Optron
#39
13 сентября 2000 |
|
ZX-Обзор - Фантастический рейтинг литературы.
Фантастический рейтинг {} Tertius Gaudens Как вы, конечно, догадываетесь, на этот раз наш "Обоз" посвящён не ZX-прессе, а фантастике. Для того, чтобы понять, какое место за- нимает фэнтези в современной фантастичес- кой литературе, рассмотрим существующие сейчас в США её разновидности и степень популярности. Нижеприведённые таблицы составлены по данным журнала "Если", 1995, |5, который, в свою очередь, позаимствовал их из амери- канского журнала фантастики "Локус". В графе числовых данных указан процент опро- шенных, назвавших ту или иную разновид- ность жанра. Итак, ЛЮБИМЫЕ разновидности: ┌──────────────┬───────────────┬────┐ │ Вид │ Подвид │ % │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Научная │"Дальняя" │ 17 │ │ │"Ближняя" │ 13 │ │ │Технологическая│ 5 │ │ ├───────────────┼────┤ │ │Всего │ 35 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Историческая │Альтернативная │ 24 │ │ │Паровой панк │ 5 │ │ ├───────────────┼────┤ │ │Всего │ 29 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │"Литературная"│Традиционная │ 9 │ │ │Юмористическая │ 9 │ │ │Детективная │ 5 │ │ │Психологическая│ 5 │ │ ├───────────────┼────┤ │ │Всего │ 28 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Женская │ - │ 24 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Фэнтези │"Городская" │ 17 │ │ │Традиционная │ 5 │ │ ├───────────────┼────┤ │ │Всего │ 23 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Киберпанк │ - │ 18 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Малотиражная │ - │ 18 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │"Пограничная" │ - │ 16 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Shared Worlds │ - │ 5 │ └──────────────┴───────────────┴────┘ А теперь - НЕЛЮБИМЫЕ: ┌──────────────┬───────────────┬────┐ │ Вид │ Подвид │ % │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Сиквел │ - │ 68 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Хоррор │Кровопускания │ 25 │ │ │Вампиры │ 11 │ │ │"Чернуха" │ 10 │ │ │Прочее │ 9 │ │ ├───────────────┼────┤ │ │Всего │ 55 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Римейк │Фильмов │ 15 │ │ │Игр │ 14 │ │ ├───────────────┼────┤ │ │Всего │ 29 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Политическая │ - │ 8 │ ├──────────────┼───────────────┼────┤ │Боевая │ - │ 8 │ └──────────────┴───────────────┴────┘ Некоторые пояснения. SF здесь разделена на произведения об отдалённом и ближайшем (например, высадка на Марс) будущем. Отдельно выделены произ- ведения, посвящённые достижениям современ- ных высоких технологий ("нанотехнологий"). Историческая фантастика (альтернативная история) повествует о мире, "ответвившем- ся" от нашего в какой-то ключевой момент. Наиболее распространённая тема здесь - по- беда фашистской Германии во Второй мировой войне (например: Ф.Дик. Человек в Высоком замке; Р.Харрис. Фатерлянд). Паровой панк - специфическая разновид- ность альтернативной истории. Здесь дейс- твие происходит, как правило, в Викториан- скую эпоху, где методами тогдашней техно- логии реализуется какая-либо "несвоевре- менная" идея (см., например, М.Самохвалов. Сказ о ДВМ. - "Оптрон" |23). "Литературная" фантастика - это "обыч- ная", "бытовая", я бы сказал, "традицион- ная" художественная литература, в которую с той или иной целью внесён дополнительный фантастический элемент (пример - В.Орлов. Альтист Данилов). Часть "подвидов" здесь выделена отдельно, поскольку, например, в юмористических или, там, пародийных произ- ведениях фантастика может быть не дополни- тельным, а основным элементом. Женская фантастика - это книги, создан- ные, как правило, женщинами, и посвящённые их проблемам - нелёгкой бабьей доле, феми- низму etc. (книги Урсулы Ле Гуин, напри- мер). "Городская" фэнтези - это произведения, действие которых происходит в мире, подоб- ному нашей современности (Каттнер. Цикл "Хогбены"; Хайнлайн. Магия Инк.; Шекли. Царская воля). "Традиционная" фэнтези - произведения, действие которых происходит в мире, подоб- ному нашему средневековью. Киберпанк - жанр, где объединены произ- ведения о похождениях хакеров и о вирту- альных мирах, соданных программным путём. Словом, всё, связанное с компьютерными технологиями. Малотиражная фантастика - это книги но- вых авторов, а также "элитарная" (неком- мерческая) литература. Существуют издате- ли, специализирующиеся исключительно в этом виде литературы. "Пограничные" произведения объединяют в себе признаки нескольких видов. (Класси- ческий пример соединения SF и фэнтези - Ф.Херберт. Дюна. Причём, что интересно, здесь использованы не христианские, а ма- гометанские мотивы.) Shared Worlds - "совместная" фантастика, миры и герои которой уже созданы "класси- ками" (см. "Литстраничку" этого номера). Сиквел - роман "с продолжением", сериал. В нём может быть от 3-х до 50-ти томов. Римейк - переделка. Если раньше книги переделывались в кинофильмы, телесериалы, компьютерные игры, то теперь наблюдается обратная тенденция. Как видите, эти данные несколько расхо- дятся с теми рассуждениям о популярности фэнтези, что вы читали ранее. Однако сле- дует учесть, что опрос, в результате кото- рого получены эти данные, проводился среди не "массового", а "элитарного" читателя. Впрочем, попытки выяснить, насколько по- пулярен тот или иной жанр, сродни сравне- нию различных разновидностей компьютерных игр. На вопрос - зависит ли популярность "стратегии", "бродилки", "стрелялки" etc. от того, "фантастическая" ли она или "реа- листическая"? - наш эксперт в области мар- кетинга игрового ПО С.Филимонов ответил: "Совершенно не зависит. Главное, чтобы иг- ра была ХОРОШЕЙ". ──══════════──
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября