Micro #17
24 апреля 1999
  Софт  

Описание - 'CONVER-Commander V 4.23 pro' (часть вторая).

<b>Описание</b> - 'CONVER-Commander V 4.23 pro' (часть вторая).
      'CONVER-Commander V 4.23 pro'
            часть вторая

 Описание  работы программы в режиме дис-
кового 'Доктора'.
 Этот  режим  работы 'Commander'а практи-
чески  не  уступает по своим возможностям
самостоятельным программам этого класса,а
кое в чем даже превосходит их.
 Внешний вид передней панели
.........................................
'██'-обозначает  положение курсора в теле
сектора.
Aдрес  начала строки внутри сектора в HEX
/в Dec виде
 Значения байта в HEX,в символьном виде
#00____0__62 6F 6F 74 20 20 20 20 boot
представление байт
#08___8__42 5F 67 03 53 06 00 01 B███████
в символьном виде:
#10___16__01 6F 6D 61 6E 64 65 72 █omander
0- 31
#18__24__42 33 41 00 AA 5E 06 01 B████
красный  квадрат
#20__32__52 6F 62 6F 6B 6F 70 31 Robocop1
32-127
#28___40__42 12 35 6A 3E BA 0A 05 B██████
симв. на зел. фоне
#30___48__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
128-159
#38___56__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
красный  квадрат
#40___64__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
160-255
#48___72__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
симв.на красн.фоне
#50___80__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
#58___88__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
#60___96__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
#68__104__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
#70__112__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
#78__120__00 00 00 00 00 00 00 00 ███████
──────────────────бт.в предст. BASICа
Курсор  27 (254)  RETURN
  С─регистр ввода симв.
│ 0│ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│...│ E│ F
 данные о чтении
A  Дорожка:0  сектор:0
└──────────┴─────────┴тек.-диск/дор./сект
        окно для  служебн. информации
.........................................
 В полях редактирования синхронно переме-
щаются ДВА курсора,один по НЕХ-полю, дру-
гой по символьному. При этом один являет-
ся  ГЛАВНЫМ  (мигающий,  черного  цвета),
другой  (серого цвета) как-бы его тень на
другом  поле.  Редактирование  информации
возможно только под главным курсором.Пос-
ле слова "Курсор" находится адрес курсора
в секторе в десятичном (Dec) или шестнад-
цатиричном  (HEX)  виде,в  зависимости от
того  какой  режим  Вы  выбрали  клавишей
[Graphics].Затем  значение  этого байта в
десятичном   виде,  в  скобках,  и  далее
представление этого байта в формате BASI-
Cа.  При этом значения 0-31 интерпретиру-
ются как 'упр.символ', а 128-164 как 'UDG
символ'.  Правее  выводится состояние ре-
гистра  ввода символов - заглавные/строч-
ные  (С/L). Ниже находиться строка досто-
верности  считанной информации с номерами
секторов  (0-F), где цветом показано сос-
тояние  информации на диске в текущей до-
рожке.  В этой строке номер текущего сек-
тора  (в котором находиться курсор) выде-
лен мерцанием.В следующей строке показаны
текущие;  -номер  дисковода (A-D), дорож-
ка/сектор.Сектор  при выводе на экран де-
лится  на  две  страницы: 0-127 и 128-255
байты.Непосредственно  выполняемые коман-
ды:
*   клавиши  курсора-перемещение  курсора
внутри дорожки (при этом курсор перемеща-
ется  только внутри ТЕКУЩЕЙ дорожки и для
перемещения  на следующую пользуйтесь ко-
мандами "страница вперед" и "страница на-
зад".);
* [Inv.video]-страница вперед (+128 байт);
* [True video]-страница назад (-128 байт);
* [Delete]-восстановление первоначального
значения байта СЛЕВА от курсора;
* [Graphics]-переключение  режима  вывода
цифр. информ.- Dec/HEX
* [Caps lock]-переключение регистра ввода
символов- ЗАГЛ./стр;
* [SS]/[W]-установка/сброс  7-го  бита  в
байте под курсором;
* [SS]/[Q]-установка  главного  курсора в
НЕХ поле;
* [SS]/[E]-установка  главного  курсора в
символьное поле;
* [Enter]-информация  о диске и положении
в нем курсора;(нажатие в режиме просмотра
информации на [Graphics] приводит к смене
режима вывода информации на экран);
  В Н И М А Н И Е:  изменения, которые Вы
совершите  в  8 секторе системной дорожки
не  будут  показаны в 'информации' до тех
пор, пока Вы не запишите их на диск!
* [Edit]-смена  диска / дисковода. Отмена
команды клавишами [Break] или [Edit];
* [SS]/[A]-возврат в 'Commander';
 Если  главный  курсор  находится в 'HEX'
части  дампа,  то  байты  редактируются в
'HEX' виде (действуют клавиши 0-9 и A-F),
неправильный  ввод первого нибла редакти-
руемого  байта (т.е., если Вы хотели наб-
рать  '8A' и случайно набрали первый сим-
вол [9],то нажав [Delete] можно его отме-
нить. При редактировании в символьном по-
ле производится непосредственное редакти-
рование  символьными клавишами (символами
с кодами 32-122). Ввод байт с кодами от 0
до  31  и от 123 до 255 возможен только в
'HEX' виде.
 Программа  не  даст Вам покинуть текущую
дорожку,  если  Вы  редактировали ее и не
записали полученный результат на диск ко-
мандами:'Записать  сектор'  или 'Записать
дорожку'. При этом следует запрос:
       "Записать изменения Y/N ?"
При  отрицательном  ответе  все изменения
теряются,  при положительном, на диск за-
писываются  те  СЕКТОРА,  в  которых были
сделаны изменения.
=========================================
* выход в режим дополнительных командкла-
виша [Extend mode]
         ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ:
─────────────────────────────────────────
[R]:'Считать  дорожку'-перезагрузка теку-
щей  дорожки  с  диска.При чтении дорожки
программа   пользуется   непосредственным
доступом  к диску, минуя процедуру 15635.
Это дает возможность прочитать информацию
с  дорожки даже при ее частичном разруше-
нии,  но  времени на эту процедуру уходит
от 1.5 сек. и более, в зависимости от ка-
чества информации на диске.Результаты от-
ражаются в виде строки:
│ 0│ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 5│ 7│ 8│ 9│ A│...│ F
цифры  отражают порядковый номер сектора,
цвет сектора показывает достоверность ин-
формации при чтении:
* черная цифра на синем фоне______дорожка
не форматирована
* красная  цифра на черном фоне____сектор
с таким номером не найден
* черная  цифра на фиолетовом фоне_сектор
восстановлен после прямого чтения дорожки
* черная  цифра  на белом фоне______длина
сектора не равна 256 байт
* черная  цифра на красном фоне____сектор
считан с ошибкой в CRC
* черная  цифра на желтом фоне_____сектор
считан не с первого раза
* черная цифра на голубом фоне____нестан-
дартная метка IAM
* черная  цифра на зеленом фоне____сектор
считан с первого раза (ОК)
 Совсем  не  обязательно стараться запом-
нить  все  это.  При  нажатии  на [Enter]
Программа информирует Вас о данных диска,
положении  курсора  на диске и,Вы увидите
расшифровку  данных  о качестве прочтения
сектора под курсором.
─────────────────────────────────────────
[S]:'Записать  дорожку'-записать  текущую
дорожку  на диск. После стандартного зап-
роса на подтверждение выполнения команды,
если  ДОКТОР  считает, что обычная запись
на  дорожку  не  приведет к положительным
результатам   (т.е.  при  чтении  дорожки
часть секторов была прочитана с фатальны-
ми ошибками, следует запрос:
  ┌─────────────────┐
  │Переформатировать│
  │  дорожку Y/N ?  │
  └─────────────────┘
при  положительном ответе на который, до-
рожка  перед записью будет отформатирова-
на.  При  этом  для  форматирования будет
выбрано расположение секторов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
если Вы не выберите форматирование, прог-
рамма  запишет только те сектора, которые
были прочитаны без фатальных ошибок!
─────────────────────────────────────────
 [P]:'Записать сектор'-записать текущий
 сектор на диск
┌────────────────────────────────────────┐
│Если записывается 0 дорожка или сектора │
│0-8, этой-же дорожки и если на диске на │
│160 дорожке есть копия каталога и в 8-м │
│секторе 0 дорожки стоит метка 'COMMAN-  │
│DER'а, копия  каталога будет обновлена! │
└────────────────────────────────────────┘
─────────────────────────────────────────
 [T]:'Смена  дорожки/сектора'-ввод  новых
значений  дорожки/сектора  и  перемещение
туда  курсора. По умолчанию остаются пре-
дыдущие  дорожка/сектор.  Если  Вы хотите
использовать  текущую дорожку или сектор,
то вместо ввода числа нажмите [Edit].Ввод
данных  в  'HEX' или 'Dec' виде,в зависи-
мости от Вашего желания.Дорожка с номером
более  175  и  номер  сектора более 15 не
принимаются!
─────────────────────────────────────────
[О]:'Поиск  файла'-на диске ищется файл с
заданным  именем и типом. Курсор устанав-
ливается в первом секторе искомого файла.
─────────────────────────────────────────
[G]:'Перейти  на  файл под курсором'-если
курсор  находится на 0 дорожке в секторах
0-7  и располагается над дескриптором ре-
ально  существующего  файла (обычный файл
или  DEL-файл), то происходит перемещение
в начало первого сектора этого файла.Пос-
ледующие выполнения этой команды из ЛЮБО-
ГО  места  диска  будут  снова перемещать
курсор  в начало этого файла. Если произ-
вести  перезагрузку  диска  или  выйти из
Доктора  и  вновь  вернуться, команда 'G'
будет  обнулена  и  начнет игнорироваться
при попытке выполнить ее находясь вне ре-
ального каталога диска.
─────────────────────────────────────────
[0]:(ноль)'Перейти на 0 дорожку 0 сектор'
-здесь, я думаю, все и так понятно.
─────────────────────────────────────────
[C]:'Калькулятор'-обыкновенный  калькуля-
тор  для вычислений, с некоторыми необык-
новенными возможностями. Может работать с
числами  с плавающей запятой. Выполняет 5
арифметических действий:
+ сложить
- вычесть
* умножить
/ делить
^ возвести в степень
 Вычисления   производятся  строго  слева
направо  без соблюдения приоритета опера-
ций. Данные могут быть заданы в:
234  236.56  5.89562Е+8  -56.55  
-десятичном
# (это 0)  #A  #55  #c002 
-шестнадцатиричном
%11101  %1000010001000001
-двоичном
"a"  "F"  -символьном видах
Естественно, что шестнадцатиричные и дво-
ичные данные могут быть только в диапазо-
не  0-65535. Запись: 25*-3 означает-умно-
жить  25  на  (-3). Есть, так называемый,
'подкалькулятор'.
 Если  в  начале строки поставить '?', то
результат,  если он укладывается в диапа-
зон  0-65535,  будет  выдан в трех видах;
десятичном, шестнадцатиричном и двоичном:
?25+#c0-86   =   131 #83 %10000011   или
?"F"         =   70 #46 %01000110
если в результате вычислений подкалькуля-
тора  будет получен отрицательный резуль-
тат  в диапазоне 1-127, то его ШЕСТНАДЦА-
ТИРИЧНОЕ значение будет выдано в дополни-
тельном  виде (как отрицательное смещение
(-1 -127):
?32-64       =   -32 #E0 %00100000 
-а это двоичное 32 !
└──!!! шестнадцатиричное -32
 Теперь   самая   специфическая  команда:
56'10   означает:  дорожка  56,сектор  10
(можно  56'#A)  если  Вы наберете это, то
результат будет: = 906 56'10 #38'#0А ,где
906,это  расстояние  в  секторах  данного
места  на  диске  от  его  начала  (дор.0
сект.0).  Например, если начало файла до-
рожка  10 сектор 1 и его длина 129 секто-
ров,  то Вы можете узнать, где начинается
следующий файл:
10'1+129  = 290 18'2 #12'#02 или зная на-
чало  некого файла и начало следующего за
ним  файла  можно  вычислить  его длину в
секторах:
15'1-10'0    =   81  5'1  #05'#01
здесь  длина  файла  81  сектор,а  дорож-
ка/сектор  не  имеют практического значе-
ния, хотя с другой стороны они показывают
длину файла в дорожках/секторах.
 Для  выхода из Калькулятора нужно нажать
клавишу  'Break',  при  этом, если строка
пуста,  Вы сразу попадаете в основной ре-
жим  Доктора. Если-же в строке что-нибудь
есть, Вас спросят, не хотите-ли Вы запом-
нить  результат вычислений в одной из де-
вяти   ячеек   памяти  М1-М9.При  нажатии
'1'-'9' число запоминается и Вы возвраща-
етесь в Калькулятор, нажатие любой другой
клавиши  возвращает  Вас в основной режим
Доктора.  Следует отметить, что у Кальку-
лятора  есть  еще  одна ячейка памяти М0.
Она заполняется автоматически, после каж-
дого  вычисления. Использовать содержимое
этих   ячеек   можмо  следующим  образом:
25+15+м0-59-м1 = результат зависит от пе-
ременных М0 и М1.
 ВНИМАНИЕ  ! В ячейке памяти можно запом-
нить  ТОЛЬКО число (простое или с плаваю-
щей  запятой). Невозможно запомнить в па-
мяти значение "дорожка/сектор".
─────────────────────────────────────────
[F]:'Поиск'-поиск   на  диске,в  заданных
пределах, последовательности байт. Вы мо-
жете  задавать  данные для поиска в деся-
тичном,шестнадцатиричном и символьном ви-
дах.  Знак  '.'  (точка) означает возмож-
ность  присутствия  на  этом месте любого
байта.  В  символьном  виде можно задать,
как одиночный байт:
"F" так и стринг:
"Game is over"
┌────────────────────────────────────────┐
│Символьная информация ДОЛЖНА быть огра- │
│ничена кавычками!                       │
└────────────────────────────────────────┘
В  шестнадцатиричном  виде может быть за-
дан, как одиночный байт:
  #77   #C3   #c3   #A
так и адрес:
 #C000   #c000   #A76   #0056
(#c3 #0056   =  JP #56)
т.е. если Вы набираете #C3 #C033,это зна-
чит, что на диске будет искаться последо-
вательность байт #C3 #33 #C0.В десятичном
виде  также  можно  задать одиночный байт
(0-255) или адрес (0-65535),причем адрес,
если  он  меньше 255, должен начинаться с
нуля:
  #c3 49152 = JP 49152 
  #c3 056 = JP 56
 НО! #c3 56 -может дать самый неожиданный
результат, если Вы имели ввиду адрес 56!
 Вы также имеете возможность использовать
'свободную  маску', поставив вместо зада-
ваемого байта точку:
   #22 . . 40
здесь  программа  будет искать байты 34 и
40  между которыми могут находиться любые
2 байта!
 Теперь  о корректности ввода данных. Же-
лательно, но не обязательно, отделять ис-
комые данные друг от друга пробелами:
#c3 49150 16 7 17 0 19 1 "Disk Error" 
 или #20 #20 #20 . . . . . "over"
более компактный вариант (но не более же-
лательный во избежание ошибок ):
#c3 49152 16 7 17 0 19 1"Disk Error" 
или #20#20#20....."over"
 После ввода последовательности и возмож-
ного  редактирования  нажмите  [Enter]  и
введите сначала начальную дорожку для по-
иска (включительно) (если Вы вместо ввода
числа  нажмете [Edit], то будет использо-
ван  текущий  номер дорожки). После этого
введите  конечную  дорожку  (тоже включи-
тельно),  ну  а затем начнется собственно
поиск. Если ничего не будет обнаружено,то
выдается соответствующее сообщение.
 Заданную  Вами  последовательность прог-
рамма  запоминает и при следующем входе в
эту  команду, если прошлые данные для по-
иска  Вам не нужны придется сначала очис-
тить строку командой [Graphics].
─────────────────────────────────────────
[N]:'Продолжить поиск'-программа ищет за-
данную  Вами  последовательность  байт от
текущего  положения  курсора  до заданной
Вами конечной строки.Перед началом поиска
последовательность  выводится  на  экран,
что-бы Вы знали, чего собственно ищете.
─────────────────────────────────────────
[I]:'индексные  данные текущей дорожки'-в
правом верхнем углу показывается физичес-
кие  N цилиндра и N стороны диска далее в
столбик  данные  заголовков секторов этой
дорожки, начиная от индексной метки: лог.
N  цилиндра  лог. N стороны N сектора его
длина
При  нажатии на клавишу [Graphics], можно
сменить  режим вывода информации на экран
- HEX/Dec.
─────────────────────────────────────────
[D]:'Дизассемблировать   код'-начиная  от
положения  курсора  на  экран  выводиться
листинг  дизассемблирования.При  выполне-
нии, в заголовке указывается имя файла и,
программа запрашивает, какое реальное по-
ложение  занимает в ОЗУ дизассемблируемый
код. В качестве своего варианта программа
предлагает:   для  BASIC-файлов:'23867'+'
расстояние  от  курсора  до начала файла,
для  других типов файла:'адрес загрузки'+
'расстояние...'  и если курсор располага-
ется на ТR00 или за пределами занятой об-
ласти  диска:  '0'+'расстояние...'.  Ввод
информации  возможен в HEX или десятичном
видах.Листинг  выдается построчно при на-
жатии на любую клавищу, кроме [BREAK] или
[M].
 Дизассемблируются ВСЕ команды процессора
Z80 фирмы Zilog.
 Справа  от команд выдается их значение в
HEX-виде желтого цвета,если все нормально
и красного цвета, если нахождение данного
байта в данном месте бессмысленно.
 Цифровая информация выводиться в HEX или
Dec-виде,  в зависимости от соответствую-
щего  состояния 'Доктора' (установленного
клавишей [Graphics]).
 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ функции 'D':
[BREAK]-прерывает вывод листинга.
[М]-устанавливает  курсор  в 'Докторе' на
байт начала последней команды на экране.
─────────────────────────────────────────
[B]:'просмотр  BASIC файла'-функция пред-
назначена  для  облегчения работы с BASIC
программами.  Действует  только  в файлах
типа 'В' (BASIC файлах)!
 При  выполнении, в заголовке указывается
имя  файла и, справаот него, номер строки
автостарта  программы,  если  он  конечно
есть.  При выдаче на экран листинга прог-
раммы, управляющие символы, встреченные в
строке,  игнорируются.  При обнаружении в
строке  недопустимых  в  BASIC программах
символов вывод листинга прерывается с вы-
дачей  сообщения  "Конец  программы". При
обнаружении таких символов в строках пос-
ле оператора REM, на экран выводиться не-
которое число байт в символьном виде фио-
летового цвета (в виде символа в диапазо-
не  32-127 и как '.',если значение не по-
падает в этот диапазон) и листинг продол-
жается со следующей строки программы.
 Каждое  число  в листинге сопровождается
его  дубликатом во внутреннем представле-
нии  BASICа (число красного цвета в скоб-
ках),что   предоставляет   дополнительные
возможности.
 Листинг  программы происходит построчно.
Выдача  следующей  строки происходит лишь
после того, как будет нажата любая клави-
ша кроме: [[BREAK], [M] или [S]. По окон-
чании программы выдается сообщение "Конец
программы",   возврат  в  основной  режим
'Доктора' происходит только после нажатия
клавиши [Y].
 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМАНДЫ функции 'В':
[BREAK]-прерывает вывод листинга.
[S]-устанавливает  курсор  в 'Докторе' на
младший  байт автостарта программы в слу-
жебной области файла, что дает Вам вомож-
ность  изменить  его  при  желании. Номер
строки автостарта программы представляет-
ся  в  двухбайтовом виде мл./ст., при ра-
венстве  его  нулю,автостарт  с программы
снимается.
[М]-устанавливает  курсор  в 'Докторе' на
первый  оператор в последней, выданной на
экран,  строке  листинга  (чтобы  увидеть
это,надо  разумеется,вернуться в основной
режим).КАЖДОЕ нажатие на 'М' переориенти-
рует курсор по новому!
  В Н И М А Н И Е имейте ввиду, что [М] и
[S]  взаимоисключают друг друга (т. к. Вы
сами понимаете, курсор не может оказаться
одновременно в двух разных местах файла).
Также  эти  операторы  действуют и тогда,
когда  на  экране  присутствует сообщение
"Конец программы".
-----------------------------------------

┌────────────────────────────────────────┐
│   Юрий Ковалевский   'CONVER-Utility'  │
│   г.Санкт-Петербург                    │
└────────────────────────────────────────┘

   Текст набран в ZXWord'e 2.5+(mouse)
            Mihail (MIHEICH)



Другие статьи номера:

Credits - авторство графики и музыки прошлых номеров.

AD&D - Небольшая информация по группе "волшебники".

G.A.C. - адаптация под TR-DOS системы для написания адвентюр G.A.C.

Описание - 'CONVER-Commander V 4.23 pro' (часть вторая).

Юмор - Юмор из Фидо: фидошник рассказывает о том как он очутился в Фидо.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
От автора - Wlodek Black приветствует читателей.
Новости - Новости от FLASH на 08.06.97 года.
Проходилка - прохождение игры Paradise Lost.
Poke`s - Klax, Rebel star 2/2, Iron man, Live and let die, F1 tornado.
Учимся кoдить "Bесчи" - II - Уневеpсaльная пoдпpoгpaмма печaти шpифтoм 32*24.

В этот день...   25 апреля