Deja Vu
#07
31 декабря 1997 |
|
Тема - Мой выбор - PC.
AY-Track: "PERPLEXED TRILOGY - 2" __________________________________________ (C) С.Веремеенко __________________________________________ ┌═══════════════════┐ ║ Мой выбор ─── PC! ║ ║ ================= ║ ░ └═══════════════════┘ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ До недавнего времени Spectrum-совмести- мый компьютер был самым распространенным и массовым в странах СНГ. Спектрумис- └# ты составляли самый активный и наи- -└# более творческий отряд программис- Z└# тов-любителей. Этому способствовала З└# прежде всего доступность Spectrum, ┤└# как в смысле невысокой цены, так и с└# в легкости освоения профессионалом. ┴# Достаточно большое количество поль- зователей обеспечивало для прог- раммистов стимул к созданию новых прог- рамм, прежде всего игровых. В последнее время многие программисты-любители, рабо- тающие на Spectrum'e, достигли весьма вы- сокой квалификации, что позволяло им соз- давать очень приличные программы, успешно конкурирующие с написанными профессионала- ми. Однако, появление видеоприставок,самые простейшие из них имеют параметры значи- тельно превосходящие параметры Spectrum и обвальное снижение цен на PC-совместимые компьютеры, привели к тому, что игроманы - фундамент,на котором держится популярность любого домашнего компьютера - дружно отка- зались от "Пентагонов" и "Компаньонов" в пользу Super Nintendo и Pentium. Спектру- мисты (под этим термином я подразумеваю не пользователей,а программистов - любителей) оказались перед выбором-сохранить верность Spectrum'у и медленно вымирать от бесцель- ности своей работы или перейти на другую платформу. Проблемы выбора другой платформы уже не существует. Ее однозначно выбрал его вели- чество Игрок. Не думаю, что на каждую сот- ню PC у нас найдется хотя бы пара компью- теров другого типа, сравнимых по классу. Поэтому большинство вчерашних спектрумис- тов перешли на РС, а еще сохранившиеся,как правило, имеют его ввиду. Проблема состоит в том,что РС - это действительно компьютер совсем другого класса. Приходится с прис- корбием констатировать, что "переход" на РС для очень многих еще вчера активных спектрумистов заканчивается на фазе освое- ния компьютерных игр. На наших глазах происходит разрушение уникальной субкультуры спектрумистов,рвут- ся связи, затухает творчество. Этот про- цесс усугубляется позицией некоторых упор- ных спектрумистов, в особенности изготови- телей Spectrum-совместимых компьютеров,ко- торые настаивают на необходимости сохране- ния безнадежно устаревшей платформы Spect- rum. Они не понимают или делают вид, что не понимают, что заботиться нужно о сохра- нении спектрумистов, а не пережившего свой век Spectrum'a. Можно понять человека, в совершенстве освоившего Spectrum и не уве- ренного, что ему удастся сохранить репута- цию "корифея" в среде пользователей РС,или производителя, затратившего много времени и средств на разработку "новейшей" модели Spectrum. Единственный выход из создавшейся ситу- ации - в массовом и, по возможности, од- новременном переходе еще сохранившихся,на- иболее стойких спектрумистов на платформу РС. Мы и так уже потеряли очень многих. Промедление и колебания грозят полным ис- чезновением самого понятия - любительское программирование. Продолжение работы на компьютере, лишившемся пользователей, так- же бесперспективно, как и попытки его усо- вершенствования. Никакие усовершенствова- ния уже не вернут былую популярность Spec- trum'у. Пользователь выбрал РС, и нам ос- тается только подчиниться этому выбору. Что же такое РС? Этот компьютер окружен массой мифов, которые, как и большинство мифов вообще,не имеют ничего общего с дей- ствительностью. 1. РС слишком дорог. Сравнивать цены на столь отличающие по своим параметрам и возможностям компьютеры как Spectrum и РС довольно трудно. Для примера можно взять самый лучший из сущес- твующих Spectrum-совместимых - ZX-Scorpion Turbo и устаревший,превышающий Scorpion по всем параметрам всего на порядок,386DX-40. При сравнимой комплектации(одинаковую рас- сматривать невозможно - даже самая мини- мальная для "трешки" значительно превышает максимально возможную скорпионовскую) цена "трешки" в полтора-два раза меньше! При- чем, если вы очень ограничены в средствах, и вам действительно придется начать с 386, у вас сохраняется возможность модернизации компьютера в будущем, причем с минимальны- ми потерями. При upgrade в Pentium вам придется заменить несколько блоков, кото- рые придется просто выкинуть, потому что продать их уже не удастся. Но общая их це- на - всего 20...30 долларов! А при "up- grade" в Pentium Скорпиона его придется выбрасывать целиком. А это уже 200...300$. Получается, что "трешка" обойдется вам в десять раз дешевле Скорпиона,имея в десять раз лучшие параметры! Есть над чем поду- мать. 2. РС очень сложен в освоении. Да, РС гораздо сложнее Spectrum. Но как у любого компьютера, у него есть несколько уровней освоения. На уровне BASIC слож- ность РС ненамного больше, чем Spectrum. Но если на спектрумовском BASIC невозможно создать не только конкурентоспособную, но даже и просто более или менее приличную программу, то на РС, благодаря его высоко- му быстродействию и хорошей графики, на BASIC (особенно, если это Visual Basic) вполне можно создать,и этому есть примеры, игру, сравнивую по качеству со спектрумов- ской, написанной на Ассемблере. Ассемблер РС несколько сложнее спектрумовского, но программирование на нем позволяет получить совершенно потрясающие результаты. Прог- раммисты РС не часто пользуются Ассембле- ром в чистом виде, чаще ассемблерные фраг- менты используются в программах, написан- ных на языках высокого уровня. Но у вче- рашнего спектрумиста,не избалованного Pas- cal или C++, буквально крылья вырастают, когда он знакомится с возможностями, пре- доставляемыми ему TASM'ом. Это я знаю по собственному опыту. На этом сравнение сложности РС и Spect- rum заканчивается, потому что других воз- можностей,кроме BASIC и Ассемблера,у Spec- trum нет. Pascal и C для Spectrum - скорее экспонаты кунсткамеры, чем рабочие инстру- менты. Для РС же есть компиляторы со всех известных языков программирования. Наибо- лее интересен для программиста-любителя несомненно С++. Он незаслуженно считается слишком сложным и даже заумным. С++ сложен для программиста, изучавшего программиро- вание на Pascal или Fortran. Хотя С и счи- тается языком высокого уровня, он ближе к Ассемблеру, что, видимо, и обусловило его "дурную славу". Но именно это обстоятельс- тво делает его более легким,я бы даже ска- зал "родным" для спектрумиста, отнюдь не страдающего от аллергии на Ассемблер. По- нятия, используемые в С, практически пол- ностью заимствованы из Ассемблера. Указа- тели на адреса переменных, инкремент-дек- ремент переменных, сдвиги, работа с регис- трами процессора и отдельными битами -все, от чего программисту-математику становится не по себе - совершенно привычно для спек- трумиста. Собственно говоря, настоящие сложности начинаются только при работе на системном уровне в защищенном режиме. Кольца приви- легий, дескрипторные таблицы, шлюзы, вир- туальная память. Это вам понадобится толь- ко, если вас пригласят поработать в Micro- soft над очередной версией Windows. Во всех остальных случаях вы всегда можете выбрать тот уровень сложности, работа на котором доставляет вам удовольствие. 3. Создание игровых программ для РС бес- перспективно. Иногда приходится слышать такое мнение- -писать программы уровня DIZZY для РС нет смысла, а игры типа DOOM пишутся большими коллективами программистов-профессионалов (вариант - с использованием суперкомпьюте- ров), и не нам с ними конкурировать. Во-первых,популярность игры определяет- ся не сложностью программирования и колли- чеством мегабайт, которое она занимает на диске, а занимательностью сюжета,качеством графики и звукового сопровождения. В наших условиях решающим фактором может стать русскоязычность.Добротный "квест" или "ад- вентюра" с хорошей графикой и на русском языке просто обречены на успех. Во-вторых,сложность создания трехмерных боевиков очень преувеличивается теми, кто не пытался их сделать. То, что Spectrum'e является высочайшим классом программирова- ния, высшим пилотажем, на РС - обычная,до- статочно рутинная работа. Дело в том, что инструментарий РС совершенно несравним со спектрумовским. На Spectrum ничего сущест- венно лучше ArtStudio нет и никогда не бу- дет, на РС же программы такого класса счи- тались устаревшими уже 10 лет назад. До- полнительные уровни для DOOM и Heretic пи- шут студенты-гуманитарии за пару недель. Если посмотреть списки авторов самых попу- лярных трехмерных игрушек, то программис- тов там не более двух-трех, остальные -му- зыканты, художники, менеджеры, даже фотог- рафы. Один из самых известных создателей сов- ременных компьютерных игр, Д.Ратклифф, в своей книге довольно скептически оценивает возможности программистов-профессионалов в области создания компьютерных игр. Не учат этому в университетах. По его словам,напи- сать приличную игрушку "по-книжному" не- возможно. Видимо, потому и почти нет наших игр на РС, что спектрумисты,обладающие не- обходимыми для такого подвига навыками, чутьем и интуицией, до сих пор побаиваются РС. Если эти аргументы не убедили вас, то приведу еще один. Программировать на РС ПРИЯТНО! Все усилия программистов на Spec- trum сводятся на нет примитивной графикой и низкой производительностью. На РС может быть реализована любая, самая изощренная фантазия. Те же "демонстрашки" на Spectrum демонстрируют виртуозность программирова- ния, а на РС - фантазию автора, потому что никаким, даже самым хитрым, скроллингом зрителей не удивишь.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября