Optron
#39
13 сентября 2000 |
|
Мнение - Сапковский - конструктивная критика.
Сапковский - конструктивная критика {} Павел Высоцкий, 2000 Одна из самых больших ошибок тех, кто фэнтези не любит и не устаёт говорить об этом - это то, что они читают, в основном, ПЛОХУЮ фэнтези. Я уже давно заметил, что у любого заядлого книголюба - поклонника де- тективов или, там, научной фантастики - просто какой-то поразительный нюх на всё то неудачное, чисто коммерческое и наду- манное, что есть в жанре фэнтези. Ну и, конечно, после этого приклеивается ярлык - мол, "фэнтези - это всего лишь незрелое развлекательное чтиво, убежище для страша- щихся нашей кусучей реальности слабаков". Любители фэнтези пытаються этот ярлык отклеить. Иногда у них это получается, иногда нет: ярлык, оказывается, приколочен ржавыми гвоздями, а тот, кто это сделал, и слышать не желает никаких возражений. Что ж, не буду спорить. Замечу только, что ЛЮБАЯ литература, а уж тем более де- тектив и научная фантастика - это тоже своего рода бегство от реальности. И так ли уж велика разница, в какой из выдуман- ных миров бежать - в тот, что как две кап- ли воды похож на наш, или в тот, что соз- дан по немножко другим правилам? Впрочем, по-настоящему хорошей фэнтези, действительно, немного. А желание угодить массовому читателю, сделать "бестселлер" (как-то очень уж буржуазный термин, не на- ходите?) зачастую портит и книгу, и её ав- тора. Жаль только, что никто не видел этого "массового читателя", и не знает, что он далеко не такой глупый, как кажется. К хорошей фэнтези, по моему мнению, мож- но отнести книги польского автора Анджея Сапковского. Автора, о котором многие слы- шали и рассуждали, которого многие читали, который неоднократно упоминался в нашем "Оптроне". Автора странного и загадочного: ведь так и не ясно, кто он, и зачем пишет. То ли он расчётливый бизнесмен, прекрасно знающий, чего ждут читатели, и умеющий это написать, а затем - и продать написан- ное... то ли человек, умеющий излагать свои мысли, а главное - такие мысли (при- чём, довольно интересные) имеющий. Взять, к примеру, всевозможные литера- турные и исторические штампы, обильно - и зачастую очень удачно! - гнездящиеся на страницах его книг: то меж строк, живопи- сующих зловещие дворцовые интриги, нам лу- каво подмигнёт Морис Дрюон с его "Прокля- тыми королями"; то в дыму сражений явс- твенно увидится борода самого Льва Толсто- го... И ведь всё это никак нельзя принять однозначно! Одни сочтут это злостным пла- гиатом; другие - неискушённые - никакого подвоха вообще не заметят; третьи увидят здесь изящную пародию, четвёртые - эле- гантный "постмодернизм"... Так что не будем наклеивать ярлыки и да- вать однозначные оценки. Лучше сначала попробуем разобраться. Самой первой книгой Сапковского был цикл рассказов о ведьмаке Геральте... Такой удачной и красивой композиции, та- кого роскошно-незаметного сюжетного пере- плетения между рассказами я не видел уже давно. Каждый кусочек цикла выглядит цель- ным, сюжет у него плавный, и не надоедает постоянное повторение названия рассказа в тексте. Потому что под конец кто-то из ге- роев очень кстати скажет фразу, напоминаю- щую это самое название, и рассказ станет огранённым до конца алмазом, и окажется, что идея в нём есть, и её легко запом- нить... А потом на вопросы друзей: "Кто я для тебя, друг или нет?", поклонник Сап- ковского будет с загадочным видом отве- чать: "Ты - нечто большее..." Нечто большее... Нечто большее, чем про- сто рассказики о странном супермене, кото- рый выполняет грязную работу киллера и случайно вляпывается в историю с Предназ- начением. Нечто большее, чем обычная фэн- тези с парой свежих идей. И вот почему. Во-первых, этот "супермен" - вовсе не супермен, по крайней мере, заслуга эта не его. Подкидыш, который был подвергнут ге- нетическим мутациям, и которого потом дол- го тренировали... а точнее, дрессировали - как сторожевого пса. Во-вторых, сам ведьмак это прекрасно осознаёт и мучается этим. И вдобавок - как-то всё время получается, что его - честного и хорошего - все обманывают и ис- пользуют. А ведь истинный супермен - неза- висимо от того, злой он или добрый, - по- ступает как раз наоборот: перекраивает мир под себя. И - вот ещё что. Не скажу, чтобы Сап- ковский был таким уж хорошим психологом, но, по крайней мере, некоторые аспекты че- ловеческих отношений - щекотливых отноше- ний между Геральтом и его возлюбленной, колдуньей Йеннифер - у него показаны пре- красно. Вот такого в "обычной" фэнтези раньше точно не было, потому что "обычная" фэнтези - это всего лишь немного усложнён- ная сказка. А в сказке влюблённые ссорятся только потому, что иначе вообще не о чём было бы рассказывать... и умирают в один день. И вот представьте: попадает такая книга в руки читателя, который любит фэнтези просто как жанр, а не по какой-то иной причине... Он проглатывает её за день-два, а потом каждую неделю ходит на местный книжный рынок и застенчивым голосом спра- шивает, не появилось ли, случайно, продол- жение... А продолжения нет, и, пожалуй, понятно, почему. Хороший и честный автор знает, что так же удачно он на второй раз уже не напишет. А на третий и четвертый - у него вообще получится неудобоваримая тя- гомотина, повторение старых идей и линей- ное развитие уже готового и хорошо знако- мого сюжета. Вот потому-то мне и кажется, что Сап- ковский некоторое время крепился и старал- ся такого продолжения не писать и уж тем более не издавать. Вот тогда - может быть - со временем его "Ведьмак" стал бы насто- ящей классикой. Именно потому, что этой книгой он не только сказал и показал мно- гое, но и оставил место для фантазии. А вот в выросшей из "Ведьмака" эпопее - всё наоборот. Я не хочу сказать, что она не удалась совсем. Не скажу, что читать её неинтерес- но. Напротив, все её тома, а особенно по- следний - "Владычица Озера" - очень даже неплохо написаны. Неплохо, но не более того. Уже с третьего тома начинают надоедать постоянно-однообразные интриги тамошнего Берии - шефа спецслужб Дийкстры, уже дано известно, что Тайная Ложа магичек, равно как и противный Верховный Маг Вильгефорц готовы на всё, лишь бы заполучить в свои лапы Дитя-Предназначение Цири - и сделать её матерью... Предназначение? То, что в первом расска- зе звенело в воздухе, то, что заставляло поверить, что жизнь - не просто набор слу- чайностей, превратилось во что-то затёртое и ненастоящее. Предназначение, о котором постоянно напоминает автор на протяжении всей своей эпопеи, становится обыденным и простым. И в него перестаёшь верить - так же, как и в Геральта, который слишком уж долго без толку шляется по свету, как и в Йеннифэр, которую под конец уже как будто знаешь лично и ненавидишь, словно постылую жену, как и во весь этот фантастический мир, распухший от разных событий, загово- ров, переворотов, резни, героев и их вра- гов... Общеизвестно, что ХОРОШИЙ рассказ напи- сать гораздо труднее, чем длиннющий роман: краткость - сестра таланта. И ведь этот талант у Сапковского, вне всякого сомне- ния, есть! Так в чём же дело?! Что заставило его лепить том за томом, тянуть цикл, как жевательную резинку, - вместо того, чтобы использовать идеи для чего-то совершенно нового, поработать над чем-то совершенно оригинальным, прекрасным и открывательским по идее?? Неужели на старости лет Сапковский свой талант где-то потерял и теперь, хоть ты лопни, уже не выдавит из себя ничего ори- гинального? А может, просто обленился? Но нет! Со временем начинаешь понимать, что продолжать писать так, как раньше, он не то, что не мог, а просто - не хотел. Первая вещь всем понравилась; появилась армия благодарных читателей; все кричат, что в фэнтези сказано новое слово... И есть абсолютная уверенность в том, что лю- бая следующая вещь про Ведьмака пойдет "на ура". Так и случилось. Что ж... Табуны рьяных фанатов фэнтези, - как пи- шет сам Сапковский, - будто кота в мешке покупают всё, что появляется, - любые кни- ги, на цветастых обложках которых имеются вожделённые мечи, топоры, мускулистые ге- рои, голые дамочки и ящерицы, притворяющи- еся драконами. И рынок, конечно же, забо- тится, в первую очередь, о таких читате- лях. А наилучшим примером этой заботы ста- ли знаменитые циклы фэнтези - чудовищные монстры с пугающим количеством томов. И ведь, кроме немногих исключений, все эти монстры начинают быть тяжкими, повторяющи- мися и скучными уже на этапе второй-третей книги. Это мнение разделяют даже их рьяные поклонники, которые в массовом порядке вы- купают все эти тянущиеся, как сопля, цик- лы, ибо они вдолбили себе в голову, что им нужно знать, "чем всё это закончится". А авторы подобной писанины - это просто-на- просто расчётливые бестии, уверенные, что читатель купит всё, что подписано бо- лее-менее известным именем, и главное для них - те деньги, что они получают с тома. Не любит пан Анджей своего читателя, ох, не любит! И вы знаете, он, кажется, прав! Именно зто, по-моему, и увеличивает его шансы попасть в ряды наиболее "маститых". Ярче всего это видно на примере современ- ной поп-музыки. Именно такие вот - уверенные в себе и в своей работе - и становятся самыми извест- ными и уважаемыми; хотя сами они при этом любят подчас намекнуть, что их слушатель (читатель) - существо недалёкое и зауряд- ное, готовое проглотить наживку любого ка- чества. Так зачем же утруждать себя и искать на- живку получше? Зачем выкладываться на пол- ную силу и писать что-то действительно хо- рошее - себе же в убыток? Ведь - как неод- нократно повторяется в книгах Сапковского - "Жизнь дорожает, а жить надо"... И, тем не менее, читать Сапковского сто- ит - хотя бы уж потому, что после Толкина именно Сапковскому удалось написать самую лучшую фэнтези. Потому что, без сомнения, его фэнтези станет основой для многих и многих других писателей. А многие читатели скажут, что "Ведьмак" - это самая лучшая и правильная книга. ──══════════──
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября