200
#D
01 июля 1995 |
|
Отражения - Мир это место, где жить нельзя.
************************** Отражения ***************************
Наталья РЕЗАНОВА
МИР - ЭТО МЕСТО, ГДЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ
Святослав ЛОГИНОВ. Избранное. Том 1: Многорукий бог далайна:
Роман.- Нижний Новгород: "Флокс", 1994.- 384 с.- ("Золотая полка
фантастики").
Питерский фантаст Святослав Логинов дебютирует в Нижнем Нов-
городе романом "Многорукий бог далайна". То есть, известен Логи-
нов уже лет десять. Я принадлежу к тем, кто запомнил Логинова по
повести "Страж Перевала", а полюбил за рассказы на темы европей-
ского Средневековья ("Железный век", "Микрокосм", "Цирюльник").
И до сих пор казалось,что попытки Логинова отойти от малой формы
были малоудачны ("Я не трогаю тебя"), а попытки перейти с запад-
ной на иную - отечественную, скажем - почву ("Машенька") просто
огорчительны.
И вот - роман, и весьма объемистый. И весь знакомый логиновс-
кий антураж, все эти алхимики, рыцари, ведьмы и тому подобное, -
отринут полностью. Возможно, это многих разочарует. Но я могу
сказать - на сегодняшний день это лучшее, что написал Святослав
Логинов. Хотя традиционные атрибуты западного фэнтези им отбро-
шены, абсолютно точно соблюдается главный принцип главного клас-
сика и теоретика жанра,ставившего целью фэнтези создание вторич-
ных миров. Ибо роман об этом самом - о создании и разрушении ми-
ра.
Только во всех канонических мифологических системах мир соз-
дан либо для человека, либо хотя бы приемлем для его обитания. А
если мир изначально создан против человека?
Творец, старик Тэнгэр, устав от вековой борьбы с многоруким
порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое, предлагает
сотворить мир специально для Многорукого - просто для того, чтоб
тот от Тэнгэра отвязался и не мешал ему думать о вечном. "Я
построю для тебя четырехугольный далайн - обширный и не имеющий
дна, я наполню его водой, чтобы ты мог плавать, населю всякими
тварями - мерзкими и отвратительными на вид, и ты будешь влады-
чествовать над ними". Но среди множества встречных условий, пос-
тавленных Многоруким: "Мне надо, чтоб среди этих тварей была
одна, похожая на тебя, как схожи две капли воды, чтоб у нее были
две руки и две ноги, чтоб она умела разговаривать и думать о ве-
чном.Я буду убивать эту тварь в память о нашей битве". Но Тэнгэр
также приговаривает к тому, что раз в поколение будет рождаться
илбэч - человек, умеющий создавать сушу лишь силой желания, и
неизвестно, останется ли,прежде чем яд Многорукого разъест огра-
ждающую мир стену,место в далайне самому Многорукому. Таков "миф
творения" в изложении Святослава Логинова. Мир,созданный по мер-
кам дьявола и для обитания дьявола,а человек,созданный по образу
и подобию Божьему (Тэнгэрову) изначально дьяволу (Ёроол-Гую) в
жертву обречен.
Псевдодальневосточная терминология (и дальнейшие "как бы" мо-
нгольские и китайские реалии) не должны вводить читателя в заб-
луждение. Хотя, конечно, введут, и, уверена,что будет высказанно
мнение, что Логинов написал роман на основе монгольской мифоло-
гии. Ничего подобного. Я уже сказала - никакие канонические сис-
темы в основе романа не лежат. Я сказала также - никакие канони-
ческие...
В раннем христианстве оппозиция Бог - Сатана выражена слабо.
Господь всемогущ, и представлять, что Сатана может реально про-
тивостоять ему - значит, умалять величие Божье. Но прежде хрис-
тиан и в первые века их были гностики, отнюдь не считавшие Твор-
ца всемогущим. Ибо тот Творец, которого мы знаем - лишь слабая
эманация, отражение истинного непознаваемого Бога. Разумеется, у
такого творца-демиурга может быть "черный двойник", Сатанаил,
истинный хозяин нашего мира. "Сотворение мира - эпизод второсте-
пенный. Блистательная идея - мир, представленный,как нечто изна-
чально пагубное, как косвенное и превратное отражение дивных не-
бесных помыслов". (Х.Л.Борхес, "Оправдание лже-Василида", цит.по
кн. "Письмена Бога", М., 1992).
Но гностицизм был всего лишь философской системой, вдобавок
элитарной. Потом пришел пророк Мани и создал на ее основе "уче-
ние, доступное всем" - о вечной борьбе света и тьмы и регулярных
явлениях "посланцев света". Церковь тут же объявила манихейство
ересью и принялась его искоренять.
Говорят, все со временем становятся похожи на своих врагов.
На протяжении столетий манихейство возрождалось под именами пав-
ликианства, движения катаров и вальденсов,богомильства - считав-
ших мир вотчиной Сатанаила.
На протяжении столетий церковь уничтожала павликиан, катаров,
вальденсов и богомилов, жгла их на кострах, объявляла против них
крестовые походы. К исходу Средневековья с ересью манихейства
было поконченно. Но если бы люди внимательно взглянули окрест
себя, то увидели бы, что живут в манихейском мире.
Влияние гностическо-манихейской доктрины на формирование ци-
вилизации - тема, вполне достойная внимания писателя вообще и
писателя-фантаста в частности. В нашей литературе она затронута,
кажется, только Аркадием и Борисом Стругацкими в "Отягощенных
Злом". Но, если у Стругацких идет речь о нашем мире, нашей циви-
лизации, то Логинов развивает эту тему на материале "вторичного
мира". Мира, изначально пагубно для человека.
Далайн - четырехугольник, обнесенный стеной Тэнгэра, где пле-
щется ядовитая влага и торчат каменные острова - оройхоны. Орой-
хоны бывают сухие,мокрые и огненные,причем жизнь возможна только
на сухих. Множество хищных и омерзительных тварей - не считая
явлений Многорукого, уничтожающего все живое везде,где дотянутся
его щупальца. Плюс еще всевозможные прелести. Невозможный мир.
Невыносимый мир.
...А люди живут. И не просто живут - цивилизацию построили,
отнюдь не примитивную. Научно-техническая мысль не дремлет - во
всяком случае, при полном отсутствии в далайне каких-либо метал-
лов и крайне редко встречающемся дереве до огнестрельного оружия
и артиллерии здесь додумались.
...И мысль социально-политическая - тоже. В далайне представ-
лены едва ли не все возможные формы правления. Классическая аб-
солютная монархия (Страна Вана). Теократия (Страна Старейшин).
Тоталитарная структура в духе "лагерного коммунизма" (Страна
Добрых Братьев). Анархическое общество изгоев, из которого при
нормальном миропорядке способен прорасти "здоровый капитализм".
Короче, все. А значит, к несчастьям человечества, запрограммиро-
ванным от сотворения далайна,добавляются еще и неизбежные войны.
И все это на крохотной площадке, потому что весь далайн, весь
мир этого человечества, если двигаться вдоль стены Тэнгэра по
прямой, можно пешком обойти за четыре дня. Правда, прямых дорог
в далайне нет.
По этому миру и странствует герой романа Шооран. Странствует
под видом солдата-цэрэга, каторжника, бродячего сказителя, тща-
тельно скрывая свой дар илбэча. Потому что на илбэче не только
проклятие Многорукого, обрекающее его на вечное одиночество.
Илбэч - желанная добыча для любого правителя, потому что илбэч
создает в далайне новую сушу. Новая суша - новые территории. Без
комментариев.
Шооран бродит, автор же вместе с ним осваивает мир далайна,
описывая его реалии (перечислять которые было бы слишком долго)
и то,что формирует духовный мир его обитателей. "Миф о творении"
здесь уже цитировался. Есть и мифы о культурном герое, героичес-
кие и любовные предания, скабрезный "низовой" фольклор. И почти
везде - центральная фигура - Многорукий,дьявол и бог этого мира.
И при всей его искусственности, лабораторной заданности, мир по-
лучается весьма достоверным и в чем-то очень знакомым. Сравните:
"И каждый говорил своему брату: - То, что ты видишь,- мое, и
все иное - тоже мое" (Логинов).
"И сказал брат брату: "Это мое, и это - мое же". ("Слово о
полку Игореве").
"Ты хочешь меня уничтожить, о Тэнгэр! Но подумал ли ты, что
вместе со мной ты разом уничтожишь половину вечного времени, и
половину бесконечности, их обратную, темную сторону? Сможет ли
твоя светлая сторона существовать без меня,и на чем будет стоять
алдан-тэсэг, если не будет моей бездны?" (Логинов).
"Ты произнес свои слова так, будто ты не признаешь теней, а
также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что
делало бы твое добро, если если бы не существовало зла, и как бы
выглядела земля,если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются
от предметов и от людей... Не хочешь ли ты ободрать весь земной
шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фан-
тазии наслаждаться голым светом?" (М. Булгаков, "Мастер и Марга-
рита").
"Изгои - люди, загнанные жизнью туда, где жить нельзя" (Логи-
нов).
"Жизнь - это место, где жить нельзя". (М. Цветаева. "Поэма
конца").
Этот ряд можно было бы продолжить вплоть до братьев Стругац-
ких, и, кажется, подобные "скрытые цитаты" не есть случайные
оговорки, и уж, конечно, не плагиат, а цепь условных знаков -
следуем за русской литературной традицией. Но только ли русской
и только ли литературной?
"За прошедшее время страна всеобщего братства одряхлела еще
больше, хотя и вела успешные войны разом на двух фронтах. В
общинах оставались только женщины, которые и кормили всю страну,
выполняя как женские, так и мужские работы. Мужчины поголовно
считались цэрэгами. Сказочная добыча... давно рассосалась неве-
домо куда, новых приобретений заметно не было, но весь народ...
жил надеждами, а значит не жил вовсе". Знакомо?
Или: "После падения твердокаменного государства принудитель-
ной любви и узаконенного братства,на каждом оройхоне обосновался
свой особый царек или республика, отличающаяся от прошлых времен
лишь немощью и особым изуверством. Никто там не стал жить ни лу-
чше, ни сытнее, все, как и прежде, ненавидели чужаков, а сами
старались кормиться за счет более слабых соседей".
Политический памфлет? Не без этого. К счастью, этим дело не
ограничивается, иначе "Многорукий бог" ничем не отличался бы от
"Анастасии" Бушкова, от чего Тэнгэр миловал.
Что же до принадлежности к культурным традициям, то тут нево-
льно вспоминается,что культурологи определяют цивилизацию Запада
как "культуру вины", а цивилизацию Востока как "культуру стыда".
В своих рассуждениях Шооран приходит к мысли, что во всех бедах
мира виноват не дьявол - Многорукий, но демиург Тэнгэр, ибо тво-
рение - это действие,а всякое действие влечет за собой зло. Рас-
суждение абсолютно в духе китайской (конкретно,даосской) филосо-
фии,проповедующей принцип "недеяния".Но вывод-то каков? "Виноват
тот, кто делает. Значит, будем виновны". Спрашивается, ушел ли
Логинов в действительности от своего изначального "западничест-
ва"?
Следует заметить, что роман вовсе не является мешаниной фило-
софских, религиозных и политических рассуждений, как,похоже,сле-
дует из моих заметок. Это, как и положено роману, прежде всего
история. История о творце. Ибо дар илбэча - метафора творчества
(определение "поэт" в романе прилагается только к Шоорану, хотя
сказители в далайне не так уж редки). И творчества как жажды
абсолюта. У Шоорана есть еще один антагонист, кроме Многорукого.
Это его собственный брат и антипод Ээтгон. Если Шооран - "тип
творца", Ээтгон - "тип реального политика","рачительный хозяин",
вроде ануйевского Креона. Шооран стремится уничтожить зло, Ээт-
гон - к нему приспособиться. И житейская правда в конечном счете
на стороне Ээтгона. Что, в общем, тоже малоутешительно.
...И о том,куда такая жажда абсолюта способна завести. Потому
что в борьбе с жестокостью мира Шооран незаметно перешагивает
грань, за которой строит уже "не для людей, а против далайна". А
человечество для него сосредоточилось в прибившейся к нему юро-
дивой карлице Ай, по слабоумию своему не понимающей, кто с ней
рядом. И когда Ай убивают оголодавшие крестьяне (а оголодали
они, между прочим, из-за того, что в результате глобального тво-
рения Шоораном суши в далайне царит страшная засуха),люди вообще
перестают для него что-то значить. Важна только борьба с Много-
руким. "В вечном чудовище скрывался смысл и оправдание борьбы и
надрывной испепеляющей работы". И Многорукий, незримо присутст-
вующий в сознании Шоорана, как черт в сознании Ивана Карамазова,
говорит:
"Я вижу, добрый илбэч, ты еще страшней, чем я. Думающий как
ты может и победить, а если бы люди пережили тебя, ты остался бы
в их памяти великим богом. Тогда нас стало бы трое: старик, сде-
лавший все и не делающий ничего, я - его тень и истинная суть, и
ты - предвечный и единосущный сын и вместе с тем лучшее из тво-
рений, пришедший во имя любви и убивший мир. Жаль, некому будет
полюбоваться на такую троицу".
Все со временем становятся похожими на своих врагов.
И гибнет Многорукий, и рушится стена Тэнгэра. А за ней - мир.
Наш мир в его первозданной чистоте. Хэппи-энд? Ни в коем разе.
Потому что человеческая природа осталась прежней, а в нашем мире
свои трудности, и Логинов под занавес создает "мир будущего", в
котором воплощенный кошмар далайна представляется золотым веком,
раем земным, сказочной страной изобилия, а Многорукий - добрым и
благостным божеством. И потому, что поблизости маячит стена но-
вого далайна. И потому, что этот мир невыносим для Шоорана - для
нынешнего Шоорана. "Он не может жить без ненавистного далайна,
без ядовитой влаги, стылой бездны и дыма жгучих аваров. Нельзя
прожившему жизнь в борьбе лишаться врага. Он создал новый мир,но
ему нет в нем места". И в последний раз он призывает свой дар, и
в новом далайне становится новой инкарнацией Многорукого, с ко-
торым будет бороться новый илбэч... Кольцо замкнулось. Что соот-
ветствует древней и почтенной традиции. Убийца царя становится
царем. Убийца дракона - драконом. А убийца Многорукого...
Питерский фантаст Святослав Логинов написал хороший роман. И
это единственный утешительный итог, который я могу здесь предс-
тавить. Других нет.
----------------------------------------------------------------
Николай ПЕРУМОВ
Марина и Сергей ДЯЧЕНКО. Привратник: Роман-фантазия.-
Киев: РПО "Полиграфкнига", 1994.- 328 стр.- ("Fantasy
Collection").
Романом это произведение можно назвать едва ли - скорее
длинная повесть. Классическая, выдержанная в лучших традициях
"fantasy". Сделана небезуспешная попытка отойти от традиций
"quest'a", когда седобородый маг в самом начале объясняет нака-
чанным героям, что нужно делать, после чего книгу можно читать
лишь для того, чтобы посмотреть, удалось ли автору придумать но-
вый способ "низведения" и "курощения" главного негодяя.
В "Привратнике" все не так. Есть загадка - в мир, где живут
люди, некоторые из которых являются магами, пытается прорваться
некая Третья Сила. Что это такое, откуда она взялась, чего хочет
- никому не понятно. Вокруг этого и строится сюжет, состоящий их
двух линий - собственно расследования того, что же это за Сила и
странствия - на первый взгляд бесцельного - бывшего мага Марра-
на, он же - Руал Ильмарранен (отчетливый отзвук "Калевалы", хотя
никакой связи с финским эпосом в дальнейшем не обнаруживается).
Маррана лишили силы его былые коллеги за... В общем, за дело. И
теперь блистательному в прошлом чародею приходится все начинать
сначала - чуть ли не учиться ходить.Что и неудивительно - неско-
лько лет он простоял, превращенный в вешалку. ( "Amber" помните?
Кого там в Замке Четырех Миров превратили в тот же предмет обс-
тановки?).
Дальше начинаются его странствия - тщательно выписанные, с
яркими характерами второстепенных героев,но не слишком связанные
с основным сюжетом. Они скорее работают на раскрытие характера
самого Руала. Это, пожалуй, главная слабость книги - сократи на
один эпизод, на два, на три - едва ли что-то изменилось бы. И
все это время Третья Сила настойчиво стремится достучаться до
сознания Руала, чтобы тот, естественно, послужил бы ей посредни-
ком, открыл бы ей дорогу в этот мир. Открыл в буквальном смысле
слова - отпер большую железную дверь.Способ покупки также весьма
прост - "ты все потерял,а со мной ты вновь сможешь обрести все".
Собственно, весь ряд руаловых приключений - а для него они не
слишком приятны и прибыльны - служит для того, чтобы максимально
заострить этот выбор. Герой потерял все, его предали и продали
почти все, кто мог - так почему бы не принять королевский пода-
рок, почему бы не отодвинуть засов на железной двери? Вторая ли-
ния, с расследованием, которое ведут колдуны Ларт, Бальтазар и
прорицатель Орвин, выписана менее тщательно - хотя удач там
больше. Яркие и живые характеры колдунов - отнюдь не ангелов во
плоти по типу Гэндальфа, много веселых, комичных ситуаций, в
которые попадает ученик колдуна Ларта по имени Дамир - трусова-
тый и не слишком обремененный умом паренек. Колдуны ищут посред-
ника Третьей Силы - хотя читатель обо всем догадывается сразу,
что несколько снижает общий интерес к книге. Есть много прекрас-
ных деталей, очень оживляющих происходящее. Например,одни только
кисти штор на окнах в доме колдуна Ларта - кисти штор, что ловят
мух и питаются ими! Мне понравилось...
Однако чувствуется, что авторы изо всех сил все-же пытались
уйти от развлекательности. Отсюда некоторые неувязки с сюжетом,
его откровенное "провисание" в середине книги - когда мне уже
все ясно, кто привратник и что Руал Ильмарранен уже потерял все,
что имел - там есть эпизоды, которые неоправдано затянуты и
которые можно спокойно пропустить. Например, история с волком -
оборотнем, рассказанная необычайно подробно, но закончившаяся
пшиком. Оборотень есть Ильмарранена отказывается и ускакивает
себе в степь. Зачем, почему, для чего - объяснений нет. Можно
строить предположения, но нужно ли?
Подоводя итоги, скажу, что дебют авторам - если это дебют -
явно удался. Отмеченные выше слабости вытекают, скорее, из изли-
шнего "умения" авторов,их стремления сделать вещь ближе к "мэйн-
стриму" (что-то наподобие "Альтиста Данилова" В.Орлова ).Так что
будем с нетерпением ждать следующих их книг! Тем более, что, по
слухам, продолжение уже есть...
----------------------------------------------------------------
Сергей БЕРЕЖНОЙ
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО. Лорд с планеты Земля: Фантаст.
произведения.- Алматы: ЛИА "Номад", 1994.- 576 с.
Сначала пара замечаний, отношения к литературе не имеющих.
Во-первых, обложка. Такого позорного оформления книги я не
видел уже давно. При виде этой живописи хочется выть, топтать
книгу и увлеченно мешать ее с грязью. Давненько книга не будила
во мне обезьяну...
Теперь о близком и родном - об авторских правах. Я так и не
сумел понять, кто же владеет, говоря унылым канцелярским слогом,
копирайтом на текст. С оформлением все ясно - на него копирайт
художника проставлен. Наверное, чтобы никто не вздумал украсть
эту обложку. А вот с текстом - сплошные непонятки. Два копирай-
та: первый ТОО "Пан", Москва. Второй ЛИА "Номад", Алматы. Сергей
Лукьяненко за всем этим как-то не просматривается. Особенно если
учесть, что по российскому закону об авторском праве юридическое
лицо не может быть владельцем авторских прав на художественный
текст.Ну,положим,на алматынских номадов это не распространяется,
но московские паны-то...
Хотя, что я ною? Вон "Флокс" в "Многоруком..." вообще постес-
нялся поставить копирайт на текст - и свой, и автора. Наверное,
чтобы Логинов не умер от застенчивости.Владелец авторских прав -
это звучит для некоторых, видимо, слишком гордо.
Ладно. Теперь о литературе. Пришла пора!
Ну, о "Рыцарях Сорока Островов" я распространяться не буду -
этот роман уже выходил, а на каждое переиздание не нарадуешься.
Но вот "Принцесса стоит смерти" и "Планета, которой нет", напе-
чатанные в этом сборнике впервые,подробного разговора вполне за-
служивают. Во-первых,это классическая "космическая опера" - и по
форме,и по содержанию.Во-вторых,это первая УДАЧНАЯ отечественная
космическая опера после "Чакры Кентавра" Ларионовой. Мазохистски
пытаюсь вспомнить что-то еще - из той же оперы - но безуспешно.
"Люди как боги" сильны гамильтоновским размахом, но слишком уж
нравоучительны - местами. Эпопеи Головачева были бы похожи на
оперы, если бы у героев хоть можно было арии отличить одну от
другой... Впрочем, тут я придираюсь, наверное...
"Принцесса стоит смерти" начинается не по жанру чернушно
(главный герой - крутой мэн, держит понт в районе), но затем пе-
ремещается на чужую планету (у вас есть проблемы с перемещением
героев на другие планеты? - у Лукьяненко - нет) и уже вследствие
этого факта становится рыцарем без страха и упрека. Полторы
страницы на освоение "плоскостного меча", две страницы на введе-
ние в курс дела - и айда освобождать принцессу. Для этого надо
завалить одного крутого кента,который не по делу хорошо машется.
С первого раза это не получается. Герой вынужден вернуться назад
по сюжету (в компьютерных игрушках это называется "load saved
game") и переиграть кента так, чтобы тот не смог слишком выделы-
ваться...
(Я совершенно не боюсь пересказывать сюжет - он вполне стан-
дартен для "опер" и автор почти не старается засекретить следую-
щие его повороты. Кайф проистекает от того, как этот сюжет напи-
сан. Лукьяненко умеет писать легко и напористо, так,что и читать
его тексты удивительно легко. И крепость в его прозе как раз та-
кая, чтобы все это читалось, как пилось...)
...Дальше начинается разнообразное мочилово и постепенно
герой начинает держать понт на всей территории планеты. Абзац.
Впрочем,принцесса оказалась изрядной занудой и потребовала,чтобы
наш герой открыл свою родную планету. А то неудобно ей замуж
выходить за варвара из неизвестно откуда.
Весь второй роман ("Планета, которой нет") герой воюет с те-
ми, кто хочет открыть Землю раньше него. Конкуренты просто и без
затей собираются нашу планету заминировать и рвануть. Все это,
конечно, из глубоко философских соображений. Герой этого,естест-
венно,не хочет - из соображений вполне сентиментальных. Мочилово
приобретает совершенно разнузданный массовый характер, но Земля
все одно заминирована, счетчик уже щелкает, а карманы пусты и
спасать Родину нечем.
Но чтоб мы да не спасли! Х-ха! Поднатужились и...
В общем, все в кайф.
Совершенно иного уровня разговора заслуживают опубликованные
в сборнике рассказы. Я впервые прочитал "Мой папа - антибиотик"
и был поражен. Рассказ, по тону откровенно подростковый, отраба-
тывает тему "солдат цивилизации" - людей, которые берут на себя
грязную и кровавую работу, необходимую для блага государства/об-
щества/цивилизации - как это благо понимают "выше". Аналогичную
тему поднимал Владимир Покровский в "Парикмахерских ребятах", но
Покровского интересовала прежде всего этика и психология самих
этих людей, а Лукьяненко углубляется в более абстрактные этичес-
кие вопросы - например, может ли социум считаться этичным, если
он прибегает (хотя бы и вынужденно) к таким средствам. И тема
возмездия... К умозрительной социальной этике я давно неравноду-
шен, равно как и к вопросу применимости ее теоретических дости-
жений к практике.
Рассказ "Л" - значит люди" посвящен актуальной, кажется, на-
веки, теме ксенофобии. Человек для выполнения задания на другой
планете с агрессивной средой трансформируется в наиболее приспо-
собленное для существования в этой среде тело. Экипаж тамошней
станции демонстрирует свою нетолерантность к его новой форме и
кое-кто из планетологов даже предпринимает попытку уничтожить
его. Лукьяненко несколько отстраненно, но весьма убедительно
демонстрирует, что внешняя форма имеет для современного человека
большее значение, чем содержание: ксенофобия здесь возникает не
по отношению к представителям негуманоидной расы, но из-за того,
что форму тела изменил один из людей Земли... Планетологи это
вполне сознают, но подсознание любое отклонение от обыденного
воспринимает как опасность - и стремится защититься. А лучший
способ обороны...
"Поезд в Теплый Край", "Дорогу на Веллесберг" и "Фугу в мун-
дире" я читал в журнальных публикациях прежде и могу лишь конс-
татировать,что Лукьяненко на протяжении последних пяти лет рабо-
тал ровно,принципиальных провалов у него не было,но и очевидного
творческого роста после "Рыцарей Сорока Островов" я тоже не за-
метил. Рост профессионализма - да,безусловно. Но профессионализм
- это еще не все.
Из обычной стилистики у Лукьяненко выделяется только "По-
езд..." - достаточно жесткая новелла, наполовину символическая,
наполовину притчевая. Единственная у Лукьяненко вещь, которая
сопоставима со стилем "четвертой волны" и ясно показывает, что
все достижения предшественников Сергеем вполне освоены. С другой
стороны, он не слишком-то стремится применять эти достижения на
практике - чему я могу только порадоваться... Не потому,конечно,
что меня чем-то не устраивает "четвертая волна" - напротив, - но
потому, что теперь можно и должно рассматривать эту волну лишь
как одну из предшествующих, и достижения ее - это фундамент для
новых достижений,но не фигуры,венчающие высокие шпили российской
фантастики
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября