Spectrofon #03
28 февраля 1994
  TR-DOS  

Система - работа с TR-DOS в ассемблере.

<b>Система</b> - работа с TR-DOS в ассемблере.
 ┌───────────────────────────┐
 │ ──────   СИСТЕМА   ────── │
 └───────────────────────────┘

(c) Павел Никитин.

  РАБОТА С TR-DOS В АССЕМБЛЕРЕ
  ----------------------------

   В  этой  статье мы рассмотрим
некоторые  приемы  использования
функций  TR-DOS при программиро-
вании на ассемблере.

1. ФОРМАТИРОВАНИЕ ТРЕКА.

   Многие  программисты  считают
операцию   форматирования  трека
тайной  за семью печатями. Между
тем  отформатировать трек произ-
вольным  образом  не  так  уж  и
сложно. Наберите следующую прог-
рамму в каком-либо ассемблере, и
Вы сами убедитесь в этом:



        ORG #EA60    ;Стартовый адрес (60000 в десятичной)
        DI           ;Запрет прерываний
        LD A,#8      ;Загрузка кода комманды ВГ93
        CALL ZAGR
        LD A,#3C     ;Код стороны (равен #3C и #2C
                     ;для соотв. верхней и нижней стороны)
        LD C,#00     ;Номер дорожки (в данном случае 0-ой)
        CALL SEARCH  ;Вызов процедуры поиска трека
        CALL FORMAT  ;Вызов процедуры форматирования
        CALL FORMAT  ;(желательно вызывать несколько раз)
        EI           ;Разрешение прерываний
        RET          ;Возврат в BASIC
ZAGR    LD IX,#2FC3
        JP TO_TRDS
SEARCH  LD IX,#2F4D   ;Адрес в ПЗУ TR-DOS
                      ;процедуры поиска трека
TO_TRDS PUSH IX       ;Помещаем в стек адрес процедуры
        JP #3D2F      ;Переход по стеку в ПЗУ TR-DOS




FORMAT  LD HL,FRM_DAT ;Последовательность процедур,
        LD BC,#007F   ;непосредственно
        LD A,#F0      ;производящих
        LD IX,#2F57   ;форматирование
        PUSH IX
        LD IX,#3FCA
        PUSH IX
        LD IX,#2FC3
        JP TO_TRDS



   Не  надо забывать, что проце-
дура  форматирования есть ни что
иное, как запись, только не дан-
ных  (ваших программ, массивов и
т.д.), а байтов системной инфор-
мации о данном секторе.

   FRM_DAT  -  список таких бай-
тов,  описывающих сектор данного
трека.


FRM_DAT DEFS 50,#4E   ;Первый пробел.
        DEFS 12,#00
        DEFS 03,#F5   ;Запись трех байт #A1
                      ;и инициализация контрольной суммы.
        DEFB #FE      ;Адресная метка индексных данных,
                      ;т.е. #FE "говорит" ВГ, что дальше
                      ;идут индексные (о треке,секторе и т.д.)
                      ;данные.
        DEFB #NN      ;Номер дорожки
        DEFB #NN      ;Номер стороны
        DEFB #NN      ;Номер сектора
        DEFB #NN      ;Длина сектора (принимает значения
                      ;0,1,2,3 для соотв. длины в байтах
                      ;128,256,512,1024)
        DEFB #F7      ;Запись двух байт контрольной суммы
        DEFS 22,#4E   ;Второй пробел
        DEFS 12,#00
        DEFS 03,#F5   ;Инициализация контрольной суммы
        DEFB #FB      ;(говорит" ВГ, что дальше записаны
                      ;данные, из которых и состоят ваши файлы)
        DEFS NNNN,#00 ;Данные (число #NNNN зависит от
                      ;размера сектора - соответственно
                      ;128, 256, 512, 1024 байта)
        DEFB #F7      ;Запись двух байт контрольной суммы
        DEFS 54,#4E


   Для  каждого  трека  вам надо
составить  такое количество таб-
лиц  FRM_DAT,  какое  количество
секторов  вы  хотите  получить в
этом треке:

        SECTOR1_FRM_DAT 1
        SECTOR2_FRM_DAT 2
         и т.д.

   Но  при  этом  надо  помнить,
что на один трек можно прописать
приблизительно (16*256+128) байт 
информации.


   Далее  идет  список  основных
процедур  ПЗУ TR-DOS, используе-
мых при форматировании.

1)  При  входе  регистр А должен
содержать код команды. Процедура
обеспечивает  проверку  на конец
команды и выполняет задержку.

#2F57   OUT (#1F),A    ;Занесение в регистр комманд
                       ;числа 8 из аккумулятора
#2F59   IN A,(#FF)     ;Проверка на конец комманды
        AND #80
        JR Z,#2F59
        PUSH BC        ;Сохранение BC
        CALL #3DFD     ;Вызов подпрограммы временной задержки
        POP BC         ;Восстановление BC
        RET            ;Возврат из процедуры



2) Заносит в регистр команд ВГ93
число из аккумулятора

#2FC3   OUT (#1F),A
        RET


3)      Внутренняя     процедура
TR-DOS, выполняющяя задержку

         #3DFD   LD A,#50    ;Два элементарных
         #3DFF   LD C,#FF    ;вложенных цикла,
         #3E01   DEC C       ;обеспечивающих
                 JR NZ,#3E01 ;задержку
                 DEC A
                 JR NZ,#3DFF
                 RET



4)  При входе регистр А содержит
число  для  загрузки  системного
регистра. Регистр C содержит но-
мер  первого трека файла. Проце-
дура  обеспечивает занесение но-
мера трека в регистр данных, вы-
полнение  команды позиционирова-
ния  головок дисковода на нужный
трек, проверку на выполнение ко-
манды и выполнение задержки.

#2F4D   OUT (#FF),A    ;Загрузка системного регистра
                       ;кодом стороны #3C или #2C
        LD A,C         ;Перенос числа из регистра C в А
        OUT (#7F),A    ;Занесение номера трека в регист данных
        CALL #3DFD     ;Вызов подпрограммы задержки
        LD A,18
        OUT (#1F),A
#2F59   IN A,(#FF)     ;Проверка на конец комманды
        AND #80
        JR Z,#2F59
        PUSH BC        ;Сохранение BC
        CALL #3DFD     ;Вызов подпрограммы задержки
        POP BC         ;Восстановление BC
        RET

5)  Процедура, выполняющяя вывод
информации (запись на диск).

#3FCA   IN A,(#FF)     ;Цикл ожидания
        AND #C0
        JR Z,#3FCA
        RET M
        OUTI           ;Вывод информации
        JR #3FCA

   Используя описанную процедуру
форматирования  можно  поставить
"метку"  на диске, если отформа-
тировать  трек  так:  первые  16
секторов  стандартно,  а  один с
номером  n>16 размером 128 байт.


   При  копировании такого диска
трековый   копировщик  последний
сектор  "не заметит" и он скопи-
рован не будет. Трек можно легко
протестировать,  читая его стан-
дартной процедурой TR-DOS:

       LD B,1      ;Кол-во читаемых секторов.
       LD C,5      ;Код команды чтения группы секторов.
       LD D,TREK   ;Номер трека.
       LD E,SECTOR ;Номер сектора.
       LD HL,ADDR  ;Адрес размещения считанного сектора.
       CALL #3D13  ;Групповая точка входа процедур TR-DOS.
       RET

2.  ДРАЙВЕР  ЧТЕНИЯ  С ДИСКА, НЕ
ТРЕБУЮЩИЙ  НАЛИЧИЯ СИСТЕМНЫХ ПЕ-
РЕМЕННЫХ TR-DOS.

   Многие игрушки, особенно мно-
гоуровневые,  не  всегда  хорошо
поддаются  дисковизации  при ис-
пользовании стандартной процеду-
ры  загрузки  TR-DOS,  т.к.  при
этом  надо  восстанавливать сис-
темные  переменные TR-DOS, выде-
лять буфер и т.д.

   Ниже  приведен драйвер посек-
торного чтения диска, при умелом
использовании  которого загрузка
с  диска  будет  выглядеть менее
болезненно  для  программы, т.к.
драйверу  не нужны системные пе-
ременные  и дополнительный буфер
для  чтения,  нет  проблемм  и с
прерываниями.



   Параметры для ввода:

   HL - адрес загрузки в памяти;
   DE - начальные трек, сектор;
   B  - количество секторов.


LOADER  DI             ; Запрет прерываний.
NXTT    PUSH BC        ; Сохранение BC.
        PUSH DE        ;   --//--   DE.
        LD A,D         ; Выяснение физического
        OR A           ; номера трека и стороны.
        RRA
        LD C,A
        LD A,#3C       ; #3C - код нулевой стороны.
        JR NC,SIDE     ; Переход на установку стороны.
        LD A,#2C       ; #2C - код первой стороны.
SIDE    LD IX,#2F4D    ; Вызов процедуры установки стороны.
        CALL TO_TRDS
        POP DE         ; Восстановление DE.
        POP BC         ;      --//--    BC.





CONT    PUSH BC
        PUSH DE
        LD IX,#2F1B
        CALL TO_TRDS   ; Непосредственно чтение сектора.
        POP DE
        INC H
        INC E
        BIT 4,E        ; Если сектор перевалил за 15-й,
        JR Z,NXTS      ; то он становится 0-вым, а трек
        LD E,#00       ; увеличивается на единицу.
        INC D
        POP BC
        DJNZ NXTT
        RET
NXTS    POP BC
        DJNZ CONT
TO_TRDS PUSH IX        ; Вызов процедуры TR-DOS'a
        JP #3D2F




ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

        LD HL,#6000  ;Считывание каталога диска
        LD DE,#0000  ;по адресу #6000.
        LD B,#9
        CALL LOADER
        EI
        RET


   Используя  этот драйвер, надо
помнить,  что  ошибки  чтения  с
диска  не  обрабатываются.  Если
длина   загружаемого   блока  не
кратна  256,  то без специальных
мер будет терятся 1<=n<=255 байт
информации. Байты nn=(256*кол-во
секторов - длина в байтах) будут
испорчены.   Их  надо  сохранить
(актуально    для   многоблочных
программ)


ПРИМЕР:  Будет  произведена заг-
рузка  #2000 байт с адреса #6000
с  сохранением "портящихся" байт
в экранной области.

        LD HL,#6000    ; Адрес загрузки
        PUSH HL
        LD DE,#2000    ; Количество байт
        ADD HL,DE
        PUSH HL
        PUSH DE
        LD DE,16384    ; Сохранение
        LD BC,256      ; "портящихся"
        LDIR           ; байт
        POP DE
        LD A,D         ; Расчет
        QR A           ; количества
        JR Z,M1        ; загружаемых
        INC D          ; секторов
M1      LD B,D
        POP DE
        POP HL
        PUSH DE
        LD DE,START_TR_SEC

        CALL LOADER    ; Вызов загрузчика
        POP DE         ; Восстановление
        LD HL,16384    ; испорченных
        LDIR           ; байтов
        EI
        RET



   Вы  спросите,  как можно гру-
зить  уровни с диска, не зная их
начальных  трека  и сектора? Для
этого   надо  выделить  основной
(главный) блок, обработать его и
после него записать один за дру-
гим уровни:

        main block
        level1
        level2
        level3
        и т.д.



   После  этой  процедуры  дайте
команду MOVE, чтобы файлы распо-
лагались   друг   за  другом  не
только в каталоге, и чтобы между
ними  не было посторонней инфор-
мации.  Составьте таблицу разме-
ров  (в  секторах) всех уровней.
После загрузки main_blok запиши-
те последний трек/сектор. Затем,
выбирая  уровень, берите из таб-
лицы  длины и прибавляйте к пос-
ледним  треку/сектору,  вычисляя
начальные   трек/сектор  нужного
уровня.


   В  этом вам поможет следующая
процедура,  которая по начальным
треку/сектору вернет трек/сектор
с пропуском в #nn секторов.





DE - нач. трек/сектор.
A - кол-во пропускаемых секторов.
По выходу в DE новые трек/сектор.


        LD B,#10  ; Количество секторов в треке.
        ADD A,E   ; Пропустить от начала трека.
M1      CCF
        SUB B     ; Сдвинуться на трек.
        JR C,M2   ; Все ?
        INC D     ; Нет, увеличить номер трека.
        JR M1
M2      ADD A,B
        LD E,A    ; Новый начальный сектор.
        RET






3.   ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ  КНОПКИ
MAGIC.


   Еще  одна мелочь, которая Вам
может  пригодиться  - это защита
от  MAGIC'а.  Ниже мы рассмотрим
три  элементарных варианта защи-
ты.


а) При нажатии кнопки MAGIC пор-
тятся  две  ячейки, где хранятся
данные     опроса     клавиатуры
(LAST_KEY).  Вы  их  сможете без
труда протестировать.


б)  Если  поместить стек в экран
(SP <= #4038), то при сохранении
регистров стек "залезет" в ПЗУ и
на этом работа MAGIC'а закончит-
ся.




в) "RESET" ВГ93:

         CALL RESET
         EI
         RET
RESET    LD HL,#1FF3
         XOR A
         PUSH HL
         DI
         JP #3D2F


   Использовать этот прием необ-
ходимо после всех загрузок, т.к.
если  ВГ93  не  восстановить, то
читать она не будет.


P.  Заранее  благодарен за все
дополнения  и  исправления.  Вам
необходимо   учесть,   что   эта
статья  не претендует на полноту
освещения  рассматриваемых  воп-
росов.  Если  все будет идеально
просто  и понятно , то вы, доро-
гие  читатели, разучитесь думать
и  потеряете  тягу  к постижению
непонятного.



Другие статьи номера:

Экспертиза - разбор игры "Genghis Khan". Вам представляется возможность повторить завоевания татаро-монгол.

Дебют - прохождение "ZZZZ" - оригинальная адвентюрная юмористическая игра.

Дебют - прохождение "Castle Master" - игра, которую отличает трехмерная закрашенная графика и обилие головоломок.

Экзамен - задание по игре Castle Master.

Обзор - Монолог "Спектрум умер, а похорон не было?". Игровые новинки: S.W.I.V., Dizzy 7, Steg, Cisco Heat, Battle Command. Хитпарад с Митинского рынка.

С миру по биту - обзор почты. Ответы на вопросы читателей журнала.

Архив - Рассмотрена игра "Great Britain Ltd", в которой Вы можете попробовать себя на посту премьер-министра.

Система - работа с TR-DOS в ассемблере.

Реклама - бесплатные обьявления и реклама.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
События - Список посетителей CHAOS CONSTRUCTION'2000.
Предисловие - Реализован 128 режим в газете.
Очумелые ручки - Переделай Profi-512 под Pentagon-512.
Party - Funtop`98.
Армия - Прикольные обмиксовки и закексовки из жизни вымышленной армии, с ее виртуальными обычаями, имеющими некоторую долю правды.

В этот день...   21 ноября