Adventurer
#14
30 июня 2003 |
|
Scene - приключение Финнов в России: отчет о поездке на русское пати CAFe'2002.
Scene Behind a Curtain Setok/Aggression В Россию с любовью На самом деле все начиналось так. Был один из чудесных весенних ве- черов. Щебетали финские птицы... резвясь за окном, стонали в экста- зе коты, как вдруг эти гармонич- ные голоса природы прервал чуже- родный звук. Телефон звонит, понял я. Значит, кто-то набрал мой номер. Воз- можно, даже специально, а не просто перепутав цифры или за- бавляясь дурацкими розыгрышами по телефону. Итак, я решил взять трубку. Меня приглашали в местный бар, ка- жется, приглашал Nosfe, но это было неважно, потому что сходить в такой вечер развеяться в бар сущее удовольствие, особенно ес- ли это пивной бар, и музыка там хо- рошая, а пиво свежее и не разбав- лено водой, как в России. Когда я переступил порог бара Sizzle, то увидел там всю нашу элитную сценовую компанию, ши- певшую (извиняюсь за каламбур) от возбуждения наподобие немец- ких сосисок на сковородке или шампанского 'Дон Периньон' уро- жая 1826 года. Я неторопливо подошел, раскачи- ваясь в такт ухающей по ушам кле- вой композиции, и поздоровался с каждым из приятелей-сценеров. Среди знакомых, частично пьяных, лиц я сразу заприметил парня, ко- торый бил себя в грудь кулаком и со странным блеском в глазах рассказывал собеседникам что-то типа 'вот вы тут, бля, буржуи, русских спектрумистов отродясь не видывали...' По его разгорячен- ному лицу я сделал вывод, что тра- диция смешивать пиво с водкой яв- ляется неотъемлемой чертой русского сценера. Я не ошибся - это действительно был русский Спектрум-сценер апостол... нет, просто Павел aka xPasha, непонятно как очутивший- ся в Финляндии. Паша переска- зывал содержание фильма 'Осо- бенности национальной охоты' и попутно зазывал всех финских спектрумистов к себе в гости. Ощущая сухость в горле, я решил взять пивка для рывка и послушать байки от xPasha. В баре было душно и недостаточно уютно, я прямо весь взмок. Духота объяс- нялась отсутствием кондицио- неров, а неуютность - при- сутствием компании гопников, ки- давших неодобрительные взгляды на парочку волосатых байкеров в облегающих кожаных штанах. В тот вечер в баре Sizzle мы поиме- ли еще много всевозможных прик- лючений на разные части тела, но это тема для отдельного отчета; к тому же, воспоминания смеша- лись в моей голове наподобие русского народного блюда 'винегрет'. Уже на следующий день, опохме- лившись колой, я неожиданно и всерьез задумался о случив- шемся. Черт возьми, Setok, ска- зал я себе, да ведь ты избран! Ты можешь стать тем самым связую- щим звеном между Востоком и За- падом, одним из лидеров интерна- ционального движения спектру- мизма во всем мире! Сцена. Русская сцена... Это же нас- тоящая тайна! Гадкий железный за- навес разбросал нас по разные стороны баррикад, необратимо из- менив образ жизни и мышление. Могли мы здесь, в Европе, догады- ваться о существовании в Росии сцены? Нет, не могли. Ну, медведи там, снег, елки-палки всякие, это еще куда ни шло. Но мы были твердо уверены, что в Советском Союзе нет миллионеров, свободы слова, и уж тем более - секса и сцены. И вот - на тебе! 'Вот тебе, ба- бушка, и Юрьев день!' как говорят русские, очевидно имея в виду День Космонавтики. Как, скажите мне, КАК сцена достигла Росии? Может быть ее завезли туда амери- канцы вместе с колорадскими жу- ками? Наверное, сцена как-то от- ражает наиболее фундаменталь- ные черты человека. Мало того, я убежден, что сценерство - один из главных инстинктов человека. Я неоднократно замечал, что сцене- ры жертвуют ради своего твор- чества, казалось бы, куда более важными побуждениями орга- низма - пищей, сном, даже -не по- боюсь этого слова - сексом и про- чими плотскими утехами. У нас есть необходимость творить, не обращая внимания на преграды. Желание показать другим наши собственные достижения в надеж- де получить уважение. И в то вре- мя как другие представители чело- вечества бьют рекорды по прыж- кам со слона в песочницу, меряют- ся пиписьками и пузами, соревну- ются, как Eminem, в чтении рэпа со здоровенными чернокожими пар- нями, мы творим плотный код, ди- зайн и потрясающую музыку... Вчера вечером, находясь в состоя- нии алкогольного угара, Nosfe и компания рассказывали Павлу о такой смешной и пустяковой вещи как Alternative Party. Наивные, они надеялись, что эта штука распространится в России как пепси, и мы увидим, прошу проще- ния за каламбур, наплыв сценеров, о которых никто никогда и ничего не слыхал. В свою очередь, Павел рассказы- вал нам о CAFe. Мы разволнова- лись. Русская пати? Со спектру- мистами?! Это было дьявольски заманчиво, учитывая мою давнюю любовь к Спектруму... Честно говоря, я надеялся, что там будут блины с икрой, уральские пе- льмени под водочку и цыгане впри- сядку с медведями и матрешками, но на деле все оказалось гораздо круче. С другой стороны, я опасал- ся КГБ, Чернобыля, русской мафии, Чикатилы и страшных мо- розов, но xPasha объяснил, что КГБ обанкротился, Чернобыль дос- тался в наследство Украине, русская мафия вся эмигрировала в Америку, Чикатило замочили в сортире, а холодно летом не бы- вает, и решение было принято. Правда, теплой одеждой, палатка- ми и спальными мешками мы все-таки запаслись, и как потом оказалось, очень предусмотрите- льно... Я опускаю долгий рассказ о том, как мы с моим другом Туомасом добирались до российского города Казань (оказавшегося, на самом деле, татарским). Это было ужасно. Ведь еще какой- нибудь десяток лет назад Россия томилась под жестоким гнетом комму- низма! Вернее, томилась она под гнетом социализма, но призрак коммунизма уже вовсю разгули- вал по Европе. Наше путешествие было похоже на приключения Джеймса Бонда, и началось оно с пересечения границы, где мы, простые финские парни, ознакоми- лись со значением таких столь по- пулярных в России слов как 'мусора' и 'шмон'. Мы не знали, как перестройка и на- шествие покемонов отразились на бывших узниках СССР, и только очу- тившись здесь, узнали всю правду... Правда оказалась ужас- ной - в России царила нищета. Раз- руха, как сказал бы профессор Преображенский. Заборы с облез- шей краской (а может ее никогда и не было, краски-то?), под этими заборами валяются обессиленные, видимо, от голода люди, забро- шенные заводы, ржавеющее обо- рудование, отсутствие во многих местах телефонной связи и электричества (да-да, мы своими глазами наблюдали, как люди, очевидно, работники министерства связи, вырезали бесполезные про- вода и торопливо уносили их куда- то...), дороги... зачастую это бы- ли не дороги, а обычная грязь... Но! Несмотря на все проблемы, лю- ди преисполнены оптимизма. Многие, с кем я говорил, были убеждены: трудные времена явле- ние недолговечное. Скоро разруха закончится и тогда настанет полный... мм-мм-м... забыл слово, в общем, это что-то наподо- бие коммунизма, но демократи- ческого. Прием в Казани был гостепри- имный, и даже чересчур. Каза- лось, что все пытались помочь нам сойти с поезда, даже проводники и какие-то коллекционеры бутылок. Кстати, в России многие пенсионе- ры увлекаются коллекционирова- нием бутылок и ведут очень здоро- вый образ жизни, посвящая свое время длительным пешим про- гулкам, иногда даже ночуя на при- роде, под открытым небом! Во время всего нашего пребывания в Казани мы, горячие финские парни, пользовались бешеным ус- пехом. Люди всегда были рады нас видеть, каждый стремился пожать руку, налить водки или даже взять автограф! Нас носили на руках и уступали место в транспорте, де- вушки дарили нам цветы... Мы на какое-то время ощутили себя звез- дами, я даже одному человеку в качестве автографа написал 'с приветом, от Майкла Джексона'. Но сначала нужно было где-то раз- местить вещи. Оказалось, что в местном шестизвездочном отеле-люкс достать свободный но- мер гораздо сложнее, чем мы ду- мали. Тем более, как раз в те дни в городе проходила то ли конфе- ренция татар (что-то наподобие межпланетного шахматного тур- нира), то ли воровская сходка, в общем, если кто-то собирается ехать туда в следующем августе, рекомендую заранее заброниро- вать номер по интернету с помо- щью кредитной карты или восполь- зовавшись системой web money. Нам в конце концов повезло - мы разместились в президентском номере! Говорят, нынешний рос- сийский президент останавливал- ся в этом номере, еще когда был пионером (я так понял, пионер - это что-то вроде пре- мьер-министра). Нам удалось немного посмотреть на город и его архитектуру. Она бы- ла в том же состоянии, в каком, на мой взгляд, была при его основнии в 13-м веке, (нашей эры) но в то же время, были ясно видны пере- мены - например, McDonald's и ры- жие клоуны с воздушными шари- ками. Мы с Туомасом сошлись во мнении, что у Казани большой по- тенциал. В этом городе навалом полуразрушенных зданий. Как нам объяснили, это идет реставрация, восстановительные работы, то есть (наверное, после Второй мировой). Что ж, оптимизм - это главное. Итак, теперь у нас был собствен- ный номер, так что можно было на- чинать расслабляться. Но тут ока- залось, что для полноценного участие в пати нужно иметь с со- бой дему. Причем, кассетная вер- сия Shock megademo, оказавша- яся у меня в рюкзаке, не подошла. Нужна была новая дема, и желате- льно написанная самолично. Но ни я, ни Туомас ни разу в жизни не занимались этим. 'Ладно, - сказал я Туомасу, решительно сдвинув брови, -для каждого сценера од- нажды наступает момент, когда ему нужно сделать дему! И для те- бя этот момент настал...' Мы ре- шили, что лучшее место для созда- ния демы - патиплейс, и еще до на- чала официальных мероприятий направились туда. Оказавшись на месте, мы вдруг поняли, что русские пати - это вам не финские пати... И не какие-нибудь другие. Вместо столов с рядами компьюте- ров (шведских столов) здесь было много-много стульев и большой экран на сцене старого театра. Сгоряча мы даже подумали, что но- чью здесь будут крутить порнуху, но все оказалось еще круче... На следующий день мы проснулись в гостинице уже под пение русских птиц и татарский мат. Собравшись с силами, прибыли на патиплейс. Там нам сообщили, что ночевать сегодня придется прямо здесь, в зале. Пришлось соглашаться. По- чему-то это страшно обрадовало русских... Еще бы, им стало ясно, что мы тоже панки! Затем мы достали свои лаптопы и начали ваять демо. Это вызвало среди спектрумистов необычайное удивление. Многие подходили к нам, хлопали по плечу и говорили: 'Вы че, сюда кодить приехали? Ну вы, блин, даете! Там уже водка про- кисает!' Эти люди просто не знали, что во всем цивилизованном мире пати проводят, чтобы люди там за- нимались кодингом, мьюзингом, графингом и другими сценерски- ми штучками. Здесь же боль- шинство участников просто развлекалось, что, впрочем, тоже неплохо. На патиплейс мы вовсю ощутили себя звездами. Guest star, так ска- зать, V.I.P. Вот. Все глазели на нас, здоровались, брали ин- тервью, угощали разнообразными местными напитками. А мы грузи- ли народ на тему Alternative Party. На Западе сейчас Спектрум почти забыт демос- ценой, там молятся на Commo- dore 64. В России все иначе. Тут культовой машиной является ZX. Здешним сценерам каким-то чу- дом удается успешно бороться с ограничениями платформы, они даже демы делают. Мало того, свои Спектрумы они наворачи- вают до супер- пупер-безумных клонов и суперклонов, модифици- руя все что можно. На всю жизнь я запомню диалог с одним художником, имя которого после всех событий подзабыл. Он сидел за столом (перед ним нахо- дился VGA-монитор и серый пц-шный минитауэр с двумя 3.5' дисководами) и демонстрировал свои работы вместе с графичес- ким редактором. Это было похоже на сцену из фильма Ghost Dog: он был ни в зуб ногой по-английски, а мой русский хромал примерно как и мой японский. Тем не менее, мы вполне поняли друг друга. Я его спросил, почему он использует эмулятор. Вопрос, конечно, приш- лось перевести, но он ненадолго и странно на меня посмотрел и от- ветил: 'Это не эмулятор, это Spectrum'. И тогда осознание спо- собности русских расширять воз- можности своих Speccy порази- ло меня. Оказалось, это действите- льно был Спектрум, причем по- мимо прочих наворотов, там был еще и HDD... Другой шок, испытанный мной в России, связан с тем, что у них не популярен Linux! Сначала я думал, что у русских слишком много денег, но потом выяснил, что при- чина банальна: пираты... Левый Windows можно тут купить за пару баксов. А оптом -дешевле. В стрем- лении приобщить россиян к Ли- нуксу, я продемонстрировал им несколько демок: это была Fit's One Day Miracle и кое-какие ра- боты MFX. Тем временем 'на большом экране' шла демонстрация работ: музыка, графика, chip music, ASCII графи- ка и т.д. Слушая музыкальные треки, я понял, что у русских м-м-мм... несколько иные вкусы в данной области. Преобладали рок- или даже metal-композиции, а все то, что как- то напоминало электронную музыку, было, на мой взгляд, э-э-э... неудачным. Ситуация напомнила мне конец 80-х в Финляндии: тогда все (даже бабушки) носили футболки с Iron Maiden. Я не хочу сказать, что Iron Maiden - это плохо, но бабуш- ка в футболке, косухе и с кастетом в руке - это омерзительно. Еще один дурняк, который я за- метил: у них были ANSI и ASCII graphics compos. Единственная разница в том, что ANSI графика цветная, а так называемая ASCII графика - это черно-белая ANSI. Другими словами, почти все рабо- ты в ASCII graphics compo исполь- зовали не ASCII, а ANSI символы (или, может быть, IBM). Вот на это-то и хотелось бы слегка намек- нуть организаторам! Наступила ночь. И тут мы поняли, что русским сценерам не нужны компьютеры на пати, потому что столы предназначались у них... для водки! Да, мы тоже в Финлян- дии немножко, как бы это сказать? употребляем, но все-таки стара- емся сосредоточиться на компью- терах и программинге. А вот русские давно избавились от этих ненужных вещей и сосредоточили все свое внимание на выпивке. Представляете себе эту атмосферу всеобщей алкоголизации? А мы-то с Туомасом, наивные - пытались доделывать демо... В конце концов, народ начал очень странно поглядывать в нашу сторо- ну и крутить пальцами у виска... пришлось бросить эту глупую идею с кодингом и схватиться за стаканы. Но странные взгляды не прекратились. Мы, в отличие от русских, пили водку не залпом, а маленькими глотками, и это выз- вало удивление. Я соврал, что что водка в Финляндии стоит очень до- рого, посему мы предпочитаем пить пиво и алкогольные коктейли; на самом же деле мы вели себя так из-за того что водка у русских па- леная была -мы травануться боя- лись. Надо заметить, что тут вооб- ще нормальной водки нет. Знаете, бывает, к примеру, виски, джин, текила, шнапс... А в России анало- гичный национальный напиток на- зывается 'бодяга', и делается он из турецкого спирта. Но, как мы ни предохранялись, на- утро все равно проснулись с симптомами болезни, которая тут именуется 'бодун'. Наша демка облажалась по полной. Другие работы были с интересными концепциями, а победила самая технически сложная -от команды Placebo. Ну, если бы они, как мы, ваяли демку прямо на пати, я уве- рен - хрен бы моржовый, как гово- рят в России, заняли бы первое место. Мы хотели пригласить этих пацанов в Финляндию за свой счет, но они куда-то исчезли... После окончание пати у нас еще остава- лось несколько дней, чтобы осмот- реть достопримечательности ту- тошних мест. В процессе экскурсий, организованных дру- гом of xPasha, мы посетили мно- жество злачных мест, опробовали огромное количество националь- ных блюд, акцентируя внимание на дешевом пиве и водке. Хочется сказать, что я был приятно удивлен русскими девушками. Мо- жет быть я казался им слишком странным, но несколько раз они пытались завязать разговор, чего не встретишь в Финляндии. А может, просто заработать хо- тели... Также, я предпочитаю юбки, осо- бенно те, что покороче, а не брюки, которые в Финляндии носят почти все. Может я встречу еще бо- льше таких в будущем. Подводя итоги, скажу, что это была сумасшедшая поездка. Мы были очень рады вернуться домой. Но пу- тешествие и все полученные впе- чатления я не забуду никогда. Бо- льшое спасибо всем, кто нам по- могал: xPasha, Max, Adam и т.д. а также elph'у, который и пред- ложил мне написать эту статью. Надеюсь увидеть вас всех опять!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября