Fantadrom
#01
01 января 2002 |
|
Per Aspera - Pеr аspеrа аd аstrа.
(Рег aspera ad astra (лат.) -
"Через тернии - к звёздам". Здесь, упот-
реБляется как символ поисков Истины.
(Так и хочется сказать: "Истина где-то
рядом", непрада ли? ;) ).
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Я - Алексей Третий, ведущий этой руБри-
ки. Мы Будем здесь Беседовать на духовные,
религиозные и т. п. темы. Здесь Будут по-
мещаться интересные перепечатки из разных
изданий и комментарии на них, мысли и рас-
суждения как мои, так и Ваши (если они Бу-
дут), и другие люБопытные материалы. Шлите
письма, если Вам есть что сказать, если с
Вами произошёл неординарный случай. А
вдруг Вы наБлюдали НЛО? - тоже шлите.
Хотелось Бы увидеть на этих страницах и
нашего уважаемого капитана NEMO, которому,
думаю, есть что сказать на подоБные темы.
Также, Было Бы интересно увидеть здесь
Владимира Чепрасова из Днепропетровска.
(Владимир, а-у! Чего не пишишь?). (Для чи-
тателей поясню: Владимир Чепрасов - автор
ZX-WINDOWS, последняя версия которой (v
1.6), состоит из двух TR-DOS дисков. Кста-
ти, если хотите заиметь её сеБе - шлите
диски, скопирую. Эта система - своБодного
распростронения).
А сегодня, я представляю Вам расс-
каз-Быль "Огневой дом" писателя Дмитрия
Логинова. Он Был напечатан в журнале "Чу-
деса и преключения" №3 2001 г. Может кто
из вас и нечитал.
ДМИТРИЙ ЛОГИНОВ
Писатель Д. Логинов
продолжает делиться
своими впечатлениями
о русском Севере,
его древних тайнах и
исконных поверьях,
оБ оптимизме и муд-
рости его людей.
ОГНЕВОЙ ДОМ
БЫЛЬ
Его я приметил ещё давно, когда мы с
Тихоном Арконовым в первый раз останавли-
вались в маленьком посёлке Близ речки
Смарды. При взгляде на него вспомнилось
выржение "хата с краю". Вроде Бы и не из-
Бушка в лесу, но на приличном расстоянии
от остальных строений деревни, достаточ-
ном, чтоБы ощущалась его осоБость. Да и
одно то что он стоял на отшиБе, не позво-
ляло спутать этот дом ни с каким другим.
Старый... Его Брёвна черны. Затейливые
и Безукоризненные укрошения, каких я рань-
ше не видел. Они являли соБой руническую
резную вязь. Фундамент дома складывали ог-
ромные замшелые валуны - и уже одним этим
он напрочь отличался от оБыкновенной хаты.
Всё это и создавало ощуощущение веков,
прошедших над его крышей...
А крыша, кстати, Была приземистая и на
четыре ската, словно у Башни. Размеры дома
Были не осоБенно велики, а между тем он
производил неотразимое впечатление чего-то
основательного... Вроде стоящей отдельно
крепостной Башни. А называли его в селении
огневой. Такое не могло не привлечь внима-
ния, и как-то я спросил Тихона Арконова,
когда мы с ним проходили мимо:
- Чего это его так прозвали?
- А то, что в нём ещё Василько, расска-
зывают, с огнём Беседовал,- отвечал Тихон.
Я чуть Было не споткнулся, услышав та-
кой ответ. Василько или, как называли его
жители деревни, Васька Лесовкин,- это Был
последний кетский великий шаман. ПогиБший,
как передавала местная легенда, четыре ве-
ка назад.
Четыре века... Так вот сколько уже сто-
ит этот дом!
- И что же? Ни время, ни пожар его до
сих пор не взяли?
- Ну, чтоБы огневой дом - да сгорел?..-
сверкнув прищюренными глазами, улыБнулся в
ответ Тихон.- РыБка ведь своею косточкой
не подавится. А что касается времени... Ты
заметил, что сруБлен дом неоБычно? Его ос-
новная клеть есть правильный куБ. И мало
того, что ориентированный по сторонам све-
та (таковы все справные изБы здесь). Он,
заметь, ещё и покоится на неколеБимом фун-
даменте, чтоБы стоял идеально ровно. И
крыша у него не оБычная двухскатная, а -
правильная пирамида.
- Ну так и что же?
- Правильно построенное долго стоит.
Правильно - то есть по закону золотого се-
чения.
- Я понял, что тут пойдёт, как называл
Тихон, играл в
Бесконечную матрешку. И спросил:
- Но ведь должно же Быть какое-то оБ-
ъяснение.
- Этого доБра всегда много,- улыБнулся
Арконов,Читал, например, такое: "Pадиоэс-
тезия определённой формы организации внут-
реннего пространства замедляет локальную
скорость потока времени внутри этой фор-
мы". Сказано, по сути, не Больше, чем я
теБе сказал. А вот закручено так, что Буд-
то Бы тут и какое-то оБъяснение.
- Однако ведь... замедляет?
- Что ж, можно сказать и так. Невольно
тут Будешь думать, что для этого домика,
пожалуй, река времени течёт медленнее.
Многое вокруг изменяется, уходит и прихо-
дит, а он стоит... Он Был ещё до времён
Лесовкина. Когда тут никакого посёлка...
что там - заимки-то никакой не Было...
Тогда, значит, на этих Берегах оБитал
только Царь Огонь. И с тех времён ходят
легенды в окрестных землях про змиев ог-
ненных, что в неБе ночном играют, в труБу
влетают...
- Но должен ведь за домом кто-то прис-
матривать?
- Ну а как же. Присматривают, кому пе-
редано. Дедушка один тут живёт в Тайге, он
заходит. С его Благословения и я иногда
заглядываю, когда идти мимо. Хочешь, так и
с тоБой зайдём, посидим, с огнём поБеседу-
ем.
Я даже остановился невольно. Арконов
прислонился к стволу сосны около тропинки
и устремил на меня спокойный ожидающий
взгляд.
- Конечно, хочу! Вот только... Ведь мы
с тоБой христиане. С огнём Беседовать...
Напоминает радения огнепоклонников. А не
язычество ли всё это?
Арконов рассмеялся весело, да так звон-
ко, что Белочка, застывшая Было меж ветвей
посмотреть на нас, поспешно устремилась
вверх по стволу.
Язычество? Вот уж язычества-то на се-
верной земле, поверь, не Было никогда!..
Крутую, ничего не скажешь, Баечку соткали
каБинетные умники! Чай, с немцев ещё пош-
ло, которые против Михаилы Ломоносова инт-
риговали... Язычники - это, я теБе скажу,
всякие там людоеды в пампасах! Впрочем, и
не только в пампасах... Язычниками право-
мерно называть всех, не ведающих о Триеди-
ном Боге. А если у народа есть веда, что
Богов много, но Бог - един... причём не
только вооБще Един, а конкретно есть
Три-Единый... тогда уж это Будет никакое
не язычество. А Будет это ведизм. Язычники
же, повторю, - это те, которые тайну Божия
Триединства понять не могут... А знаешь,
кстати, на каком примере изъясняют эту
тайну отцы христианской церкви?
- ?
- А вот... Огонь! От него и Свет, и
Тепло. И Трое эти есть не одно и то же, но
сущность у них Одна. Или, говоря языком
церковным, они есть нераздельны и неслиян-
ны. Умный да разумеет...
- Мы, русские,- возвратился Тихон к ис-
ходной теме,Бога разумели испокон Триеди-
ным и звали Его Триглав. Так что на этой
земле ведизм Был всегда. Да он же и сейчас
есть. Во всяком храме на престоле в алтаре
лежит Bеда вед - Святое Евангелие... А как
переводится это слово: Евангелие?
- Благая Весть.
- А Bеда это и есть Весть. Ведение о
том, что Бог Триедин. С Eвангелием смысл
древней Русской Веды, на дощечках деревян-
ных ещё записанной, весь легко открывает-
ся. А также сокровенный смысл Авесты пер-
сидской. Да и в Восточных Bедах, если с
евангельским знанием подойти, легко распу-
тываются хитросплетения про Атмана-Брахма-
на... Ведь мы с индусами одного корня.
Около шести тысячелетий до Рождества Xpuc-
това их предки вышли отсюда, с этой земли,
о чём индийская Pигведа многоразлично сви-
детельствует... С Eвангелием даже в иу-
дейском Ветхом Завете можно отделить зёрна
от плевел. Хотя там зёрен, скажем прямо,
немного Будет, о чём и повторяет не раз,
нелицеприятно, Новый Завет...
- Язычники если поклоняются огню,- го-
ворит дальше Тихон,- то поклоняются ему
как твари, не Более. Как тому, что оБжига-
ет или же согревает. А ведающие во все ве-
ка прозревали за огнём крест. Орудие рас-
пятия, что, преоБражённое Подвигом Спаса
(кельтская веда от века именовала Его
Ecyc, а наша - Исус, или же ДажьБог), сде-
лается оружием спасения. Bосьмиконечный
Животворящий Крест... Восемь огней и воз-
жигали всегда вокруг изоБражения Рода,
жизнедарящего. И потому огонь прозывался
крес, а рожаницы-огневицы - кресницами. И
с тех времён осталось слово кресало - ог-
ниво. И древняя молитва Честному Кресту не
случайно уподоБляет: "яко тает воск от ли-
ца огня, тако да погиБнут Беси от лица лю-
Бящих Бога и знаменующихся крестным знаме-
нием, и в веселии глаголящих: радуйся,
Пречестный и Животворящий Кресте Госпо-
день..." А начинается эта молитва: "Да
воскреснет Бог!" А древнее слово "воскрес-
нуть" дословно означало "возгореться". На
Пасху - Светлое Христово Воскресение - и
возгорается, нисходя с неБа. Огонь при
ГроБе Господнем. От этого Огня возжигают
свечи и лампады в храмах по всему миру.
Нет храма Без лампады и свечи, то есть Без
огня. А то, что Воскресение Сына Божия
(Агнца) знаменовано Будет Огнём (Агни),
веды испокон веку предсказывали.
Арконов остановился на скрипучем крыль-
це и не спешил достать ключ. Пришлось ос-
тановиться и мне. Рассматривая прочную ду-
Бовую дверь, я заметил: ключ вроде Бы ни к
чему. Не Было нигде видно скважины. На фо-
не испещрённой затейливой вязью створы вы-
делялось только кольцо на ввинченном шты-
ре. И это массивное дверное кольцо Было
отлито в форме громового колеса - древнего
оБерега.
- А где тут Будет замок?
И почему-то вдруг догадался, что услышу
в ответ:
- Умеющему закрывать не нужны замки;
умеющему связывать не нужна верёвка.
Тихон, отступив чуть в сторону, показал
рукой на кольцо. Я взялся за него. Потя-
нул. Дверь отворилась очень легко и даже
Без малейшего скрипа. За ней Была темнота.
Мы не успели пройти и несколько шагов
по дорожке света, идущего из проёма, как
начала она истончаться. Она сошла на нет и
пропала, оставив меня и Тихона в темноте.
Это за спиной у нас затворилась дверь.
Она закрылась сама соБою. Пока ещё ка-
кой-то свет Был, глаза успели различить
впереди вроде Бы ещё одну дверь. Тьма, в
которой мы теперь оказались, скрывала
что-то вроде сеней, внутренний отсек поме-
щения, наподоБие отгороженного притвора
храма.
Мне захотелось поБыстрее пересечь это
пространство, доБраться до сокровенного
сердца дома, влекущего неоБычной тайной. И
я вслепую пошёл вперёд. И сразу оБо что-то
споткнулся и Больно ударился коленом. И
помянул в сердцах наиБолее древнюю женскую
профессию.
- Нет. Всего-то мешок с картошкой. Ты
ему льстишь! - откликнулся доБродушно Ти-
хон, делая вид, Будто произнесённое мною
слово имело характер определения. Хотя на
деле это Было всего лишь сорвавшееся шаль-
ное междометие.
- Определения лучше Бы давать точные,-
приБавил Арконов, словно Бы между прочим.-
Или никаких вовсе. А то ведь тут народ
прав: слово не вороБей, вылетит - не пой-
маешь.
Если Бы я знал своего учителя хуже, на-
верное, я Бы не прореагировал на эти слова
никак. Определил Бы их для сеБя тоже как
нечто вроде своеоБразного речевого междо-
метия, только весьма пространного. Подумал
Бы, что они сказаны просто, чтоБы не уте-
рять нить оБщения. Но я уже давно оБщался
с учителем. И заметил: в манере "словно
Бымежду прочим" он иногда сооБщает вещи,
ключевые для понимания многого в этой жиз-
ни. И, видимо, расчёт у него такой. Если
ученик воспринять готов, он воспримет. А
не готов - пропустит мимо ушей. Выходит,
рано ещё... Арконов на эту тему люБил по-
минать пословицу: к воде подогнать лошадь
можно, но пить её не заставишь.
Но в данном случае я почувствовал сеБя
лошадью, которая хочет пить. И потому
спросил:
-А что же говорят: выругался - и на ду-
ше полегчало? Какие тут определения: пар
Бы спустить, "негатив не записать", как
выражаются психологи. А в народе подмече-
но: матом ругнёшься - всяка нечисть от те-
Бя отскочит. Нечисть мата Боится... гово-
рят. Или врут?
-Врут! - рассмеялся Тихон, присаживаясь
на тот самый мешок с картошкой. Он Был яв-
но рад, что я востреБовал лишь слегка на-
меченную им тему. И одоБрение выражал на
свой оБычный манер: устраивался, распола-
гаясь поговорить.
- Подметить-то народ подметил,- так на-
чал Тихон.Да только правильно ли истолко-
вал? Да, Бывает (однако далеко не всегда,
заметь); матюкнёшься - нечисть от теБя и
отскочит. Только... не потому, что она Бо-
ится. А просто: ты Бесу дань заплатил -
ну, он мешочек с этой данью взял да и
пошёл с ним прочь от теБя. Свое получил -
чего же ему ещё дальше-то около теБя топ-
таться? Лукавому теперь треБа полученное в
свою кладовочку отнести, да в книгу чёрную
приходную записать, чтоБы, не дай чёрт, не
заБылось.
- Ну, прямо уж и дань Бесам? - усомнил-
ся я.- Ведь всётаки же слово всего лишь!
- Самая дань и есть. Материться - чёрту
молиться. Слово-то не "всего лишь"... Ска-
зано: в начале Было Слово. И Слово Было у
Бога, И Слово Было - Бог. И вот ещё сказа-
но о Слове: имже вся Быша... Так что
сквернословие - это как перевёрнутый крест
сатанистов. Всякие матюки - дань диаволу.
И очень даже угодная ему дань.
- Понятно... А как же всё-таки насчёт
пар-то выпустить? ЧтоБы раздражение в душе
не копилось. Не откладывалось камнем за
пазухой. Может Быть, для народа всё-таки
ругнуться - не грех?
- Для народа, может Быть, и не грех.
Если у кого нет возможности выиграть по
Большому счету, то, Бог с ним, пусть поп-
роБует хотя Бы свести партию с лукавым
вничью. Мало на такое надежды, но... Мо-
жет, в случае непонимающего это и вправду
лучше, нежели носить камень за пазухой.
- А для понимающего, выходят, есть дру-
гой спосоБ?
- Есть. Чего мы Будем пытаться вничью
свести, если в принципе всякому Бесу можно
сделать шах и мат. Ведь Бес хитёр, да не
мудр.
- И как это?
- А вот так. Не надо доБрое предупреж-
дение, подаваемое теБе Богом через предме-
ты, перегонять в лишний пар.
- Какое доБрое предупреждение?
- Да вот, хотя Бы, этот мешок с картош-
кой теБя предупредил, попавшись теБе под
ноги, что для теБя возросла возможность
неприятностей. И, если не примешь меры,
плохо теБе придётся. ТеБе Бы ему спасиБо
сказать, мешочку. Да и Божка малого поБла-
годарить, сенника, который нам сейчас свою
территорию гостеприимно предоставляет и
так устраивает, чтоБы хорошо происходила
наша Беседа, уютненько. (Он, сенник, тем-
ноту сейчас доБрой делает, а ведь мог
Бы...) А Более всего поБлагодарить, конеч-
но, и не мешок, и не сенника. А Того, Бла-
годаря Которому и сенник, и мешок, и мы с
тоБою... да и вооБще вся - Быша.
- Да? Ну так и о чём же это я пыльным
мешком предупреждён? - не Без иронии спро-
сил я.
- O том. Коль скоро ты оБ этот мешок
споткнулся - не Было, значит, покоя в тво-
ей душе. К сеннику вошёл - с сенником не
поздоровался. Как Будто не Божок, а пустое
место. (Ему ведь много не надо, сеннику.
Мысленно кивни, поклонись порогу - он и
доволен. Да и теБе полезно. Так легче не
заБыть: порожек переступаешь - из мира в
мир поподаешь. А в каждом мире своя одежда
нужна. B каком фиговын листочек, в каком -
скафандр.) Так вот. Спешишь, покоя у теБя
нет... а ведь мы сегодня с огнём Беседо-
ватъ соБрались! А если Бы ты вот так - как
пыльным мешком ударенный - поБежал дальше,
да и споткнулся Бы... скажем, о раскалё-
нный горн? И вмазался Бы своей симпатичной
физиономией, например, в "домик премудрого
цыплёнка"? Поверь, после этого твоя физио-
номия уже навсегда Бы перестала Быть сим-
патичной. Вот, мешочек-то оБ этом и пре-
дупредил. А ты, вместо того чтоБы посмот-
реть, что с тоБою не так, поправиться, да
и спасиБо за доБрое предупреждение ска-
зать, приписывасываешь в раздражении,
предмету качества, вовсе ему не свойствен-
ные!
- Да... Есть тут над чем подумать,- вы-
нужден Был согласиться я.- И однако, Ти-
хон, ты сам-то что же - каждый раз, споты-
каясь, Бога Благодаришь?
Учитель между тем отвечал, нисколько не
оттеняя, что я сморозил нелепость:
- А как же? Как только спотыкаюсь или
ещё что - сразу же вполне серьёзно поду-
маю: что же со мной не так? От чего это
мной получено предостережение, чтоБы не
случилось чего похуже? И - поБлагодарю Бо-
га. Вот эти-то два действия твоего внут-
реннего человека и есть Бесу настоящий шах
и мат. Не сквернословящего, а Благодаряще-
го Бога на самом-то деле Бесы Боятся!
К этому времени мой взор уже приспосо-
Бился к сумраку сеней. B том, что прежде
мне казалось кромешной тьмой, проступали
явственно очертания предметов. Я видел не-
высокую дверь, как Будто заглуБлённую в
притолоку. И чёрный силуэт кольца, ввин-
ченного в неё.
Ни скважины, ни засовов...
Арконов Будто прочитал мои мысли. (За
взглядом проследить Было невозможно в сум-
раке.) Он сказал:
- Да. ПопроБуй.
Я встал и потянул за кольцо. Но дверь
не подалась. И даже не скрипнула.
Я приготовился рвануть посильнее.
- Нет. Уж если не открылась легко, то
не откроется на этот раз вовсе,- произнёс
Тихон. И, помолчав, приБавил ещё тихонечко
и словно Бы про сеБя:
- OH не хочет.
И я не стал расспрашивать его о том,
кто (или что) не хочет. А вместо этого по-
чему-то сказал (и получилось как-то поте-
рянно и даже немного жалоБно):
- Отвергает?
- Когда Бы OH отвергал, так OH Бы нам с
тоБою не дал и в сени зайти. Не отвергает,
а просто говорит: рано - теБе ещё поучить-
ся надо - целее Будешь.
- И чему учиться?
- Покою. Не суетиться, не вожделеть, не
переживать...
- ...Да и сейчас вот не переживать! -
УлыБку Тихона я рассмотреть не мог, но по-
чему-то она так отчётливо представилась
мне, когда он это доБавил.- Ведь кое-чему
сегодня ты уже научился.
- Да! Несомненно. Беседы в этом доме не
заБудутся... Тогда, покинув огневой дом и
погуляв немного по вечереющему лесу, мы с
Тихоном отправились ночевать в изБу к его
друзьям, у которых останавливались не раз.
Но только на том история не закончилась.
...ГлуБокой ночью я шёл по хорошо зна-
комой тропинке к огневому дому. Не спро-
сившись Арконова. Луна светила неоБыкно-
венно ярко. Дорогу пересекали извилистые
толстые корневища. Спелёнатые мраком де-
ревья, как Будто слитые в какое-то одно
Бесформенное, Безмерное существо, вылились
шевелящейся стеной.
Сова ухала. На неоБычный манер, какого
мне раньше слышать не приводилось. Каждое
глухое и тяжёлое "ух!" воспринималось как
удар сердца.
И, наконец, я увидел дом. Он Был по ок-
на в тумане, медленно текущем в низину.
Стоя посреди этого замедленного потока, в
оБманчивом лунном свете, дом напоминал
одинокую загадочную Башню.
Мне почему-то захотелось Быстро проБе-
жать к нему сквозь этот туман, и я ускорил
шаги.
Тогда ударила молния. Огромная, как
Бесконечное ослепительное дерево. Со
звёздного и совершенно ясного неБа. Или,
наоБорот,- в неБо откуда-то изнутри дома.
На миг в нём осветились все Брёвна. При
этом камни его фундамента и стёкла малень-
ких окон сделались совершенно чёрными.
И так моё сознание запечатлело этот
единый миг. Горящие угляным светом дере-
вянные разводы Брёвен. Алый ореол вокруг
приземистой Башни. ЗигзагооБразный слепя-
щий стеБель над крышей, уходящий в
звёздную пустоту...
А в следующую секунду, я думал, молние-
вый ствол исчезнет. И передо мной останет-
ся лишь пылающий дом, подожжённый молнией.
Но только ничего этого не случилось.
Молниевый ствол - да, исчез. Но Башня про-
должала светиться, являя соБою дивное ма-
линовое кружево просиявших древесных воло-
кон... И не Было никакого пламени. И тёк
сеБе в низину туман. И светили звёзды...
Я замер, созерцая огневой дом. И меня
всё Более оБнимал какой-то восторг, напо-
минающий страх. И этот восторг-и-страх
словно Бы разворачивал, выталкивая ку-
да-то... И я...
...проснулся. Спящий Арконов мерно ды-
шал на лавке, растянувшись на волчьих шку-
рах. Я поднялся и зачерпнул ковшиком коло-
дезной воды из ведра.
Итак, это Был лишь сон. Я отдавал сеБе
в этом ясный отчёт. Однако совершенно не
Было впечатления, что вот это (то, что я
вижу сейчас вокруг) - настоящее, а то -
нет. И для сеБя я до сих пор не могу отве-
тить на этот вопрос: когда - во сне или
наяву - я по-настоящему видел огневой дом?
* К O H E Ц *
А.III> Тихон Арконов умный человек, и ни-
чего не говорит просто так. Когда он гово-
рит своему спутнику про мешок с картошкой
- он конечно же прав. Судите сами: сколько
раз мы раздражаемся задевая углы и споты-
каясь "на ровном месте"?. А нечистый даво-
лен. Сам Был грешен. Арконов ОЧЕНЬ прав!
Древняя славянская ведическая вера от-
нють не язычество, да и сами славяне, в
часности русы, значительно древнее VIII -
IX века, как нам усилинно вдалБливают учё-
ные мужи. И в этом прав Тихон Арконов.
Как на самом деле Было? Если хотите уз-
нать - прочтите "Книгу Bелеса" в переводе
Александра Игоревича Асова. B ней история
наших предков ведётся с XX тысячелетия до
нашей эры! С двадцатого!!! "Древние" циви-
лизованные европейцы ещё по деревьям пры-
гали! ;) Шучю конечно. Теперь понятно по-
чему западники так ополчились на "Bелесову
Книгу". Она у них чуть ли не нацисткой по-
лучилась, а в месте с ней и Есенин, Пуш-
кин, да Толстой. Большей чуши мне читать
не приходилось!
Ну, да я отвлёкся...
А впрочем, что ещё писать... Всё ясно.
Хорошая история. СпасиБо автору!
==========================================
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября