X-Ray #02
25 января 1997

Commondore - о сцене на Commondore 64.

<b>Commondore</b> - о сцене на Commondore 64.
                                                                
┌─────────────────────────────────────────────────────────────╥ 
│                       COMMODORE б4                          ║ 
╘═════════════════════════════════════════════════════════════╝ 
                                                                
                                                                
Пролог: =======                                                 
                                                                
Commodore  б4 - машина, на которой возникли все такие известные 
теперь понятия как demo/intro/diskmag и все другие.             
                                                                
Характеристики: ===============                                 
                                                                
CPU:  ----  б510 - 1MHz, 8  bit,  RISC like instruction set (5б 
instructions),  13 addressing modes, pipeline, 4-5 times faster 
than Z80 ат same clock                                          
                                                                
Memory: -------                                                 
                                                                
бЧК RAM, 20К ROM, standard expansion - 2SбК & 512К units        
                                                                
Video: ------ Sprites, Raster IRQs, Техт/Graphics modes ат same 
time,   320х200х1б   colors.  With   ореп   borders  -  512х25б 
horiz.,vert.  scrolling                                         
                                                                
Sound:  ------  3  Топе Oscillators 4 Waveforms рег Oscillator: 
Triangle,   Sawtooth,   Variable,   Pulse,  Noise  3  Amplitude 
Modulators   Random   Number/Modulation  Generator  3  Envelope 
Generators  (Attack Rate,Decay Rate,Sustain Level,Release Rate) 
Oscillator Synchronization Ring Modulation Programmable Filters 
Master Volume Control External Audio Input                      
                                                                
Ports:  ------  RS232, IEEEЧ88 serial  bus, Centronics, Two A/D 
inputs Video outputs: Composite video PAL, Monochrome video, RF 
Expansion Port                                                  
                                                                
Peripherals:  ------------  2 Joysticks,  Mouse, Light Реп 1531 
таре  datarecorder  1541,71,81 diskdrives  (own  ROM/RAM, CPU - 
б502AD)                                                         
                                                                
                                                                
                          CбЧ Сцена                             
                                                                
========= intro -----                                           
                                                                
-  несколько  красиво  горизонтально  скроллящихся/появляющихся 
строчек  текста  + красиво нарисованное  LOGO между ними - logo 
или на  черном фоне или на фоне летящих звезд, например.        
                                                                
LOGO  отделяется от строчек   текста горизонтальными растровыми 
полосками.   Позади/впереди  лого   тоже  возможны   полоски  - 
например, движущиеся по синусоиде или переливающиеся.           
                                                                
Музыка  была где-то в 70% интр, однако могла и отсутствовать. В 
отличие   от   демок,  не   было   ничего  предосудительного  в 
использовании  музыки,  выдранной из, скажем,  игрушки, но ни в 
коем случае из другой интры (!)                                 
                                                                
Intro   само  по  себе,  как  правило,  не  существовало  -  их 
прилепливали     к    свежерелизнутым/кракнутым     геймам    и 
другому софту. Выход  из  них осуществлялся  по  пробелу, после 
чего  распаковывалось (обычно с привлечением куска video гам'а) 
и запускалась уже сама игрушка.                                 
                                                                
Размер  интры  колебался  в  зависимости  от  навороченности  и 
наличия  музыки где-то от Stu  до 2Оти блоков (1.2-Skb). Музыка 
любой степени навороченности никогда не занимала более 8-1Skb.  
                                                                
demos =====                                                     
                                                                
Полностью  независимая вещь, написанная  либо для к-либо party, 
либо  просто  так  (соотношение  было  где-то  70%/30%,  на мой 
взгляд, - чем дальше, тем больше ориентировались на party).     
                                                                
Размер  -  где-то не более 1го стандартного диска (т.е. порядка 
ЗбOkb)                                                          
                                                                
Demo  состояло  из нескольких частей  -  часто подгружаемых. Во 
время подгрузки (10-25cek) играла музыка и происходило какое-то 
простое,  но  симпатичное действие.  Основной акцент делался на 
design,  графику  и музыку. Качество  кода обычно не волновало, 
потому что левые люди демки на сбЧ не писали - для этого просто 
была  нужна высокая квалификация. (Никаких  сорцов и прочего не 
распостранялось, никаких сетей не было).                        
                                                                
Эффекты  хотя  и повторялись, но  довольно  редко и _далеко_ не 
один  к одному. В качестве  иллюстрации - помню жуткий скандал, 
когда  один  из  coder'ов Offence  рассказал  чуваку из Crest'а 
некую  идею (очень классную -  дикий изврат над скроллингом :). 
Так  вот  - Crest в срочном  порядке зарелизил демку, в которой 
была  использована  эта  идея.  был  совершенно жуткий скандал. 
Offence  же  выпустили демку со  своим,  так сказать, авторским 
вариантом  сего  эффекта, от  которого  я   лично  не  перестаю 
тащиться :)                                                     
                                                                
На  party отсутствовали призы, что  очень благотворно влияло на 
общую  атмосферу,  в  отличии от  сегодняшних  party, где народ 
грызется из-за $$$.                                             
                                                                
Noters ======                                                   
                                                                
Небольшие  (1-бkb)  программки, при  запуске  которых на черном 
(обычно) экране появлялось нечто вроде:                         
                                                                
 ?????? NOTER v?.? ьу ?????                                     
                                                                
PRESS SPACE ТО SEE ACTUAL NOTE PRESS ANY ELSE ТО EDIT NOTE      
                                                                
если  нажимаешь  любую кнопку, кроме  пробела, то она выходит в 
нечто  вроде  простого  текстового  редактора,  в котором можно 
набивать текст ( в фоне играет музыка). Причем для текста можно 
менять  цвет,  выделять  слова  мерцанием  итд.  animated chars 
етс...  В  некоторых нотерах был такой  подход - вот ты вошел в 
этот  "редактор", и  все  дальнейшие  нажатия кнопок  (движения 
курсора,  backspace,del,символы) запоминаются,  чтобы потом при 
запуске    воспроизвестись.   Получается    очень   здорово   - 
раздвигающиеся  строчки, исправляющиеся ошибки  и т.д.. Короче, 
после  тог как отредактировал -  все это записывается (а точнее 
создается  такой же файл, который при  запуске будет делать все 
тоже  самое  (позволять читать/писать), но  только  уже с твоим 
текстом).                                                       
                                                                
А если нажимаешь пробел, то тебе как раз и показывается все то, 
что написал предыдущий человек (красиво, под музыку и т.д).     
                                                                
 Использовались noter'ы весьма широко. Например:                
                                                                
1)  Когда  команда  релизила  софт,  и  он  требовал  некоторых 
пояснений,  то они оформлялись как  раз таким образом. Описания 
кнопок в игрухам, комментарии к crack'у, fix'у и т.п.           
                                                                
2)  Некоторая  информация,  которую  команда  хотела донести до 
сцены.  Например, что они вернулись, что зарелизили новую дему, 
что состоится party и т.п.                                      
                                                                
3)  Предупреждения  о  bust'ах  -  перечисление бордин, которые 
забастили, кому не стоит доверять и т.п.                        
                                                                
4)  Если  один swapper (см. swapper'ы  :) отсылал диск по почте 
другому,  то обычно записывал туда  noter со списком warez'а на 
этом диске и дружескими пожеланиями.                            
                                                                
5) Просто у человека было хорошее/плохое настроение, и он решил 
об этом написать :)                                             
                                                                
Scene =====                                                     
                                                                
Помимо   общеизвестных  coder'ов,  graphician'ов,  musician'ов, 
cracker'ов  были  еще swapper'ы  как  непременный атрибут любой 
уважающей  себя  команды. Они  занимались  перепиской с другими 
группами/рассылкой  дисков со свежим warez'ом, и прочим в таком 
же духе.                                                        
                                                                
Также были еще fixer'ы - они занимались тем, что фиксали баги в 
только-что релизнутым к-либо фирмой софте/игре.                 
                                                                
Необходимо  отметить  немаловажный  момент  -  на PC существует 
довольно  четкая граница  между  cracker'ами  и  demo maker'ами.
Фиксеров и свапперов вроде вообще не существует :) Так вот - на 
сбЧ  scene  большинство команд  занималось  всем сразу. Это уже 
потом все стали как-то приобретать специализацию, что привело к 
тому,  что  на  сегодняшний  день  человеку сломавшему  софт  и 
в голову не приходит скодить простенькую интру по такому случаю 
                                                                
                                                                
                                                                
Тенденции и особенности =======================                 
                                                                
99.99% софта пишется на асме, хотя существуют C, BASIC, PASCAL, 
LOGO, FORTH, LISP итд.                                          
                                                                
Стандартные  kernel'овские подпрограммы  ввода/вывода обычно не 
используются - пишут свои.                                      
                                                                
Если   игрушка/демка  многофайловая,  то  часто  каталог  диска 
красиво  оформляется  псевдографикой (на  сбЧ  файлы в каталоге 
выводятся в той последовательности, в которой записаны)         
                                                                
Защиты от копирования существуют, но обычно копировщики для них 
появлялись  на следующий день :)  Мне попался только один диск, 
который я не смог скопировать.                                  
                                                                
99.99%  игрушек сломаны. Я не помню ни одной игры, в которой не 
было  бы интры или хотя бы пометки что fixed/cracked/trained ьу 
??? :)                                                          
                                                                
Музыкальные  редакторы  построены  по  типу  tracker'ов, однако 
подход  чуть  иной - более гибкий  (понятия order нет, просто в 
паттернах  по каждому из каналов  идут ссылки на некие block'и, 
содержащие  небольшие порции нот).  Инструменты редактируются в 
самом  tracker'е  методом  изменения  цифирок  (ADSR,  фильтры, 
модуляция,   форма  волны  и   т.п.).  Вообще  такие  tracker'ы 
ориентированы  на  человека эээ.. скажем  так,  - знающего, как 
работает  железо  в  машине. Например,  для  удобства  во время 
написания  музыки вертикальная полоска показывает, какая именно 
по  времени часть от полного прохода луча по растру тратится на 
проигрывание музыки. :)                                         
                                                                
Существует море док (которые лично я получил возможность читать 
уже после того, как сам более менее стал въезжать :( ;)         
                                                                
Программы  пишутся либо с  помощью assembler'а, обычно имеющего 
простой  встроенный  редактор, и/или  с помощью вещи называемой 
monitor.  Она  представляет из себя assembler/disassembler  без 
символьных      меток    +    кучу   полезных      фич     типа 
transfer/fill/load/save/ascii-hex     dump/search.    Мониторов 
существует  довольно много, но все они внешне выглядят похоже и 
занимают  17 блоков (4.Зkb) - такой размер обусловлен удобством 
размещения   в  памяти.  Существуют  картриджи  со  встроенными 
мониторами/debugger'ami  и  т.п.  (типа  Final  Cartridge  III, 
                                                                
Программы  пишутся либо с  помощью assembler'а, обычно имеющего 
простой  встроенный  редактор, и/или  с помощью вещи называемой 
monitor.  Она  представляет из себя assembler/disassembler  без 
символьных      меток    +    кучу   полезных      фич     типа 
transfer/fill/load/save/ascii-hex     dump/search.    Мониторов 
существует  довольно много, но все они внешне выглядят похоже и 
занимают  17 блоков (4.Зkb) - такой размер обусловлен удобством 
размещения   в  памяти.  Существуют  картриджи  со  встроенными 
мониторами/debugger'ami  и  т.п.  (типа  Final  Cartridge  III, 
Action Replay и т.д.)                                           
                                                                
                                                                
                 (C) Текст взят из файла DEMO.DESIGN. Release 8 



Другие статьи номера:

Вступление - Mаrkus (Sаdriат) и Mс.Flоyd ушли на AMIGA 1200.

Софт - Прошлое, настоящее и будущее ZX WINDOWS.

Commondore - о сцене на Commondore 64.

Новинка - схема железного мультиколора.

Глоссарий - кто есть кто на демосцене.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Этюды - Процедура поворота символа на 90 градусов по часовой стрелке.
Размышления - "Здравствуйте, молодые люди! Садитесь..." В аудиторию входит Леонид Матвеевич Коршунов, а это значит, что сейчас у нас начнётся очередная лекция по теории электрических цепей (тэц).
RestInPain - новости.
Софтичек - Обзор нового софта.
Hard-2 - О контроллерах, мышах и камышах.

В этот день...   30 сентября