|
KrNews
#12
01 апреля 2000 |
|
IS-DOS - Spectrum & OS

─
Spectrum & OS
─
ОС -это бoльшой
полосатый мух.
VTS'Y2K
Гм, а пипл молчит. Вот только
Alex_Naz про программирование под исдо-
сом спрашивал. Все же остальные либо
молчат, либо просто ругают ее, не пред-
лагая взамен никакой альтернативы, пото-
му что АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ. Я и сам знаю о
недостатках исдоса, и самый главный -
отсутствие схемы управления верхней па-
мятью, и никто с этим не спорит. Хотя
чисто для блоков данных (т.к. исдос ори-
ентирована на тексты) такой механизм
есть - рам-диск. Другое дело -код. Но
ведь можно и тут найти выход... Зато
сколько удобств, насколько легче прог-
раммировать...
С другой стороны, высказываются мысли
типа "все это нафиг не нужно, все эти
ОСи, супер-пупер железки, и вааще, сде-
лайте мне времянку пентагона, я буду
СЦЕНЕРОМ..." <rem: сие есть собиратель-
ный образ, не подумайте кто на себя ;) >
Я не люблю эмуляторщиков за их такое же
отношение к Спектруму... Спектрум пока
что компьютер, а не экземпляр музея де-
момэйкинга. По этому поводу надо писать
отдельную статью, а пока займемся ОСью.
Вся проблема в том, что никто не хо-
чет учиться программировать под ОСью.
Спешу Вас огорчить -учиться прийдется
для любой системы. И чем она примитивней
и меньше продумана, тем меньше учиться.
Взять ту же CP/M. Это BIOS, сопрягающая
нас непосредственно с аппаратурой (в ис-
досе это уровень драйверов -т.е. даже
не ядро) и некоторое количество кода (с
возможностью его использования, of coz -
ведь это все-таки ОСь) для организации
связи с юзером (командная строка) и дис-
ком (файловая система). Все остальное
"накручено" сверху, по типу библиотек
или головной программы (запускающей
оверлеи).
В исдосе все посложнее. Здесь доста-
точно хитрая система распределения
48-й памяти, модульное ядро, каналы, ку-
ча разного рода описателей и векторов,
по которым можно настроиться на что
угодно и где угодно, кэш (который при
необходимости можно ужать до 1.5кб). Тут
не нужны эти библиотеки и т.п. Все есть
в рестартах. Но и разобраться в ней
сложнее. Однако в результате можно зна-
чительно облегчить написание разного ро-
да программ. Здесь фактически отпадает
необходимость написания интерфейса -
можно брать все готовое. Кроме того,
открыты возможности усовершенствования
системы, например, накручивание собс-
твенного интерфейса на дополнительный
уровень ядра (и юзание его по RST #10).
Обычно сначала софт пишется с исполь-
зованием средств ОС. Он получается не
очень красивый, кое-где подтормаживаю-
щий, но в данном случае важна ИДЕЯ и ее
реализация, а также универсальность
(обеспечиваемая средствами ОС). Затем,
при необходимости, он уже подтачивается,
кое-где в обход ОС, прямым программиро-
ванием железа. Теоретически это плохо,
практически это красиво ;) Однако на от-
куда не возьмись появившемся Z180 или
на каком-нибудь извращенном экране, за-
работает именно та, старая и тормозная
версия ;-) ...
В trdos-прогах последних лет наблюда-
ется обратное: сначало кой-как релизится
идея, обвешанная горой кода: интерфейс,
дисковый драйвер, etc, а затем уже эта
идея черепашьими шагами развивается.
Т.е. не нужно бояться что-либо делать
в ОС. Хуже, чем в трдосе, все равно уже
не будет ;) .
Или вот пример, захотели Вы поюзать
турбозагрузчик. Так Вам надо его к каж-
дой проге лепить. А в исдосе можно
(странно, что никто так не сделал) прос-
то переписать драйвер флопа, И ВСЕ ста-
нет грузиться в турбе.
Или этот MSDOS. Вы вообще в курсе,
что в базовом комплекте идут именно те
коротенькие программульки, типа cd, dir,
mem и т.п., и именно потому Вас учили
(щас уже не учат) "командам msdos" в
школе (или еще где). Уж тут вааще ника-
кого сервиса...
Эт я к чему. А к тому, что проги с
базового комплекта, кому уж очень захо-
чется, можно и написать заново. И все,
сразу станет жить хорошо. Или вот, можно
уровни Wind и Shell (рисование окошек и
файловые панели) снять, а потом свои
поставить ;) Только нужно знать как, а
для этого нужно изучить систему...
А не сделано, это, видимо еще и по-
тому, что это никому нафиг не надо -в
принципе и то что есть, терпимо. Т.е.
исдос предрасполагает заниматься не "за-
точкой лопат", а конкретно "вскопкой",
т.е. делом.
Если же кого-то до сих пор мучает
тормознутость, советую сняться с ручника
и сделать RAM-диск. Даже на 128к туда
можно упихать многое. А самый большой
руль -поставить винт. Схема вроде как в
8'ом ZX-Format'е уже была -6 м/с обыч-
ной рассыпухи. У меня вот даже без
рам-диска все замечательно. А со специ-
альной прошивкой ПЗУ (с Кая) вся ОСь
грузится за пол-секунды ;-) (это вам не
мысы-дос, и не выньдовоз)
Да, кстати, многие идеи, реализован-
ные под исдосом (хоть и не очень краси-
во), до сих пор не реализованы (или реа-
лизованы только недавно) под трдосом. К
примеру, текстовый редактор. С ним может
потягаться лишь ZX-ASM v3.10, который
построен на тех же принципах оверлеев, и
единственный его плюс -более совершен-
ный интерфейс (1999 год, все-таки), а
минусов поболе будет, и связаны они по
большей части именно с трдосом (а не ре-
дактором). А сколько еще не реализова-
но... Одни только макросы чего стоят...
Причем на создание ZX-ASM было потраче-
но на порядок больше сил, чем на созда-
ние is-edit. И лично мне на винте гораз-
до удобней юзать is-edit. Потому как
текстов тута метра 4 уже лежит -это все
материалы к KrNews, ZXHard и многое др.
Или, к примеру, вьювер. Многие его
функции до сих пор не повторены ни в од-
ном трдосном.
Viper> явное заблуждение
Это встроенный хелп и настройщик цве-
тов, автоматический скроллер и режимы
42/64 cpl, режим складывания строк,
ПОИСК модели вперед и назад (очень поле-
зная фишка), переход по номеру строки,
работа одновременно с ДВУМЯ файлами,
просмотр НЕСКОЛЬКИХ ОТМЕЧЕННЫХ файлов,
оперативное обращение к панели для заг-
рузки второго файла, работа при этом В
ДВУХ ОКНАХ (деление по вертикали либо
горизонтали, либо переключение между
двумя экранами), ПОИСК В НЕСКОЛЬКИХ ОТ-
МЕЧЕННЫХ ФАЙЛАХ. И при всем при этом он
занимает всего 17 секторов в непакован-
ном виде (плюс 4 -настройщик). И уж то-
чно написать его было куда проще, чем,
например, тот же BestView...
Т.е. идеи эти появились давно, и они
были достаточно просто реализованы. В
трдосе же с интерфейсом так запаришься,
что до остального руки не доходят.
А возможно, просто такое настроение у
людей -чего-нибудь поусовершенствовать,
неважно, что это никому не нужно... Изу-
родовать комп никому не нужными режима-
ми, сделать десяток абсолютно эквива-
лентных прог, и т.п. Зато будет о чем
поговорить, поспорить, и не важно, что,
в принципе-то это все ЛАБУДА, ФЛЕЙМ.
"Ведь столько сил потрачено, сколько
слов переговорено, а толку-то, что изме-
нилось ?" (c) Новелла / Adventurer'10.
Не в этом ли одна из причин кризиса
софта Спектрума ?
p.s.: Кстати, описание рестартов с
примерами можно найти еще в электронном
номере ZX-Ревю 7-10/97.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 27 ноября