Optron
#41
19 ноября 2000 |
|
Рубрика X - рассуждения о Chaos Constructions'000 и обзор дем.
Chaos Constructions'000: ZX Spectrum demo compo {} Павел Высоцкий, 2000 Фестивали компьютерного исскуства - это, пожалуй, самое противоречивое явление, ко- торое так или иначе касается сегодняшнего Спектрума. Мы можем с относительным успе- хом спорить, хороша или плоха та или иная игра, можем хвалить или ругать то или иное электронное издание, доказывать, что имен- но эта программа самая удобная для форма- тирования битых дискет. Но сказать что-то конкретное и однозначное о ФЕСТИВАЛЕ - бо- лее чем трудно: уж слишком много аспектов надо брать во внимание. С одной стороны, если фестиваль не совсем удался - это пло- хо. Но с другой - разве не хуже было бы, если бы он вообще не прошёл? Заметьте, я говорю о фестивалях вообще, а не о ка- ком-то конкретном из них. Итак, Chaos Constructions'000. Уже само это название как бы говорит нам: его орга- низаторы хотели начать все сначала, с ну- ля. С нуля начали и многие конкурсанты... Дело в том, что авторы большинства пока- заных на CC'000 работ малоизвестны старому потёртому пользователю Спектрума. Они мо- лоды, они горячи - и именно это заставило их довести работу до конца. Они молоды - а, значит, как они могли научиться делать ДЕМО? ХОРОШЕЕ ДЕМО? Пока ещё нет ни чутья, ни чувства меры, ни опыта. Есть только же- лание - не подкреплённое ни техникой, ни знаниями. Результат прост и очевиден: кон- курсные работы НЕ МОГЛИ быть хорошими. По крайней мере, большинство из них. А где же гранды? Где авторы всего лучше- го, всего настоящего в этом исскустве? От- дыхают? Собираются с силами? Или... Или дают дорогу молодым. А нынешним молодым нужна не дорога, а шоссе. Широкое, ровное и прямое: чтобы бы- ло где разогнаться. Полное дорожных указа- телей, раз и навсегда предписывающих на- правление развития творчества. Им не нужна новизна, они не желают прокладывать новые магистрали. Всё, чего они хотят - это ис- пользовать старое. Трепать и перемалывать его, делая из отличных находок вчерашнего дня простой ширпотреб - прилипчивый и на- доедливый. Или... Может, платформа просто изжила себя? Ведь уже шестнадцать лет конфигура- ция Спектрума не претерпевает никаких су- щественных изменений... И всё же! Каждый год появляется что-то новое, каждый год дизайнеры, кодеры и художники, используя всё те же возможности, воплощают в играх и демках новое, неповторимое, интересное и честное. Да, главное - честное! Потому что их искусство - внутри, их исскуство - это то, что они чувствуют и чем живут, это то, что заставляет их выкладываться в полную силу. Но могут ли выложиться в полную силу те, кто и силы-то не имеет? Шестнадцать лет что-то появляется. Каж- дый год что-то новое. Каждый, кроме "Y2K" - так наименовали компьютерщики 2000 год. Лень? Пресыщеность? Или просто потому, что за это не платят денег - а жить-то на- до? Почему я по три раза просматриваю каждую демку и... даже не могу сказать, ЧТО мне в них не нравится? Почему мне ВСЁ РАВНО? А потому, что в большинство этих дем ав- торы не вложили ДУШУ - даже КУСОЧКА души. А ведь чувствуется: они ХОТЯТ быть из- вестными, но... при этом ОНИ не хотят - нет, не могут! - сделать хоть ЧТО-НИБУДЬ. Чувствуется желание, видно глупое подра- жание, но не чувствуется пота. А пот должен быть. Должны быть бессонные ночи и месяцы работы - без этого ничего нового не появится. НИЧЕГО. Перейдём к конкретике. Намного более ве- сёлой и оптимистичной, чем обобщающий об- зор, конкретике - ведь, что ни говори, а каждая отдельная дема вполне может похвас- таться чем-то хорошим. Хорошим... но не более того. -= Dust =- Группа: Eye-Q Место: 6 Здесь много анимации, причём анимация эта, как сами авторы демкки честно призна- ются в эпилоге, позаимствована из PC'шного компакта с коллекцией таких мультиков... Большинство демомейкеров анимацию не одобряет. Но я отношусь к анимации гораздо позитивнее - если, конечно, анимация эта хорошая и хорошо подобрана. И, главное, если она своя, т.е. подготовлена (пусть и с помощью ресурсов других платформ) худож- ником группы. Но конвертировать чужую гра- фику с компакта? По-моему, "скромно умол- чать" об этом факте было бы более порядоч- но и уважительно по отношению к пользова- телям, чем ткуть его прямо им в нос и ска- зать: "Это ворованое, но для вас, сельской местности, сойдёт!" Нет, не сойдёт. "Ваша" анимация не по- нравилась. А то, что вы умеете её конвер- тировать... Что ж, для ВАС и это неплохо. Перейдём к позитивным моментам. В демке есть сюжет, правда, довольно непритяза- тельный и совсем уж простенько реализиро- ванный. Урбанизация... Выхлопные газы... Пыль, пыль, всюду пыль, сковывающая человека и не дающая ему жить... Как же далеко отошли мы от матери-природы! Как хочется просто сделать шаг из окна, раз и навсегда поза- быв обо всём этом!.. Душно, а тёплый ас- фальт под ногами всасывает тебя и не от- пускает... а идти всё труднее и труднее... Что ж, душещипательно, хоть и старовато. Вообще, довольно распостранённая тема, особенно в прошлых годах. Как-то полюби- лось демомейкерам показывать Маленького Человека, который потерялся в большом и злом мире и не может найти чистых и насто- ящих чувств. Но удачно показана и реализо- вана эта тема была всего лишь несколько раз. Первое, что приходит на ум - Forever с FunTop'98, а ещё - легендарная Binary Love... Хотя, пожалуй, Binary Love - это уже немножко другое. Повторяющиеся анимации, плазма, лепет про чистоту окружающей среды и тому подоб- ные "фичи" делают эту демку незабываемой. -= Fate Trackmo =- Группа: Disabler Project Labs & OHG Место: не занято Хотя эта работа и начинается с небольшо- го грамматического ляпсуса (как вам фраза "Fate is begin"? По-моему, чего-то не хва- тает), но оставляет неплохое впечатление. Едва ли можно говорить о том, что её ко- динг существенно превосходит средний уро- вень, но вот в плане дизайна и представле- ния эффектов сделан небольшой шаг вперёд. Думаю, это в большой степени достигается за счёт музыки, которая хорошо синхронизи- рована с эффектами, да и сама по себе от- носительно неплоха. В демке есть один очень любопытный тер- мин, а именно "filtred plazma". Не думаю, что так уж важно, что именно подразумевали под ним авторы, но лучшей дефиницией для сего термина будет: "Отфильтрованная плазма, которая по ви- зуальным эффектам и дизайнерской обработке несколько лучше обычной". Надо признать, что плазма в этой демке, действительно, несколько лучше обычной. Сюжет здесь начинается и сразу же закан- чивается уже упомянутой выше фразой "Fate is begin". Мне страшно переводить этот сленг, но я подозреваю, что сие означает что-то вроде "Судьба начинается". В демке я никаких привязок к этому философскому тезису не нашел, и в который раз пришёл к выводу, что главное для предмета искусства - это хорошее и броское название. -= Tryptomine Dream =- Группа: X-Project & Brainwave Место: 2 Brainwave... "Мозговая Волна". Яркие ве- сенние краски, переходящие в этой демке из одной плазмы в другую, постепенно начинают казаться серыми... Вообще, эффекты здесь - самые непритяза- тельные, практически полностью сводящиеся к этой самой плазме. Непритязательна и са- ма плазма, случайны картинки, странна му- зыка. Уверенный аутсайдер во всех номина- циях. К сожалению, это, как сказано в эпилоге, - последняя работа авторов на Спектруме. Демка снабжена "Маленьким сетапом". Учи- тывая, что в нём можно выбрать AY или Co- vox для проигрывания музыки, а также поме- нять местами каналы, то этот Setup в ка- кой-то степени нужен. Поддержка Covox'a - несомненный плюс. -= End of the Days =- Группа: Accept Corp. Место: 4 Accept Corp. - группа более именитая, чем некоторые другие участники CC'000, но я всё же постараюсь быть в достаточной степени объективным. Здесь сюжет тоже только декларируется названием, продолжаясь лишь в паре непри- ятных портретов. А в целом - демка поража- ет разобщённостью своих частей. Есть нес- колько неплохих эффектов - "вещей в себе", не гармонирующих друг с другом и не вяжу- щихся во что-то единое. Если бы переходы от эффекта к эффекту были более плавными, если бы к этому при- бавить ещё и неплохой полноценный сюжет... А так - изобилие плазмы и других стан- дартных эффектов, и это - ВСЁ. Единственный однозначный плюс - музыка. Действительно хорошая, она делает из этой демки что-то на порядок лучшее, чем она есть на самом деле. -= Hell Raisers =- Группа: Die Krupps Место: не занято Die Krupps... Есть, кстати, ещё и во- кально-инструментальный ансамбль с таким названием. Основная мысль, идея, которую хотели по- Bказать авторы демки зрителю - это то, что целых два года онм занимались разной ерун- дой, пили водку, развратничали, играли в Heroes of Might and Magic III на PC... Но разврат остаётся развратом, а водка - вредна для организма, и теперь они возвра- щаются к настоящим ценностям, к своим кор- ням - к Спектруму. Идея эта - скажем так - более подходит для обычного гифта регионального значения, для показа двум, от силы - трём друзьям, а не сотням участников фестиваля... Впрочем, в демке довольно зрелищная плазма и очень злобная - но неплохая! - графика. Интересно сделаны и титры в нача- ле - стильно и выдержано. Эх, если бы так же - всё время! -= Dogma =- Группа: Eternity Industry Место: 1 Первое место... С одной стороны, можно было бы поговорить о том, в какой мере эта дема своё первое место заслужила. А с дру- гой - как мы, простые пользователи, можем оспаривать авторитетное мнение участников фестиваля, которые не поленились приехать в Питер лично посмотреть на всё это и по- дали свои голоса именно за неё? И вот здесь я хочу обратить ваше внима- ние на один интересный феномен этой демки. Она рассчитана на КОЛЛЕКТИВНЫЙ просмотр - большим количеством людей одновременно! В деме, вне сомнения, есть идея, но её характер таков, что она намного лучше и сильнее воспринимается именно тогда, когда все вокруг вместе с тобой тоже кричат, что им это нравится - мол, "Рулёз!", и всё тут! Но я, увы, смотрел эту дему дома, в уют- ной спокойной обстановке, - и не нашёл в ней ничего особенного. Что ж, если расчёт на эффект массового присутствия сделан ав- торами (из, замечу, весьма опытной и "мас- титой" группы) сознательно - то честь им и хвала. Догма - это нечто такое, что безапелля- ционно принимается ВСЕМИ при ЛЮБЫХ обстоя- тельствах, - цитируют авторы толковый сло- варь в самом начале демы. И самая распост- ранённая догма, - продолжают они, - это то, что судьба человека определяется толь- ко им самим. Интересно! Но где же авторы выискали эту "догму"? В религии? Но в большинстве мировых ре- лигий (в христианстве и мусульманстве, например) утверждается как раз обратное: "всё в руках Бога", а от человека мало что зависит. В философском наследии? Что ж, открываем Артура Шопенгауэра. Его любимая тема - миф о свободной воле. Поступки человека, - пи- шет он, - определяются не им самим, не его сознанием, а той средой, в которой он раз- вивался, теми - вполне предусмотримыми - факторами, которые влияли на его характер. Честный человек поступает честно не пото- му, что он САМ решил делать так и своей волей поменял свой характер, а потому, что в силу генетической и фенотипической обус- ловлености своего характера он не может иначе. Мало? Хорошо, берём Никколо Макиа- велли - вот уж для кого сила и сильный че- ловек были, воистину, некими идолами! Но даже он считал, что жизнь наша в равной степени зависит и от нас, и от фатума - от неизменных и неизменяемых обстоятельств. В русской классике? Но, простите, для этого нужно напрочь забыть Лермонтова с его многочисленными Фаталистами. Не говорю уж о Денисе Давыдове и - чего уж там! - о Пушкине с их гусарским фатализмом... В "общественном мнении", наконец? Но, думаю, с тем, что лишь сила самого челове- ка влияет на его судьбу, согласились бы немногие, очень немногие... А к чему, - спросите вы, - я об этом так подробно? А всего лишь для того, чтобы подтвердить правоту авторов демы. А право- та эта - в том, что лучше всего опровер- гать НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ догмы. Сюжет демки очень интересен. И если не- которое детали оставляют желать лучшего, то общая идея более чем хороша. Умирает некий молодой человек - друзья склонились над ним, а у него перед глазами пробегает вся его недолгая жизнь. Картины безоблачного детства и неудачной юношеской любви сменяются хаотическим бредом, где нет уже осознанных воспоминаний - естест- венно, ПЛАЗМОЙ. Жизнь шла, катилась впе- рёд... и вдруг - раз, и закатилась куда-то в угол. Молодая жизнь, которая ждала чего угодно, но только не этого. Неплохая графика, неплохие, хоть и одно- образные, эфекты. Музыка напориста, агрес- сивна, и в то же время - стандартна; но всё же подобрана под сюжет неплохо. В общем, место в призовой тройке демка точно заслужила, а её хороший сюжет напо- минает о старых добрых 97-98 годах, когда демки делались не за один день. -= Kag! =- Группа: Real Masters Место: не занято Как по мне, то эта демка - самая стиль- ная и сильная по дизайну из всех представ- леных на конкурс. Особенно - её вступи- тельная часть. Её динамика меня просто по- разила: всё слажено, быстрая музыка иде- ально сочетается с бешеным хороводом цифр на экране, выдержано всё - от цвета надпи- сей до темпа музыки. Сюжет как таковой - довольно условный, и я рискую ошибиться, описывая его. Это надо видеть. Но главное - это именно стиль: всё сделано так, что просто приятно смотреть. И ведь не скажешь, что там какие-то осо- бенные эффекты, супермузыка или шедевры графики. Просто все эти маленькие кусочки так хорошо друг к другу прилажены и подоб- раны, что в результате получается что-то настоящее и приятное. В конце демки авторы поместили картинку, призывающую голосовать за них. Что ж, ду- маю, они имеют на это право. По крайней мере, я свой выбор остановил бы именно на них. -= RiZC =- Группа: Extreme Место: 3 Вот и ещё одна работа от грандов - по- приветствуем же их! А последней эта работа рассматривается не случайно. Дело в том, что её авторы вы- сказали в ней одну очень интересную мысль. Она тоже касаеться новичков, да и вообще всего, что делается сейчас на демосцене. Чтобы не переврать, процитирую полностью: 2000 а.d. Legends left us Newcomers too wild Collapse on dEMOSCENE Словом, легенды оставили нас, а варвары, пришедшие им на смену, слишком дики, чтобы продолжать их дело. Ужас на дЕМОСЦЕНЕ. Почему с маленькой буквы? Действительно, стоит задуматься - а ДОСТОЙНА ли сегодняш- няя ДЕМОСЦЕНА буквы большой?.. Вот и весь сюжет этой демки, но информа- цию к размышлению он даёт. А ещё там появляется некое животное, с виду очень милое, доброе и глупое. И, судя по всему, оно тоже хочеть писать демки. Эффектов - и неплохих! - много, но не- много портит впечатление портрет какого-то мужика. Может, это сам автор? Может, он считает себя очень фотогеничным? Но в дан- ном случае это было несколько излишне. В начале - очень привлекательная музыка, да и потом ей вполне можно поставить от- метку выше среднего. В общем, довольно мило, но слабовато для такой команды, как Extreme. Одно можно сказать однозначно: авторы этой демки посмотрели на весь фестиваль немного с другой точки зрения, чем осталь- ные участники. Именно этим она и интерес- на. Вот, собственно, и всё, что я хотел ска- зать о конкурсе демок на CC'000. Как видите, рассмотренные мною работы были расставлены в зависимости не от ре- зультатов конкурса, а от моего СОБСТВЕННО- ГО от них впечатления. Кто-то может с ним согласиться, кто-то - нет. Ну, а насколько ИНДИВИДУАЛЬНОЕ впечатление отличается от КОЛЛЕКТИВНОГО во время фестивального про- смотра - это тема для отдельного разгово- ра, который, надеюсь, кто-нибудь когда-ни- будь и начнёт. Возможно, всё не так уж и плохо, но всё- таки хотелось бы, чтобы у наших завтрашних демомейкеров было бы немного больше про- фессионализма и простой порядочности. Де- мосцена будет меняться, и мы увидим, оста- нутся ли в ней и впредь те неприятные тен- денции, о которых шла речь. Надеюсь, что нет. И некоторые удачные работы этого года дают мне на это право. ──══════════──
Другие статьи номера:
4 килобайта - номер посвящен Сhaos Constructions'2000. |
Рубрика X - рассуждения о Chaos Constructions'000 и обзор дем. |
ZX-обоз - Партийная жизнь (окончание). |
Ликбез - Ассемблеp - взгляд издалека: работа с графикой. |
Стихи - "Выбор". |
Реклама - обьявления для Львова. |
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября