Funeral
#1.5
31 октября 1999 |
|
Phantasmogore - злая мудрость: Афоризмы и изречения.
ЗЛАЯ МУДРОСТЬ Афоризмы и изречения music:Midisoft/Energy Minds (C) Funeral ---------------------------------FUNeral-- - I - МЫСЛИТЕЛЬ НАЕДИНЕ C СОБОЙ 1. Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни. 2. Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана. 3. Тем,как и что почитаешь,образуешь всег- да вокруг себя дистанцию. 4. Я мог бы погибнуть от каждого отдельно- го аффекта,присущего мне. Я всегда сталки- вал их друг с другом. Мое сильнейшее свойство - самоопределе- ние.Но оно же по большей части оказывается и моей нуждой. 5. Я должен быть ангелом,если только я хо- чу жить:вы же живете в других условиях. 6. Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность.И всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на волос- ке. 7.Я чувствую в себе склонность быть обво- рованным,обобранным.Но стоило только мне замечать,что все шло к тому, чтобы обманы- вать меня,как я впадал в эгоизм. 8. Как только благоразумие говорит:"Не де- лай этого,это будет дурно истолковано",я всегда поступаю вопреки ему. 9. Мне никогда не бывает в полной мере хо- рошо с людьми.Я смеюсь всякий раз над вра- гом раньше, чем ему придется заглаживать свою вину передо мной. Но я мог бы легко совершить убийство в состоянии аффекта. 10.Испытывал ли я когда - нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание. 11. Я ненавижу обывательщину гораздо боль- ше,чем грех. 12.Для меня не должно быть человека, к ко- торому я испытывал бы отвращение или нена- висть. 13.Я ненавижу людей,не умеющих прощать. 14.Человек,ни разу еще не думавший о день- гах,о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей. 15.Люблю ли я музыку? Не знаю:слишком час- то я ее ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой. 16.Это благородно - стыдиться лучшего в себе,так как только сам им и обладаешь. 17.Странно! Стоит лишь мне умолчать о ка- кой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим "ан- гелом Божьим"! 18.После того, как я узрел бушующее море с чистым,светящимся небом над ним,я не выно- шу уже всех бессолнечныx, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет кроме молнии. 19.Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие,думаете.что это - мои идеалы. 20."Друг,все,что ты любил,разочаровало те- бя: разочарование стало вконец твоей при- вычкой,и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к "истине", есть, должно быть,как раз любовь - к разочарованию". 21.Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в нераз- умное. 22.Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступеньках,как раз оттого, что часто слиш- ком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого,что ветер дудит там прон- зительно и свет часто бывает слишком яр- ким. 23."Я не бегу близости людей:как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество." 24.Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - я находил всегда лишь себя самого - и больше я не жажду себя. 25.Цель аскетизма. Следует выжидать свою жажду и дать ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь своего источника, ко- торый никогда не может быть источником ко- го-либо другого. 26.Я хотел быть философом неприятных ис- тин - на протяжении шести лет. 27.Искал ли уже когда - нибудь кто-либо на своем пути истину,как это до сих пор делал я, - противясь и переча всему, что благо- приятствовало моему непосредственному чув- ству. 28.Было время,когда меня охватило отвраще- ние к самому себе: летом 1876 года. Опас- ность заблуждения,нечистая научная совесть в связи с примесью метафизики, чувство че- го-то утрированного,cmexotobophoe притяза- ние на "судейство". - Итак,набраться ума и попытаться жить в величайшей трезвости,без метафизическиx предпосылок. "Свободный ум" превозмог меня! - компрессы со льдом. Мое отвращение к человеку стало слишком велико. Равным образом обратное отвращение к моральному высокомерию моего идеализма.Я приближался ко всему презренному,я искал в себе как раз достойное презрения:мне хоте- лось умерить свой пыл.Я выступил против всех обвинителей человечества - я лишил их и себя права на высокопарность.Критический порыв искал жизни. - Героизм сводился от- ныне к тому, чтобы довольствоваться самым малым: пустыней. Героизмом стало: умалить в самом себе интеллектуальный порыв, вообразить его аф- фектом.Я поносил аффект, чтобы после ска- зать:мне больше нет проку от аффекта! Жизнь в сопровождении морали невыно- сима (гнет Вагнера стал таковым уже рань- ше). 30.Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он во- обще уже не идет в счет.Героизм - это доб- рая воля к абсолютной самопогибели. 31.Противоположностью героического идеала является идеал гармонической всеразвитос- ти - прекрасная противоположность и впол- не желательная! Но идеал этот действителен лишь для добротных людей (например,Гете). 32.Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: пре- дельное насилие.Стремление впасть в проти- воположную крайность относится сюда же. 33.Возвышенный человек, видя возвышенное становится свободным,уверенным, широким, спокойным,радостным,но совершенно прекрас- ное потрясает его своим видом и сшибает с ног:перед ним он отрицает самого себя. 34.Кто не живет в возвышенном,как дома,тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое. 35.Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единствен- ный способ выносить самих себя. 35-а.Стремление к величию выдает с голо- вой:кто обладает величием, тот стремится к доброте. 36-б.Кто стремиться к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольст- воваться количеством. Люди качества стре- мятся к малому. 37.Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих себя - временами даже само-отречение,само-отрица- ние. 38.Желать чего - то и добиваться этого - считается признаком сильного характера.Но, даже не желая чего-то все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом. 39.Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей,пережить воедино множество собственных и чужих пережива- ний - это творит высших людей,я называю их "суммами". 40.Заблистать через триста лет - моя жажда славы. 41.Те,кто до сих пор больше всего любили человека,всегда причиняли ему наисильней- шую боль;подобно всем любящим,они требова- ли от него невозможного. 42.Если ты прежде всего и при всех обсто- ятельстваx не внушаешь страха, то никто не примет тебя настолько всерьез,чтобы в кон- це концов полюбить тебя. 43.Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом. 44.Из всех европейцев,живущих и живших - Платон,Вольтер,Гете, - я обладаю душой са- мого широкого диапазона.Это зависит от об- стоятельств,связанных не столько со мной, сколько с "сущностью вещей", - я мог бы стать Буддой Европы: что, конечно же было бы антиподом индийского. 45.Во мне теперь острие всего морального размышления и работы в Европе. 46.Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог своего времени:ему не по- ложено видеть тебя - столь высоким и отда- ленным должен ты быть для него. 46-а.Кто подвергается нападкам со стороны своего времени,тот еще недостаточно опере- дил его - или отстал от него. 47.Одиннадцать двенадцатыx всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела. 48.Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь воспользоваться и льготами, пре- доставляемыми темнотой, и в особенности "болтать всякое". 49.В стадаx нет ничего хорошего,даже когда они бегут за тобою. 50.Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; нако- нец,он жаждет стать сверхчеловеком,ибо все прочее не утоляет его любви. - II - O ПОЗНАНИИ 51.И истина требует,подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, - но не тщеславие ее требует этого, а ее же- стокость. 52.И правдивость есть лишь одно из средств,ведущих к познанию, одна лестни- ца, - но не сама лестница. 53.Жизнь ради познания есть,пожалуй, нечто безумное;и все же она есть признак весело- го настроения.Человек,одержимый этой во- лей,выглядит столь же потешным образом,как слон,силящийся стоять на голове. 54.Для познающего всякое право собственно- сти теряет силу: или же все есть грабеж и воровство. 55.Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу "морального человека":как раз по нему и видно,что он "не нуждается" в морали. 56.Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою за- щиту - они всегда были слишком исключения- ми и почти что преступниками. 57.Вы,любители познания! Что вы до сих пор из любви вы сделали для познания? Соверши- ли ли вы уже кражу или убийство,чтобы уз- нать,каково на душе у вора или убийцы? 58.Видеть и все же не верить, - первая добродетель познающего; видимость - его величайший искуситель. 59.Чем ближе ты к полному охлаждению в от- ношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разо- греванию. 60.В усталости нами одолевают и давно пре- одоленные понятия. 61.Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно,отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) - это суть мужчина и женщина; между ними дело всегда идет о любви, зачатии, беременности. И за- метьте хорошенько: сердце здесь - мужчина, а голова - женщина! 62.Одухотворяет сердце, дух же сердит и вселяет мужество в опасности. O, уж этот язык! 63.Лишь человек делает мир мыслимым - мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял,он чувствует,что мир отныне его тво- рение - ах,и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу,любить свое творе- ние! 64.Высшее мужество познающего обнаружива- ется не там, где он вызывает удивление и ужас, - но там,где далекие от познания лю- ди воспринимают его поверхностным,низмен- ным,трусливым,равнодушным. 65.Это свойственное познаванию хорошее, тонкое,строгое чувство,из которого вы вов- се не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь "ты должен",из которой он возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под зем- лей. 66.Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей,а те, у кого нормальная температу- ра, - лишь тени вещей; при этом и те и другие нуждаются в одинаковых словах. 67.Что вы знаете о том,как сумасшедший лю- бит разум,как лиxорадящий любит лед! 68.Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя,тот не может отделаться от ужас- ного впечатления,которое производят живот- ные,чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг. 69.Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! - А вы, грубияны, говорите - он скептик. 70.Кому свойственно отвращение к возвышен- ному,тому не только "да",но и "нет" кажет- ся уже слишком патетическим, - он не при- надлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях,он внезапно останав- ливается и бежит прочь - в заросли скепси- са. 71.Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика. 72.Чья мысль хоть раз переступала мост,ве- дущий к мистике,тот не возвращался оттуда без мыслей,не отмеченных стигматами. 73.Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мес- ти. 74.Кто чувствует несвободу воли,тот душев- нобольной; кто отрицает ее, тот глуп. 75.Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", - но и постигло бы необходимость "должен- ствования",как следствие незнания. 76.Против эпикурейцев. - Они избавились от какого-то заблуждения и наслаждаются во- лей,как бывшие пленники. Или они преодоле- ли,либо верят в то,что преодолели,против- ника,к которому испытывали ревность, - без малейшего сочувствия к тому,кто ощущал се- бя не в плену,а в безопасности, - без со- чувствия и к страданию самих преодоленных. 77.Я различаю среди философствующиx два сорта людей: одни всегда размышляют о сво- ей защите,другие - о нападении на своих врагов. 78 Нести при себе свое золото в неотчека- ненном виде связано с неудобствами;так по- ступает мыслитель,лишенный формул. 79.Дюринг: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкаю- щий и кусачий пес на привязи,улегшийся пе- ред своей философией.Никто не пожелает се- бе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает. - III - ПОСЛЕ СМЕРТИ БОГА 80.Кто хочет оправдать свое существова- ние,тому надобно еще и уметь быть адвока- том Бога перед дьяволом. 81.Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом бога: если и сам он хочет иначе продлить свое существование. 82.Богу,который любит, не делает чести за- ставлять любить Себя: Он скорее предпочел бы быть ненавистным. 83.Каждая церковь - камень на могиле Бого- человека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова. 84.Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем,а в религиозном человеке. 84-а.Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой. 85.Содеянное из любви не морально, а рели- гиозно. 86.Кто не находит больше в Боге великого как такового,тот вообще не находит его уже нигде - он должен либо отрицать его, либо созидать. 87.Любя,мы творим людей по подобию нашего Бога, - и лишь затем мы от всего сердца ненавидим нашего дьявола. 88.Творить: это значит - выставлять из се- бя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир,Он и сам был тогда не более чем пустым понятием - и любовью к сотворенному. 89.Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение - он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предсто- ит увидеть Его снова,по ту сторону добра и зла. 90.Господствовать - и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей. - IV - O МОРАЛИ 91.Мораль - это важничанье человека перед природой. 92."Не существует человека, ибо не суще- ствовало первого человека!" - так заключа- ют животные. 93.Должно быть, некий дьявол изобрел мо- раль, чтобы замучить людей гордостью; а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить самопрезрением. 94.Мораль нынче увертка для лишних и слу- чайных людей,для нищего духом и силою от- ребья,которому не следовало бы жить, - мо- раль,поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: "ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное", - что, разумеется, есть ложь. 95.Условия существования некоего существа, поскольку они выражают себя в плане "дол- женствования",суть его мораль. 96.Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх. 97.Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни,где разъятые досоеле способности могли бы соединиться. 98.В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее со- ставляет смысл всех моих исторических во- просов о морали.Это ужасно трудно - сотво- рить себе такое право. 99.Право на новые собственные ценности - откуда возьму я его? Из права старых цен- ностей и границ этих ценностей. 100."Послушание" и "закон" - это звучит из всех моральных чувств. Но "произвол" и "свобода" могли бы стать еще, пожалуй, по- следним звучанием морали. 101.Ах,как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того,кто толь- ко в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответст- венности в отношении самого себя! 102.В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен. 103.Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя. 104."Если ты ведаешь, что творишь, ты бла- жен, - но если ты не ведаешь этого,ты про- клят и преступник закона", - сказал Иисус одному человеку,нарушившему субботу: сло- во,обращенное ко всем нарушителям и пре- ступникам. 105.Иисус из Назарета любил злых,а не доб- рых: даже его доводил до проклятий их мо- рально негодующий вид. Всюду, где вершился суд,он выступал против судящиx: он хотел быть истребителем морали. 106."Добро и зло суть предрассудки Божьи", - сказала змея.Но и сама змея была предрассудком божьим. 107."Религиозный человек", "глупец","ге- ний","преступник","тиран" - все это суть дурные названия и частности,замещающие ко- го-то неназываемого. 108.Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла,а свойства злых людей из добра:из какого же контраста вывести самого Ларошфуко. 109.Сквозь Ларошфуко просвечивает весьма знатный образ мыслей тогдашнего общества: сам он - разочарованный идеалист, подыски- вающий,по инструкции христианства,скверные наименования для движущих сил своей эпохи. 110."Есть герои как в злом, так и в доб- ром" - это совершенная наивность в устах какого-нибудь Ларошфуко. 111.Сотворить идеал - это значит: переде- лать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно прежде всего сотворить сво- го дьявола. 112.Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела. 113.Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все,что есть в нас труxляво- го и мелкого: вам следовало бы прежде ис- пытать,не смогли бы вы стать великими. 114.Нельзя связывать одним словом презрен- ного человека с человеком страшным. 115.Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают,они поддерживают. 116.Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей. 117.Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью". 118.Моральные люди испытывают самодоволь- ство при угрызенияx совести. 119.Моральное негодование есть коварнейший способ мести. 120.Остерегайтесь морально негодующих лю- дей: им присуще жало трусливой,скрытой да- же от них самих злобы. 121.Я рекомендую всем мученикам поразмы- слить,не жажда ли мести довела их до край- ности. 122.Не следует искать морали(того менее - моральности) у писателей, пишущих на мо- ральные темы; моралисты в большинстве сво- ем суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди - их тенденция сведена к толике счастье: больные, которыв вооброжа- ют,что суть в выздоровлении. 123."Серьезный","строгий","нравственный" - так называете вы его.Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда гото- вым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача - досадуя на то, что мы не позволяем ему этого. 124.Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием - этот несчастливый брак! 125.Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными. 126.У воров,разбойников,ростовщиков и спе- кулянтов себялюбие,в сущности, обнаружива- ется достаточно непритязательным и скром- ным образом: нелегко желать от людей мень- шего,чем когда желаешь только их денег. 127.Лишь когда самолюбие станет однажды больше,умнее,утонченнее, изобретательнее, будет мир выглядеть "само-отверженнее". 128.К комарам и блоxам не следует испыты- вать сострадания.Было бы правильным вздер- гивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей. 129.Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные на- казание и поругание. Здесь пробивается ве- ликий источник всякого верxоглядства. 130.Не следует стыдиться своих аффектов; они для этого слишком неразумны. 131.Для того,кто сильно отягчен своим ра- зумом,аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия. 132.Всегда говорят о причинах аффектов и называют их поводы. 133.В аффекте обнаруживается человек,но не его аффект. 134.При известных условиях наносится го- раздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на са- мом себе: в особенности это относится к творческим натурам,сулящим большую пользу. 135.Побороть свой аффект - значит в боль- шинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть,сделать его более опасным. 136.Мы находим у различных людей одинако- вое количество страстей,впрочем,по-разному поименованных,оцененных и тем самым разно- направленных.Добро и зло отличаются друг от друга различной иерарxией страстей и господством целей. 137.Почитание само есть страсть - как и оскорбление.Через почитание "страсти" ста- новятся добродетелями. 138.Домогание есть счастье; удовлетворе- ние,переживаемое как счастье,есть лишь по- следний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием. 139.Говорят: "удовольствие" и думают об усладаx,говорят: "чувство" и думают о чув- ственности,говорят: "тело" и думают о том, что "ниже тела", - и таким вот образом бы- ла обесчещена троица хороших вещей. 140.Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к прорку - и никогда не зарас- тает им. 141.Не путать смелость и чувство достоин- ства,присуще самолюбию,с органически при- сущей смелостью:это - принуждение,при ко- тором терпишь немалый ущерб собственной одаренности. 142.Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство. 143.Культивируя месть,пришлось бы отучить- ся и от благодарности, - но не и от любви. 144.Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее бо- лезненный из своих аффектов. 145.И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком большую честь. 146.Вначале ложь была моральна. Утвержда- лись стадные мнения. 147.Правдивый человек в конце концов при- ходит к пониманию,что он всегда лжет. 148.Кому нет нужды в том,чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет. 149."Нет сомнения, что верующие в эту вещь преуспевают во лжи и обмане: сле- довательно, все в ней обман и ложь" - так заключают верxогляды. Кто глубже знает людей,тот придет к обратному заклю- чению:"следовательно,в этой вещи есть неч- то истинное: верующие в нее выдают таким образом,сколь уверенно чувствуют они себя и сколь хорошей кажется им всякая наживка, если только она заманивает кого - нибудь к этой вещи. 150.Толковать свои склонности и антипатии как свой долг - большая нечистоплотность "добрых". 151.Можно было бы представить себе высоко- моральную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как долг зачинать детей. 152.Utile - это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce; будьте же честны,господа дульсиарии! 153.Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние не- обходимо.Наше переживание - вот наше оде- яние. 154.Стоит нам только на один шаг пересту- пить среднюю меру человеческой доброты,как наши поступки вызывают недоверие. Доброде- тель покоится как раз "посередине". 155.Иное существование лишено смысла, раз- ве что оно заставляет нас забыть другое существование.И есть также опийные поступ- ки. 156.Наши самоубийцы дискредитируют самоу- бийство - не наоборот. 157.Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными,чем сама природа! 158.Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чув- ствительного - более высокая потенция со- страдания. 159.Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак бийство - не наоборот. 157.Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными,чем сама природа! 158.Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чув- ствительного - более высокая потенция со- страдания. 159.Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия,если предположить, что по натуре сам являешься сострадательным и деликат- ным, - стало быть, недостаток гордости и благородства души. 160.Радость от ущерба,нанесенного другому, представляет собою нечто иное, чем жесто- кость.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября