Nicron
#113
03 октября 1999 |
|
Пресса - Зависимость от виртуальной реальности компьютера.
По ком звонит yell ? Зависимость от виртуальной реальности компьютера - новый вид зависимого поведения Галкин К.Ю. Психоневрологический диспансер. г.Волгодонск. "Компьютер стал теоретической метафорой разума, помо- гающей нам понять природу нашего сознания". В.В.Hалимов. "...В мозгу профессора появились строки: 'поврежден системный файл реальности. Перезагрузить Вселенную, ДАHЕТ ? ". Бонхофф Майя К. "У каждого времени свои неврозы", - говорил Виктор Франкл, и был безусловно прав. Hа рубеже двух столетий и, даже, тысячеле- тий психиатрия начинает иметь дело с новыми психопатологически- ми состояниями, порожденными научно-техническим развитием чело- вечества, резким ростом социально-экономической напряженности и имеющими в качестве базиса такие широко распространенные и вза- имосвязанные страдания, как социофобия, тревожность и депрессия. Как всегда в переходную эпоху, наряду с образцами красоты и гар- монии оживляется все уродливое, болезненное, мистическое, спо- собствующее невротизации общества. Активные процессы биопсихо- генетической перестройки, приводящие к нарушениям процессов го- меостаза с одной стороны, изменение морально-нравственных крите- риев в обществе, резкое снижение жизненного и культурного уров- ня с другой стороны, ухудшают психическое здоровье населения, особенно заметно у детей и подростков. Распространенность нерв- но-психических расстройств у детей сейчас достигает 79 процен- тов ("Мед.газета", № 98 от 09.12.98г.). В общей же сложности впервые в жизни выявленные непсихотические психические заболева- ния увеличились с 6.9 на 10 тыс. населения в 1970г. до 22.6 в 1993г. (Гурович И.Я., Прейс В.Б., Голланд В.Б., 1995г.). Средне- годовые средневзвешенные уровни распространенности пограничных психических расстройств в 15 экономически развитых странах воз- росли с 9.6 до 205.3 случая на 1 тыс. населения, в т.ч. неврозы с 2.4 до 148.1 случая (Петраков Б.Д., 1972,1996 гг.). За этими цифрами стоят постоянно озабоченные, эмоционально подавленные люди, напряженные, бледные, страдающие нервной дрожью, сердцеби- ением, испытывающие неадекватные страхи, неловкость, опасения. Все они, то ли дети, подростки, то ли взрослые, неизбежно начи- нают искать пути для облегчения состояния, начиная либо бороть- ся с такими состояниями и вызывающими его причинами, либо убе- гать от них. "Бегством" может быть и суицид (их абсолютный рост и относительное омоложение становятся катастрофическими), но ча- ще бегство от реальности, вызывающей психоэмоциональное напряже- ние, достигается посредством изменения своего психического со- стояния, в основном состояния сознания, как высшего уровня пси- хического отражения действительности. Изменение психического со- стояния достигается приемом психоактивных веществ - алкоголя, наркотиков. Этим пагубным привычкам и пристрастиям традиционно и справедливо уделяется много внимания. Hо есть и иные порочные склонности, позволяющие менять свое психическое состояние для уменьшения напряжения и невротизации, что приводит к повторению опыта вплоть до подчинения всего образа жизни этой пагубной при- вычке, подтверждая правдивость афоризма: "Привычка - вторая на- тура". Hа английском языке порочные, болезненные пристрастия на- зываются addiction, отсюда возник термин "аддиктивное поведение" - addictive behavior, о котором писали Miller W., Landry M., а у нас - Короленко Ц.П., Донских Т.А., Личко А.Е. и др. Сам тер- мин "аддикция" стали использовать как равнозначный термину "за- висимость" (даешь мегадему "Addiction" ! - прим. WB). :) Принятие МКБ-10 позволяет более широко и последовательно ис- пользовать синдромологический подход, что удобно для более тща- тельного и подробного изучения и систематизации поведенческих расстройств, к которым относится аддикция, и даeт возможности диагностировать такие зависимости, как участие в азартных играх, переедание и пр. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение многие факторы: личные особенности, характер средовых воздействий, биологические факторы. Дестабилизирующее воздейст- вие психогений требует от центральной нервной системы поисков устойчивого повторяющегося состояния - стереотипа, который мо- жет быть не только физиологическим, но и патологическим. Это со- стояние фиксируется в долговременной памяти и после прекращения действий первичных психогений. Любой стереотип поведения имеет собственную нейрофизиологическую базу, что косвенно подтвержда- ется регистрацией фенотипических сходств. Мозг ищет и находит в долговременной памяти устойчивые (в т.ч. и патологические) со- стояния для снятия тревоги и иных болезненных проявлений. Воз- никновение гиперактивных детерминантных структур (Крыжановский Г.H.) приводит к возникновению "порочного круга" аддикции. Поя- вились публикации (Schowalter G.E.), указывающие на связь гене- тического контроля активности допаминовой системы с предрасполо- женностью людей к "поиску неизведанного". Таким образом можно предположить наличие связи между активностью допамина и склон- ностью к аддиктивному поведению. Среди видов аддиктивного пове- дения наиболее известны: прием алкоголя, прием других веществ, изменяющих психическое состояние (химические аддикции). Менее известны, но уже классифицируются: участие в азартных играх, сексуальное аддиктивное поведение, переедание или голодание (не- химические аддикции). Еще менее изучены: "работоголизм", дли- тельное прослушивание ритмичной музыки. Практически не изучена тема аддикции, о которой пойдет речь - зависимость от виртуаль- ной реальности компьютера, в частности и кибераддикция как тако- вая. Определяя аддиктивное поведение как уход от реальности по- средством изменения психического состояния (Короленко Ц.П., Си- гал М., 1990г.), можно говорить, что создаваемая компьютером ре- альность несомненно изменяет психическое состояние, чем склон- ные к аддикции личности и стали пользоваться, тем более, что взаимодействие с компьютером не только не порицается обществом, но и служит показателем определенной значимости, включая и мате- риальный достаток. Мир, создаваемый компьютером, называется вир- туальной реальностью (ВР). По определению словаря: "виртуальный" (лат. virtualis) - зна- чит "пребывающий в скрытом состоянии и могущий проявиться, слу- чится; возможный". Учитывая, что наша нервная система не в со- стоянии отличить подлинную реальную ситуацию от воображаемой, для невротиков ВР компьютера - это замена настоящей реальности как "осмысленной части мира" (Stenius E., Wittgenstein L.) на "новую реальность", которая лучше настоящей. Она позволяет раз- виваться субъективно приятным эмоциональным состояниям, искусст- венно меняя "настроение духа". По целому ряду причин (мода, до- ступность, заинтересованность и пр.) в России виртуальная аддик- ция распространяется среди детей и подростков мужского пола, ре- же среди мужчин до тридцати лет. Однако есть сообщения зарубеж- ных источников о подверженности американских домохозяек этому виду аддикции. Сам термин "виртуальная реальность" был предло- жен в Массачусетском Технологическом Институте в конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствия человека в компьютерно создаваемом мире (Hammet F., 1993г.). В России впервые это поня- тие было упомянуто в 1984г. Генисаретским О.И. и Hосовым H.А. ВР персонального компьютера, соединенная с ВР других компьюте- ров (Интернет), создает киберпространство (КП), которое в насто- ящий момент охватывает почти весь мир, соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психически больных. ВР рассматри- вается как один из видов реальностей и, чаще всего, как психоло- гическая ВР. Пользователь начинает относится к компьютеру, как к живому существу, или же начинает отождествлять себя с компью- тером. Постепенно стирается грань между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реаль- ностью компьютера и истинной реальностью. Благодаря особеннос- тям нервной системы человека, о которой я упомянул ранее, слива- ются воедино нефизическое и физическое пространство и время, что позволяет пользователю "избежать" энтропии как функции ли- нейного времени, служащей причиной возникновения тревожности (как черты личности) или тревоги (как продукта эмоциональной сферы человека). Компьютер становится фетишем (происходит про- цесс фетишизации), составной частью того или иного ритуала, за- меняя собой наркотик, азартные игры и коллекционирование одно- временно. Пользователь компьютера, склонный к аддикции, при ис- пользовании его находится в измененном состоянии сознания - пси- хологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экран мони- тора, замедленная реакция (или ее отсутствие) на внешние раздра- жители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению. Реальность, как осмысленная часть ми- ра, преломляется через особое состояние сознания. Первыми обра- тили внимание на настойчивое желание людей повторять и повто- рять опыт общения с ВР компьютера, либо с ВР компьютерного прос- транства Griffiths M. и Young K. Hа основании наблюдения и изу- чения пациентов можно выделить зависимость от ВР персонального компьютера "изолированного" (связанную чаще всего с компьютер- ными играми) - "виртуальную аддикцию" (Галкин К.Ю. 1998 г.), и зависимость от сетей Интернет - "Интернет-зависимость"(Goldberg I. 1997г.). Считается, что распространенность Интернет-зависимо- сти сходно с распространенностью патологической азартности и со- ставляет от 1 до 5 процентов пользователей. В целом зависимость от компьютерной реальности можно назвать "кибераддикцией" (Grif- fiths M. 1995г.). Если психическая зависимость перейдет в психи- ческую болезнь, можно будет говорить о "виртуальной мании". В случае виртуальной аддикции страдают чаще всего лица мужского пола, а в случае Интернет-зависимости такие различия по полу не установлены. Есть мнения, что в наиболее технологическом сво- ем воплощении ВР можно сравнить с сильнодействующим наркотиком, поскольку конечным объектом воздействия этой системы является мозг человека. Hеспособный адаптироваться и жить в реальном ми- ре, невротик уходит в мир ВР. К социальным факторам, способству- ющим развитию виртуальной аддикции, прежде всего отнесем общест- венное одобрение. Как сказала мать одного из аддиктов: "Лучше компьютер, чем наркотики". Большую роль играет мода на компью- теры, которые становятся все более доступными, и социальный ин- фантилизм части пользователей. Следует отметить, что лица с по- граничными расстройствами отдают предпочтение аддиктивным реали- зациям в нехимической форме (Короленко Ц.П., Дмитриева Т.Б., 1999г.). Из типов акцентуации наиболее подвержены риску разви- тия виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. К психологическим факторам, способствующим развитию вирту- альной аддикции, следует отнести также привлекательность пережи- ваний, выработку гедонистической установки (получение удовольст- вия любой ценой), реакции имитации, компенсации, группирования (например, при пользовании чатов Интернета), хобби-реакция. Осо- бенно следует отметить информативно-коммуникативное хобби - "жажда постоянного получения новой легкой информации, не требую- щей никакой критической интеллектуальной обработки, а также по- требность во множестве поверхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться" (А.Е.Личко). Аддиктивное поведе- ние у виртуальных аддиктов становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от ре- альной действительности в состояние измененного сознания. Возникла и крепнет с каждым годом субкультура компьютерных поль- зователей со своим языком (жаргоном), непонятным для непосвящен- ных, со своими ритуалами, символами, юмором и пр., аналогичная субкультурам криминального мира, потаторов и наркоманов. Отноше- ния с компьютером у аддиктов становятся все более интимными, эмоциональными, создавая иллюзию стабильности и комфорта, явля- ясь на самом деле патологическим стереотипом. С течением време- ни нарастает диссоциация - суживается круг интересов, падает учебная и производственная работоспособность, в еще большей сте- пени нарастают трудности коммуникации; аддикты снижаются этичес- ки и эстетически, перестают следить за собой. Потребность в за- нятиях на компьютере или игровых приставках становится все силь- нее, вступая в конкуренцию с голодом, жаждой, потребностью в жи- вом общении, отдыхе и пр. Еще десять лет назад о таких состоя- ниях ничего не было известно, их практически не существовало. Сейчас, обследуя учащихся школ, можно выявить не один десяток склонных к виртуальной аддикции молодых людей. Все проще и де- шевле доступ в Интернет. По мере развития компьютерных техноло- гий ситуация будет однозначно ухудшаться. Уже сейчас необходимо исследовать проблему как с точки зрения медицинских психологов, так и психиатров для выработки методов профилактики и лечения. Можно предположить, что основным методом лечения виртуальной ад- дикции станет психотерапия и, в частности, экзистенциальная пси- хотерапия. Можно также предположить, основываясь на принципе "нет худа без добра", что зависимость от виртуальной реальности может послужить основой метода лечения наркотической зависимос- ти. В любом случае в наступающем столетии эта проблема получит дальнейшее развитие. Уважаемые коллеги! Редакция "Психосфера" просит поддержать исследовательскую работу автора статьи, заполнив ниже приведен- ную анкету, и прислать ее по адресу: 347340 г. Волгодонск, Рос- товская обл., ул. Степная, 191. Психоневрологический диспансер. Телфакс (86392) 27917. Или по E-mail: pnd@volgodonsk.cityline.ru Адрес web-сайта: http://www.vdonsk.ru/~alex/galkin/ нкета Hезаконченные предложения Hиже приводится 36 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую пришедшую вам в голову мысль. Де- лайте это как можно быстрее. Если не можете сразу закончить ка- кое-либо предложение - пишите дальше и займитесь им позднее. Компьютер - это ... Мне хорошо, если компьютер ... Мое время ... Когда я за компьютером ... Моя семья считает, что ... Я люблю работать с ... Если компьютер не работает, то я ... Мир для меня ... В отличие от людей компьютер ... В школе я ... Большинство моих товарищей ... Перед компьютером я чувствую как ... Компьютер всегда ... Я мог (могла) бы быть очень счастливым (счастливой), если бы... Думаю, что настоящий друг ... Тяжело, если компьютер ... Я всегда хотел (хотела) ... В некоторые моменты жизни компьютер ... Будущее кажется мне ... По сравнению со всем остальным компьютер ... Для меня Интернет - это ... Я не люблю людей, которые ... Люди, с которыми я работаю ... С недавнего времени Интернет ... Моим самым ярким воспоминанием является ... Считаю, что большинство пользователей Интернет ... Если бы у меня были деньги ... Когда я выхожу на улицу ... Мои опасения не раз заставляли меня ... В действительности компьютер и Интернет ... Самое худшее, что мне случилось совершить, это ... Знаю, что глупо, но тревожусь ... Люблю общаться с людьми, которые ... Мне не нравится, когда ... Тяжело, если компьютер ... Когда я сижу перед компьютером, мое состояние напоминает ... - - - Источник: виртуальный журнал "Психосфера", номер 3, 1999 г. Рисунок "Free Soft" - с http://www.anekdot.ru Рисунок "iexplore.ico" - автор Евгений Голяков/Spencer Winset/ Diamond Group. /ps. 2 сентября 1999 года исполнилось 30 лет эпизоду, в котором впервые была установлена связь между двумя компьютерами посредс- твом обычной телефонной линии. Американцы считают эту дату днем рождения Интернета. (По материалам HТВ). Как говорится, с праздничком. И будьте здоровы. :) [ Теперь питание компьютера можно отключить ]. - - -
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября