ACNews
#65
06 февраля 2017 |
|
АТМ-Турбо и все-все-все - и немного истори компьютера Profi
АТМ-Турбо и все-все-все by Alone Coder (эта статья уже публиковалась на русском языке, но с тех пор были найдены новые источники, что позволило существенно дополнить статью) Во время советской микрокомпьютерной революции массовость обеспечивалась, разумеется, не радиолюбителями, а заводами (иногда военными - например, документация на компьютер "Импульс" имеет децимальный номер 3.098.018 Д15 с печатями и листом регистрации изменений),а также разнообразными фирмами. Одной такой фирмой было производственное подразделение "АТМ-КОМПЬЮТЕР" московской фирмы"АТМ" ("Ассоциация творческой молодёжи"), по некоторым данным - позже названнойАОЗТ "АТМ" ("Ассоциация техники и микроэлектроники"). Они располагались в ВДНХ и Доме Культуры и Техники "Созидатель". В 1990 году ("Радио" 11-1990 с.30) они продавали книги, схемы, прошитые ПЗУ - и производили компьютер, совместимый с ZX Spectrum 128, с дисководом и портом принтера. Причём особо указывали, что там 128К ОЗУ, возможно, потому что "Хоббит" рекламировался как 128К (ОЗУ+ПЗУ). Этот компьютер легко опознаётся как "Пентагон 128", он же "Пентагон 2+", он же "АТМ 128"(МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР ATM-TURBO. - АТМ-ПРЕСС, 1992 с.4). Потом фирма"АТМ" упоминала его в рекламе как свою разработку("Радио" 9-1991, с.75). Известна и плата Пентагона 128 с маркировкой"АТМ 1991": http://sblive.narod.ru/ZX-Spectrum/Pentagon128k/Pentagon128k.htm Конечно, частная лавочка не могла бы дотянуться до массовых тиражей заводских компьютеров, особенно с появлением клона спектрумовской ULA - ТЗЧВГ1. Их число к концу эпохи можно смело оценить в миллион, больше, чем официальный тираж БК-0010, ДВК и УК-НЦ - и это был миллион игровых кассетных 48К. Но задача тиража и не ставилась. Ребята хотели продавать Спектрум как замену IBM PC, ориентируясь на меньшинство - "серьёзного" потребителя. Основным конкурентом"АТМ" в Москве был - нет, не IBM - а филиал русско-испанско-ливанского совместного предприятия"Крамис", названный"Профи"("Радио" 8-1992, с.63, 8-1994). В более поздней рекламе и материалах фигурирует другое название:ТОО "Кондор" или"Кондор (Крамис)", с другим адресом и телефоном. И этот новый адрес был "Юношеская библиотека 214". Сравните с адресом фирмы"АТМ" или, например, с телефоном, указанным в демо для C-64 "Meaning of Death"(1993) - те располагались в организации "Московский Городской Дворец Детского (Юношеского) Творчества". Расследование этих названий похоже на детектив."Профи", по всей видимости, являлся незарегистрированной торговой маркойСП "Крамис" (которое занималось деревообработкой и производством обоев, а не компьютеров), а"Кондор" мог быть названием тех же лиц после регистрации. Единственный"Кондор", следы которого находятся в сети, - этоТОО "Кондор", возглавлявшееся Тадеушем Радюшем.Тадеуш Радюш - известный польский издатель, который начал с компьютерного бизнеса(см. его интервью в газете Wyborcza http://wyborcza.pl/1,75248,140079.html ). Этот"Кондор" уже не существует - его адрес и телефон заняты политической организацией"Чёрная сотня" (её руководитель Александр Штильмарк - брат женыРадюша ). Если Радюш был тем самым предпринимателем, который создал "Профи", то в первую очередь стоит вспомнить его работу в советско-польском журнале "Компьютер"(1990-1991). ! ----- цитата из FIDONET.HISTORY FAQ ----- !Там была семья: муж-поляк Тадеуш Радюш [так он печатался в !журнале в русской транскрипции -- Stanislav Efimov, !2:5020/525.1024] и жена-русская Лена Радюш. Собственно узлом и !BBS занималась Елена. !Стояло это все хозяйство у них дома в районе !м."Краснопресненская". !А еще был - а может еще и сейчас есть - советско-польский !журнал "Компьютер", издававшийся здесь притом, что макеты !делали в Польше. !Елена сотрудничала с этим журналом. Русские статьи - примерно !половина объема журнала - передавались отсюда туда mailer'ом !прямыми звонками, а назад качались уже свеpстанные варианты. !Ну, а BBS была вроде как для порядка - компьютерный журнал !всеж-таки. Стояло все это хозяйство на 386/25, модем 2400/MNP, !BT 2.20/2.30 и RA 0.04. Сам Тадеуш, хотя и фигурировал в !nodelist'е и в заставках, к узлу не подходил, а занимался !коммерцией. ! ----- конец цитаты ----- Этот узел был первым московским узлом FidoNet. В журнале "Компьютер"Радюш однажды публиковал статью про Betadisk. Но рекламы "Профи" там не было. Ходили слухи, что Радюш и привёз схему Beta 128 disk interface в СССР, но, во всяком случае, её впервые клонировали в начале 1988 года совсем другие люди -Сергей Пацюк и Вячеслав Богомятов из НТК "Плюс" (Москва), вроде как по схеме из неизвестного чешского журнала. Именно Beta 128 стал стандартом для "серьёзных" клонов в СССР, хотя за рубежом его практически не знали - никаких следов. Опережая"АТМ" по срокам на полгода, "Крамис"/"Профи"/"Кондор" представил весной 1991 года компьютер Profi(пользуемся данными от МикроАрта, потому что рекламу "Профи" тех времён найти не удалось) - возможно, первый серийный клон Спектрума со встроенным музыкальным сопроцессором AY-8910/12, а также заодно с 256-512 килобайт ОЗУ, графикой высокого разрешения и турбо-режимом. В том же 1991 году брестский компьютер "Byte-01" тоже имел графику высокого разрешения и дисковод, а в 1992 уже и CP/M(копирайт стоит 1990, но CP/M у "Байта" нет в таблице "Радио" 7-92 с.26). В Питере уЗонова в это время разрабатывался "Скорпион" с 256К ОЗУ и(далее под влиянием "Хоббита" - см. интервью в ZX-Format #2 и #6) теневым сервис-монитором. И везде предусматривалось подключение принтера. Тут надо отметить, что распространена неверная датировка выпуска "Скорпиона" из-за интервьюЗонова в ZX-Format #2. Зонов не мог развести схему летом 1991 года. Если собрать все источники воедино, то получается, что он показал прототип "Скорпиона" на доработанной плате "Ленинграда" в октябре 1991(когда вышла книга Ларченко и Родионова "ZX Spectrum для пользователей и программистов - 16.10.91). Совпало, что первая русская музыкальная демонстрация "MEGA SOUND 128" вышла как раз 10.10.91, а её авторВасильев Антон работал на Зонова - сделал для него патч Song in Lines в 1993 году. В ПЗУ "Скорпиона" стоит копирайт 1992-1994, в теневом мониторе 1993-1994, в CP/M для "Скорпиона" - 1992-1994, а первая реклама "Скорпиона" опубликована 15.8.93("новая разработка" в книге "Системные программы для ZX Spectrum" издательства "Питер", в этой рекламе уже упомянут CP/M). Кроме того, один из авторов iS-DOS,Алексей Леонтьев (тоже из Санкт-Петербурга) полагал, что "Скорпион" вышел позже "ZX-Next 512" -см. "Открытые письма", 28.7.99: "Очень обрадовался за Вас, узнав, что у Вашего ZXNEXT целых 512 kB ОЗУ. Также можно порадоваться и за многих других владельцев данного компьютера. Файл nextS12.hlp датирован аж 11.10.93, т.е. москвичи получили полумегабайтную машину чуть ли не раньше, чем в Питере сделали 256-килобайтную." "АТМ" не мог сделать меньше. И нужный компьютер "АТМ-Турбо" был разработан для"АТМ" творческим коллективом "МикроАрт", на базе их же версии радиолюбительского "Пентагона" - упомянутого выше "Pentagon 128". Оригинальный "Пентагон" они, конечно, не разрабатывали, его автор(по данным Константина Свиридова) - радиолюбительВладимир ДроздовRAЗAO. "Пентагон 128" они тоже продолжали производить, а фирма"Профи" так же параллельно производила 128К компьютер "Надежда"("Радио" 8-94). "АТМ" также сотрудничал с фирмой"ИНТЕР-ЛИНК", которая производила разъёмы и телевизионные адаптеры("Радио" 8-1992 с.63). Компьютер "АТМ-Турбо", результат этой совместной разработки, был выпущен на рынок в том же 1991 году под названием "АТМ-СР" ("Радио" 9-1991 с.75). Это уже потом"МикроАрт" отделился и производил свои компьютеры сам, под названиями (АТМ)Турбо 2 и Турбо 2(+) - отличия от АТМ-овской марки АТМ-Турбо 2 несущественны. Разногласия в авторстве были изначально: схема АТМ 4.20 имеет знак(c) MICROART, а 4.50 и 6.2А (в каком-то альбоме) нет. Разумеется, схему АТМ-Турбо 2 разработал именно"МикроАрт". "МикроАрт" также производил модемы и программаторы ПЗУ, издавал литературу, продавал IBM PC-совместимые компьютеры, а в наши дни перешёл на изготовление электрического оборудования. * * * Что же конкретно они сделали? Для начала - память. 128К ОЗУ в "Пентагоне" достаточно механически заменялось на 512K (на РУ7 ). Но вопрос адресации стоял остро. Программы могли лезть ко всем, даже безумным, номерам портов, могли адресовать порт#FD, да ещё и с нестандартными битами в нём, а любая нерабочая программа могла вызвать взрыв негодования у "серьёзного" клиента. Производители выбрали каждый свой номер порта, свой был и у "АТМ-Турбо". Но не угадали всё равно - в 1992 году, в "АТМ-Турбо 2", порт пришлось спрятать в область портов TR-DOS (в 2+ ещё и расширили память до мегабайта). Только после такого спрятывания совместимость стала более-менее полной. Заодно сделали ещё три порта для переключения страниц в прочих окнах. Правда, для этого сразу пришлось переделать все специально написанные под компьютер программы. В воздухе витали идеи стремительно растущего бизнеса. Каждый производитель думал, что программисты поддержат именно его вариант, но все зарезервировали совместимость с ZX Spectrum 128K, несмотря на то, что программ под него было ещё мало. Каждый производитель на первых порах был готов спонсировать разработку программ для себя - как тот жеЗонов. "Кондор" и"МикроАрт" имели собственные штаты программистов. Но нужна была операционная система. Пока коммерческий суперпроект iS-DOS ещё не вышел на рынок, ответ был один и без вариантов - CP/M. Эта операционная система - стандарт для Z80, она имела гору софта, а среди Спектрумов успешно применялась много лет на Timex Sinclair 2048/2068, ZX Spectrum +3, а также в польских и румынских клонах, в чешских девайсах отLEC и Sinsoft, на Aerco FD-68 Floppy Disc Drive и кто знает, где ещё. ПокаАндрей Ларченко адаптировал CP/M для "Скорпиона", а Камиль Каримов - для "Кворума", Profi и ATM-Turbo (а также белорусский "Байт") представили уже готовые CP/M-решения. В случае ATM-Turbo - даже в ПЗУ и с разметкой от TR-DOS. Судя по отсутствию упоминания в рекламе, CP/M для ATM-Turbo не был готов в 1991 году, как и CP/M для Profi. Интересно, что при разработке своей версии CP/MМикроАртовцы пользовались документацией на компьютер СМ1800 1979 года :) А особенно для CP/M помогала расширенная графика. В отличие от Timex'а, Profi и Байта, в ATM-Turbo решили применять в расширенной графике разрешения, соответствующие IBM PC:320x200 и 640x200 (в том числе потому, что стандарт для CP/M - 80 символов в строке). И в отличие от них же, уже с первых версий графика высокого разрешения была раскрашена. Заодно был сделан и второй дополнительный режим - 16 цветов на точку. Его отсутствие ставили в вину Profi в 1993 году в пародийной Best 0 Super Demo (как ответ на рекламу Profi, которую исподволь проводила фирмаTHD ), но было уже поздно - "Кондор" только раскрасил свою графику высокого разрешения и не был готов вкладываться в разработку дальше - перешёл на перепродажу "Амиг"(см. X-Ray #1). А"МикроАрт" рискнул - и добавил в Турбо 2 ещё и текстовый режим. Оказалось, это несложно, и всё не вышло за пределы одной платы (у Profi две). АТМ-Турбо устанавливался в корпус ПК "Микроша". ( Скорпион - в корпус "Корвета". У Байта и Profi были свои корпуса.) А как сделан режим цвет на точку? Очень просто. 1. Реализуем аппаратный мультиколор (просто иначе мультиплексируем адреса). 2. Поднимаем его частоты в два раза (авторы решили сделать это двумя линейками ОЗУ, чтобы не замораживать процессор) и используем ещё одну адресную линию. Получаем режим hires. 3. Вместо чтения в регистры атрибутов и растра читаем только в регистр атрибутов. В растр коммутируем меандр. Получаем то самое расположение битов в байте: %RLRRRLLL. Впоследствии схема цвета на точку для Пентагона была сделана так же. 4. На закуску отвязываем старшие биты счётчика адресов и меняем логику формирования рамки экрана, чтобы получить 320x200. Нужную логику загнали в примитивнейшую ПЛМ, подобно Скорпиону (в Profi и ZX-Next эту роль выполняла микросхема ПЗУ, если не вдаваться в подробности). Это всё равно нужно было, чтобы сэкономить корпуса при исправлении развёртки (экзотический экран Пентагона, дитя экономии на микросхемах - больной в то время вопрос, обсуждавшийся в ZX-Ревю) и заодно защитить плату от копирования. (Это уже потом вся документация была передана в общественное достояние.) Забавной особенностью этой логики оказалась недокументированная возможность аппаратного скроллинга по вертикали (см. Catdemo и Info Guide #10), но добиться его не легче, чем на Atari ST :) [http://www.pouet.net/topic.php?which=6844&page=1] На выходе графики стояла схема палитры и кодер СЕКАМ. Этот кодер был, по-видимому, от фирмыИНТЕР-ЛИНК, и впоследствии его убрали. Палитра организована как внешнее устройство - номер ячейки и на отрисовку, и на запись определяется поступающим с компьютера RGBI сигналом, а данные для ячейки берутся из шины данных процессора при обращении к порту. Схема палитры на 4096 цветов отDDp(изначально довесок для Pentagon 102ЧSL 2.x http://realddp.narod.ru/zx/palЧЧ4/index.htm , потом в составе Pentagon 2.6ббLE) сделана так же, только дополнительные данные берутся ещё и из старших разрядов шины адреса (при короткой адресации они соответствуют шине данных, поэтому схема совместима). Но это в будущем. А тут было реализовано всего 64 цвета, как на EGA. Это всё для того, чтобы конвертировать с PC игры. Как и в случае Profi, первые игры для ATM-Turbo были копиями игр с IBM PC. Но не останавливаясь на Color Lines'ах и сапёрах,МикроАрт взял высокую планку - портировал Prince of Persia и Gobliiins. Порты были настолько точными, что совпадали даже пароли :) КромеМикроАрта, коммерческие игры для АТМ-Турбо писала ещё фирмаMacroSystems Laboratory, а может, и кто ещё. Коммерческая разработка прекратилась около 1996 года, но с появлением в XXI веке новых инкарнаций АТМ-Турбо (в первую очередь отNedoPC ) число игр с АТМ-овскими фичами дошло примерно до 40, а всего программ - порядка 300: http://alonecoder.nedopc.com/atmsoft.txt Это если не считать программы только с поддержкой ЦАП. Играм, кроме графики, был нужен ещё и звук. Музыкальный сопроцессор AY-8910/12 был единственной импортной деталью, которую требовалось установить на плату АТМ-Турбо и для которой не было замены. (Дорогое импортное ПЗУ можно было заменить на РФ2 и грузить операционную систему с диска или даже с ленты.) Но музыкальный сопроцессор можно было и не ставить. Кроме него был ещё 8-битный ЦАП на порту принтера (тот самый#FB имени ZX Lprint ), через него можно было играть цифровую музыку с IBM PC - такая программа продавалась под названием "Scream Tracker Player" или просто "COVOX". Для Profi такая тоже была, причём в Profi решили поддержать стереозвук за счёт нестандартных портов. АТМ-Турбо изначально содержал и модем на основе этого ЦАП (с поддержкой в первую очередь в программе "АОН-Секретарь" ), но впоследствии оказалось, что лучше просто оставить ЦАП и АЦП, а модем продавать отдельно. А море цифровой музыки надо было хранить, для чего был нужен жёсткий диск. АТМ-Турбо 2 содержал, по всей видимости, первый контроллер IDE для Спектрума в истории, на этот раз опередив Profi. Он не был как-то урезан (для MFM-дисков, или для половинки IDE) - это был полноценный IDE-интерфейс. К нему можно было подключить и CD-ROM, но в те времена это было очень дорого (когда это стало дёшево, на АТМ-Турбо стали играть с него фильмы - неплохо для техники на советской элементной базе :)). Поддержка "винчестера" предусматривалась в самом CP/M (то есть прямо в ПЗУ), что делало компьютер ещё ближе по возможностям к IBM PC, который стремительно дешевел и портил бизнес. (ВпоследствииМикроАрту, как и его конкурентам по цеху, тоже пришлось приторговывать ими...) Первая реклама АТМ-Турбо 2 была опубликована в "Радио" 10-1992 с.63(то есть схема разработана не в 1993, как считалось раньше, и про разрыв "МикроАрт" с "АТМ" в 1992 году написано в тексте к программе "Honey Commander"). К сожалению, в рекламе не упомянут контроллер IDE, так что есть подозрения, что он заработал позже, когда была опубликована схема(на это намекает и тот факт, что неполная схема АТМ 6.00 в этой части содержит обозначения элементов N11,N12 на месте D32,D34 в будущих схемах). Если подозрения верны, то первым контроллером НЖМД для ZX Spectrum оказывается контроллерНиколая Тырсина(1992, см. ZX-Format #5/iS-DOS/IDE HDD). Но тем не менее, контроллер в АТМ-Турбо 2 был первым IDE-контроллером для ZX Spectrum. Кстати, тем временем сворачивалось производство знаменитой 58-клавишной плёночной клавиатуры без буквыЙ (кто её разработал?) и настала пора переходить на IBM-овский ширпотреб. А для этого был нужен контроллер клавиатуры. В АТМ-Турбо 2+ установили микроконтроллер 181бВЕЗ1 с остроумной прошивкой, которая реализовывала последовательный порт и поддержку XT-клавиатуры. Предполагалось подключать к последовательному порту и мышь, но программ под неё пока не обнаружено. Зато упомянутыйКамиль Каримов смог в 2005 году подключить туда модем и пропинговать интернет :) Кстати, первые версии АТМ-Турбо имели выход на тумблер турбо-режима, который можно было установить в корпусе "Микроши" или в старом корпусе от IBM PC. Но корпуса от "Микроши", видимо, становились редкостью, а на новых PC-шных корпусах кнопка уже исчезала, поэтому тумблер заменили на порт - благо порты теперь были скрытые. С этими скрытыми портами заодно отпала необходимость во введении "кнопки блокировки портов" (которая была у Profi ), её тоже некуда было устанавливать. Краевой системный разъём, как на Profi, никак нельзя было установить в корпус от IBM PC. АТМ-Турбо не содержал такого разъёма, была выведена только пара портов для подключения программатора. В итоге после появления General Sound его приходилось подвешивать на проводах. Такой экземпляр имеется у Максагора.Максагор также выяснил, что Zorel (который уже разработал новую плату АТМ-Турбо ) хочет в следующей версии установить на плату системный разъём как на Скорпионе (ZX-BUS). На новой элементной базе (при FPGA эмуляции) такие реализации АТМ-Турбо уже есть - ZX Evo и Pentagon 2.6ббLE. В компьютерах на FPGA сделать АТМ-Турбо 2+ из её предка - Пентагона - это просто изменить 200 строк в программе.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября