Deja Vu
#07
31 декабря 1997 |
|
Капля припоя - Доработка Пентагона для работы с дисками высокой плотности.
AY-Track: IRONMAN TOXICOMANIA (VOL.2) __________________________________________ (C) AXLR __________________________________________ ══════════════════════════════════════════ Доработка Pentagon'a для работы с дисками высокой плотности ══════════════════════════════════════════ Итак, что же нужно сделать, чтобы обыч- ный контроллер заработал с дисками высокой плотности? Если в компьютере уже установ- лен турбо-режим, тогда на все доработки уходит буквально час, а если нет, что ж - - здесь предлагается уже доработанная схе- ма турбы для Пентагона - собирайте. Так вот, даже если турбина у вас уже есть, ее придется немного доделать. Собст- венно, доработки здесь две: одна для вклю- чения турбы, когда работает ДОС, другая формирует /wait при обращении процессора к портам. О последней следует сказать особо. За- мечено,что некоторые экземпляры КР1818ВГ93 а именно, 1993 и более позднего года вы- пуска, плохо работают в турбе. На качество обмена с диском это вроде бы и не влияет (специально не тестировали), но кто ее, ВГшку, знает. Лучше всего будет привести полную схему турбы для Пентагона, но уже с доработками: *100pF ЛA3 ─┬─ TM2 свободные элементы ТМ2 и ┌──┐ === ┌──┬──┐ ЛА3 можно найти на плате D3:2 ─────│ &°───┴─────13° R│ │ компа D3:3 ─────│ │ ┌────12│ D│ _│ └──┘ │ ┌──11/ C│ Q°8─────> D5:2 D10:12 ───────────┘ │ ┌10° S│ │ D15:5 ──────────────┘ │ └──┴──┘ +5V DD1 +5В ┌──┬──┐ │ D45:3 ────────┬──────────────────────2│A0│ │ █К47 │ +5В ───5│A1│ │ │ │ ├──┤Y0│4──┴───>Z80:6 D2:9 ────────────────────────────┬───3│B0│ │ К10 │ ┌─────6│B1│Y1│7─███──>Z80:24 │ │ │ ├──┤ │ │ +5В DD3.1 ┌──────1│ S│ │ │ │ ┌──┬──┐ ││ │ ┌15°OE│ │ │ ├─1° R│ │ ││ │─┴─ └──┴──┘ │ ┌──2│ D│ _│ ││ │ └──────3/ C│ Q°6┘│ │ │└─4° S│ │ │ │ │ └──┴──┘ │ └───────────────┐ │ └───────────────┐ │ DD4.2 └──────────────────────────┐ │ │ ┌──┐ │ │ │ /bit7#FF───4│ 1│6────┐ │ │ │ D76:9 ─────5│ │ │ │ │ │ └──┘ │ │ │ │ +5В DD5.1 │ DD4.3 "NORMAL" │ │ │ │ ┌──┬──┐ │ ┌──┐ S1 │ │ │ HLD──┬──1° R│ _│ └─13│ 1│11───── │ │ │ │├─2│ D│ Q°6────┬─12│ │ ┌─ ──────┘ │ │ /IP─────3/ C│ │ │ └──┘ │ │ │ │└─4° S│ │ │ DD6.1 │"TURBO" │ │ │ └──┴──┘ │ ┌──┐ │ │ │ │ └──1│ &│3────┘ │ │ └──────────────────2│ │ │ │ └──┘ │ │ │ │ /IORQ ─┬──────────────┐ │ │ │ DD7 │ │ │ │ ┌──┬──┐ │ DD4.4 DD6.2 │ │ └14│ R│ 0│ │ ┌──┐ ┌──┐ │ │ +5В ──11°WR│ 1│ └─10│ 1│8 ───────4│ &│6──┘ │ ┌─5/+1│ 2│6────── 9│ │ ┌─5│ │ │ │ ├──┤ 3│ └──┘ │ └──┘ │ │ │ │ │ │ │ │ └──┴──┘ │ │ └─────────────────────────────────────────┘ │ DD6.3 DD3.2 │ ┌──┐ ┌──┬──┐ │ D13:26 ──10│ &│8─────13° R│ _│ │ D49:11 ── 9│ │┌─────12│ D│ Q°8──────┘ └──┘│ ┌───11/ C│ │ D13:28 ────────┘ │ ┌10° S│ │ D50:13 ──────────┘ │ └──┴──┘ +5B Сигнал HLD берется с 28й ноги ВГ93, /IP - с ВГ93:35, /IORQ - с Z80:20, а /bit7#FF - см. ниже. Для турбы: 1. Отключить D5:2 и D13:28 (D5:13); 2. Отключить D15:1 от +5В, подать на D15:1 сигнал /RFSH (D13:28); 3. Отсоединить D13:6 от D1:8 так, чтобы осталась связь между D13:6 и резисто- ром, соединяющим его с +5В. Кстати, AY-3-8910 (не YAMAHA!) также плохо работает в турбе, как и ВГ93,так что эта доработка решит и проблему тормозных AY. Повторюсь: для нормальной работы турбы НУЖНО менять диод VD2 в схеме контроллера. Если его не заменить, большинство турболо- адеров в турбе будут глючить, так как для доступа к подпрограммам ДОСа используют jp #3d30. В турбе этот самый VD2 сильно тормозит переключение страниц ПЗУ(ДОС/Бей- сик). В итоге - знакомые всем эффекты: за- пущенное висит и/или гадит на диск... Вот схема замены диода VD2 (по Пентаго- новской схеме контроллера): Как там есть: DD77(ЛЛ1) DD76(TM2) ┌──┐ VD2 ┌──┬──┐ │ 1│11 ──│<──┬───┬─────13│ │ │ │ │ ─┴─ │ │ │ │ └──┘ C3 ─┬─ │ │ │ │ ─┴─ █ R13 └──┴──┘ │ DD78(АГ3) │ ┌──┬──┐ │ │ │ │12──┘ │ │ │ │ │ │ └──┴──┘ А как должно быть: DD77(ЛЛ1) ЛИ1 DD76(TM2) ┌──┐ ┌──┐ ┌──┬──┐ │ 1│11 ───┬─────────13│ &│11───13│ │ │ │ │ ─┴─ ┌──12│ │ │ │ │ └──┘ C3 ─┬─ │ └──┘ │ │ │ ─┴─ │ └──┴──┘ │ DD78(АГ3) │ ┌─────┐ │ Свободный элемент ЛИ1 есть в схеме до │ │12──┘ работки турбы. │ │ │ │ └─────┘ Ну а вот, собственно, сама схема дора- ботки контроллера BETA-DISK-TURBO в BETA- -DISK-TURBO-HD :) BQ1: 16МГц DD9 ┌──┬──┐ ┌──────┤█├───────┐ DD86:6───2│A0│ │ │ DD8.1 DD8.2 │ DD8.3 DD93:14──5│A1│Y0│4──> на DD76:3 │ ┌──┐ ┌──┐ │ ┌──┐ ├──┤ │ ├1│ 1°2─┬─3│ 1°4─┼─5│ 1°6──────────3│B0│Y1│7──> вместо 2МГц │ └──┘ │ └──┘ │ └──┘ DD93:13──6│B1│ │ на доработке │ K43 │ K43 │ ├──┤ │ TURBO-ВГ └──███──┴───███──┘ ┌─────1│ S│ │ │ ┌─15°OE│ │ DD5.2 │ ─┴─ └──┴──┘ +5В ┌──┬──┐ │ ├─13° R│ Q│9──────┴───── на микрик HD/DD в D7(Z80:13)───12│ D│ _│ дисководе (см.ниже) D88:9 ───────11/ C│ Q°8── /bit7#FF └─10° S│ │ └──┴──┘ Микросхемы: DD1: 1533КП11, DD2: 1533ЛЕ1, DD3: 1533ТМ2, DD4: 1533ЛЛ1, DD5: 1533ТМ2, DD6: 1533ЛИ1, DD7: 1533ИЕ7, DD8: 1533Л 1, DD9: 1533(555)КП11 Любая микросхема, кроме DD8(Л 1) и DD9 (КП11) может быть заменена на аналогичную серии 555, это будет отражаться только на нагрузке на БП. Старые сигналы, идущие на DD76:3, 2МГц на TURBO-ВГ - ОТРЕЗАТЬ! Сигнал с DD5:9 доработки,идущий на мик- рик HD/DD в дисководе можно не буфериро- вать (никогда его не буферировал, а шлейф на дисковод у меня-1м, и все ОК). Сам мик- рик HD/DD расположен на плате двигателя, как раз над отверстием "HD" в диске (его еще обычно заклеивают). На одну ногу мик- рика идет обычно общий провод, а с другой снимается управляющий сигнал для микросхе- мы. Вот на вторую ногу и подаем сигнал "HD/DD". Да, с дисков теперь НУЖНО убрать наклейки (на 3.5"- наклейки!маразм..). Ес- ли собираетесь пользоваться 720К 3.5" дис- ками (на них отверстия "HD" нет), заранее пропустите сигнал "HD/DD" через резистор 50..100 Ом, а только потом подавайте на микрик в драйве. Вообще-то, в Пентагоне этот генератор- -16МГц не был бы нужен, но т.к. чуть ли не у всех пентагонщиков стоит ФАПЧ на 556РТ4, то и схема дана с учетом его присутствия в контроллере. Если ФАПЧ нет, то на DD9:2 нужно подавать DD76:6, на DD9:3 - DD86:6, а отрезать тогда нужно DD76:6 от DD92:3. Как оно все вместе работает? Режим плотности (обычная/высокая) пере- ключается программно, bit7 порта #FF конт- роллера: bit7=0 - обычная, bit7=1 - высокая плотность. К счастью, так получилось,что все прог- раммы, работающие с диском,держат этот бит всегда в одном и том же состоянии: в нуле. Сделав доработку, можно спокойно запускать старые проги, они также,как и раньше будут работать с дисками 360К-720К. Надо сказать,без турбы это не работает, т.к. скорость обмена возрастает ровно в два раза (на ВГ93 подается 2МГц вместо 1МГц)-теперь она составляет более 60К/сек. Включая турбо-режим при выполнении прог- раммы из ПЗУ ДОСа, добиваемся того, что у Z80 по-прежнему остается около 112 тактов на цикл обмена и он, Z80, работает с ВГ93 также, как и на обычной плотности. На высокой плотности на диск влезает до 18ти 512байт-секторов(формат 1.44М) или до 10ти 1024-байтных ( нестандартный, но тоже формат- 1.6Мb). Таким образом,запросто чи- таются/пишутся HD-диски MSDOS(PS/2). После доработки турбы она будет всегда включаться при дисковых операциях,но толь- ко после того,как диск успеет раскрутить- ся. Если обмен с диском идет на обычной плотности,турбо-режим можно отключить мик- риком "TURBO/NORMAL" (интересно, что это понадобилось для одной-единственной проги: FUT by MI&DI). Если турба была включена, она отключается на время раскрутки диска, а потом снова включается. При позиционировании на доработку TURBO -ВГ всегда идет 2МГц, к сожалению,на более высокой частоте ВГшка не работает. По слухам,на какой-то из двух резервных контактов разъема дисковода 5.25" должен идти сигнал управления скоростью вращения двигателя. На моем Мицуми 3.5" оба резерв- ных никуда не идут. Так вот,я подал сигнал "HD/DD" через 2й резервный контакт (прону- мерован как 4-й на дисководном разъеме), - - и у меня отлично работает, и на PC. P.S. Все обозначения элементов даны по той схеме Пентагона, в которой адресные сигна- лы Z80 обозначены А1-А16. К сожалению, без снятия кожуха дисковода никак не обойтись, зато всех переделок в нем - один проводок. P.P.S. Новая схема турбо-режима была пре- доставлена мне Романом Милюковым, за что ему большое спасибо!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября