Deja Vu #07
31 декабря 1997

Тема - Хронология развития Спектрума в СССР/СНГ.

<b>Тема</b> - Хронология развития Спектрума в СССР/СНГ.
AY-Track: I LOVE SPECCY (ON RULEZ!!!)     
__________________________________________


(C) Daniel/PGC/BD
__________________________________________


══════════════════════════════════════════
Хронология развития Spectrum'a в СССР/СНГ.
══════════════════════════════════════════


                 Год 1990 

   В  то время как на Западе компьютер был
уже  широко  распространен, в России о нем
                  знали по наслышке. Тогда
└c              весьма характерной  счи-
u└c              талась байка о том, что,
ъ└c              якобы, многие американс-
_┴c              кие и японские школьники
╘┴c              имели дома компьютер,ко-
I┬c              торый им помогал при вы-
╛┬c              полнении домашних  зада-
3├c              ний. В России, если  кто
                  и имел компьютер, то это
были дети чиновников, родители которых не-
однократно бывали за границей. Этим и объ-
ясняется  наличие  машин у наших советских
граждан. Естественно, это был  Spectrum 48
kb, реже Spectrum 128kb. Вместе с  машина-
ми завозилось и п/о на кассетах.

                 Год 1991 

   Главной  вехой этого года стало появле-
ние  дисковой операционной системы TR-DOS!
Предприятия оборонного комплекса в срочном
порядке реконструируются на серийное  про-
изводство бытовых компьютеров, совместимых
со Spectrum'ом, происходит рождения  клона
спектрум-совместимых компьютеров. Счастли-
вым  обладателям TR-DOS приходится адапти-
ровать  tape-версии игр к DOS системе. Так
появляются первые хаккеры: Черников, Ники-
тин, Родионов, Скоробогатов, Васильев, Дю-
панов и т.д. Дефицит дисковых версий силь-
но ощутим, и новые версии получают широкое
распространение по всей России. Но бОльшая
масса  юзеров  до  сих  пор  сидит с tape-
-версиями  Spectrum  48kb! На рынках появ-
ляются  бизнесмены, которые торгуют кассе-
тами. Именно  в 1991 году  рождается фирма
Инфорком. Она  начинает все с нуля, на го-
лом энтузиазме! В журнале "Радио"  появля-
ются  первые  статьи о Spectrum'е. Выходит
журнал ZX-РЕВЮ.


                 Год 1992 

   Почти  в  каждом регионе выпускается та
или  иная модель Spectrum'а, с примитивной
и  ламерской схемотехникой: Эльбрус; Крас-
нодар;  Байт; Москва; Дельта-С; Компаньон;
Магик; Ленинград; Pentagon  и другие. Сле-
дует  отметить появление Pentagon'а, кото-
рый  позже  станет признанным стандартом в
СНГ(и даже за  рубежом) и, пожалуй, Ленин-
град, который  впоследствии  переродится в
Scorpion. Вместе с этими моделями появляют
ся более совершенные: Profi; Scorpion;ATM-
-turbo. Рынок насыщается дисковыми версия-
ми игр. Из системных программ следует  об-
ратить внимание на DCU от Родионова. Напи-
санием игр пока никто серьезно  не занима-
ется. Цена на компьютеры падает и они ста-
новятся доступны практически всем! У мага-
зинов, торгующими компьютерами, собирается
много народу. У родителей отпадает пробле-
ма, что подарить своему чаду ко дню рожде-
ния! Инфорком чувствует, что занялась нуж-
ным и перспективным делом. Количество юзе-
ров, покупающих (тогда еще) брошюры ZX-РЕ-
ВЮ, неуклонно  растет. Реклама компьютеров
"Магик" и "Компаньон" на TV!

                 Год 1993 

   Число  поклонников Инфоркома и его про-
дукции  превышает все мыслимые пределы и с
каждым днем растет!Появляются первые серь-
езные  авторские  разработки  и  грамотные
адаптации. На сцену выходит, тогда еще ма-
ло  известная, команда CODE BUSTERS! В СНГ
появились дисковые версии польских мегадем
Lira II  и SHOCK, последняя  действительно
была  шоком для всех, и народ начинает по-
нимать, что  Spectrum  гораздо серьезней и
сильнее  машина, чем  о  ней тогда думали!
Объемы  продаж Spectrum остаются большими,
софт  на прилавках не залеживается. Огром-
ным спросом пользуются игровые манипулято-
ры  типа Joystick. Люди играют в игры! Вя-
чеслав  Медноногов выпускает игру "Бурати-
но". Начат выпуск ОС IS-DOS.


                 Год 1994 

   Начался  серийный  выпуск  контроллеров
TR-DOS и плат для подключения музыкального
сопроцессора. Все,  кто  имеет  достаточно
средств,покупают дисководы и пытаются под-
ключать. Несовершенство схем проявляется в
сгорании  контроллеров! Большим  дефицитом
становится  микросхема КР 1818ВГ93, на ко-
торую  загибаются немыслимые цены. Подклю-
чив музыкальный сопроцессор AY, люди в ли-
хорадке ищут игры, работающие в 48kb с со-
процессором! Происходит  постепенный пере-
ход  народа с 48-х моделей на 128 и более.
По  стране  организовываются  первые клубы
любителей Spectrum'а. В продаже появляются
книги  на  русском языке типа "500 игр для
Спектрума",  "Тайники и пароли", "POKES" и
т.д. Благодаря Инфоркому,люди начинают ос-
ваивать  BASIC, пытаются ломать программы,
многие  осваивают  ассемблеры ZEUS и GENS.
Фурор на рынке п/о произвело мегадемо  SA-
TISFACTION, именно  этот момент можно счи-
тать  началом  рождения  демосцены! Авторы
мегадемо - CODE BUSTERS показали всем, что
у  нас  в  России могут программировать не
хуже, чем за Бугром. Одновременно  появля-
ется  ассемблер  совершенно  нового уровня
TASM 2.0. По стране  начинают  организовы-
ваться  группы, но все это находится еще в
зачаточном состоянии. Из SATISFACTION мно-
гие узнают о существовании чудо-компьютера
AMIGA! В обиход  прочно входит новое и не-
понятное  выражение  - "AMIGA RULEZ"! Если
ты  умеешь создавать бегущую строку из ат-
рибутов, то ты крутой кодер! Выходит элек-
тронный журнал SPECTROFON.


                 Год 1995 

   Все, кому не лень, пишут демы и мегаде-
мы, насмотревшись SATISFACTION. Основу лю-
бой демы составляет музыка и бегущая стро-
ка! Появляются отличные  авторские  разра-
ботки: "Звездное наследие"; "UFO 1" и т.д.
Организуется большое количество хаккерских
групп. Все поголовно переходят на 128kb  и
сидят в TASM 3.0 и STS 3.1. Каждый ребенок
знает, что такое intro и с чем  его  едят!
На фронте системного софта творится что-то
немыслимое! За год было  написано  столько
софта (и плохого, и  хорошего), что, пожа-
луй, такого не будет никогда! Инфорком пы-
тается  поддержать  авторов  разработок  и
предлагает дистрибьюцию!Масла в огонь под-
лило  мегадемо INSULT, CODE BUSTERS  опять
"сделали"  всех, они  становятся  лидерами
только что рожденной  демосцены. Организу-
ется ассоциация PRESTIGE (организатор  KA-
N0). Необходимо отметить  появление  музы-
кального  редактора  Pro  Tracker v2.1  by
GOLDEN DISK Corp. - ничего подобного в  то
время еще  не  было. В  Санкт - Петербурге
впервые проходит тусовка ENLIGHT'95, о ко-
торой знают только "избранные".
   Фирма Scorpion выходит на большую  аре-
ну, количество Scorpion'ов на душу населе-
ния резко  возрастает! Возникает  проблема
неполной адрессации порта #7FFD. В  Питере
выходит 1-ый  номер  электронного  издания
"ZX-FORMAT".


                 Год 1996 

   Наблюдается резкий спад в жизни  Spect-
rum, в магазинах постепенно компьютеры ис-
чезают с прилавков. Точки, торгующие  соф-
том, закрываются. Люди,вдоволь наигравшись
и насмотревшись дем, начинают  разделяться
на истинных поклонников ZX-Spectrum  и  на
остальных. Остальные быстро  сваливают  на
486/Pentium, некоторые на  AMIGA. Остаются
люди, готовые перегрызть горло каждому,кто
хоть слово скажет против  Spectrum! Выпус-
кается большое количество электронных  из-
даний (журналы и газеты), программисты пи-
шут отличный софт. С Запада больше фирмен-
ного п/о не  поступает! Получают  развитие
компьютерные сети. Много  софта  поступает
через INTERNET. Народ гоняется за  полными
качественными версиями. В  Питере  впервые
официально проводится  party ENLIGHT'96, о
которой заблаговременно информируются все.
ENLIGHT'96 дает небольшой  всплеск  актив-
ности. Появляется понятие TRACKMO и  EVRO-
DEMO! Спектрумовская  сцена  прочно встает
на ноги и доказывает всему миру - кто  са-
мые лучшие  кодеры  на  Speccy. Начинается
сравнение двух платформ PC и AMIGA. Penta-
gon объявлен стандартом.

                 Год 1997 

   Spectrum становится сценовой и андегра-
ундной машиной. П/о, не имея  связей, дос-
тать весьма проблематично! Фанаты Spectru-
m'а занимаются свапингом. На более  мощных
платформах  начинается "эмуляторный  бум".
Ностальгия по прошлым временам не дает по-
коя, и люди с удовольствием гоняют  EXOLON
на Pentium'е. Загибается масса электронных
изданий! Прекращает выход первый  журнал -
Spectrofon. ZX-РЕВЮ переходит с  печатного
издания на электронное и в скором  времени
умирает. В Питере организуется ENLIGHT'97,
на который собралось немерянное количество
народа из СНГ и даже с Запада! Организация
party оставляет желать лучшего. Выпускают-
ся пробные модели компьютера Sprinter,сде-
ланного по современной технологии с приме-
нением программируемой логической  матрицы
фирмы ALTERA. Из старых производителей ос-
таются только фирма Scorpion и  NEMO, про-
изводящий KAY 256. Несмотря на это, на ры-
нок выходит достаточное количество  софта,
в основного игрового  плана, хотя  есть  и
системы. Молодое поколение уже  не  знает,
что  такое  Spectrum! Понятие  "компьютер"
приравнивается к Pentium.

                 Год 1998 

   Уровень программирования на  ассемблере
превосходит все мыслимые границы! На Запа-
де начинается  эра  адаптации  российского
софта ориентированного на  Pentagon+TR-DOS
к своим дисковым системам! На Спектрумовс-
кой сцене остается все меньше людей. в Мо-
скве  проводится  party  FUNTOP'98. Первая
тусовка полностью посвященная Spectrum!...

    History to be continued!



Другие статьи номера:

Аперативчик - Об управлении в оболочке DEJA VU

Аперативчик - Новогодний выпуск DEJA VU...

Тема - Реальное положение дел в ассоциации AMAZING MAKING SOFT.

Тема - Мой выбор - PC.

Тема - Заочный виртуальный фестиваль В Польше - Complex Compo.

Тема - Хронология развития Спектрума в СССР/СНГ.

Капля припоя - Резервы ZX-Spectrum.

Капля припоя - Подключение SIMM к ZX-Spectrum-у.

Капля припоя - Схема подключения 1Mb pin SIMM к компьютеру типа Пентагон.

Капля припоя - Дополнительные ОЗУ: кэш.

Капля припоя - Эмулятор ПЗУ для компьютера ZX-Spectrum v1.0.

Капля припоя - Доработка Пентагона для работы с дисками высокой плотности.

SOFTWARE - Новинки демосцены: ENTER the MIND, LOST MEMORY , PARANOIA, GARLIC RESPIRATION, CRAZY LOVE, MORBID VISION, AIR SPACE, REFRESH, TV-X, HIGHER STSTE.

SOFTWARE - Новинки игровых программ : АДМИРАЛ demo , KOLOBOK ZOOM 2, HOMER SIMPSON В РОССИИ, ЧЕРНЫЙ ВОРОН 2, BOOVIE 2.

SOFTWARE - Новинки системных программ: UNIVERSAL VIEWER v1.0 , MODERN WORD v1, GLOBAL COMMANDER v1.21, BEST VIEW v2.4 , REFRESH OPTIMIZER.

SOFTWARE - Полное прохождение игры "Зеркало".

SOFTWARE - планы по созданию ELITE с залитой графикой.

CODING - DITHERING - дизеринг как он есть.

CODING - Процедура печати группы тектстовых строк из Бейсика.

CODING - Адаптация программ к TR-DOS (загрузка уровней)

ANOTHER WORLD - PENTIUM II Xeon - быстродействующая версия процессора.

ANOTHER WORLD - Перепалка (о журнале AMIGA RULES).

ANOTHER WORLD - Дело московского хаккера.

Доска почета - Отрывки из разговоров на втором дне Fun Top-98: Alex(R), Kano, Boss, Mitchell, Daniel, Serzh.

Доска почета - Интервью с XPEh.

Доска почета - Чем создатель Тетриса занимается в MicroSoft.

Доска почета - Криминал - о наезде на Triumph: история Спектрума в Челябинске.

Доска почета - Презумпция невиновности: о нелегальном распространении журнала.

Доска почета - Ирландское рагу (о демоверсиях программ).

Доска почета - VIRTUAL TR-DOS - что это? (о сайте в Интернете). Новости.

Доска почета - Без комментариев.

Доска почета - Об интрах и демах и т.п., которые не удается сделать крутыми.

Доска почета - О CD-ROM проекте из города Кемерово.

Семь и 1/2 - Приколы русского радио.

Семь и 1/2 - Анекдоты про программистов.

Семь и 1/2 - VIRTUAL-но AMIG-ный синдром VI или сибирские самородки: приключения Кемеровских спектрумистов.

Проба пера - Отрывок из романа: Лабиринт отражений.

Проба пера - Стихи А. Баженова: Наболело, понимаеш-ш-шь..., Причин для радости немного,Уже октябрь дождем холодным...,REMEMBER!, Одиночество, Волны плещут за кормой..., ождаясь, мы тут и умираем... На перекретке двух миров.

Проба пера - Записки редактора.

Проба пера - Девять жизней Клэр.

Реклама - Реклама и объявления ...


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Системки - Оберон и ассемблер: Сопряжение с ассемблером (часть 2).
SUPA-ГАМZ - Здeсь я (a mожeт и нe токa я) буду рaскaзывaть про игры, кторыe mнe (a mожeт и нe токa mнe) когдa-то попaлись и кторыe очeнь mнe понрaвились.
Solution - Пароли к игре Net Walk.
Юмор - анекдоты.
Навiны - Sir Denis ушел в армию, E-Mage заканчивают два проекта E-mage Work Station и демо, новости от Ascedancy.

В этот день...   5 ноября