Optron
#23
19 января 1999 |
|
Ликбез - Без карты ни шагу: советы будущим писателям.
[]Инфарх Вот мы и снова встретились, многоуважае- мы читатели "Оптрона"! Но не пугайтесь! Во время новогодних праздников мы с вами нем- ного отдохнём от тонкостей кодинга: в гос- тях у нашей рубрики - Анджей Сапковский! Пан Анджей - один из самых выдающихся современных писателей в жанре "фэнтэзи", автор знаменитого цикла "Ведьмак" (Wied- min). Родился в 1948 г. По образованию - "handlowiec zagraniczny". Первая публика- ция - 1986 г. Надеюсь, советы пана Анджея пригодятся не только тем, кто пишет фэнтези, но и всем поклонникам этого жанра, а также мно- гочисленным создателям всевозможных "бро- дилок" и "стратегий", и тем, кто в них иг- рает. Без карты ни шагу {}Andrzej Sapkovski, журнал "Nowa Fantastyka" 4/95 Перевод - В.Марченко Получено от: HarryFan SF&F Laboratory: Fido 2:463/2.5 Прежде, чем писать книгу в жанре фэнте- зи, автор обязан создать мир. Но создание мира - штука нелёгкая и требует чертовски много труда. Опять же, времени. В этом от- ношении рекорд, составляющий шесть дней, до сих пор не побит, и мне не кажется, чтобы попытки побить его были особо разум- ными. К счастью, вместо мира мы можем попросту создать его эквивалент, а именно, карту. И не только можем. Обязаны. В фэнтези карта - обязательный элемент, условие sine qua non. В общем, она должна там быть. Во-первых, карта необходима читателю уже для того, чтобы принять решение: покупать или не покупать. Для опытного читателя карта - это визитная карточка книги. Об- ложка такой визитной карточкой быть не мо- жет - совсем наоборот, опытный читатель не удостаивает обложки более чем одним взгля- дом, не желая, чтобы книга заранее осто- чертела из-за инстинктивной и безоснова- тельной идентификации содержания с нарисо- ванным на обложке кошмариком. Опытный читатель не смотрит и на заднюю страницу обложки, поскольку прекрасно зна- ет, что предложения "The best fantasy ever written!", "Smashing bestseller!" или, там, "Новый Толкин!" имеются на обложках абсолютно всех книжек фэнтези, которые в результате совершенно разглупились и утра- тили какую-либо информационную ценность. Подобные высказывания играют роль исключи- тельно орнаментационную или же являются выражением симпатии издателя к автору. Кроме того, и сама обложка, и приведённые с тыла цитаты обычно производятся людьми, не имеющими ни малейшего понятия ни об ав- торе, ни о произведении - это художники, критики и издатели. Карта - дело другое. Её разработал сам автор. Глядя на карту, читатель получает информацию проверенную - из первых рук. Итак, опытный читатель всегда просматри- вает карту. Искусным глазом он сразу же вычисляет скрытое на Западе Королевство Добра и Порядка, после чего профессио- нально оценивает расстояние, отделяющее этот край от расположенной на Востоке Им- перии Зла. Затем он критически анализирует рассеян- ные между Востоком и Западом все пространственные помехи, на основании коих мгновенно ориентируется в сложности трас- сы, что придётся пройти герою. Сложность маршрута и рекомендованные приключения по пути читатель молниеносно пересчитывает в показатель (завлекательность сюжета)/(сто- имость книги). После чего либо покупает, либо нет. Вторая важная персона, ради которой ри- суется карта - критик. Критик книгу в жан- ре фэнтези не прочтёт - впрочем, этого от него никто и не ожидает. Ограничение сферы действий к рецензированию только прочитан- ных книг для критика означало бы титани- ческую пахоту за символические гроши, а подобного можно желать только идиотам или же заядлым неприятелям. Разумный критик оставляет подобный род рецензирования лю- бителям, авторам писем в редакцию. Ведь эти пишут исключительно ради голого энту- зиазма, им не надо платить. Но глаз критика-профессионала всегда за- цепится за карту. Как правило, этого дос- таточно, чтобы оценить "созданный автором мир". К сожалению, здесь я ничего не могу посоветовать молодым адептам фэнтези. Я понятия не имею, какой должна быть карта, чтобы рецензия была позитивной. Ещё доне- давна я питал уверенность, что самый луч- ший эффект даёт размещение гор на севере, направление стока рек к югу и впадение последних в море в форме весьма расстроен- ной дельты. Но иллюзии были недавно разве- яны негативной рецензией именно на такую карту; в то же время появилась положи- тельная рецензия на карту, где рек не было вообще! Воистину, дело это окутано тайной. Мнение, что наилучшие рецензии получают карты, где Шир расположен на севере, а Мордор на юго-востоке, я считаю демагогич- ным. Но перейдем к практическим занятиям. Рисовать карту очень просто. Берём чис- тый лист бумаги и представляем, что этот лист - море. Медленно и достойно несколько раз повторяем слова Священного Писания (Бытие, 1.2): "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий но- сился над водою". Потом говорим слова: "И да явится суша!" (Бытие, 1.9), и с помощью карандаша наносим на лист очертания суши. Внимательно следим, чтобы это не было квадратом. Дело вовсе не в том, что у кон- тинентов не может быть таких очертаний, но следует быть творческим и небанальным - ибо каждый второй континент в книгах фэн- тези напоминает квадрат. Не огорчайтесь, если с первого раза по- лучится нечто, напоминающее пятно на прос- тынке в интернате для мальчиков. Это нор- мально. Позже всё это подкорректируется. Но вот если пятно упрямо остается пятном и никак не желает становиться континентом, тогда поступаем так: вычерчиваем на листе очертания Нидерландов, провинции Сычуань или Земли Франца-Иосифа, а затем поворачи- ваем листок с целью установления другого "севера" и меняем масштаб. Результат - в особенности, если добавить немножечко по- луостровов и фиордов, - превосходят все ожидания. Имея континент, следует нанести на него горы и реки. Это нетрудно, только надо обязательно помнить, что реки всегда текут с гор на низины и впадают в море, а не на- оборот. Следует помнить, что текущие реки всегда вырезают в почве долины, имеют при- токи и создают водоразделы, что и следует реалистически отразить на карте. Только я не склоняю вас следовать пуристам, кои ги- перреалистично создают свою гидрографию, мочась на принесённые со двора кучки пес- ка. Это уж слишком, тем более, что никто из читателей такого труда не оценит, а критики ещё и засмеют. А теперь, когда на нашем континенте уже имеются горы и реки, всё остальное - только косметика. Здесь я уже не даю ника- ких указаний, да и зачем? Косметика - шту- ка сугубо интимная, здесь каждый может со- вать свой нос в избранное лично место. Понятное дело, к карте должна прила- гаться "легенда". Это традиция, её нару- шать не следует. Каждое море, речка, гор- ная цепь, плоскогорье, пустыня - должны как-то называться. Главное - и, в принципе, единственное - правило гласит: никогда не забывать о чи- тателе, ломающем голову: "Покупать или не покупать?". Так что не следует затруднять ему это решение, заставляя подозревать, что нудный путь от Замка Белых Башен до Чёрной Цитадели Зла будет вести через Смо- лярню, Великие Луки, Малые Васюки, Харьков, Пердков и Козью Горку. Сделаем сомневающемуся читателю объёмистый укольчик адреаналина и дадим понюшечку ко- каина: пускай дорога с Запада на Восток пройдёт через Вампирьи Луга, Гнилые Боло- та, Пыльные Равнины, Чащобы Стучащих Кос- тей, Туманные Расщелины Смерти, Горы Слёз, Холмы Скрежета Зубовного и Овраги Брюшного Тифа. Пускай читатель знает, что его ждёт, и на какие удовольствия можно расчитывать, бредя через Лес Щёлкающих Челюстей, Пещеру Шелоба (самца), Драконью Пущу, Змеиные Ямы, Ужасные Дыры и - это уже обязательно! - Рощу Изумительных, Желанных и Лишённых Всяческих Предрассудков Нимф. Думаю, не следует добавлять, что назва- ния должны соответствовать действительнос- ти. Читатель весьма не любит, чтобы его обманывали. "Вампирьи Луга" ДОЛЖНЫ ока- заться охотничьими территориями целых ва- таг упырей, а не центром разведения шел- копряда, или, там, стадионом для гонки квадриг. В "Лесу Щёлкающих Челюстей" обя- зано раздаваться громкое и зловещее щёлка- ние, кого-то обязательно следует при- щёлкнуть. Конечно, Горы Слёз могли бы стать регионом по разведению лука, но это вовсе не обязательно! Читатель подобных шуточек терпеть не может. Он двузначностей не любит. И потому же абсолютно - повторяю, - аб- солютно! - противопоказана двузначность относительно Ужасных Дыр и Изумительных Нимф. ──══════════──
Другие статьи номера:
ZX-Обоз - Ирландские частушки - лимерики. |
ZX-Обоз - Обзор электронной прессы: Plutonium 10, Nicron 105, C-Net Week n18. |
Ликбез - Без карты ни шагу: советы будущим писателям. |
Лит. страничка - Тени прошлых лет. |
Реклама - Реклама и объявления... |
Стихи - Новый год. |
Страницы истории - Сказ о ДВМ. |
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября