Optron
#38
18 августа 2000 |
|
Страницы истории - Толкин: продолжение рассказа о жизни знаминитого писателя.
Толкин Продолжение. Начало в |37 {} И.Боженко, 2000 8 Три источника и три составные части толкинизма "Три источника и три составные части марксизма" - так называлась статья И.Ста- лина, которую на протяжении полувека вдалбливали в головы населению СССР. Но - безуспешно. Не стали мы правоверными марк- систами, не говоря уж о том, чтобы понять, что это такое. Что ж, попробуем проделать нечто подобное с толкинизмом, авось, на этот раз получится. По крайней мере, будет от чего "оттолкнуться". Но вначале - разберёмся, наконец, с тер- минологией. Всю современную фантастику принято де- лить на два вида: 1) Science Fiction (SF). В дословном переводе с английского - на- учный вымысел. В качестве русскоязычного термина - Научная Фантастика (НФ). 2) Fantasy. Дословно - фантазия. По-русски в качест- ве термина - так и пишется: "фэнтези". Разъясняют его обычно как "Сказочная Фан- тастика" (СФ) - в отличие от "НФ". Впрочем, есть ещё один вид, который от- носить к фантастике как-то не принято: 3) Fairy Tale (FT). Fairy переводится как фея, волшебный, сказочный, прекрасный. Tale - рассказ, ис- тория, выдумка. Вместе - сказка, выдумка, небылица. А как термин - Волшебная Сказка. Ну и, раз такое дело, то, чтобы предста- вить общую картину, назову заодно ещё три вида - их к фантастике тоже не относят, хотя они таковой, в принципе, и являются. А чтобы больше к этому вопросу не возвра- щаться, тут же приведу и примеры такого рода литературы: 4) Хоррор. Конечно же, Стивен Кинг. 5) Оккультная и эзотерическая литерату- ра. Крыжановская-Рочестер. Маги. А ещё - Аб- рахам Меррит. Семь шагов к Сатане. 6) Историческая фантастика. Жозеф Рони. Борьба за огонь; Иван Ефре- мов. На краю Ойкумены. А теперь - источники: 1) Мифы (прежде всего - североевропейс- кие) и выросший на их основе героический эпос: ┌─────────┬────────┬───────────┐ │Название │ Проис- │ Века │ │ │ хож- ├─────┬─────┤ │ │ дение │Дейс-│Соз- │ │ │ │твия │дания│ ├─────────┼────────┼─────┼─────┤ │Кухулин │Ирландия│I-III│ V │ │Калевала │Карелия │ V │IX │ │Беовульф │Англия │ VII │ X │ │Артур │ " │ VI │XII │ │Сид │Испания │ X │ " │ │Нибелунги│Германия│ V-VI│XIII │ │Роланд │Франция │ VIII│ " │ │Вёльсунг │Исландия│ IX │ " │ │Эдда │ " │IX-XI│ " │ └─────────┴────────┴─────┴─────┘ Их дополняют религия (прежде всего - христианская) и народные волшебные сказки. Последние обеспечивают дополнительные де- тали и упрощённые варианты мифических эпи- зодов и героев. При этом отмечу, что эпос севера Европы был изначально языческим, а христианские мифы туда пришли извне. В дальнейшем они развивались совместно, дополняя и обогащая друг друга. В качестве основных мотивов здесь всюду присутствуют: - Творцы Всего Сущего; - Утраченная Прародина (скандинавский Асгард, т.е. "Верхний Мир", христианский Рай); - Земля Обетованная (Мидгард, Срединный Мир), где Избранный Народ изничтожает сво- их предшественников, а затем - посягающих на неё новых злыдней; - Нижний Мир (Утгард, Ад), откуда прут означенные злыдни (Плохой Народ, Демоны); - Великий Владыка (Христос, король Ар- тур, Карл Великий); - Сподвижники Владыки (Странствующие Ры- цари, Апостолы). 2) История, прежде всего, раннего Сред- невековья. О нём мы знем, пожалуй, гораздо меньше, чем об античности, поэтому оно представля- ется нам эдакой Атлантидой, чем-то, гораз- до дальше отстоящим от нас во времени, чем, скажем, Древняя Греция. Основной ис- точник информации здесь - не документаль- ные свидетельства а, опять же, эпос. Как писал древнеримский историк Тацит: "Эти песни заменяют варварам их историю". (А то, что "новые варвары" и сейчас заменяют нам историю мифами - это уже совсем другая история.) Средние века для нас - "Тёмные", "Зага- дочные". А ведь это - КЛЮЧЕВОЙ период ис- тории, крах древних и начало создания со- временных империй, стран, городов и наро- дов! IV-VI вв. - это Великие Переселения Народов, когда волны следующих одно за другим переселений прокатывались от Волги и Кавказа до Скандинавии и Пиренеев. Поэ- тому неудивителен обострённый интерес к той эпохе. 3) "Рыцарская", "готическая", "романти- ческая", сказочная, историческая, фантас- тическая, наконец, "викторианская" (о ней - см. "Оптрон" |34) литература XI-XIX вв. Здесь достаточно назвать лишь: Томас Мэллори. Смерть Артура. (La Morte Arthur. 1485). Но давайте вспомним и современников Пушкина: Ян Потоцкий (1751-1815); Гофман (1776-1822); Вашингтон Ирвинг (1783-1859); Мериме (1803-1870); Эдгар По (1809-1849). Теперь - о составных частях. 1) Мир действия. Мир этот - иной, НЕ НАШ. И, в отличие от SF, не тот, что МОГ БЫ существовать, не результат развития НАШЕГО мира. Это - Never-Never Land. Его НИКОГДА не было и не может быть. Не потому, что "Этого не может быть, потому что не может быть никогда", просто такова ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА автора и читателя. Но в то же время мир этот должен быть ДОСТОВЕРНЫМ (в рамках "правил игры", конечно), внутренне непро- тиворечивым. 2) "Атрибуты" (особенности и детали соз- данного мира). Это, прежде всего, ОТСУТСТВИЕ огнест- рельного оружия и всех последующих техни- ческих достижений. И присутствие всевоз- можного волшебства. Словом, "Меч и магия". Кроме того, желательно наличие "не-челове- ческих" разумных существ (гуманоидных и не очень). 3) Фабула. Её основа - Квест (от quest - поиск). В утрированном виде это выглядит следующим образом. Имеются: - Страна Добра и Порядка, расположенная на Западе (вариант - на Севере); - Империя Зла на Востоке (вариант - на Юге); - Легенда и Предназначение; - Герой-простак, живущий себе в своё удовольствие в более-менее сельской мест- ности (вариант - Добрый Король, лишённый трона и наследства). Внезапно появляется таинственный некто и сообщает нашему простаку, что пора в по- ход, ибо от сего зависит судьба всего ми- ра. Ибо Зло собирается повергнуть Добро, и единственное, что может спасти - это Вол- шебное Что-То-Там, спрятанное Где-То-Там, чёрт-те где. И найти это Что-То надо СРОЧ- НО, пока оно не попало в лапы Врага. Простак делает большие глаза, но выхода нет, надо отправляться. В помощь ему быст- ренько собирается Храбрая Дружина Добрых Молодцев. И начинается Великий Поход - Квест... Словом, Как призывный набат прозвучали в ночи тяжело шаги, - Значит, скоро и нам уходить и прощаться без слов. По нехоженым тропам протопали лошади, лошади, Неизвестно к какому концу унося седоков... В.Высоцкий Героя поддерживают Добрые Существа и Хо- рошая Магия. И преследуют Силы Зла и Хао- са. Дружина преодолевает Горы, Леса, Болота и Пустыни со Странными Названиями. Приклю- чения в Страшных Местах, от которых стынет кровь в жилах, сменяются отдыхом в Местах Дружелюбных. И, наконец, финальное представление в Главной Обители Зла. Здесь одного из Дру- жинников обязательно шмякнут, но остальные победят. Злу покажут кузькину мать, во всяком случае, до продолжения, ибо тогда Зло "возродится" и - "всё по новой"... Оптимальное применение всего рассмотрен- ного и создаёт "толкиновскую" фэнтези. Преобладание же лишь одного мотива (напри- мер, христианства у Хайнлайна) либо замена составляющих (например, христианства на индуизм у Желязны) делает фэнтези "не-тол- киновской". По этой вот голой схеме и строится те- перь "дешёвая" фэнтези, имя же ей - леги- он. Но в лучших образцах и, прежде всего, у самого Толкина это всего лишь форма для воплощения "философского момента", "хрис- тиано-языческих" мотивов самосовершенство- вания, милосердия, жертвенности, грядущего Конца Света и последующего Возрождения. Толкиновские герои переходят от позиции "обывателя" к готовности взвалить на себя "все грехи мира", исключают для себя прос- тые и скорые решения, спрашивают, не "ЧТО", а "КАК" делать. Выполнив свою мис- сию, они не обретают никаких благ, кроме моральных. На родине их ждёт, в лучшем случае, пепелище, а в худшем - "уход в мир иной" (и надежда на возвращение обратно - в далёком будущем). В общем, как у того же Высоцкого: ...А мне царевну и даром не надо, А чуду-юду я и так побидю! А вот как сам Толкин формулирует свою концепцию Волшебной Сказки: Это история, неважно, какого жанра - приключенческого, морализаторского etc. - о Волшебной Стране. Её волшебство полярно противоположно вульгарным приёмам стара- тельного, действующего по законам "маги- ческой науки" колдуна. И - непременное ус- ловие: в волшебной сказке, даже если она сатирическая, нельзя смеяться над волшебс- твом (как, например, Марк Твен и Честертон - И.Б.) Его надо воспринимать всерьёз и без рациональных объяснений. Конечно, создать фантастическую историю можно и иначе. Например, как Честертон, вводя фантастический элемент в бытовую прозу. Это тоже может заставить почувство- вать, что описываемый мир - это совершенно фантастическая страна, затерянная в неве- домых глубинах то ли прошлого, то ли буду- щего, - даже если вводимые фантастические элементы совершенно декоративны или слу- чайны. Но в ИСТИННОЙ Волшебной Сказке фан- тазия должна быть ЯДРОМ повествования... Одна из основных функций Волшебной Сказ- ки - БЕГСТВО ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Поэтому она представляет собой одну из самых ярких форм т.н. "эскапистской литературы". Словом... 9 Жми на "ESC"! Не могу отказать себе в удовольствии процитировать толкование термина "эска- пизм" во "времена оны": ЭСКАПИЗМ (от англ. escape - бежать, спа- саться) - социальное явление совр.бурж.об- щества, состоящее в стремлении личности бежать от гнетущей действительности в мир иллюзий и фантазий. Эскапизм навязывают и культивируют идеологи буржуазии через "массовую культуру". При помощи эскапизма правящий класс бурж.общества пытается при- вить массам социальную пассивность и ду- ховную ограниченность, отвлечь их от борь- бы за решение социальных проблем. Но вот что пишет Толкин: Фантазия ничуть не притупляет жажды на- учных открытий и не мешает их восприни- мать. Напротив, чем яснее и острее разум, тем ярче фантазии, им порождённые. Если бы вдруг оказалось, что люди не желают знать правду, фантазия тоже зачахла бы (что, собственно, и произошло в СССР с фантасти- кой в 70-ых - И.Б.). Применяя термин "эскапизм", многие пута- ют, и не всегда искренне, "бегство узника" и "бегство дезертира". Почему следует пре- зирать человека, который, попав в темницу, пытается во что бы то ни стало из неё вы- браться, а если ему это не удаётся, думает не о надзирателях и тюремных решётках, а о чём-то ином? Вот простой пример. Не замечать уличные фонари (из-за их отвратительности) - это уже эскапизм: ведь они никуда не денутся! Но, как отметил Честертон, любая вещь, ко- торая "никуда не денется", вскоре может оказаться безнадёжно устаревшей и будет заменена. Эскапизм не так рабски подчинён переменчивой моде, как его оппоненты. И нет никаких гарантий, что он бегством от действительности ограничится: а вдруг он подымет людей на бунт и они повалят эти фонари? Ведь основное свойство эскапизма, особенно ненавистное его противникам, это способность к противодействию. Создатели и читатели волшебных сказок не должны стыдиться бегства из действитель- ности в архаику. Ведь вполне возможно, что разумный человек, хорошенько подумав (вне всякой связи с драконами и рыцарскими зам- ками), осудит такие "неизбежные и неумоли- мые завоевания прогресса", как пулемёты и бомбы. А ведь такое осуждение чувствуется уже в том, что эскапистская литература о них молчит. Бегство - бегством, но... Особая радость возникает, если какая-ни- будь особенно волшебная сказка окажется исходно "правдивой", имеющей РЕАЛЬНЫЕ кор- ни и посвящённой историческому событию, отнюдь не теряя при этом своей мифической и аллегорической значимости. Ибо при этом нет необходимости воображать нечто совсем уж незнакомое. Радость будет такой же, как от счастливого поворота сюжета в сказке: потому что пахнет правдой реального мира. И вот поэтому необходимо рассмотреть у фэнтези её... 10 Ирландские корни Ирландия, в силу своего географического положения, счастливо избежала и Великих Переселений, и оккупации - римской, англо- сакской, норманнской. Её "коренным населе- нием" остались кельты... С VI в. до н.э. по IV в. н.э. кельты за- селяли Балканы, запад Германии, север Ита- лии, Францию, Испанию. В IV в. до н.э. они вторглись на Британские острова и вытесни- ли оттуда своих предшественников - иберов и пиктов, которых они называли "недомерка- ми", "подземным народом". А культура у кельтов была достаточно высокой и сложной, по крайней мере, выше, чем у германских племён (саксов, а затем - норманнов), ко- торые, начиная с V в. н.э., принялись вы- теснять кельтов так успешно, что от тех остались теперь только ирландцы, шотланд- ские горцы (хайлэндеры), валлийцы и бре- тонцы. Улавливаете аналогию с "гномами", "эльфами" и "людьми"? А вот - ещё пример: "задохликами", коих при встрече "рэзать нада", викинги считали эскимосов и амери- канских индейцев, а заодно - и гуннов Атиллы (Этцеля по-ихнему). Признаться, я, узнав, что мифы о "вол- шебных народах" имеют вполне реальную по- доплёку, был так же разочарован, как и тогда, когда узнал о том, что булгаковский Великий Бал Сатаны - это всего лишь приём в посольстве США, куда Булгаков был зван. Впрочем, это уже совсем другая история, так что вернёмся к нашим ирландцам. ...При всём при том Ирландия христиани- зировалась ещё в III в. - гораздо раньше, чем прочая Северная Европа. Монастыри Ир- ландской Церкви стали средоточием грамот- ности и культуры всей тогдашней Европы. При этом Ирландская Церковь была по духу гораздо ближе к раннехристианской и Визан- тийской, чем Римская. А в V-VII вв. десятки тысяч ирландских миссионеров хлынули в Западную и Централь- ную Европу, неся туда Слово Божье. Ещё до Кирилла и Мефодия они проникли в Чехию и Моравию, а оттуда - в Киев и Новгород. При этом они не боролись ни с собственными, ни с местными языческими мифами, а использо- вали их в своих целях. Так что процесс формирования европейской мифологии был "двунаправленным": миссионе- ры активно приспосабливали как ирландские, так и христианские мифы к местным услови- ям. Что-то из "ирландско-христианских" мо- тивов они привносили в местные сказания, что-то заимствовали и, возвращаясь домой, обогащали свой собственный эпос. Словом, Ирландия была "связующим звеном" Европы. Просветительство и богослужение в зоне миссионерства велось на РОДНОМ языке "ту- земцев". Чтобы иметь возможность дать письменность бесписьменным народам, у ир- ландцев было запасено впрок более двухсот "национальных алфавитов" (помните одно из увлечений Толкина?) Естественно, Рим не мог потерпеть такой мощной конкуренции и начал упорную борьбу, в результате которой Ирландская Церковь была к IX в. трансформирована в католичес- кий Бенедиктинский орден и благополучно предана забвению... Вот так и получилось, что ирландский, а точнее, кельтский эпос стал наиболее древ- ним из сохранившихся североевропейских ми- фов. К ирланцам восходит и самый знаменитый европейский миф - о короле Артуре. Он на- вечно врос в англоязычную культуру и имен- но поэтому чаще всего прочего используется как исходный материал для фэнтези. А теперь рассмотрим у фэнтези её... 11 Славянские ветви Существует мнение, и весьма основатель- ное, принадлежащее знатоку и современному классику фэнтези А.Сапковскому (о нём - см. "Оптрон" |23), что для славянских на- родов артурианский миф... Это всего лишь культурно чуждая нам ле- генда, такая же, как предания индейского Союза Шести Племён. Славянская мифология отождествляется с язычеством, и поэтому у нас до пpинятия хpистианства ничего не было, а только хаос и мpак, пpояснил котоpые только принесён- ный нам Кpест. Магия и меч?! Какая такая магия?! Да это ж дьявольское занятие, заниматься коим не- возможно без отказа от Господа Бога и под- писания договоpа с Нечистым! А pазные там домовые и русалки - это всё пеpсонификация Hечистого. Святой водой их, поганцев! Never-Never Land? Вечно пpодолжающаяся там боpьба Добpа и Зла? Но в НАШЕЙ Волшеб- ной Стpане никогда не было Добpа и Зла, а только одно лишь Зло... Согласен. Мифа, подобного артурианскому, у нас нет. Да и откуда ему было взяться? "Нарезание" истории, как колбасы (отрезка- ми чуть ли не по 20 лет), началось у нас даже не с внедрения "огнём и мечём" хрис- тианства, а ещё раньше - с прихода в Киев Рюриковичей и насильственного установления культа Перуна. "Царь ежедневно переделыва- ет туземные летописи согласно злобе теку- щего момента", - писал французский публи- цист XIX в. маркиз де Кюстин о Николае I. Но чем же тогда объяснить нашу тягу к фэнтези? Стремлением погрузиться в чужую праисторию ввиду отсутствия собственной? Обезьянничаньем? Элементарной неразборчи- востью? Утверждению, что для нас толкинистская фэнтези, по выражению И.Сталина, - "эта чюжда", многое можно противопоставить. Углубимся в историю. Об "ирландском следе" в Киевской Руси уже упоминалось. А вот ещё пример связи "Восток-Запад". С IV в. племена Русов (они же - "Руги", "Роги") начинают движение от Прибалтики на юг, запад, восток и к XI в. расселяются до линии Дания-Швейцария-Северная Италия. К XII в. они сливаются со славянами и в ка- честве таковых воспринимаются и ими сами- ми, и их соседями. В X в. их путь повторя- ют варяги (они же - викинги, норманны). Впрочем, это всего лишь одна из теорий. Во всяком случае, в X в. документы империи франков именуют Киевскую Русь "Ругией", а во франко-германском эпосе фигурирует мно- жество "русских" герцогов, графов и рыца- рей, например, "Gut Ritter Ilias von Ru- sia". А запорожцы? Это ж калька с западноевро- пейского рыцарского ордена! Теперь - о русском фольклоре. Кое в чём совпадают сюжеты некоторых русских волшебных сказок и эпизодов "Песни о нибелунгах", "биографии" Беовульфа и вы- шеупомянутого "риттера" Ильи Муромца. А весь цикл о Муромце? Разве не похож он на артуровский? Перeйдём к художественной литературе. Думаю, все вы, особо не напрягаясь, смо- жете перечислить десяток-другой русских писателей XIX-XX вв., чьи произведения со спокойной душой можно отнести к жанру фэн- тези. Я же назву здесь только одного из моих самых любимых: А.К.Толстой. И ещё - имена, для кого-то, может, и неожиданные: Вас.Шукшин с его "До третьих петухов" и Вл.Высоцкий с его песенными циклами "Сказ- ки", "Алиса", "Робин Гуд". А из украинской литературы отмечу: Олек- сандр Iльченко. Козацькому роду нема пере- воду, або ж Мамай i чужа молодиця. 1958. Эта, соответствующая всем канонам фэнтези вещь, пользовалась в своё время огромной популярностью, но теперь, в связи с изме- нившейся политической ситуацией, оказалась несправедливо забытой. Да и в белорусской литературе тоже можно кое-что отыскать. Ну, а о том, что пан Анджей всем своим творчеством сам себя опровергает, и гово- рить не стоит. Остаётся только, перефразировав небезыз- вестного Егора Лигачёва, воскликнуть: Анд- жей, ты неправ! Окончание следует ──══════════──
Другие статьи номера:
Стихи - "Магия стали". |
Хобби - рассказ Gendalf'a об увличении хоббитизмом: Я - оружейник (продолжение). |
Страницы истории - Толкин: продолжение рассказа о жизни знаминитого писателя. |
Мнение - мнения знатоков фэнтези об этом жанре. |
Реклама - реклама и обьявления во Львове. |
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября