ZX Club
#08
31 мая 1998 |
|
Набат - Ричи Блекмор (ч1).
(c) Кротов Олег (O.K.) Приветствую всех любителей ZX-Spectrum и тяжелой музыки! Рад предоставившейся возможности вести музыкальный раздел этого номера и поде- литься той немногой информацией, которую имею. Может это будет неинтересно тем, кто слушает Шуфутинского или Иванушек Интер- нейшнл, но если среди Спектрумистов еще остались поклонники старого доброго Хард и Хэви, то это для них (специально для люби- телей трэш-, дэт-, и дум-металла говорю: "Ребята давайте жить дружно. Корни этой музыки одни). Р И Ч И Б Л Э К М О Р или неоконченная история непревзойденного гитариста хард-рока ' ' ' ' ' ' ' ' ' ' ' ' '! '" '# '$ '% '& '' '( ') '* '+ ', ╔═══════════════╗ ║ ПУТЬ К УСПЕХУ ║ ╚═══════════════╝ Ричард Мэйсон Блэкмор родился 14 апре- ля 1945 года в маленьком английском город- ке. Затем его родители переехали в один из пригородов Лондона. Там школьник Блэкмор уже организовал свою первую группу, она носила очень длинное название. "Туэнтси уанс кофи бар джуниор скиффл груп". В ней Ричи играл на акустической ритм-гитаре. Вторая любительская группа называлась "До- минейторз" (в ней начал свою карьеру бара- банщика знаменитый Мик Андервуд), соло-ги- таристом был Роджер Мингэй, бас-гита- ра - Алан Данклин, имя вокалиста история не сохранила. Следующая группа называлась "Кондоры",она же была последней перед вы- ходом Блэкмора на профессиональную сцену. В мае 1961 года группа "Сэвиджиз" объя- вила конкурс "на замещение вакантной дол- жности соло-гитариста". Лидер группы, во- калист Лорд Сатч уже забраковал десяток кандидатов, когда в репетиционный зал во- шел мужчина средних лет, тащивший за со- бой подростка с гитарой. Мужчину звали Арнольд Блэкмор, подростка - Ричард. Во время прослушивания Блэкмор старший сидел на табуретке рядом с сыном. Шестнадцати- летний Ричи продемонстрировал такое мас- терство владения инструментом, такой дар импровизации, что штатный гитарист группы Роджер Мингэй на следующий день подал в отставку: ни о какой конкуренции не могло быть и речи. Но Блэкмор не торопился при- нять предложение, считая себя "не вполне готовым к профессиональным выступлениям". В том же 1961 году он поступил на заочное отделение Лондонской консерватории по классу скрипки. И лишь спустя год, в апре- ле 1962-го, Ричи решил, что может стать профессионалом и принял предложение "Сэ- виджиз". Сотрудничество Блэкмора с этой группой продолжалось очень недолго, и уже в октяб- ре 1962 года он занял место гитариста в "Аутлоз". До прихода Блэкмора соло гита- ристом "Аутлоз" был его несостоявшийся конкурент Мингэй: складывалось впечатле- ние, что Ричи поставил перед собой цель выжить Мингэя из рок-музыки, и, надо ска- зать, это ему удалось. Покинув "Аутлоз", Мингэй эмигрировал в Австралию, где следы его потерялись. В "Аутлоз" Блэкмор играл полтора года. За это время группа записала четыре соро- копятки, дала серию концертов с такими из- вестными исполнителями, как Джин Винсент, Джерри Ли Льюис и Джон Лейтон. Но в апре- ле 1964 года Ричи покинул и эту группу: "В прессе мы регулярно получали отрица- тельные рецензии, причем критиков меньше всего занимала наша музыка - они обсуждали наши сценические костюмы, издевались над нашими прическами, в общем, их интересова- ло все, что угодно, кроме песен". Возмож- но, рецензентам не нравилось название "Аутлоз" (в переводе с английского озна- чает "Объявленные вне закона"), и поэтому они поставили группу вне закона объектив- ности, но, как бы там ни было, неприязнь Блэкмора к музыкальным изданиям, его от- вращение ко всякого рода интервью надо ис- кать там, в первой половине 60-х. Как только Блэкмор освободился от обя- зательств перед "Аутлоз", его пригласила группа из Саутгемптона "Гейц и дикари". За несколько месяцев "Дикари" умудрились объехать с гастролями Скандинавию и Австралию (кстати в Швеции "закрученные" соло Блэкмора - "Дикаря" помнят гораздо лучше, чем его выступления в составе Дееп Перпл). Новый 1965 год застал Ричи Блэкмора в новой группе "Крусейдерз", которую воз- главлял известный певец Нейл Кристьен и в которой начинал свою карьеру прекрасный гитарист Альберт Ли. Известие о предпола- гаемом участии Ричи в концертах группы "вышибло" из нее довольно неплохого гита- риста Фила Макпилла, который с тех пор бесследно исчез. Немногочисленные в то время английские гитаристы стали поговари- вать, что становиться на пути Ричи Блэкмо- ра небезопасно! Сотрудничество Ричи с "Крусейдерз" проходило в три этапа, но на первом - с января по февраль 1965-го - оно было формальным: Блэкмор лишь подтвердил свое желание работать с группой, не больше. Он вернулся в "Сэвиджиз", но дискуссии о перспективах группы с ее лидером Лордом Сатчем постепенно принимали такой острый характер, что через три месяца Блэкмор ушел, прихватив с собой бас-гитариста Эйвида Андерсена и барабанщика Торнадо Эванса. Трио предложило свои услуги Джер- ри Ли Льюису, тот их принял и отправился на гастроли в ФРГ. Завершив концертную программу, Льюис предложил музыкантам дол- госрочный контракт, но поскольку Блэкмора никогда не привлекала карьера чистого ин- струменталиста в группе при певце - даже при таком великом, как Джерри Ли Льюис, - от контракта он отказался. Музыканты оста- лись в ФРГ, и их пригласил для выступле- ний музыкальный клуб в Бохуме. Это было в декабре 1965 года. Группа называлась "Три мушкетера". Му- зыканты выходили на сцену в камзолах, при шпагах, а в перерывах между песнями ус- траивали фехтовальные инсценировки. Все шло прекрасно, но администрация "Стар-клу- ба" решила, что мушкетерские забавы прохо- дят чересчур шумно, и расторгла контракт. В январе 19ббгода "Три мушкетера" сложили свои шпаги. Весной трио вернулось в Англию и пол- ным составом влилось в остатки только что распавшихся "Крусейдерз". Блэкмор написал для нового состава песню "Это прекрас- но!". Она попала на 14-е место английско- го хит-парада, и о Ричи заговорили не только как о талантливом гитаристе, но от- метили его композиторские способности (кстати,эта песня единственная, в которой Блэкмор исполняет ведущую вокальную пар- тию). Летом 1966 года группа отправилась на гастроли в Европпу, и.... на этом вто- рой этап сотрудничества с "Крусейдерз" за- вершился: Ричи в очередной раз поверил обещаниям Лорда Сетча не скандалить и не склочничать и присоединился к его новой группе "Римская империя". Состав "Римской империи" подбирался весьма тщательно: помимо Сатча и Блэкмора, в группу входили не менее сильные музыкан- ты, такие, как клавишник Мэттью Фишер, позже получивший известность в "Прокл Ха- рум", бас-гитарист Тони Денджерфилд, до "Империи" игравший в дюжине различных групп, а после нее собравший воедино буду- щих "ЭЛО", прекрасный саксофонист Джоэл Джеймс и ветеран "Сэвиджиз" барабанщик Карло Литтл. Музыканты "Римской империи" выступали в гладиаторских тогах, и Лорд Сатч, несмотря на все обещания испра- виться, впал в манию величия и стал имено- вать себя Цезарь Сатч. Блэкмору все это надоело, и он вновь отправился в ФРГ (пос- ле его ухода "Римская империя" прекратила существование), где ненадолго присоединил- ся к гастролирующим там "Крусейдерз": "Группы менялись как в калейдоскопе, но ни одна из них не соответствовала тому идеа- лу, который сложился в моем воображении,- вспоминал Блэкмор. Было ясно, что продол- жать таким образом можно до бесконечности, но количество никогда не перейдет в качес- тво, поэтому я решил на время прекратить музыкальную карьеру". Днем Ричи бесцельно слонялся по Гамбур- гу, а вечерами, запершись в гостиничном номере, разыгрывал бесконечные гаммы, го- товясь к выпускному экзамену в консервато- рии. К сентябрю он не выдержал и с тремя старинными приятелями организовал квартет "Мэндрейк рут", существовавший всего ме- сяц (до концертов дело так и не дошло). В октябре 1967 года Блэкмор вернулся в Англию, получил диплом об окончании кон- серватории и снова уехал в ФРГ. В Гамбур- ге его ждала телеграмма от органиста цер- кви св.Терезы в Лондоне Джона Лорда с предложением сотрудничества. "Профессио- нальный органист и перспектива группы с выделенными клавишными,- говорил Ричи,- все это казалось очень заманчивым, и я ре- шил срочно лететь в Лондон". Как оказалось, он вылетел навстречу "Deep Purple". Но это уже совсем другая история. ╔═══════╗ ║ СЛАВА ║ ╚═══════╝ В феврале 1968 года три английских му- зыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пэйс и Ричи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире ан- глийского рока. Блэкмор в детстве учился играть на класической гитаре, потом увлек- ся рок музыкой, играл со многими мелкими непрофессиональными ансамблями. Вскоре он уже записывался на пластинки как гитарист- аккомпаниатор, к его услугам прибегали из- вестные музыканты. Барабанщик Ян Пэйс, ко- торому едва исполнилось к тому времени 20 лет, уже с начала шестидесятых годов иг- рал с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал класси- ческую музыку, пробовал свои силы в теат- ре, потом увлекся джазом, часто играл с джазовыми ансамблями и рок-группами, всег- да стремясь найти пути и способы сочета- ния своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пэйс и Блэкмор пригласили бас-ги- тариста Ника Симплера и вокалиста Рода Эванса и впятером записали первый сингл "Тише". Пластинка вошла летом того же го- да в первую пятерку в США. Вскоре в амери- канских хит-парадах появился и первый диск-гигант группы "Deep Purple", как наз- вали себя музыканты, "The Shades of Deep Purple". Как говорил впоследствии Ричи Блэкмор: "Когда слушаешь эту пластинку сейчас, по прошествии практически двадца- ти лет, она представляется во многом наив- ной, неумелой, как например обработка пес- ни "Битлз" "На помощь!". Но, вместе с тем, в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последователей. Намного интересней второй гигант груп- пы "The Book of Taliesyn", вышедший в на- чале 1969 года. Помимо очередного "офи- циального" хита "Женщина из Кентукки", пластинка привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и классики в та- ких вещах, как "Мы можем разобраться" Лен- нона и Маккартни или "Река глубока, гора высока". Следующий их альбом вышел в этом же го- ду и носил одноименное название "Deep Purple". Хотя гораздо больше он известен у поклонников Дип Перпл под именем "Апрель", по названию одной из композиций, несомнен- но лучшей в раннем творчестве музыкантов. Сложилась парадоксальная ситуация - у "Дип Перпл" дважды прошли гастроли в США, их пластинки - и синглы, и гиганты попада- ли в американские хит-парады, а на родине, в Англии, группа была практически неизвес- тна. Ни один ее диск на Британских остро- вах выпущен не был. В одном из интервью Ричи Блэкмор сказал: "Нам надоело возвра- щаться из Америки и слышать со всех сто- рон: "Кто? "Дип Перпл"? Первый раз слышу". И мы решили сделать что-то у себя дома". Для начала Лорд, Пэйс и Блэкмор решили заменить Род Эванса на Ян Гиллана из груп- пы "Копья", а Ника Симплера на Роджер Гло- вера из группы "Шестая серия". Гиллан к тому времени был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор многих пе- сен. За плечами Гловера был многолетний опыт игры в разных группах, кроме рока он увлекался и интересовался народной музыкой. В таком составе "Дип Перпл" и приступи- ли летом 1969 года к репетициям. К этому времени Джон Лорд написал Концерт для рок-группы и симфонического оркестра, премьера которого состоялась 24 сентября 1969 года в Альберт-холе в Лондоне. Кон- церт исполнили "Дип Перпл" и Королевский филармонический оркестр, дирижер - Маль- кольм Арнольд. Концерт Лорда стал тем ред- ким случаем, когда попытка соединения ро- ка и академической музыки одинаково вос- торженно была встречена поклонниками и той, и другой музыки. "Живая" запись из Альберт-хола была выпущена на пластинке. Кстати, "Концерт" был не единственным опы- том Джона Лорда в этой области. Годом поз- же он написал "Сюиту Созвездия Близнецов" для "Дип Перпл" и оркестра Би-Би-Си, а че- рез несколько лет выпустил и свою соб- ственную пластинку "Сарабанда", основан- ную на классических мелодиях. Поворотным моментом в истории "Дип Перпл" стала пластинка "Deep Purple in Rock" (название можно перевести и "в роке" и "в камне" - на обложке были изображены скульптурные портреты музыкантов, высечен- ные в скале). Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокопяткой "Черная ночь", ознаменовав новый этап в творчес- кой истории группы, и всей рок музыки в целом. На смену блюзу и рок-н-роллу при- шел HARD ROCK. "Тяжелый металл", столь по- пулярный и по сей день, тогда только наби- рал скорость. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра, если не строго хронологически, то духовно, стал "Дип Перпл". В почерке коллектива проявилось все то, что потом использовали другие "ме- таллические" группы, - громкость, как эс- тетическая составная, простые риффы гита- ры и бас гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает "Дип Перпл" от многочислен- ных последователей, так это готовность впитать все новое и интересное, что появ- ляется в других жанрах, открытость другим музыкальным влияниям. Наиболее сильными на пластинке "Deep Purple in Rock" считаются песни "Король скорости" и "Дитя во време- ни". Тяжелый металл сейчас довольно зам- кнутый остров в океане рока. Его развитие идет, пожалуй, лишь за счет повышения чис- то технического мастерства музыкан- тов (группы Металика, Мегадеат, Айрон Мэй- ден, Моторхеад). Ни "Дип Перпл", ни "Лед Зеппелин", также стоявший у идейных исто- ков "тяжелого металла", такой замкнутос- тью не отличались. Может быть, именно поэ- тому многое в их музыке интересно и сегод- ня. В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл "Странная женщи- на" и гигант "Шаровая молния" (или "Коме- та"). На мой взгляд, эта пластинка наибо- лее интересна в творчестве группы. Каждая вещь на этом диске интересна и своеобраз- на, чувствуется поиск новых музыкальных форм, выросло мастерство музыкантов, но уход от темы заданной пластинкой "In Rock" вызвал неоднозначную реакцию поклонников. Группа постоянно гастролировала и везде, где бы они не выступали, "Deep Purple" со- бирали полные залы и стадионы. Они не де- лали ставку на внешний вид, как это дела- ли Элис Купер, Дэвид Боуви, Кисс, но их нельзя назвать плохими шоуменами. Неброс- кие рубашки, джинсы... Они своей музыкой могли завести любую аудиторию, в том чис- ле и не англоязычную. Музыканты прекрасно чувствовали музыку, которую исполняли, песни, которые на пластинке звучат четыре минуты, на концерте превращались в получа- совые сюиты. Но не надо думать, что груп- пе всегда везло. То Ричи Блэкмор неожидан- но заболевал перед гастролями, то у Джона Лорда выпал из грузовика и разбился его уникальный электроорган. В 1970-1971 го- дах группа "Deep Purple" предприняла тур- не по Англии, Франции, Скандинавским стра- нам, ФРГ, Голландии, Австралии. Везде ее встречали восторженные толпы поклонников. Так же тепло к ней относились и критики, и коллеги музыканты. Влияние "Дип Перпл" в целом и каждого участника группы в от- дельности было подчеркнуто тем, что Ян Ги- лан был приглашен исполнять главную пар- тию в знаменитой рок-опере "Исус Хрис- тос - супер звезда" Тима Райса и Эндрю Ллойд Веббера. Тогда же Лорду впервые по- ручили написать музыку для фильма. В 1972 году в Гамбурге сгорела студия звукозаписи, солидное здание, простоявшее более 100 лет, и свой очередной диск "Machine Head" группа записывала на пере- возной студии "Роллинг Стоунз". Пластинка была записана в предельно короткий срок - две недели, и на одном дыхании. Это еще больше укрепило положение группы на музы- кальной сцене, "Дип Перпл" выдвинулись в супер звезды мирового рока. Каждая песня на этом диске является первоклассным хи- том. Все шло хорошо, но...! ╔══════════╗ ║ РАСПУТЬЕ ║ ╚══════════╝ В 1973 году выходит очередной гигант группы "Кто мы такие", на котором и не специалист различил бы опробованные и от- работанные ходы с "In Rock". Создалось впечатление, что музыканты разрабатывают все время одну и ту же жилу, став заложни- ками своего успеха, движутся по накатан- ной дороге. Да и сами участники ансамбля начали понимать, что пользуются готовыми рецептами. В 1973 году Гиллан и Гловер уш- ли из "Дип Перпл", мотивировав свое реше- ние "Отсутствием какого-либо продвижения вперед". Им нашли замену Дэвид Ковер- дал - вокал и Глен Хьюз - бас гитара. На, в общем не плохих, пластинках, выпущенных в таком составе, часто инструменты вели- ких музыкантов звучали лишь как сопровож- дение к доминирующему вокалу Ковердала. В 1975 году из "Deep Purple" уходит Ричи Блэкмор, сказав, что "Группа преврати- лась в завод по выпуску консервов". Заме- нили и его (был приглашен американский гитарист Томми Болин), но, несмотря на это, через год группа "Дип Перпл" прекра- тила свое существование. Все ее участники, впрочем, продолжали играть. Со своей группой "Ян Гиллан Бэнд" выступал Гиллан, Джон Лорд выпустил нес- колько пластинок под своим именем, а так- же вместе с Пейсом и Тони Эштоном. В кон- це концов Джон Лорд и Ян Пейс перекочева- ли в группу Дэвида Ковердала "Белая Змея". ╔════════════════════╗ ║ РОЖДЕНИЕ "РАДУГИ" ║ ╚════════════════════╝ Для того, чтобы яснее понять дальней- ший путь Блэкмора, необходимо немного вер- нуться назад. В январе 1972 года в США приехали "Дип Перпл". Тогда они были в апогее своей славы. В один из вечеров Род- жер Гловер и Ян Пэйс решили скоротать сво- бодное от концертов время в каком-нибудь уютном местечке Нью-Йорка. Надев для неуз- наваемости темные очки, друзья направи- лись в ближайший бар. Как раз в тот вечер там играла группа "Эльф". Выступление "Эльфа", а точнее говоря, пение Дио (Дио - бог, настоящее имя Рональд Джеймс Падавона, родился 10 июля 1942 года в го- родке Потсмунт) в буквальном смысле сло- ва ошеломило заокеанских знаменитостей. Такого им слышать не приходилось, хотя у них было с кем сравнивать: вместе с ними сияла звезда первой величины -Ян Гиллан... Познакомились. Дио во все глаза смотрел на звезд, прекрасно понимая, какое космичес- кое расстояние отделяет его от них. А ког- да звезды выразили готовность помочь ему сделать свой альбом на именитой фирме, он вообще лишился дара речи.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября