Spectrofon
#11
23 февраля 1995 |
|
Обзор - Шахматные игры для "ZX-SPECTRUM".
┌──────────────────────────────┐ │ ─────── О Б З О Р ──────── │ └──────────────────────────────┘ Сегодняшний обзор мы начнем со статьи, посвященной шахматным программам. Не секрет, что в спектрумовской периодике этой теме отводилось не очень много места. В нашей стране в издани- ях, посвященных Speccy, шахмат- ная тематика занимала одно из последних мест. Описания от- дельных программ - не в счет. Тем более, что переводы фирмен- ных описаний, опубликованные в различных изданиях касались только управления, и в них, как правило, не затрагивался вопрос о силе игры той и или иной прог- раммы. Более того, начинающий поль- зователь "ZX-SPECTRUM" и в то же время поклонник шахмат, изучив описания, сделает вывод, что са- мая сильная программа Psi-chess: ведь так написано в фирменной инструкции, перевод которой был впервые опубликован в "ZX-РЕВЮ", а затем слово в слово перепеча- тан всеми остальными - от "500 игр" "СОЛОНа" до "500 игр" "VA ПРИНТа". Правда ли, что Psi-chess самая сильная програм- ма? Какая программа действи- тельно достойна внимания шахма- тиста - разрядника? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в публикуемой сегодня статье. Станислав В. Ефимов,1995. ВЫБИРАЕМ ШАХМАТНУЮ ПРОГРАММУ ИЛИ УЧИМСЯ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ. Когда около восьми лет на- зад у меня появился первый Spectrum, то первой программой, которую я увидел, была шахматная программа IS CHESS 48. Собствен- но говоря, Spectrum я приобрел исключительно ради шахмат (кто бы мог подумать, в какую вакха- налию все это выльется; в хоро- шем смысле этого слова, разуме- ется). В те, теперь уже ушедшие в никуда, годы, программ в Москве было еще совсем немного, и отыс- кать программу, к тому же посвя- щенную определенному жанру, представлялось практически нере- альной задачей. Теперь, когда подобных проблем не существует (по крайней мере, в крупных го- родах), услужливые продавцы ПО предложат вашему вниманию массу шахматных программ. И у вас, бе- зусловно, возникнет вопрос: "Ка- кую же программу выбрать?". Как шахматист-разрядник, я надеюсь, что все нижеизложенное поможет вам сделать правильный выбор. Вообще говоря, все шахматные программы на Спектруме (и не только на Спектруме, по крайней мере, на сегодняшний день) ис- пользуют различные алгоритмы пе- ребора ходов, когда после веро- ятного (возможного) хода полу- ченной после него позиции ста- вится в соответствие некоторое число (так, более "сильная" по- зиция имеет большее значение; "сила", в данном случае, опреде- ляется в пользу той стороны, ход которой и является текущим). Так перебираются все возможные в данной позиции ходы. Программа должна "откинуть" варианты, ко- торые обычно не просматривает человек - этим занимается специ- альный алгоритм, затем эти веро- ятные позиции (полученные после вероятных ходов) сортируются по убыванию значений, которые были получены на предыдущем этапе не- которой ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИЕЙ (ОФ). Затем каждая из этих позиций (по отсортированному порядку) прини- мается не как будущая, а как те- кущая, после чего берется следу- ющий вероятный ход, но уже для позиции, которая, по предположе- нию, ТЕКУЩАЯ, при этом, разуме- ется, "цвет", за который "дума- ет" программа меняется на проти- воположный. Затем рекурсивно (т.e. раз за разом) повторяются все предыдущие шаги алгоритма (так создается "дерево пози- ций"). После нескольких шагов (это количество называется "глу- биной просмотра в полуходах"; где прервать рекурсию - одна из задач алгоритма; обычно это свя- зано с временем работы алгорит- ма; в некоторых программах вы можете сами определить это зна- чение) программа "смотрит", ка- кая из текущих позиций самая "сильная" (для "цвета", за кото- рый "думает" программа), после чего по "дереву" позиций рекур- сивно определяется, какой же ход (из позиции, которая сейчас изображена на экране) привел к этой последней позиции. Именно этот ход и делает компьютер (для человека, который играет с прог- раммой и не знает всего "безоб- разия", которое я попытался об- ъяснить, кажется невероятным, что компьютер способен сделать не самый слабый ход). Собствен- но, от качества работы ОФ и за- висит сила игры всей программы в целом, поскольку, если ОФ оцени- вает позицию долго, то не оста- ется времени на рекурсивный просмотр следующих позиций (па- дает "глубина просмотра"), а если ОФ работает быстро и менее качественно, то пропадает смысл в большей "глубине просмотра". Посему, для качественной игры программы необходимо определить разумный компромисс, между ка- чеством ОФ и "глубиной просмот- ра". Разумеется, важную роль иг- рает мощность процессора, па- мять, которой он располагает (для описания "дерева позиций"), а также заложенная дебютная биб- лиотека - (когда программа не оценивает ход, а берет его из памяти: за программу посчитал человек и не один - так называе- мый "опыт времени"; сыграна мас- са партий, которые доказывают силу и разумность этого хода; впрочем в истории шахмат из- вестна масса примеров, когда применялись т.н. "дебютные но- винки", которые доказывали об- ратное, т.е. ход вовсе не так силен, как полагали ранее). Каждый автор шахматной прог- раммы решает вышеперечисленные проблемы по своему - отсюда раз- ная "сила" игры программы. Прак- тически, даю первый совет: если у шахматной программы маленькая дебютная библиотека (ДБ) - прог- рамма играет слабо или слабее относительно другой программы, которая имеет более значительную ДБ (я не знаю, с чем это связа- но, но это справедливо и для бо- лее мощных компьютеров, сравни- те, например, M-Chess pro. v3.5 by Marty Hirsch & Sandro Necchi (opening book) и более "наворо- ченный" по графике, однако имею- щий куда более скромную ДБ, Kasparov Gambit на IBM PC; впро- чем, некоторые догадки, связан- ные с этим, у меня имеются). Один из самых известных "шах- матных" людей (возможно самый известный) - Richard Lang, уже несчетное количество лет занима- ется шахматными алгоритмами, его "перу" принадлежит также послед- ний Genius 3, который совсем не- давно выиграл у нынешнего чемпи- она мира Гарри Каспарова. Один из алгоритмов R.Lang'а реализован в программе IS-Chess (Cyrus I) фирмы Intellegent Chess Software (о том,что именно R.Lang приложил руку, а точнее мозг к созданию данной програм- мы, можно узнать из REMарки в оригинальной ленточной версии этой программы). Эта программа, несмотря на столь далекий 1983 год - год ее изда- ния, является, мягко говоря, не самой слабой среди всех ос- тальных шахматных программ. Так- же Cyrus может похвастаться "не- хилым" набором шахматных "примо- чек". Так вы можете изменить уровень игры с первого по восьмой, настроить по желанию цвет полей доски, а также цвет фигур (как белых, так и черных), возможен вывод текста партии на принтер, ленту (дискету, в нор- мально дисковизированной верси- и), вы можете сделать ход на- зад/вперед по протоколу. Если вам кажется, что машина слишком долго думает (говоря по-русски - вам надоело! ждать ответного хо- да), шлепните по клавише, и IS-Chess вернет вас в главное меню (сразу хочу отметить, что последняя возможность есть, что весьма удивительно, не у всех шахматных программ). Ввод вашего хода в компьютер осуществляется элементарно: с помощью курсора вы отмечаете поле, с которого пойдет ваша фигура, затем поле, на которое вы хотите поставить вашу фигуру - эта возможность является абсолютно незаменимой для людей, плохо знающих шахмат- ную нотацию. Доска двухмерная - каждое поле 2x2 знакоместа. От- сутствие трехмерной доски абсо- лютно не портит общее впечатле- ние о программе - двухмерные фи- гуры нарисованы добротно. Из не- достатков (если честно - не та- кой уж это и недостаток в не са- мой слабой программе) могу отме- тить невозможность выбора коли- чества секунд, которое может потратить программа на обдумыва- ние своего очередного хода, а также отсутствие часов. Весь сервис описать не возьмусь, од- нако скажу, что все, что вам мо- жет понадобиться - вы найдете... Программы Spectrum Voice Chess (C.A.Thornton for Artic Computing '82)(VC) и Turbo Chess (C.A.Thornton for Keryan (UK) Ltd. '84)(TC) - братья-близнецы. Абсолютно одинаковое управле- ние, сервис, который, мягко го- воря, не блещет. При старте вас спрашивают: будете играть, ана- лизировать позицию или загружать отложенную во время игры партию (клавишей <T>), в игре вам придется с клавиатуры вводить свой ход (по буквам, типа E2-E4), что, безусловно, не са- мый лучший вариант для людей, плохо знающих "шахматную размет- ку", к тому же DELETE (capsshift + 0) не работает - очень неудоб- но. Не работает также функция ориентации доски (согласитесь, что видеть свои фигуры перед со- бой приятно...). Фигуры (здесь, вероятно, кто-нибудь может пос- порить) нарисованы (если это слово можно употребить по отно- шению к таким фигурам) "углова- то". Если вам не понравятся цве- та, в которые авторы раскрасили 2D-доску и фигуры, то, увы, при- дется потерпеть: их выбор не предусмотрен... Сила игры прог- рамм теоретически должна быть различной: должен сказываться некий (в два года) "перерыв" между созданием этих программ, однако, по моему мнению, эти шахматы (Turbo Chess) с большой натяжкой можно назвать Turbo. И, хотя вы выбираете уровень с помощью ограничения количества секунд на один ход (Turbo Chess), а в Voice Chess вводите уровень (0-6), играют программы слабо. К тому же на высоких уровнях в Voice Chess РЕЗКО воз- растает время обдумывания одного хода: более одного часа (а может программа "виснет"?.. иногда у меня вообще не хватало терпения дождаться ответного хода...). Основнoе место (в объеме за- нимаемой памяти, и в качестве) в Voice Chess занимают голосовые "оцифровки", однако, похоже, фирма CP Software не слишком постаралась "озвучить" свой Digital Speech: F (эф) звучит как "АФ", а G (джи) как "ЧИ". Вообще "речь" несколько "мычаща- я". Ну да хватит об этих двух программах... Теперь я рассмотрю программу Colossus Chess 4 (?) (c)1986 by M.Bryant (СС). ВЕСЬ "шахматный" сервис, который присутствует в вышеописанных программах, плюс трехмерная доска (двухмерная доска очень неплоха), настрой- ка цветов (плюс Border, цвета можно настроить на весь экран, а не только на доску - большой "плюс" для людей, у которых "не- важные" мониторы). Возможность установки "контроля", например, 2 часа 30 минут на 40 ходов, а также глубины просмотра в полу- ходах (что сие значит - см. вы- ше). Также во время перебора ва- риантов вы можете увидеть, как это делается. Сервис хорош, но разобраться со всеми возможнос- тями вы едва ли сможете без ка- чественного описания. В плане "шахматной силы" могу сказать, что CC играет несколько сильнее VC & TC, где-то на уров- не Cyrus I (мне кажется, что немного слабее). Программы Master Chess 1 & Master Chess 2 by Psion Ltd '82 (MC) отличаются лишь наличием шахматных часов в одной из программ, играют слабо- вато (опять я несколько смягча- ю), ДБ также не блещет. Слово Master в названии программы ви- димо отражает лишь желание прог- раммиста, однако, к сожалению, желание осталось желанием... Фи- гуры, а-ля TC&VC (кто у кого "драл" графику мне не из- вестно... а может это какой-то стандарт?..), т.е. неважные (хо- тя, может, кому-нибудь и понра- вятся), но есть возможность выб- рать другие фигуры. Разобраться с программой можно и без описания: всюду односим- вольные подсказки - сразу видно, какое действие можно выбрать. The Chess Player by Quicksilva '82 отличает наличие юмора, когда некоторые ваши хо- ды комментируются, по типу "У вас нет шансов!" и т.п. Сервис на уровне VC, в том числе, опять те же фигуры. Ход вводится с клавиатуры, тире (E2-E4) прог- рамма поставит сама, DELETE ра- ботает по назначению. Наличие хоть какой-нибудь ДБ, вообще го- воря, под большим вопросом. Сила игры (как и весь Style) на уров- не Turbo Chess, т.e. слабо. Мрачно, зато верно!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября