под этот монитор и третий комп. На основе коробок от устройства громкоговорящей связи были сваяны две среднечастотных колоночки, кои служат мне по сей день. Н А Ш Г О С Т Ь (II) ────────────────────────────────────────── На дискетах я начал активно коллек- ционировать системки. За софтом приходи- лось ездить в соседний город и я работал "Джонни-Мнемоником". Начал изучать АСМ в TASMе и MASMе. Совместно с ВолкерОМ мы сделали крутой релиз и русификацию GoToHell. Была идея сделать экономическую игру "Good maneger - dead maneger". Я сделал меню, с подсвечивающимися пункта- ми, а Волкер - набивал менюхи и интегри- ровал интру, с бегущей строкой. Еще были Smak Megademo (в котором я не участвовал), а позже - Fast Bread (писал только текст бегущей строки :). Един ственной моей существенной работой в составе MHCG была арканодоподобная игра которую я предложил встроить в boot, что и было сделано ВолкерОМ. Волкер вообще заботился об престиже и имидже нашей группы. Он постоянно пинал меня, чтоб я что-нибудь делал (удавалось трудно). Он же в приказном порядке посо- ветовал мне поменять погонялу. Как раз один из моих приятелей рассказал мне об одном фильме, название которого "гнуса- вый" переводчик перевел как "Натс со сдвигом" (может это он и сам придумал). На РТР этот фильм пару раз показывался под названием "Безумный". Сами посудите (посмотрите) с каким чуваком меня мой приятель отассоциировал (друзья называют- ся!). А я долго думать не стал и объявил свою новую погонялу. Немногим позже, на школьной олимпиаде я познакомился с Time KeeperОМ и еще одним челом, который мы к себе успешно при- соединили. Также мы познакомились с груп- пой KZS (по поводу названия мною придуман прикол: RGB - КрасныйЗеленыйСиний - КЗС). В частности, в нее входил Ice'and'Green (тогда еще SpaceMan). Когда мы все поступили в институт (1997 год) массовая кодерская деятельность пош- ла на новый виток. Осенью я познакомился с ORGANISMом, VirtualBoyЕМ (ныне Woland) и прочими сотоварищами. Позже появились также Bear, а также Terminus и Mayor (короче МЭР - а как там он пишется я ни разу не видел :). Именно после знакомства с ОРГом (поч- ти сразу) пошли всякие СЦЕНОВЫЕ переста- новки, интриги, перегруппировки, объеди- нения и разъединения. Они продолжались довольно долгое время, изредка сопровож- даясь массовыми сборищами по поводу дальнейшего массового объединения (всем городом). В результате менялся только состав групп, от KZS отделялись люди в собрания: FaceOff Association, PowerProject, EYE-Q. Помимо этих трех, ОРГ успел побывать так же и в составе MHCG. В таком беспорядке я сам лично разбирался с трудом. Но, покинув MHCG, я так ни в одну из этих групп и не вступил. Поступление в институт ознаменовалось покупкой ПЦ у ВолкерА, АМИГИ у ФРОДО. А главное - появился доступ в Интернет. Таким образом мы получили доступ к россыпям свежего софта, а Time Keeper - еще и начал активно переписываться с народом. Летом 1998го происходит серьезное со- бытие в моей жизни - покупка 486го. Я успел купить его незадолго до обвала 11го августа, за совершенно мизерную сумму, к тому же я успел купить себе еще корпус для ПЦ, так как планировал собрать комп сам. Формальные поводы для покупки ПЦ были учеба (Autocad, Fortran) и гонка графики - повторюсь, художник я неважный. Графики этой (порнухи) я нагнал в немерянных ко- личествах, но она нигде не была использо- вана. В игре NetWalk ОРГ использовал гра- фику, нагнанную MAX.KLM/KZS. Но нашлось еще два применения к этому 486. Во первых я начал изучать эмуляторы чужеродных машин, и особенно - форматами их дисков. Во вторых, я наконец то смог приобщиться к потоку софта из Интернета. До этого я хватал только крохи. А теперь я захватил несколько мегабайт архивов и начал их сортировать. В последнем, мне помогла, как ни странно, моя "Нивка". Дело в том, что этот 486 был фирменным IBM PS/2 "белой" сборки. А проблема была в том что там стоял винт, дисковод 3'5" и CD-Drive 4x. Под большее места просто не было. Но я сделал страшно хитро: соединил нуль-модемным кабелем два COM-порта, установил соответствующий софт, и использовал "Нивку" в качестве внешнего 5'25" дисковода. Вначале я писал софт на дискеты 360кб, переписывал его страшной IBM Copy, склеивал обратно и расхобечивал. Благо, Time Keeper к той поре написал Internet to ZX converter. Затем я стал использовать Cardinal'овский MS<->TR и конвертировал целый диск софта за раз. Через некоторое время я решил исполь- зовать оставшийся без дела корпус. как раз к той поре я перестал получать стипендию :) На последние 30руб я купил корпус двойки, достал мультикарточку и видюху. Появился внешний дисковод, но на нем я мог уже использовать HOBET'у. Потом на ней появился винт. История его получения очень забавна. К той поре Bear работал в компьютерном магазине, располагавшемся в двух шагах от хаты ОРГа. Директором его работал бывший Спек- трумщик достаточно уже приличных лет. Вот он и подарил Time KeeperУ этот винт (31mb, RLL) вместе с контроллером (весьма специфичным) для "подключения его ко Спеку". Через некоторое время мы поменя- лись с ним на мой (MFM, 21mb) оставшийся от "Нивки" - я его так и не подключил. Этот винт стал промежуточным буфером и дополнительным хранилищем моих ценных исходников. О том Кипере надо сказать еще пару слов. В те поры, он как и я и Bear тусо- вался у ОРГа. Жил он те поры у бабушки. Так вот, зимой Кипер носил эдакую шапку типа из этого... как его... дикобраза! В смысле она была такая пышная, волосатая (я не знаю уж из чего). Ну бабушка и про- звала его "Волосата Шапка", далее - прос- то "шапка". А еще эта хата служила местом возник- новения чудных ОРГовских фраз. Типа "ОРГ: Повесить Била Гейтса! За яйца! Nuts: На прерывания!!!" или "ОРГ: Манавт (SpaceMan) выдрал этот музон, и узнал как делается такой семпл, так он волосы на заднице драл - так это просто. Nuts: А чем он драл то? ОРГ (не врубившись): Чем, чем - MagickОМ! _пауза_ А-а, ты про волосы спрашивал?" Я к той поре (осень 199го) уже начал писать ТРАУБЛ, и дальнейшая история его создания подробно описана в прилагающейся к нему документации. А как же Спек? В отличии от многих других историй эта не будет повествовать о куче горелых ВГшек. Мой первый Пентагон страдал парой недостатков: глючный INT и что то там такое с дисководом (точнее с контроллером) творилось, что иногда все это дело глючило. В процессе его ремонта я пострадал физически и на всю жизнь. Я отдал его в ремонт частному спецу, но лучше бы я этого не делал! Комп то он не починил, просто подергал провода и дис- ковод заработал. Но в процессе посещения того спеца я весьма мощно запнулся и мордякой вдвинулся в грязный асфальт. В результате один зуб стал на пару мил- лиметров короче. Еще этот Пентагон тогда заболел еще и памятью. Я обнаружил этот бит оригиналь- нейшим образом: глючила прога Screen Editor и глючила она конкретно на опера- ции с дисководом. Я нашел это место, и нашел тот байт в котором периодически глючил один бит - в результате шло обра- щение далеко не по #3d13, как задумыва- лось. Эту РУшку, а равно INTообразующую цепь мы с отцом перепаяли. И комп работал долгое время. Но контроллер дисковода не сдался. Он опять заглючил и никто его не смог почи- нить. К счастью мне удалось заполучить другой Пентагон (обменяли на маленький ч/б телевизор). Глючившую клавиатуру удалось починить. А INT я уже трогать не рискнул. Контроллер флопаря у сего Пня тоже любил взбрыкнуть, но это было не смертельно. На этом Пентагоне я работал до послед- него времени. Причем я его периодически таскал то TimeKeeperУ, то ОРГу на дачу - для написания демок на пати. Свои Пента- гоны Кипер периодически же палил. Послед- ний раз Кипер изуродовал и мой пентагон: выправил INT и засунул его в ПЦшный кор- пус (уже в конце 2001го). К той поре я его уже практически не включал. Кроме того, я купил у Волкера его General Sound. Поскольку именно тогда Пентагона у меня не было, я дал "пополь- зоваться" его BearУ. Позже (в начале 2002го) я отдал ему и Пентагон. Помимо этого Медведь мне задолжал еще некоторые деньги (ваще с древних времен). Из этого можно сделать вывод, что я ничего из перечисленного не увижу. Такой уж человек этот Bear - его с каждой работы (как ми- нимум 3х) увольняли, да еще он бабки дол- жен был своему работодателю. Было у меня еще несколько занятных тачек: "Веста" - нерабочая, ЕС 1840 - разобрана, как и "Нивка" на запчасти, УКНЦ - внешний дисковод Ice'and'Green недавно у меня забрал и подключил к своему Спеку. Ну а позже уже повалили ПЦ (кстати - уже тоже начинает обрастать занятными подробностями). Но это - уже совсем другая история. Последние три года (2000, 2001, 2002) мы больше собирались летом, на даче у ОРГа - когда надо было писать дему. В 2002ом году Шапка ушел в армию, не было BearА. Последний наш Сценовый прикол произо- шел уже без их участия - это название демы на Кафе02. Название родилось нашими совместными усилиями. Орг как то сказал: "Мы научим вас бояться 21ой демы" - это он Толкиеновские подземелья Мориа вспомнил. А я резко сообразил название: Demo21. Хотя был вариант: Берлин38 :) История продолжается. ОРГ опять живет у бабушки. Но на столике, где стоял его Спек, стоит уже ПЦ. Короче, вы пони- маете....
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября