Plutonium
#19
20 августа 2001 |
|
Программирование - формирование изображения на экране монитора.
............................................................ ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЭКРАНЕ МОНИТОРА: ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ (компиляция) ............................................................ (с) Tertius Gaudens 1 Зрение 1.1 Психофизиологические характеристики Принято считать, что около 90% информации человек получает при помощи зрительного аппарата. И, прежде, чем перейти к этим самым "общим принципам", следует рассмотреть его неко- торые особенности. При этом следует учесть, что все нижепри- веденные, взятые из различных источников, данные, получены экспериментально (поэтому не могут считаться точными), при- чем, прежде всего, применительно к ТВ изображению. Восприятие разделяют на такие этапы: - обнаружение; - различение; - опознание; - декодирование (интерпретация). Этот процесс характеризуют следующие понятия. Предметность - яркость, цвет, величина, форма изображения воспринимаются, как отнесенные к некому предмету. Целостность - изображение воспринимается в ЦЕЛОМ (т.е. не- возможно сделать оптимальным какой-либо его ОТДЕЛЬНЫЙ пара- метр). Структурность - предмет воспринимается как структура, со- вокупность составных частей. Основную информацию об объекте несет контур и "критческие точки" контура, в которых проис- ходит резкое изменение направления линий. Контуры, образо- ванные прямыми линиями, распознаются быстрее, чем криволи- нейные. Константность - предмет воспринимается независимо от усло- вий его наблюдения (например, кусок угля на солнце блестит куда сильнее, чем лист белой бумуги, однако мы их не пута- ем). Селективность - изображение воспринимается, как объект и фон. Объект выделяется, исходя из из его цвета, формы, раз- мера, размещения, а также - исходя из собственного опыта. Если показатели объекта и фона близки (прежде всего - по размеру и конфигурации), то значение субъективного фактора резко возрастает. Известен хрестоматийный пример: в случае, когда изображение и фон имеют одинаковую площадь, поперемен- но воспринимается как фон/изображение то одно, то другое. ┌────────────────┐ │ /│ │ / │ │ / │ │ > < │ │ / │ │ / │ │/ │ └────────────────┘ Аперцепция - восприятие исходя из собственного опыта. (Объект, незначительно отличающийся от предыдущего, воспри- нимается именно как предыдущий) Адаптация - скорость реакции глаза на изображение и его изменение. Она зависит от уровня яркости изображения, его фона, окружающей среды, т.е. освещенности изображения. Глаз адаптируется к изменению яркости при дневном свете за нес- колько секунд, в темноте - за минуты. Интересен эффект "локальной адаптации": цветоразличитель- ная способность глаза снижается при ДЛИТЕЛЬНОМ рассматрива- нии цветных деталей. В то же время чувствительность глаза повышается, если фон имеет цветнность и яркость, близкую к цветности рассматриваемых деталей. (Посмотрите на 3 соседние цветные строки текста: не покажется ли вам на какое-то мгно- вение, что средняя строка имеет несколько другие цвет и яр- кость?) 1.2 Поле зрения Общее поле зрения одного глаза составляет 140...160 град., двух - больше 200 град. Поле зрения состоит из: - центрального в 4 град.; - ясного в 30...35 град. (распознавание без различения мелких деталей); - периферического в 75...90 град. (выявление без распозна- вания). Различие в показателях угла зрения по горизонтали и верти- кали приводит к тому, что при перемещении наблюдаемого объ- екта его скорость по вертикали кажется большей в 1,3 раза, чем по горизонтали. Минимальная угловая разрешающая способность глаза изменя- ется от 0,5...2' в идеальных условиях до 3...10' в условиях дефицита времени и прочих неблагоприятных факторов. 1.3 Способность к сканированию Недостаточная острота периферического зрения компенсирует- ся подвижностью глаза - поисковой (выявление) и гностической (различение деталей и распознавание). Процесс визуального поиска, выявления и распозавания изоб- ражения в пределах угла зрения состоит в сканировании глаза- ми определенных точек фиксации. Длительность поиска зависит от угловых размеров объекта и поля поиска. Считается, что: - максимум точек фиксации сосредоточен в центральной и правой нижней части экрана, а минимум - в левой нижней час- ти; - средее угловое расстояние между точками фиксации состав- ляет 8,6 град.; - с увеличением угла зрения время фиксации уменьшается, расстояние между точками фиксации увеличивается, а эффектив- ность поиска резко уменьшается, т.к. увеличивается количест- во точек фиксации за пределами экрана. - поиск происходит в направлении "слева-направо, свер- ху-вниз". 1.4 Восприятие яркости Глаз человека воспринимает следующие диапазоны яркости (кандел/кв.м): -6 -4 - 3*10 ... 10 - ночной; -4 - 10 ... 3 - сумеречный; 4 - 3... 3*10 - дневной. Количество градаций яркости, воспринимаемых глазом, сос- тавляет q = 90...200. Отсюда количество разрядов квантования видеосигнала должно составлять m = log q > 7 2 1.5 Восприятие цвета Цветность относительно спектральной чувствительности глаза определяет комфортность и разрешающую способность восприя- тия. Считается, что глаз человека способен воспринимать 3...17 тыс. цветов, а с учетом яркости - 3...10 млн. Ho если речь идет не о "эстетическом восприятии", а об идентификации, то количество этих градаций резко уменьшает- ся. Например, при монохромном воспроизведении идентифициру- ются лишь 5...8 полутонов. С применением раскраски (т.н. "псевдоцветового кодирования") изображения его информатив- ность резко повышается. Соответственно повышаются точность и оперативность его восприятия. В то же время при чрезмерной "раскраске" изображение при- обретает весьма сложную цветовую структуру, однозначность интерпретации которой ухудшается. Кроме того, нарушению це- лостности изображения способствует нарушение принципа монох- ромности, яркости и непрерывности в 3-мерном цветовом прос- танстве. Поэтому в случае, если раскраска применяется для удобства работы оператора, количество ее градаций должно быть мини- мально необходимым. Найболее эффективным псевдоцветовое ко- дирование считается при m 4 0< 7 04. Цветоразрешающая способность глаза в несколько раз меньше его яркостной разрешающей способности. Трехкомпонентность зрения существует только при пространс- твенной частоте df < 0,5 МГц (крупные объекты). По мере уменьшения размера цветных деталей на изображении глаз пе- рестает различать между собой сначала желтые и синие детали, затем - красные и зеленые. В дальнейшем желтые и голубова- то-зеленые цвета начинают восприниматься, как белый цвет, синий и красный - как черный. Резкое снижение спосбности к цветоразличению происходит при угловом размере деталей в 15'. На таких "критических" частотах может наблюдаться "мерцание цвета" - несколько "просвечивающих друг сквозь друга" цветов. Этот эффект можно использовать при имитации "удаляющегося" объекта - степень изменения цвета может служить сигналом удаленности. При 0,5 < df < 1,5 Мгц воспринимаемый цвет является смесью оранжевого и голубого. При df > 1,5 МГц (по другим источни- кам - при df > 4 МГц) изображение воспринимается только по яркостным градациям. Поэтому допустимо не передавать инфор- мацию о цвете мелких деталей: в НТСЦ df цветности = 1,5 МГц, и сигналы цветности передаются через строку. В ПАЛ df цвет- ности + 4,44 МГц (приблизительно), и сигналы цветности пере- даются в каждой строке. Таким образом, по ТВ мы видим не цветное, а "раскрашенное" изображение. 1.6 Распознаваемые цвета Считается, что ТОЧHО идентифицируются (помимо белого и черного) следующие цвета: - фиолетовый; - голубой; - зелено-голубой; - голубовато-зеленый; - зеленый; - желтый; - оранжевый; - оранжево-красный; - красный. Сопоставим эти данные с тестовой ТВ таблицей. При однораз- рядном RGB-кодировании, дополненном трехразрядным кодом яр- кости, на мониторе воспроизводятся 8 цветов: ─────────┬─────┬──────── Код │Цвета│Яркости ─────────┼─────┼──────── Цвет │R G B│Y2 Y1 Y0 ─────────┼─────┼──────── белый │1 1 1│ 1 1 1 желтый │1 1 0│ 1 1 0 голубой │0 1 1│ 1 0 1 зеленый │0 1 0│ 1 0 0 пурпурный│1 0 1│ 0 1 1 красный │1 0 0│ 0 1 0 синий │0 1 1│ 0 0 1 черный │0 0 0│ 0 0 0 ─────────┴─────┴──────── 2 Изображение 2.1 Кодирование изображений Следует различать 2 вида изображений: - предъявляемое зрителю - то, которое должно быть макси- мально приближенным к реальному; - предъявляемое оператору - то, которое должно содержать минимум идентификаионных признаков с целью максимального ус- корения распознавания и принятия решения. Распространенными способами кодирования изображений счита- ются: - знаковый и координатный (наиболее совершенные); - цветовой и яркостной (имеют ограничения, обусловленные субьективным фактором восприятия); - с помощью мелькания изображения. 2.2 Формат кадра Формат воспроизведения Ф выбирается исходя из характерис- тик зрения и условий оптимального соотношения сканирования глазом по горизонтали и вертикали. С учетом ограниченности сканирования глазом по вертикали и удобства сканирования им по горизонтали, общепринятым является соотношение Ф < 2:1. В стандартных ТВ развертках Ф = 4:3, при этом оптимальный угол наблюдения экрана составляет 25...30 град., что соот- ветствует дистанции наблюдения в 4...5 высот экрана. При иных условиях наблюдения возможны и другие значения Ф: ─────────────────────┬─────────────────────────────── Формат изображения │ Тип формата ────────────┬────────┤ Соотношение │Числовое│ сторон │значение│ ────────────┼────────┼─────────────────────────────── 5 : 4 │ 1,25 │Оптимальный экран осциллографа 4 : 3 │ 1,33 │Телевизионный - │ 1,37 │Европейский кинематографический 1/2 │ │ 2 : 1 │ 1,41 │Формат ЕСКД │ │ 5 : 3 │ 1,67 │Экран ТПЧ - │ 1,73 │Европейский широкоформатный 16 : 9 │ 1,78 │Екран ТВЧ - │ 1,85 │Американский широкоформатный 2 : 1 │ 2 │Оптимальный кинематографический ────────────┴────────┴─────────────────────────────── Сопоставим эти данные с форматами IBM-совместимых систем: ─────────────┬─────────┬──────────────────── Тип стандарта│Разложе- │ Формат: │ ние │соотнош. │числ. знач. ─────────────┼─────────┼─────────┼────────── EGA │ 640x350 │ 64:35 │ 1,83 ─────────────┼─────────┼─────────┼────────── HGC │ 720x348 │ 60:29 │ 2,01 ─────────────┼─────────┼─────────┼────────── VGA │ 640x400 │ 8:5 │ 1,6 │ 720x400 │ 9:5 │ 1,8 │ 640x480 │ 4:3 │ 1,33 ─────────────┼─────────┼─────────┼────────── SVGA │ 800x600 │ 4:3 │ 1,33 ─────────────┼─────────┼─────────┼────────── GDC │ 960x720 │ 4:3 │ 1,33 │1024x768 │ 4:3 │ 1,33 ─────────────┼─────────┼─────────┼────────── WYSE │1280x800 │ 8:5 │ 1,6 │1664x1200│ 104:75 │ 1,39 ─────────────┴─────────┴─────────┴────────── Отсюда видно, что Ф = 16:9 = 5,33:3 = 1,78 хорошо согласо- вывается с европейским (1,73) и американским (1,85) кинема- тографическими форматами, а также с развертками VGA (1,6; 1,8) и EGA (1,83). Именно поэтому он оптимален для большого экрана ТВЧ. 2.3 Частота кадра и тип развертки Частота сигнала, при которой он кажется непрерывным, назы- вантся "критическая частота мельканий". Этот показатель рас- тет по экспоненте с увеличением яркости и площади изображе- ния. ─────────┬──┬──┬──┬── В │10│20│40│60 (кд/кв.м 1) 0│ │ │ │ 1───────── 0┼ 1── 0┼ 1── 0┼ 1── 0┼ 1── f (Гц) │20│25│30│32 ─────────┴──┴──┴──┴── Для восприятия изображения движущегося объекта достаточно обеспечить частоту его сканирования в 20...25 кадр/с. В ки- нематографе принята частота смены кадра 24 кадр/с. В ТВ системах качество визуального восприятия изображения зависит от частоты воспроизведения кадра Fв. ──────┬─────┬─────┬────┬──────┬──────┬────── Fв(Гц)│ 17 │ 25 │ 30 │ 40 │ 50 │ 55 ──────┼─────┼─────┼────┼──────┼──────┼────── % │ 50 │ 86 │ 94 │ 98,9│ 99,5│ 99,9 ──────┴─────┴─────┴────┴──────┴──────┴────── При средней яркости экрана критическая частота мерцания изображения Fв 4 0> 46 Гц. Такая же зависимость существует и для сканирования изображения, однако в этом случае частота сканирования (Fс) может быть уменьшена вдвое. В стандартных ТВ системах реализация Fк = Fв > 46 Гц нес- колько затруднена. Поэтому, исходя из допустимости Fв = 2Fс, в них применяется черезстрочная развертка. Кадр раскладыва- ется на Kч 4 0полей (Kч 4 0- коэффициеэнт черезстрочности). Пос- кольку при увеличении Kч 4 0резко увеличиваются помехи, вызван- ные сдвигом строк, то в ТВ системах принято K 4ч 0= 2. При этом в четном поле растра воспроизводятся строки 2i (i = 0,1,2,...), в нечетных - 2i + 1. ─────────────────────────── -- строка четного поля ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ -- строка нечетного поля ─────────────────────────── ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─────────────────────────── ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ Смещение четных и нечетных строк относительно друг друга достигается нечетным количеством количества строк развертки Z и разностью в полстроки между полями. ┌───────────┐ │ │ │ │ │ _ __ _ _│ │ │ │ │ │ _ _ _ _ _│ └───────────┘ При воспроизведении глаз по очереди воспринимант четные и нечетные строки, которые, благодаря инерционности централь- ного зрения, составляют единое изображение. Таким образом при чересстрочной развертке кадр состоит из двух полей: чс чс 2Fк = Fп = 2Fск = Fв, а построчной (Kч 4 0= 1) содержит только одно поле: пс пс Fк 4 0= Fп = Fск 4 0= Fв чс пс где Fк, Fк 5 0 - частота кадра при, соответственно, че- ресстрочной и построчной развертке; Fп - частота поля. Исходя из этого, в европейских ТВ системах ПАЛ и СЕКАМ чр пр принята Fк 5 0= 25 Гц и Fп 4 0= Fк 5 0= 50 Гц, а в американской НТСЦ чр Fк 5 0 = 29,97 (приблизительно 7 030) Гц и F 4п 7 060 (приблизительно) Гц. (Из-за этого кинофильмы по ТВ идут быстрее, чем в кино). При воспроизведении на больших экранах и дисплеях угловой размер и яркость изображения увеличиваются. Это приводит к введеннию в процесс наблюдения более инерционных периферий- ных зон глаза, и начинает наблюдаться мерцание изображения, вызванное черезстрочностью и недостаточной для для таких уг- лов зрения Fк. Поэтому в дисплейных системах применяется только построчная развертка и Fк, повышенная сравнительно с ТВ. (В высококачественных системах Fк 4 0повышена вдвое сравни- тельно с построчной ТВ разверткой, т.е. может составлять 100 или 120 Гц). * * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября