|
ZX Time
#09
21 июля 2002 |
|
О всем про все - Музыка Led Zeppelin.

О всем про все. Музыка. Led Zeppelin
────────────────────────────────────────
Sly
Led Zeppelin. "Свинцовый дирижабль".
Страна: Великобритания.
Состав (не изменялся вплоть до рас-
пада группы в 1980 году после смерти
Джона Бонэма):
Джимми Пейдж
(р. в 1944 году, гитара),
Роберт Плант
(р. в 1948 году, вокал),
Джон Поль Джонс
(р. в 1946 году, бас-гитара, клавиш-
ные),
Джон Бонам
(1948-1980, ударные).
Легендарная новаторская группа из
известного революционного триумвирата,
открывшего эру "тяжелой" музыки. Если
Black Sabbath стали основателями собст-
венно металла, в частности, на заре дея-
тельности - стиля doom, Deep Purple раз-
работали стилистику будущего хард-н-хе-
ви, достаточно скоростного хард-рока с
использованием элементов барокко, то Led
Zeppelin стали пионерами молотоподобного
харда на блюзовой основе. Они меньше
других обращались к исконно европейским
сонатным корням, тогда как фактически
первыми стали использовать развернутые
восточные мелодии: моду на подобное зву-
чание задал "Кашмир" из альбома 1975 го-
да.
Во всем творчестве цеппелинов хард-
рок и блюзы занимали примерно равные по-
зиции.
Воспитанный в блюзовой команде
Yardbirds, Пэйдж сохранил привязанность
к этой манере на всю жизнь. Первые два
альбома, как и вся продукция группы до
1975 года включительно, содержали по 50
процентов "тяжести" и блюзовой гитарной
акустики.
Первый диск был явно сильнее, но
крупнейший международный успех получил
второй во главе с песней "Whole lotta
love". Цельность музыкального замысла
Led Zeppelin наиболее полно проявилась
на третьем диске, где вещи стали длиннее
и эпичнее, а удивительная пьеса
"Friends" стала вообще новым словом в
рок-музыке: столь необычным было ее аку-
стико-клавишное звучание без ударных.
Коммерческим пиком для ансамбля стал
четвертый альбом 1971 года с легендарной
эпической композицией "Лестница в небе-
са". Справедливости ради нельзя не отме-
тить, что эта вещь стала первой ласточ-
кой будущего металлического прогрессива.
Начало ее - это акустическая мелодичная
баллада, которая постепенно разворачи-
вается и в апогее достигает больших ско-
ростей с шикарными гитарными аранжиров-
ками. Готической красотой поражает пре-
дыдущая пьеса "The battle of evermore".
Диск 1973 года явил собой, по сути, про-
должение концепции 4-го альбома, здесь
роль развернутой эпической композиции
исполнила знаменитая "No Quarter" ("Нет
пощады"). Творческим же пиком для группы
стал двойной альбом 1975 года "Физичес-
кие надписи". Если раньше тяжелые компо-
зиции ансамбля шли вперемешку с блюзами,
то на сей раз Led Zeppelin сделали ина-
че: кувалдоподобные, тяжеленные, почти
Doomовые композиции, длинные и эпичес-
кие, с превосходными находками в аранже-
менте и мощным использованием клавишных,
целиком разместились на первом LP/CD.
Второй же диск полностью был посвя-
щен блюзам, в основном акустического,
явно ностальгического (по Yardbirds)
характера. Возможно, это было ошибкой:
после удивительного и революционного
"материала первого диска песенки второго
показались просто детскими. Так или ина-
че, сногсшибательной музыки первой части
этой своеобразной дилогии с лихвой хва-
тило на то, чтобы альбом стал не только
бриллиантом рок-музыки в целом, но и от-
крыл новые возможности ее развития. Два
последних программных альбома Led
Zeppelin ушли в сторону от традиции рав-
но использовать в своих произведениях
хард и блюз. "Presence" оказался в целом
самым "забойным", причем длиннющая пер-
вая пьеса "Последний подвиг Ахиллеса" -
явно прогрессивной направленности.
Вообще, было похоже, что музыканты
пытаются исправить ошибку "Physical
graffiti". Стилистически диск 1976 го-
да - точная копия материала первого, вы-
звавшего такой восторг, диска прошлого
проекта. Но, кроме первой вещи и "тяже-
лого" блюза, остальной материал не излу-
чал такого сияния, как прошлогодние
"Кашмир", "В час моей смерти", "На све-
ту" и другие. Весь он был выдержан в
"железных" рамках грубой неотесанной мо-
щи 4-й композиции 1975 года "Houses of
the holy", которую, кстати, не включили
в одноименный альбом 1973 года. Там бы
она, конечно, выглядела как Молох, за-
бредший в цветник и топчущий грядки ог-
ромными ножищами.
Вторая половина 1975 года и 1976 бы-
ли для группы не только "звездными" в
творческом плане, но и трагическими в
бытовом.
Чудом уцелевшие в автоаварии Плант с
женой попали в больницу, Джимми Пэйдж,
выходя из поезда, прищемил и порвал су-
хожилие, то есть фактически лишился ра-
ботоспособности "игрового" пальца левой
руки - это в 75-м. В 76-м же после
"Presence" и выпущенного на экраны фи-
льма-концерта "The song remains the
same" (записанного еще в 74-м) от како-
го-то паршивого вирусного гриппа умирает
сын Планта Карак, и в бедах, преследую-
щих семью Планта, косвенно стали обви-
нять увлекавшегося, причем более серь-
езно, чем Саббатовцы, магией Джимми
Пэйджа. Все это и вышибло Led Zeppelin
из колеи на целых три года. Материал для
альбома 1979 года записывали поодиночке;
Каждый присылал продюсеру Питеру Гранту,
(к тому времени Цеппелины были владель-
цами собственной записывающей компании
SWAN SONG Records - см. также Bad Com-
pany) свои записи, и только во время
микширования прежние отношения были вос-
становлены. Оказалось, что весь фунда-
мент нового диска принадлежит перу Джона
Пол Джонса. Это и определило нехарактер-
ное для группы звучание. Альбом вышел
самым мягким в творчестве ансамбля, на
нем впервые звучит арт-рок.
Группа распалась после очередного
потрясения, вызванного смертью Бонэма в
результате алкогольного отравления.
В 1982 году Пэйдж выбросил на рынок
сборник отбракованных при записи преды-
дущих альбомов неизданных песен под сим-
волическим названием "Кода" (Финал -
муз.), на котором было представлено 32
минуты невыразительного блюз-рока.
Сольное творчество Роберта Планта
явилось реальным продолжением дела Led
Zeppelin. Даже гитаристов он подбирал
Пэйджевской "школы". Состав Robert Plant
исходный: Robert Plant (vocals), Robbie
Blunt (guitars, ех-ритм-энд-блюзовые
группы Bronco, Chicken Shack), Gerald
Woodroffe (keyboards, ex-Black Sabbath),
Paul Martinez (bass, ex-Fleetwood Mac),
Phil Cpliins (from Genesis, drums). Ha
двух вещах также отбарабанил в первом
альбоме Cozy Powell (Rainbow, ELP, Black
Sabbaths другие).
Второй альбом записывает тот же сос-
тав, и снова в двух вещах Коллинз - ста-
рый друг Планта - дал поиграть другому
(Barrimore Barlow, ex-Jethro Tull).
1985 год: те же музыканты, но новый
ударник Ritchie Hayward (ex-Little
Feat).
1987 год: состав полностью обновля-
ется. С Плантом теперь работают молодые
музыканты: Doug Boyle (guitars), Phil
Johnstone (keyboards), Chris Blackwell
(drums) и Phil Scragg (bass). В двух ве-
щах на соло помогает Jimmy Page.
1990 год: те же, кроме басиста:
Charlie Jones.
1993 год: те же, но при участии так-
же: Martin Alcock (концертный состав
Jethro Tull, cello, keyboards), Kevin
MacMichael (guitars) и еще ударник Chris
Hughes.
В 1994 году после кратковременного
альянса Раде-Coverdale происходит вос-
соединение лидеров Led Zeppelin Пэйджа и
Планта. В результате отказа участвовать
в проекте Джона Пол Джонса, название Led
Zeppelin пока использовать не удается.
Выпущенный агрегатом Page-Plant на се-
годня единственный альбом представляет
собой переигранные поновому старые хиты
цеппелинов плюс 4 "свежие" песни. Посмо-
трим, что будет дальше.
Из Плантовского же соло-наследия два
альбома вполне могут претендовать на
звание шедевров хард-рока: первый (1982)
+ последний (1993). Оба они наиболее
приближены к традиционному цеппелиновс-
кому саунду, содержат прекрасные "вос-
точные" композиции в духе "Кашмир", а по
качеству материала в целом посильнее до-
брой половины программ старой группы.
Просто хорошими стали диски певца за
1983 и 1990 годы. Самым слабым считается
альбом 1985 года с явным креном в сторо-
ну "новой волны". Альбом "Now and zen"
характерен переходом к старому звучанию,
но от "волновых" фишек на нем еще Плант
не избавился.
Дискография:
"Led Zeppelin" - 1969,
"Led Zeppelin-2" - 1969,
"Led Zeppelin-3" - 1970,
"Four signs" - 1971,
"Houses of the holy" - 1978,
(все - ATLANTIC Records),
"Physical graffiti" (2LP=2CD) - 1975,
"Presence" - 1976,
"In through the out door" - 1979,
"Coda" - 1982,
(все - SWAN SONG Records).
Кому интиресно, все вышеперечиленные
альбомы есть в моей фонографии в формате
.mp3, мыльте на sly@rfvnu.lg.ua
Robert Plant: "Pictures at eleven" -
1982, "The principle of moments" - 1983,
"Shaken'n'stirred" - 1985, "Now and
zen" - 1988, "Manic nirvana" - 1990,
"Fate of nations" (2LP=1CD) - 1993
(все - ES PARANZA'Records).
Jimmy Page-solo: "Deathwish-2" -
1982, "Honeydrippers vol.l" - 1984 (с
Робертом Плантом), "Outrider" - 1988,
"Coverdale-Page" - 1993 (с Дэвидом Кове-
рдейлом), "No quarter" - 1994 (с Робер-
том Плантом - только 4 новые вещи на 26
минут).
John Paul Jones-solo: "Scream for
help" - 1985 (c Джимми Пейджем), 1994.
John Bonham-solo: "Band of joy" - 1978
(с Робертом Плантом).
Jimmy Page's The Firm: "The Firm" -
1985, 1986.
На сегодня, наверное достаточно.
В следующий раз ждите рассказа о Deep
Purple.
- - -
Использованы материалы:
"Рок Посевов" Севы Новгородцева.
- - -
Все просьбы и предложения о публика-
ции биографий различных групп высказы-
вайте на мой обновленный адрес
sly@rfvnu.lg.ua.
* * *
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 13 ноября