Info Guide
#12
31 декабря 2017 |
|
Комьюнити - ZX Spectrum: Как это было в Рязани (1993-1995).
1993-1995 Вперёд, на ассемблер! Alone Coder С конца1992 года до середины 1994 года мы жили бедно, потому что наРЗМКП задер─ живали зарплату.У нас была машина "Запоро─ жец" и дача с картошкой, этим и спасались. Однажды отец предложил мне написать свою книжку по программированию, а он бы организовал её издание. Это было довольно смелое предложение, потому что ничего сло─ жнее редактора анимации на Бейсике я не писал. Значительным прорывом была стопка дис─ ков, которую отец принёс с работы от свое─ го друга Макса. Насколько я помню,я был не уверен,что он их не заберёт,не относился к ним как к своим и изучил не сразу. И ско─ пировать тоже не мог,потому что было неку─ да. Быстров М.В.: Теперь про Макса. Его настоящая Ф.И.О. Абрамов Максим Фёдорович.Он работал у нас на заводе у представителя заказчика (т.е. был военным, так мы их звали. Он был в то время, когда отдал мне эти диски, старшим лейтенантом).Примерно был моим ровесником. Может быть,года на 2-5 младше меня. Внешне был весьма симпатичным парнем.Потом насту─ пили/были весьма сложные годы и для всей нашей страны, и для нашего завода. Где он оказывался в эти годы - не знаю. Знаю лишь то, что сейчас он окончательно потерял че─ ловеческий облик от чрезмерного потребле─ ния алкоголя. Я взял розовую общую тетрадь и начал писать текст. Старательно переписал преди─ словие из книги Ларченко и Родионова. Па─ раллельно записал разбивку по байтам в служебной дорожке TR-DOS (чего в имеющейся у меня литературе не было). На этом запал закончился. Я взял другую тетрадь, уже голубую, и начал записывать туда лучшие процедуры своего сочинения. Первой из них был сдвиг экрана влево,который наконец-то заработал. Также были сдвиги во все остальные сторо─ ны. Я решил написать то ли новый Supercode, то ли графический редактор. Адреса разме─ щения процедур для графического редактора попадали в розовую тетрадь, а список про─ цедур для нового Supercode гулял по бумаж─ кам. Оригинальный Supercode, который меня вдохновил, когда мы купили книжку"Систем─ ные программы для ZX Spectrum", при реаль─ ном знакомстве сильно разочаровал. А книж─ ка была рулезная :) Через некоторое время отец выдал мне личную дискету. Её неполная копия сохрани─ лась на оцифрованных TRDшках в виде затёр─ того каталога на159-й дорожке. Это позво─ лило вытащить несколько картинок (типа той, что выше), но от ранних программ не осталось ничего,кроме записей на тетрадках и листочках. Впрочем, бумажный архив от этого периода остался почти исчерпывающий, а покопавшись с годик, я смог и датировать каждую бумажку, пользуясь датами своих ре─ лизов и привязкой к урокам в тетрадях и дневнике. В это время отец с моей помощью русифи─ цировал базу данных Masterfile и вбил туда каталог статей журнала"Моделист-конструк─ тор". Этот процесс вызвал у меня идею упа─ ковки шрифта, где часть русских букв дела─ ется из английских с модификаторами и без, а разные размеры получаются вырезанием и наложением столбцов букв. В бумажках отра─ жено несколько попыток создать такую сис─ тему печати, но полноценную библиотеку я так и не сделал. Ещё отец предлагал мне написать прог─ рамму каталогизации дисков. Сначала я сде─ лал версию программы из книжки Очкова и Пухначева "128 советов для начинающего программиста" , потом написал несколько своих процедур. Но до конца не доделал - это было не особо-то и нужно. Я начал то─ лько вести список игр на своих дисках: первая версия на бумажке, вторая в виде экранного файла (у меня не было текстового редактора), а дальше много-много версий на разных листках. По ним тоже удобно датиро─ вать: -на конец1994(gmslist.scr со стёрто─ го конца диска COMPDISK.TRD) имелось как минимум 53игры (51 в списке + Quackers + Saga, не считая невнесённого с дисков "Ма─ кса") -на весну(?) 1995(лист Knight Lore) имелось 120игр (там 1 Elite, 2 Breakers, есть Olli&Lissa, 3D Grand и Test Drive 2, не считаем зачёркнутые Savage и SQUARCOL) -весна(?) 1995 (самый короткий список игр) - имелась 131 игра -конец1995(лист Rolla Round) имелось около156игр (есть Olli&Lissa1, Ranarama, Draughts(в утерянной части списка?), Ski Star, Vampire's Empire, которых потом нет, 2 Breakers) -начало 1996 (лист Zigzag) имелось около 216 игр (видно 206, потому что Toi Acid 1-4, пропущены буквы Q,U,W,X и Fantastic Voyage) -на 20.03.96имелось225игр ("список игр несортированный", там 2 Elite, 1 Breakers, а "самый большой список" = 219 игр (1 elite, 2 breakers), там пропущены Prison Riot, War Cars, Quondam, Mig-29, Timetrax и ещё какая-то игра) -до конца1996найдено ещё18игр (ре─ ально должно быть больше) Кроме списка игр, я ещё рисовал в виде экрана таблицу команд Z80 и даже фрагмент какого-то рассказа малоизвестной писатель─ ницы Валентины Соловьёвой... Когда в августе1994 года родителям на─ конец дали зарплату, они купили цветной телевизор. К этому телевизору меня с ком─ пьютером не подпускали ("посадишь труб─ ку!"), я смог провести только несколько подключений через разъём SCART,но это было позже. Ещё в 1994 году отец купил плату Pentagon 128 и начал её набивать и настра─ ивать. В это время наРЗМКП устроился Вя─ чеслав Михеев, и он помогал отцу настраи─ вать новую плату. Это заняло два года, в течение которых 48K с дисководом постепен─ но умирал - сбоев было всё больше и боль─ ше. Можно было играть без доступа к диско─ воду, но писать программы получалось толь─ ко по одной процедурке. Это, а ещё ограни─ чение в 1 час в день, и есть объяснение моего тогдашнего неэффективного метода программирования мелкими огрызками. Но благодаря этому на бумагах осталось прак─ тически всё. KSA-7G: Предположительно, в 1994году, в конце первого курсаКолледжа электроники,в мае, наверное, купил компьютер у однокурсника Dead Angel'а/Валерки Моисеева, друга/одно─ курсника же Олега Каплунова/Steve Gibson, друга Валерки Филяева/Dave Gibson, хотя, теперь я так предполагаю, в том году ADG, по-видимому, только формировалась. Купил, кажется, за 50 рублей, вместе с десятком (наверное) кассет, и простенькой/ тонкой книжонкой, которая, вроде бы, так и называлась "48K", и в ней почти ничего не было, а то, что было, содержало опечатки и неточности, из-за которых я промучился,пы─ таясь достучаться до истины, и сперва был в ужасе от BASIC редактора - после Партнё─ ра недопонимая его и пробуя все инструкции без описания. Пытался доходить до всего "наощупь", ругаясь и нервничая с непривыч─ ки.Спустя два дня распробовал и прибалдел! Я понял - насколько это классный BASIC! Как и обещал Валерка - "самый лучший в ми─ ре", разве что без русского языка... Компьютер был "Питерским Вариантом": КР1858ВМ1,матричное (надёжное/нестираемое) ПЗУ(Didactic scalicaс исправленным NMI), посылал в любой порт без дешифраций (треск бордюра в играх под AY ), чётный Wait, то─ роидальный встроенный транс и стабилизатор на КРЕНке (едва тянувший, порой сбоивший), отличная плёночная клава -58 клавиш, с красным BREAK и закономерным расположением функций (по Symbol Shift- надпись ниже, дляExtend Mode- надписи сбоку). Именно Steve показал мне радиорынок - о котором я раньше разве что слышал: просто Steve (как и Dave ) жил в том районе и,са─ мо собой, частенько мог радиорынок посе─ щать... Могу спутать, но Steve меня кому- то (возможно, Slash'у ) представлял - как потенциально хорошего программиста (вРКЭ я был из лучших и очень полюбил Speccy, проникся демками, эффектами, творчест─ вом...). Мне пришлось с нуля выкручиваться, дос─ тавать компы за скромные деньги, самому много времени повышать опыт - пытаться ко─ мпы наладить. Конечно: обучение и опыт возни с ними - привёл к прогрессу, и я не жалею, но без нормальных знаний и поддерж─ ки - я тратил на это слишком много энер─ гии, сил и даже здоровье. Я считаю этот период - ненормальным выживанием, и мне обидно, что в жизни приходилось так посту─ пать, без хорошей поддержки. В этом смысле мне не повезло, как и миллионам других творческих личностей - которые изначально хотели быть лучше, хотели заниматься, мно─ гое знать и уметь, но возможностей для этого у нас всех почти не было: с личнос─ тями в то время почти не считались, был трудный безденежный период, а в вузы за хорошими знаниями просто так не попадёшь, да и если попадёшь - учат далеко не тому, что реально знать хочется. Очень грустно осознавать, но я слишком много сил потратил на собственное личност─ ное выживание и самообразование - в отсут─ ствие нормальной поддержки!А в теории,если бы меня освободили от нафиг мне не нужных школьных и вузовских предметов,а предоста─ вили возможность вместо этого заниматься с грамотными технарями/электронщиками/прог─ раммистами - я обладал бы тогда гораздо большими знаниями и способностями, меньше тратил бы времени на многие неудачные и бесполезные усилия чего-то сделать в оди─ ночку... Короче:в жизни не всё так как хо─ чется! Помню, как мы мотались несколько раз за кассетами: то я сам, то брата посылали по─ купать. Они продавались в магазине"Дом Книги" на Московском шоссе (сейчас, кажет─ ся,эта остановка называетсяВоенный комис─ сариат - согласно тамошнему зданию по со─ седству,а вместо книг там уже другое заве─ дение). Как заходишь - сразу справа прила─ вок был, и под стеклом кассеты лежали. Со─ вершенно не помню, сколько они стоили,хотя для нас почти недорого/доступно это было, но качество их было очень хорошим!Картинок на них не было, зато отличным (лазерник - уже тогда?) жирным курсивом были написаны названия программ и краткое описание на русском!На каждой стороне по6игр,кассеты 60 минут.Грузилось почти всё и почти с пе─ рвого раза, хотя записи были "глуховаты". Позднее я делал с них качественные ко─ пии через копировщики и восстанавливал не─ которые ненадёжные записи.К сожалению,сей─ час осталось лишь несколько таких кассет - надо у себя глянуть... В октябре 1994 года я познакомился с Nick'ом лично. В то время его звали"Вун─ диком" (от слова "вундеркинд"). У него был Pentagon 128K с дисководом, и у него были демы (тогда это называлось "музыкальные демонстрации" или просто "музыкалки"). Сам он уже написал одну игру (что-то вроде Pacman'а или Питона с врагами) и писал другую - драку с кучей анимации. Эту драку он потом выставил на городской "Конкурс хакеров" приИнституте развития образова─ ния в начале1995 года.А потом писал игру- платформер типа Rex. Он копировал мне фирменные игры, но никогда не свои работы. Поэтому они не сохранились,в том числе эта драка и недописанный платформер. А фирмен─ ные игры он брал от Вячеслава Михеева. Nick: Я не помню дат, к сожалению. Естествен─ но, до того был 48К,его мне собрал какой- то студент (крутой, видать, студент),самое клёвое в нём был корпус - созданный из обычного фольгированного текстолита, т. е. спаянный изнутри по швам, но почти ювелир─ ная работа. А самое мерзкое - неизбежный тандем с разными магнитофонами типа "Элек─ троника"и отвёрткой для подстройки голов─ ки. Как там, "tape loadind error"- когда наконец добрался до предпоследнего уровня игры? =) Может, я с ним на "конкурс" и вы─ бирался. 48-й я потом поменял на приставку для ТВ, которая должна была ловить дециметро─ вый диапазон - но ни хера не ловила )) И я начал мутить деньги на 128K- то ли нали─ чие дисковода меня вдохновляло, то ли игры типа "Терминатора". Возможно (и скорее всего), были ещё какие-то "промежуточные" варианты, не помню.. Кстати,какой-то "Пен─ тагон"до сих пор валяется на веранде в Подмосковье - может, даже в рабочем состо─ янии )) Вроде бы, участвовал на конкурсе два раза. Вот реально полезным приобретением были не всякие там "128К",а книжка по ас─ семблеру для Z80) Интересно вспомнить, кто помог разобра─ ться и сделать первые шаги? С парнем обща─ лся,который жил не очень далеко отРадика, вроде, Вадим его звали. Когда у меня был 48с магнитофоном - у него был уже 128-й с диском. У меня 128-й- у него 386-й )) и т.д. ) Последние шаги, вроде, помогло сделать понимание того, что за время работы над программой (игра типа Rex,которую удалил) я потерял где-то диоптрию-полторы зрения - вместо монитора был какой-то горе-телеви─ зор ) Диск от Михеевых со сборником Dizzy 1-6 я брал у Nick'а. Там все Бейсик-загрузчи─ ки были длиной 0, а диск был заклеен. У меня не было командера. Я попытался копи─ ровать файлы черезCOPY B, но TR-DOS стал ругаться на защиту. Тогда я отклеил защит─ ную полоску, и TR-DOS скопировал файл на тот же диск. boot на том диске стал выда─ вать"No more than 20!". Положение затруд─ нялось тем, что в каталоге ещё былInvalid colour (оттуда я взял идею назвать будущий журнал словом "Ламопёр", накладывая симво─ лы в каталоге спецкодами - но потом пере─ думал). Nick, видимо, не смог починить диск. Другой копии найти не удалось. Слава Михеев не отдал свою коллекцию дисков. Он давал только диски со старыми играми. Ста─ рые диски от Михеевых были с пронумерован─ ными и перепутанными кодовыми файлами игр, без упаковки. Что мы ещё делали? Пытались проходить Dizzy (в Dizzy 5 Nick делал бессмертие, я тестировал и строил карту), Jet Set Willy и Sir Fred (тут оказалось безуспешно). Изучали мультиколоры и бордеры, о чём у меня сохранилось много записей с разными методами. Nick подсказал простой способ находить бессмертия в играх - искать два байта:3D 32 (dec a : ld (..),a). Этим способом я обессмертил несколько игр, так что мои ди─ сковые версии получились более "профессио─ нальными" (хоть и на Бейсике). Ещё у меня появилась книжка "Тайники ZX Spectrum" с огромным списком готовых POKE, иногда я использовал и её. Nick увлекался музыкой, играл и до сих пор выступает на гитаре (можете найти его дуэт"Вместо темноты" ). Я тоже увлекался, но по-своему. Ещё раньше я пытался освоить игрушечное пианино дома и настоящее везде, где попадалось под руку, читал книги по музыке и пытался редактировать в Wham. Пи─ сал много раз программу, имитирующую пиа─ нино (в том числе с выключенным экраном), писал свои биперные движки и даже свой му─ зыкальный редактор на Бейсике с синтакси─ сом типа командыPLAY на ZX Spectrum 128K. В это же время я выучился паять и припаял магнитофонный разъём параллельно динами─ ку-"пищалке". Закончилось это тем, что я записал музыку из игр поверх всех своих программ на моей кассете. Так пропали все мои шедевры на Бейсике, кроме Animator'а, который я перенабрал под TR-DOS с соответ─ ствующими доработками для компактности. Отец говорил, что в Animator'е надо хранить разницу между экранами, чтобы вле─ зло больше кадров. Я не понимал - ведьXOR соседних кадров займёт столько же места! И игры на кассетах и дисках все были непако─ ванные (в том числе от Михеевых ). Nick говорил, что упаковщики работают очень сложно, "сам ни за что не придумаешь так". Несколько раз писал пакер-депакерRLE. От─ лаживать не умел, поэтому просто переписы─ вал сначала. Он попал в мою дисковую вер─ сию Gun Fright, для чего я немного менял картинку (чтобы не было единичных0 и ff - они у меня были спецкодами сN для повтора ихN раз). Из других апгрейдов, кроме того разъё─ ма, я вспоминаю замыкание ножек у одной микросхемы, чтобы расширить экран по вер─ тикали. Была ещё идея подключать неисполь─ зуемые 16К ОЗУ вместо ПЗУ (сначала я ду─ мал, что вынуть ПЗУ достаточно, а потом стало лень). Тогда многие расширяли память разными методами, обычно до256K или 512K. А ещё я ремонтировал кнопки в клавиатуре, сделал Delete и Edit через диоды, а в стрелочки даже запаял по два геркона (ка─ жется,взял пример со Славы Михеева ). Nick же как-то сумел подключить себе пцшную клавиатуру, проведя внутри кучу проводков. А самой дикой идеей у меня тогда было пос─ тавить антенну и вещать километровыми вол─ нами на радиоприёмник. Но идея утонула среди других славных дел.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября