Echo
#07
31 октября 2000 |
|
NeOS - Операционная Система нового поколения для ZX Spectrum совместимых компьютеров NeOS.
────────────────────────────────────────── Операционная Система нового поколения для ZX Spectrum - совместимых компьютеров NeOS ────────────────────────────────────────── СОДЕРЖАНИЕ: 1 .................. Общая информация 2 ................. Концепция ОС NeOS 3 ............. Файловая система NeOS 4 .. Консоль и интерфейс пользователя 5 ............ Интерфейс оборудования 6 ......... Программирование под NeOS 7 ....... Перспективы и благодарности 1. Общая информация Операционная Система (далее ОС) - это программа, предназначенная для управления ресурсами компьютера, обеспечивающая рабо- ту внешних программ и предоставляющая пользователю интерфейс для взаимодействия с системой, а программам - интерфейс для взаимодействия с устройствами, входящими в состав компьютера. Такое определение, хотя и не претендую- щее на абсолютную полноту, но все же дос- таточно точное, довольно конкретно описы- вает суть концепции ОС NeOS. Из вышеска- занного также можно получить представление о том, что такое ОС вообще и для чего она нужна, что важно. Рассуждать здесь о том, какие уже есть Операционные Системы на Спектруме и что в них не так, значило бы многократно повто- ряться. Скажу лишь о том, что на Спектруме есть всего одна ОС - это iS-DOS, по срав- нению с которой все предыдущие и последую- щие попытки создать полноценную ОС можно считать с треском провалившимися. Это дос- таточно хорошо продуманная и развитая сис- тема, имеющая ряд оригинальных решений и устойчивую, целостную концепцию, благодаря чему она оказывается во многих случаях не- заменимой (пример - HDD). Говоря об Операционной Системе, важно помнить о том, что наиболее важной частью ОС является не код и не интерфейс, а ее концепция и позиционирование в конкретном семействе машин, для которых она предназ- начена. Причиной провала многих хороших задумок явилось именно отношение авторов к концепции ОС как к чему-то абстрактному и далекому от реальности, что неправильно. Напротив, при верном подходе с учетом тон- костей конкретной платформы (не схемотех- нических и архитектурных - над этим сле- дует задумываться в последнюю очередь), включая область применения и занимаемую платформой нишу в мире информационных тех- нологий, система если и не обречена на ус- пех, то по крайней мере не лишена шансов выжить и развиваться. Именно такой концептуально-ориентиро- ванный подход применяется при разработке ОС NeOS. Мы не ставим себе целью объять необъятное, так как убить стадо зайцев од- ним ударом будет затруднительно. Мы просто делаем удобную и надежную операционную систему, которая удовлетворяла бы боль- шинству современных требований к опера- ционным системам, будучи при этом доста- точно простой в использовании и минимально зависимой от конфигурации компьютера. 2. Концепция ОС NeOS ■ Система для Спектрума (а не Спектрум для системы - [1]) ■ Ориентация на рядового пользователя Спектрума (не на ламера - [2]) ■ Наиболее полное использование ресур- сов компьютера, с упором на целесооб- разность (ресурс ради ресурса - [3]) ■ Ориентация на использование компьютера в сети (LAN, Fidonet, Internet - [4]) ■ Тотальная ориенированность на HDD ОС на дискете не имеет смысла (стандарт- ный контроллер - [5]) [1] Это значит, что ОС разрабатывается для работы на любом Спектруме и не требует аппаратных доработок сверх того, что уже имеется. [2] Поскольку Спектрум не является мас- совым компьютером, ориентация ОС на ламера невозможна за отсутствием таковых. Для ус- тановки ОС и работы с ней потребуется не- который уровень знаний, который есть у по- давляющего6 большинства спектрумистов. Это не Microsoft Windows(r). [3] Распространенная ошибка многих спек- трумистов (и не только) машинопоклонничес- тво ((c) Nemo). Нездоровое отношение пуб- лики к аппаратным доработкам порождает фетиш, на который все смотрят с восхищени- ем, не замечая, что сам по себе он смысла не имеет. Поддерживать навороты, не имею- щие "потребительского наполнения" - значит создавать себе массу проблем, а в итоге - никакой пользы. Поэтому поддерживаться бу- дет та аппаратура, которая может быть ре- ально и с пользой использована системой или прикладными программами. [4] На Спектруме до сих пор нет п/о для работы в Интернете - и это прямое следст- вие отсутствия ОС. [5] Использование ОС на дискетах не име- ет смысла - низкая скорость работы, невоз- можность организации виртуальной памяти и файлов обмена, бессмысленность организации Файловой системы (ФС) на дискете сводят на нет все преимущества операционной системы. Пример - тот же iS-DOS. Поэтому при разра- ботке NeOS мы изначально ориентируемся на HDD. Про подключение HDD - см. ниже. 3. Файловая система NeOS В процессе технологических изысканий было решено, что NeOS будет иметь собст- венную ФС. Вот ее основные отличительные признаки: - Структурированость (вложенные подка- талоги) - Размер раздела ограничен объемом уст- ройства - Имена файлов и каталогов в стандарте unicode - Длина имени файла равна 16 символам - Отсутствие выделенных расширений - Без ограничений на использование то- чек в имени файла - Возможность создания логических раз- делов - Возможность монтирования устройств других ФС - Сегментированные файлы - Неограничанное количество файлов на диске - Объем файла ограничен объемом уст- ройства - Возможность создания логических свя- зей (simlink) Доступ к устройствам других ФС (TR-DOS, iS-DOS, MS-DOS, NTFS, HPFS,..) осуществ- ляется путем монтирования соответствующего раздела к точке монтирования в корневом каталоге устройства NeOS. Точка монтирова- ния представляет собой подкаталог. Для монтирования раздела ФС, отличной от NeOS, необходимо чтобы описатель соответствующей ФС был установлен в систему. Формат описа- теля ФС стандартизован и будет опубликован позднее. Таким образом, становится возмож- ным простое использование сетевых ресурсов путем монтирования, например, FTP или се- тевого диска. 4. Консоль и интерфейс пользователя Интерфейс пользователя в "чистой" NeOS представляет собой TTY терминал, или сим- вольное устройство ввода/вывода. Консоль независима от экрана и клавиатуры - вир- туальная консоль может быть направлена на модем или вообще существовать только вир- туально. Это облегчает создание графичес- кой оболочки, в частности, создание окна системной консоли. Командный процессор NeOS имеет набор стандартизированных ко- манд (в настоящее время разработан не пол- ностью), а также макроязык системных скриптов, по своей сути напоминающих shellscript или msdos batch, но обеспечи- вающий более полное использование систем- ных ресурсов. TTY консоль работает с экраном через драйвер, благодаря чему появляется возмож- ность использовать дополнительные графи- ческие режимы для более удобного представ- ления информации. 5. Интерфейс оборудования Каждое из известных системе устройств имеет свой уникальный идентификатор. Длина идентификатора пока не определена. Иденти- фикаторы бывают двух типов: символьные и числовые. Символьный идентификатор уст- ройства используется для обращения к уст- ройству посредством консоли, числовой для обращения к интерфейсному модулю (посколь- ку ядро и керналь системы будет закрытым, это единственный способ работы с устройст- вами исключая прямое обращение к портам). Устройства группируются по типу. Работа с устройствами напрямую допускается только в случае подмены приложением стандартного драйвера NeOS - например, для использова- ния каких-либо неизвестных системе ресур- сов. В остальных случаях работа с аппара- турой производится через интерфейсный мо- дуль системы. 6. Программирование под NeOS ОС NeOS задумана и разрабатывается как полностью открытая для программиста на ар- хитектурном уровне и будет поддержана пол- ной документацией, содержащей все необхо- димые программисту сведения. Стиль прог- раммирование под NeOS - машиннонезависи- мый, так как программа использует только функции ОС. Это стандартный способ прог- раммирование под Операционную Систему. Та- ким образом, программа становится машин- но-независимой, что удобно. 7. Перспективы и благодарности На данный момент готова общая концепция ОС, командный язык, разрабатывается интер- претатор системных скриптов. Ведется подготовка низкоуровневых модулей системы, в частности интерфейсов дисковых накопите- лей. Активно разрабатываются сетевые при- ложения - их планируется сделать интегри- рованными в систему. Скорее всего, это бу- дет HTML браузер и эмулятор Telnet, с по- мощью которого будут доступны сервисы FTP, POP3, SMTP, IRC. Поскольку базовые сетевые сервисы будут также интегрированы в систе- му, написание более удобных сетевых прило- жений не составит труда. Развитием проекта NeOS на данный момент занимается Insanity^Syndrome Projects As- sociacion (Братск). Мы благодарим всех по- дписчиков эхоконференции ZX.SPECTRUM за полезную информацию, касающуюся аппарату- ры, здоровую критику и полезные советы/по- желания. Особую благодарность хочется объявить тем, кто согласился освещать процесс рабо- ты над проектом NeOS в средствах массовой информации и учавствовать в разработке системы. Этo: - Denis Tsigancov - Pawel Kislyak (Real Software) - Alexander Kandaurov (KACuK) - Алексей Зырянов (LdAbOrC) - и другие. Выражаем благодарность Ивану Рощину за полезную идею относительно публикации ин- формации и NeOS. Связаться с нами можно следующим образом: email: neos@zx.ru fido: 2:5071/99 To: Nikolay Shpilchin phone: +7-395-315-3045 time 17:00-19:00 MSK mail : 665601 Россия Иркутская обл Братский р-он г. Вихоревка ул. Кошевого 7-68 Шпильчину Николаю Инфоpмацию о NeOS можно искать также на: ftp://zx-museum.org.ru/Ns/NeOS Приглашаем к сотрудничеству тех, у кого есть разумные предложения, а также любые идеи, касающиеся NeOS, а также свободных программистов и художников, готовых сот- рудничать в работе над NeOS.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 26 января