- Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ"." />

- Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ"." /> - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ"." /> - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ"."> - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ"."> - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ".">
Echo #07
31 октября 2000
  Железо  

Турбирование "Байта" - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ".

- Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ"." alt="Турбирование "Байта" - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ".">
┌────────────────────────────────────────┐
│    КОНТРОЛЛЕР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПАМЯТИ    │
└────────────────────────────────────────┘

(C) Криницын Сергей

   (Пользователям ПК "БАЙТ" посвящается)

   Являясь  пользователем  ПК "БАЙТ" я уже
привык  к  тому, что отдельные проги рабо-
тают на нем тормознуто. Но если раньше 90%
таких прог составляли демы, то в настоящее
время  этот  глюк встречается повсеместно:
от BEST VIEW до BORN DEAD.
   Как  выход  из положения обычно исполь-
зуется  турбирование. Так например один из
вариантов  схемы разгона был опубликован в
газете  ПОЛЕСЬЕ.  Схема  состояла  из двух
частей: 1-фактически разгоном не является,
а  просто  устраняет  ошибку разработчиков
"БАЙТА".  (Эта  ошибка заключается в оста-
новке  CPU при попытке регенерации им мед-
ленной памяти. Эта доработка весьма эффек-
тивна  в загрузчиках, но она не спасает от
торможений  связанных с рассположением об-
работчиков прерываний  в медленной памяти,
что встречается весьма часто.)
   Вторая  схема  и была турбированием как
таковым,  но... Меня сразу насторожило что
сигнал  INT  сразу  отрубает турбирование.
Как  же  так,  ведь INT асинхронен сигналу
M1,  и  переключение  тактовой  частоты во
время  выполнения команды приводят к сбоям
CPU.  Но так как автор утверждал что схема
рабочая,  я решил попробовать. Для издева-
тельств  был  изьят  комп  моего знакомого
(почему скажу после) на коем и была испро-
бована схема (на компе конечно :) ). Как и
ожидалось, комп сразу завис. После синхро-
низации переключения тактовой частоты сиг-
налом  M1  все вроде заработало. И вот за-
пускаю  TEST  4.22.  Ну тактов добавилось,
но  надпись  о тормозящей памяти никуда не
делась,  просто сообщается,  что мол турба
включена.  Запускаю другие проги - кое что
пошло,  но отнюдь не все. Кстати оцифровки
звучат  весьма  ерундово.  Ну и выясняется
интересная деталь - некоторые проги на ту-
рбе сбрасываются,  не сразу, а через 15-30
минут  работы. К таким прогам например от-
носится  и  ZASM  3.10, где  и  набивается
данная  статья. Почему зто происходит, ос-
талось для меня загадкой, но вывод был од-
нозназначен: такая турба мне  нафиг нужна.
Комп  был  приведен в первоначальный вид и
возвращен владельцу.
   Кстати  комп был выбран потому, что там
стоял  Z80B, если у вас в компе стоит Z80,
Z80A,  либо их аналоги ( часто встречаются
ИНТЕГРАЛОВСКИЙ,  а  также  аналоги  произ-
водства бывшего ГДР ) то даже не пытайтесь
делать разгон до 7Мгц - ничего не получит-
ся.  Замена  проца  на  Z80B или Z80H удо-
вольствие малое, т. к. после таких издева-
тельств материнской плате может прийти ...
ну  думаю, сами  догадалиь  что. Как выход
из положения, предлагаю схему ентого само-
го контроллера альтернативной памяти. Ста-
вить его можно на любой комп с раздельными
полями памяти, при этом ковырять материнку
почти  не надо. Естественно способ требует
большего количества корпусов, чем турбиро-
вание, но на мой взгляд он этого стоит.
   И так вам нужно:
              К1533ЛИ1-1шт.
              К1533ЛЛ1-2шт.
              К1533ЛА3-1шт.
              К555КП12-1шт.
              КР565РУ5-8шт.
   Микрухи как видете весьма распостранен-
ные, только не советую заменять  их анало-
гами 155 и прочих тормозных серий, а также
изменять предлагаемую ниже схему - это мо-
жет  вызвать  тормоза.  Это  проявляется в
появлении во время работы программ, на эк-
ране,  черточек и атрибутов. Если все соб-
рано  правильно, должно заработать сразу и
без всяких глюков.
   Теперь  немного о работе схемы. Принцип
действия  основан на подмене медленной па-
мяти  дополнительной  (альтернативной) ли-
нейкой  быстрой  памяти  при  обращении  к
аресам  #5B00-7FFF, а также дополнительным
банкам медленной памяти.
   При этом в каждом банке медленной памя-
ти остается кусок незаменяемой памяти раз-
мером  в экран. Это сделано специально, т.
к.  у  меня  стоит  прибамбас  позволяющий
просматривать их все, т. е. 4 экрана, а не
два  (для  реализации аппаратного триколо-
ра).
   Ну я думаю я вас достаточно загрузил, и
вы  поняли,  весь  этот бред. Поэтому зак-
ругляюсь и привожу схему девайса.


  CS>──────────────────────────┬─x
         ┌─┐  ┌─┐          ┌─┐ │ ┌─┐
  A15'>─┬┤&o──┤&o───────┐ ┌┤&o───┤1├>CS1
        └┤ │ ┌┤ │       │ ├┤ │ ├─┤ │
         └─┘ │└─┘       │ │└─┘ │ └─┘
  A14'>──────┘          │ └──┐ │
         ┌─┐      ┌─┐   │ ┌─┐│ │ ┌─┐
  A11>───┤&├──────┤&├┐  └─┤1├┤ └─┤1├>CS2
  A12>───┤ │     ┌┤ ││  ┌─┤ │└───┤ │
         └─┘     │└─┘│  │ └─┘    └─┘
  A10>───────┐┌─┐│   │  │
         ┌─┐ └┤1├┘   │  └────────────┐
  A8>────┤&├──┤ │    │               │
  A9>────┤ │  └─┘    │    ┌─┐    ┌─┐ │
         └─┘         └────┤1├───┬┤&o─┤
  A13>────────────────────┤ │   ├┤ │ │
                          └─┘   │└─┘ │
                                │    │
           ┌────────────────────┘    │
           │   ┌─────────────────────┘
           │   │        КП12
           │   │     6┌──┬──┐
           │   │   ├──┤A1│  │
           │   │     5│  │  │
           │   └──────┤A2│  │7
           │         4│  │ A├───┐
           │       ├──┤A3│  │   │
           │         3│  │  │   │
           │      +>──┤A4│  │   │
           │        14├──┤  │   │
           │ ┌────────┤S1│  │   │
           │ │       2│  ├──┤   │
           │ │ ┌──────┤S2│  │   │
           │ │ │    10├──┤  │   │
           │ │ │   ├──┤B1│  │   │
           │ │ │    11│  │  │   │
           └──────────┤B2│  │9  │
             │ │    12│  │ B├──┐│
             │ │ +>┬──┤B3│  │  ││
             │ │   │13│  │  │  ││
             │ │   └──┤B4│  │  ││
             │ │     1├──┤  │  ││
             │ │   ┌──oE1│  │  ││
             │ │   │15│  │  │  ││
             │ │   ├──oE2│  │  ││
             │ │   ┴  └──┴──┘  ││
  КП11       │ │               ││
 ┌┬──┐4      │ │               ││
 ││00├────────────────────────────
 ││  │7      │ │               ││
 ││01├────────────────────────────
 ││  │9(A14')│ │               ││
 ││02├───────┴──────X───────────┴─
 ││  │12(A15') │               │
 ││03├─────────┴────X──────────┴──
 └┴──┘


   Адреса A8-A13 желательно брать с буффе-
ра клавиатуры. Микросхема КП11 установлена
в контроллере 128-й памяти (схема контрол-
лера  согласно журналу "Радиолюбитель. Ваш
компьютер."  N5/97) Линейка альтернативной
памяти  подключается  параллельно  линейке
быстрой памяти, за исключением сигнала CS.
Затем  разрываем  цепь  сигнала CS быстрой
памяти.  Сигнал  подается  на  одноименный
вход контроллера, на линейку быстрой памя-
ти  подаем CS1, на линейку альтернативной-
CS2. Осталное смотри по схеме.

    Данная  схема  естественно не является
панацеей и не позволяет 100% избавиться от
всех тормозов. Но все программы заработав-
шие  на турбе заработали и с данным девай-
сом,  и  при этом без вышеописанных глюков
со  сбросом  программ  и  воспроизведением
оцифровок.




Другие статьи номера:

Вступление - пара слов о новом номере газеты.

Новости - Черный Ворон 2,MythOS и Awaken закрыты, новые коммандеры Real Commander 2.0 и Turbo Commander, новая печатная газета Абзац, готовится к выпуску Demoniada.

Обзор Warez'а - Converter Utility v2.1, Hrust RiP arhivator v0.99, Tornado Screen Packer v1.00, Real Commander v1.96, Quick Commander v2.6, ZX-Amp v1.0, DFC v4.00, ANSI v0.1, HorrorWord v1.00, The Pusher Crack Music System v6.02, Burial gfx Editor v2.40c, File Extractor, Brujeria.

Обзор игр - логической игра Numerical и адвентюрная игры "И наступила тьма".

TOP 100 - Лучшая двадцатка игр отечественных производителей, Пятьдесят лучших игр зарубежных призводителей, Тридцать наиболее популярных системных программ.

Разборочка с геймочкой - разбор игры "Земля заклинателей" (Magicians Land).

Galaxy Plus - описания игр жанра РВЕМ (Play by E-Mail) и конкретно Galaxy Plus.

NeOS - Операционная Система нового поколения для ZX Spectrum совместимых компьютеров NeOS.

Турбирование "Байта" - Контроллер альтернативной памяти для ПК "БАЙТ".

DMA Sound Card - Программируемый таймер 8253 (Продолжение темы DMA SC в ECHO 6).

Подключение модема - схема и описание подключения Hayes-Модема к Спектруму.

Авторы - авторы и их адреса.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Юмор - Анекдоты, приколы.
Видео - Исторический детектив "Имя розы".
Навины - подборка местных новостей.
Новости - О разработке платы DMA Sound.
Интервью - интервью с одним из лучших кодеров в Латвии - Hunter/Crushers.

В этот день...   20 апреля