Optron
#38
18 августа 2000 |
|
Мнение - мнения знатоков фэнтези об этом жанре.
От редакции Здесь мы знакомим вас с мнениями знато- ков фэнтези об этом жанре. Борис Стругацкий: - Фантастика есть часть литературы, это художественный приём, служащий для прида- ния повествованию остроты, усиливающей акт сопереживания, позволяющий рассматривать проблемы, недоступные "бытовой" литерату- ре. Фантастика стоит на трёх слонах: ЧУДО - ТАЙНА - ДОСТОВЕРНОСТЬ. ЧУДО - это собс- твенно фантастический элемент, вводимый в повествование. ТАЙНА - способ подачи ин- формации, та морковка, что ведёт читателя от страницы к странице и не позволяет ему отложить книгу. ДОСТОВЕРНОСТЬ - главный из слонов, это РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВНУТРИ КНИГИ, то, без чего роман превращается в эска- пистскую болтовню. Кир Булычёв: - Принципиальное различие между фантас- тикой англоязычной и нашей заключается в самом подходе. Для нас всё, что относится к завтрашнему дню, иным планетам и галак- тикам, мирам параллельным, перпендикуляр- ным и диагональным, любое чудо и любая не- быль являются продолжением и развитием на- шего сегодняшнего дня. Американцы же воспринимают фантастику в первую очередь как литературу эскапист- скую, и для этого они строят альтернатив- ную действительность. Ни автор, ни чита- тель не воспринимают её как вариант разви- тия нынешних событий. У нас Дракон - это непременно управдом, генерал Пупкин, а то и бери выше... Дракон у них - живёт себе просто на пла- нете Х или в отдалённом прошлом и занима- ется драконьими безобразиями. И никто не видит в нём намёка на Президента. Американский роман отправляет читателя в ПОЛНОСТЬЮ выдуманный экзотический мир, при этом обязательно вводя его в курс дела и объясняя правила очередной игры: почему, например, Голубой Дракон терпеть не может Белую Принцессу и т.д. А наш - переполнен аналогиями с нашей проклятой действительностью, требующими понимания наших реалий, истории, геогра- фии: авторы уважают читателя и не разжёвы- вают ему то, до чего он должен дойти своим умом. Вячеслав Рыбаков: - Совершенно неважно, как автор констру- ирует мир. Либо с привлечением научно-тех- нического и социального прогресса, либо описанием мира, ответвившегося от нашего в какой-то ключевой момент, перенесением действия на иную планету или в некий пара- ллельный мир. Это просто выбор автора, ко- торому так легче - создать мир, где он на- мерен проводить свои стратегические опера- ции. А читателю тем более всё равно, как возник мир, потому что ему важны люди, этот мир населяющие, пусть даже эти люди будут о трёх головах и семи ногах. Альтернативный - притягивающий или от- талкивающий - мир оказался сейчас чрезвы- чайно удобным именно потому, что в при- шествие сколько-нибудь светлого будущего путём поступательного развития нашего нас- тоящего никто уже не верит. Альтернативный мир как бы напрочь отвергает существующую реальность, наше отвратительное "сегодня". Андрей Столяров: - Основные принципы коммерческой фантас- тики - облегчённость повествования, игно- рирование реальности и стремление к чисто логической, а не художественной новизне... Если в SF фантастическое допущение прив- носится в описываемый мир извне волей ав- тора, то в фэнтези магия не привносится, а уже существует: не "посмотрим, что будет, если...", а "...мир так устроен". Хороший автор делает с фэнтези то же, что Стругац- кие делали с SF: они писали фантастику ре- алистичную, достоверную как в бытовых де- талях, так и психологически. Роджер Желязны: - Если сюжет содержит "сверхъестествен- ное", то это должно рассматриваться как фэнтези. Если есть указание на то, что неправдоподобное может быть объяснено в терминах современного знания (или его не- которого расширения), то это SF. И в SF, и в фэнтези мы пользуемся кривым зеркалом, но, несмотря на это, оно так или иначе от- ражает то, что перед ним помещено. Особен- ное достоинство кривого зеркала - в том, что оно делает ударение на тех аспектах действительности, которые автор хочет под- черкнуть - то, что наиболее близко к сати- ре в классическом смысле - и это превраща- ет фантастику в особый способ высказывания о современном мире. Фэнтези берёт свои исходные посылки в неизвестном, но затем оно обрабатывается автором вполне рационально. Я совершенно не могу представить себе действительно хо- роший рассказ, где присутствует либо толь- ко чистая фэнтези, либо только SF. Когда я пишу, я их смешиваю. В результате получа- ется эдакая незаконнорожденная "science fantasy"... В 30-ых годах в США преобладала "приклю- ченческая" фантастика. В 50-ых - "твёрдая" SF. Затем интересы сместились из техничес- кой в социологическую и политическую об- ласти. А с 70-ых мы видим большой вал фэн- тези, детально описывающей дела богов, во- инов, кудесников и, как в случае Толкина, принимающей форму заменителя Библии. Мы упорно работали над фантастикой и в конце- концов вернули её к мифологическому нача- лу. Анджей Сапковский: - Между SF и фэнтези нет никакой разницы - всё зависит от того, какой ассоциативный ряд сложился у писателя. Но в фэнтези есть очень опасный момент. В ней так и напраши- вается визуализация - дракон, кровь, голая баба: голая баба - это красиво! Но так пи- сать нельзя, это грубейшая ошибка. Литера- тура - не видео, её нельзя воспринимать глазами. Нельзя писать, как видишь, надо писать, как чувствуешь. Грег Бир: - Фантастика - это целое движение, со своей собственной философией, собственным подходом. С момента своего возникновения она была частью нашего сообщества... О фэнтези иногда говорят как о "quest fiction", но это совершенно неверно. Фэн- тези поднимает темы, которые существовали с древнейших времён и никогда не исчез- нут... Фэнтези может быть столь же содержатель- ной и блистательной, как и любой другой вид литературы. Но она не в состоянии ис- следовать конкретику современного мира. Она говорит о т.н. "универсальных поняти- ях"... Взросление личности - вот что мне нравится в фэнтези. В этом есть художест- венность и мастерство - достоверно описать развитие персонажа в мире, не похожем на наш собственный... "Хоббит" - прекрасная книга, но в то же время старомодная, а кое в чём даже вред- ная. Сначала создаётся несколько "злых" народов, которых мечтает уничтожить чуть ли не вся Вселенная, а потом, само собой, торжествует добро. Всё это - прямое насле- дие Вагнера. Вагнеровский подход - "доб- рые" и "злые" люди и существа - привёл к одному из самых больших бедствий в XX в. Никогда прежде не ставилась задача уничто- жить целые народы только потому, что они не такие, как кому-то хотелось бы. На со- вести, например, Сталина больше жизней, чем погубил Гитлер, но это был подход именно Гитлера - создание целой инфрастру- ктуры, целой отрасли экономики, завязанной на убийстве. Толкин пишет о Добре и Зле так, будто это кем-то заданные и навеки неизменные понятия. Давняя, очень давняя мысль и, по-моему, совершенно себя изжившая. Да, есть круг понятий, о которых нормальный современный человек может сказать, что вот это - плохо, это - недурно, а это - хоро- шо. Но подход, заставляющий считать плохи- ми целые группы людей, мы должны отбро- сить, забыть, похоронить! Владимир Высоцкий: - Испытай, завладев Ещё тёплым мечём И доспехи надев, Что почём, что почём! Если, путь прорубая отцовским мечём, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал, что почём, - Значит, нужные книги ты в детстве читал! ──══════════──
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября