Optron #38
18 августа 2000

Мнение - мнения знатоков фэнтези об этом жанре.

<b>Мнение</b> - мнения знатоков фэнтези об этом жанре.


  От редакции

  Здесь мы знакомим вас с мнениями  знато-
ков фэнтези об этом жанре.

  Борис Стругацкий:
  - Фантастика есть часть литературы,  это
художественный приём,  служащий для прида-
ния повествованию остроты, усиливающей акт
сопереживания,  позволяющий  рассматривать
проблемы,  недоступные "бытовой" литерату-
ре.
  Фантастика стоит на трёх слонах:  ЧУДО -
ТАЙНА  -  ДОСТОВЕРНОСТЬ.  ЧУДО - это собс-
твенно фантастический элемент,  вводимый в
повествование.  ТАЙНА  - способ подачи ин-
формации,  та морковка, что ведёт читателя
от  страницы к странице и не позволяет ему
отложить книгу. ДОСТОВЕРНОСТЬ - главный из
слонов,  это  РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ВНУТРИ КНИГИ,
то,  без чего роман превращается  в  эска-
пистскую болтовню.

  Кир Булычёв:
  - Принципиальное различие между  фантас-
тикой  англоязычной  и нашей заключается в
самом подходе.  Для нас всё, что относится
к завтрашнему дню,  иным планетам и галак-
тикам,  мирам параллельным, перпендикуляр-
ным и диагональным, любое чудо и любая не-
быль являются продолжением и развитием на-
шего сегодняшнего дня.
  Американцы же воспринимают фантастику  в
первую  очередь  как  литературу эскапист-
скую,  и для этого они строят альтернатив-
ную действительность.  Ни автор,  ни чита-
тель не воспринимают её как вариант разви-
тия нынешних событий.
  У нас Дракон - это непременно  управдом,
генерал Пупкин, а то и бери выше...
  Дракон у них - живёт себе просто на пла-
нете Х  или в отдалённом прошлом и занима-
ется драконьими безобразиями.  И никто  не
видит в нём намёка на Президента.
  Американский роман отправляет читателя в
ПОЛНОСТЬЮ выдуманный экзотический мир, при
этом обязательно вводя его в курс  дела  и
объясняя  правила очередной игры:  почему,
например,  Голубой Дракон терпеть не может
Белую Принцессу и т.д.
  А наш - переполнен  аналогиями  с  нашей
проклятой   действительностью,  требующими
понимания наших реалий,  истории,  геогра-
фии: авторы уважают читателя и не разжёвы-
вают ему то, до чего он должен дойти своим
умом.

  Вячеслав Рыбаков:
  - Совершенно неважно, как автор констру-
ирует мир. Либо с привлечением научно-тех-
нического  и  социального прогресса,  либо
описанием мира, ответвившегося от нашего в
какой-то   ключевой  момент,  перенесением
действия на иную планету или в некий пара-
ллельный мир. Это просто выбор автора, ко-
торому так легче - создать мир, где он на-
мерен проводить свои стратегические опера-
ции.  А читателю тем более всё равно,  как
возник  мир,  потому  что  ему важны люди,
этот мир населяющие,  пусть даже эти  люди
будут о трёх головах и семи ногах.
  Альтернативный - притягивающий  или  от-
талкивающий - мир  оказался сейчас чрезвы-
чайно удобным именно потому,  что  в  при-
шествие  сколько-нибудь  светлого будущего
путём поступательного развития нашего нас-
тоящего никто уже не верит. Альтернативный
мир как бы напрочь отвергает  существующую
реальность, наше отвратительное "сегодня".

  Андрей Столяров:
  - Основные принципы коммерческой фантас-
тики - облегчённость повествования,  игно-
рирование реальности и стремление к  чисто
логической, а не художественной новизне...
  Если в SF фантастическое допущение прив-
носится  в описываемый мир извне волей ав-
тора, то в фэнтези магия не привносится, а
уже существует:  не "посмотрим, что будет,
если...", а "...мир так устроен".  Хороший
автор делает с фэнтези то же, что Стругац-
кие делали с SF: они писали фантастику ре-
алистичную,  достоверную как в бытовых де-
талях, так и психологически.

  Роджер Желязны:
  - Если  сюжет содержит "сверхъестествен-
ное",  то это должно  рассматриваться  как
фэнтези.  Если  есть  указание на то,  что
неправдоподобное может  быть  объяснено  в
терминах  современного знания (или его не-
которого расширения), то это SF. И в SF, и
в фэнтези  мы пользуемся  кривым зеркалом,
но, несмотря на это, оно так или иначе от-
ражает то, что перед ним помещено. Особен-
ное достоинство кривого зеркала -  в  том,
что  оно  делает  ударение на тех аспектах
действительности, которые автор хочет под-
черкнуть - то, что наиболее близко к сати-
ре в классическом смысле - и это превраща-
ет фантастику в особый способ высказывания
о современном мире.
  Фэнтези берёт  свои  исходные  посылки в
неизвестном,  но затем оно  обрабатывается
автором вполне  рационально.  Я совершенно
не могу представить себе действительно хо-
роший рассказ, где присутствует либо толь-

ко чистая фэнтези, либо только SF. Когда я
пишу, я их смешиваю.  В результате получа-
ется  эдакая  незаконнорожденная  "science
fantasy"...
  В 30-ых годах в США преобладала "приклю-
ченческая" фантастика. В 50-ых - "твёрдая"
SF. Затем интересы сместились из техничес-
кой  в  социологическую и политическую об-
ласти. А с 70-ых мы видим большой вал фэн-
тези, детально описывающей дела богов, во-
инов,  кудесников и, как в случае Толкина,
принимающей  форму  заменителя Библии.  Мы
упорно работали над фантастикой и в конце-
концов вернули  её к мифологическому нача-
лу.

  Анджей Сапковский:
  - Между SF и фэнтези нет никакой разницы
- всё зависит от того, какой ассоциативный
ряд сложился у писателя. Но в фэнтези есть
очень опасный момент. В ней так и напраши-
вается визуализация - дракон, кровь, голая
баба: голая баба - это красиво! Но так пи-
сать нельзя, это грубейшая ошибка. Литера-
тура - не видео,  её  нельзя  воспринимать
глазами.  Нельзя писать,  как видишь, надо
писать, как чувствуешь.

  Грег Бир:
  - Фантастика  -  это целое движение,  со
своей собственной философией,  собственным
подходом.  С  момента своего возникновения
она была частью нашего сообщества...
  О фэнтези  иногда говорят  как о  "quest
fiction", но это совершенно неверно.  Фэн-
тези поднимает темы,  которые существовали
с древнейших времён и  никогда  не  исчез-
нут...
  Фэнтези может быть столь же содержатель-
ной и блистательной,  как и  любой  другой
вид литературы.  Но она не в состоянии ис-
следовать конкретику   современного  мира.
Она говорит о т.н.  "универсальных поняти-
ях"... Взросление  личности  - вот что мне
нравится в фэнтези.  В этом есть художест-
венность и мастерство - достоверно описать
развитие персонажа в мире,  не похожем  на
наш собственный...
  "Хоббит" - прекрасная книга,  но в то же
время старомодная,  а кое в чём даже вред-
ная.  Сначала  создаётся  несколько "злых"
народов,  которых мечтает уничтожить  чуть
ли не вся Вселенная,  а потом, само собой,
торжествует добро. Всё это - прямое насле-
дие  Вагнера.  Вагнеровский подход - "доб-
рые" и "злые" люди и существа -  привёл  к
одному  из  самых больших бедствий в XX в.
Никогда прежде не ставилась задача уничто-
жить  целые народы только потому,  что они
не такие,  как кому-то хотелось бы. На со-
вести, например,  Сталина  больше  жизней,
чем  погубил  Гитлер,  но  это  был подход
именно Гитлера - создание целой инфрастру-
ктуры, целой отрасли экономики, завязанной
на убийстве.
  Толкин пишет о Добре и  Зле  так,  будто
это  кем-то  заданные  и навеки неизменные
понятия.  Давняя,  очень давняя  мысль  и,
по-моему,  совершенно  себя изжившая.  Да,
есть круг понятий,  о  которых  нормальный
современный человек может сказать, что вот
это - плохо,  это - недурно, а это - хоро-
шо. Но подход, заставляющий считать плохи-
ми целые группы людей,  мы  должны  отбро-
сить, забыть, похоронить!

  Владимир Высоцкий:
  - Испытай, завладев
  Ещё тёплым мечём
  И доспехи надев,
  Что почём, что почём!
  Если, путь прорубая отцовским мечём,
  Ты солёные слёзы на ус намотал,
  Если в жарком бою испытал, что почём, -
  Значит, нужные книги ты в детстве читал!

              ──══════════──  



Другие статьи номера:

Стихи - "Магия стали".

Хобби - рассказ Gendalf'a об увличении хоббитизмом: Я - оружейник (продолжение).

Страницы истории - Толкин: продолжение рассказа о жизни знаминитого писателя.

Мнение - мнения знатоков фэнтези об этом жанре.

Реклама - реклама и обьявления во Львове.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Новости - Вlаdе - стал тащить мне на релизы всяческие игрушки, большинство из которых у меня уже были...
Стих - Стихотворение "Мечта".
Система - Oбзор системных новинок: FREE FORMAT v8.3, ALASM v2.8, OMEGA COMMANDER v1.5, PERFECT COMMANDER v1.52, F-COMMANDER v4.02, CHEMNEBASE v0.6, SPRITELAND v1.9, MAXSOFT SCREEN PACKERv1.0, ANIMICROPROTECTOR v1.0), MICRO EDITOR,DISK LEVEL, MAY BE MY BANK v5.1,AFRODITA v3.0, FLOOPY FORMAT UTILITY v1.0, DIGITAL STUDIO PLAYER v1.0, PRO TRACKER PLAYERv1.10, UNRECOGNIZED FORMATING OBJECT v1.1, ZX-WINWORD v1.0
Кемpstоn Моusе Intеrfасе - схема из Спектрофона.
Книга - Тайники ZX-Spectrum: Использование Памяти.

В этот день...   28 декабря