01 апреля 2021

       NedoOS: релиз 
Alone Coder 

   2  октября 2018 года наконец вышел пер─
вый  релиз  графического  редактора gfxed,
вскорости  переименованного в Scratch. Пи─
сался  он  совместно  с Николаем Гривиным,
которого  я  обучал ассемблеру. Именно под
требования  этого  редактора было заточено
новое CP/M-подобное "скрытое" ядро,которое
и стало ядром NedoOS. При этом изнанка фа─
йловых операций была взята из версии "При─
нца Персии"  под  SD-карту, которую сделал 
DimkaM с использованием библиотеки FatFs и 
драйверов от Savelij13. Кроме того, в ядре
использовалась  библиотека trdosfs из сис─
темы NedoLang. Наконец всё оказалось вмес─
те - ядро, драйверы  и  полезная системная
программа. Редактор  был продемонстрирован
на  тусовке NedoPC. Вопрос собравшимся был
предъявлен следующий - будет ли MSX-DOS2 с
многозадачностью  и  FAT32? Или, возможно,
TASiS  будет переделан под эти требования? 
Иначе нам придётся пойти по пути новой,са─
мостоятельной системы. Ответ был - нет, не
будет.Так мы пошли по пути самостоятельной
системы, лишь частично совместимой с CP/M.

   Система со всеми программами собирается
одной кнопкой, разработка идёт стремитель─
но.7 ноября 2018 года была выпущена первая
отдельная  сборка NedoOS с командной стро─
кой. Многозадачность  добавлена 10 ноября.
Командная строка - 12 ноября. Много откры─
тых файлов одновременно - 13 ноября. Nedo─
vigator - 15 ноября.Батники - 16 ноября. К 
проекту подключился DimkaM  и создал репо─
зиторий на сервере у Lord Vader'а.
   К  20 декабря  появились  hex editor  и
текстовый  редактор. 15 января - NedoBasic
(совместно  с  Кириллом Ловягиным,  бывшим
спектрумистом, которого  я тоже обучал ас─
семблеру), 24  января - NedoLang  и  diff,
написанный  на нём. В феврале - плейер му─
зыки  и NedoBrowser (от кода 2006 года там
совсем ничего не осталось;для работы в Ин─
тернете  DimkaM добавил в ядро NedoOS под─
держку  сетевой карты ZXNetUSB и адаптиро─
вал эмулятор).Поддержка GIF взята из исхо─
дников Dismaster/X-Project (1997), но поч─
ти полностью переписана,а поддержка JPEG -
тот  самый  JPEG viewer  от Alien Factory,
который  я несколько  лет  наворачивал под
TR-DOS. Поддержка bmp в браузере,в отличие 
от  Scratch, самая  примитивная (только 24
bit),зато поддержку PNG я написал с нуля и
довольно универсальную (для распаковки ис─
пользуется модуль из pkunzip ).
   Под NedoOS  был  тут же  портирован  не
только  pkunzip, но  и  tar, dmirc, dmftp,
веб-сервер  3ws, DHCP-сервер и многое дру─
гое. В марте DimkaM  добавил dmm - утилиту
монтирования  дисков. В  апреле  2019 года
добавлены  NedoView, modplay, wget, reset,
unrar,  zxrar,  игры  tetris, snake, tank, 
открыт сайт nedoos.ru  и проведена  первая
презентация  NedoOS  на  Дне Космонавтики.
DimkaM  добавил  запуск бейсиков и снапшо─ 
тов, а также  сохранение  снапшотов TR-DOS
программ, с  переключением  по NMI. Demige
добавил скрипты сборки из-под Linux.
   В  мае DimkaM добавил драйвер PS/2 кла─
виатуры  ZX Evo, Lord Vader ускорил сорти─
ровку  в  Nedovigator'е, я  написал первую
версию  игры  Untangle, а  Demige  улучшил
NedoBasic - теперь  он  хранит  исходник в 
текстовом виде.
   В июне Demige сделал динамическое выде─
ление  памяти  под  панели  Nedovigator'а,
DimkaM добавил в ядро поддержку разделов и 
оптимизировал   сборку  нескольких  версий
NedoOS одной кнопкой. Добавлена игра Супер 
Марио с NES. 
   В  июле Demige написал Ping и Telnet, а
DimkaM  добавил поддержку USB flash в ядре 
и утилиту settime с поддержкой NTP. Прове─
дена презентация NedoOS на DiHalt'2019.
   В августе добавлена сборка для Pentagon
2.666LE  и  начат  перевод документации на 
английский  (Louisa). В  сентябре добавлен
движок wolf3d и игра Чёрный Ворон. В октя─
бре - игра  Eric and the Floaters под цвет
на точку (благодаря Rasmer и Sashapont ) и
утилита  hddfdisk  (DimkaM). Demige  начал
писать игру Everlasting Summer. Совместны─
ми  усилиями удалось написать сетевую вер─
сию  Snake. В NedoBrowser'е поддержан про─
токол   Gopher.  Добавлены   логотипы  (от
Louisa, DimkaM, Wizard, Sashapont и меня). 
Чёрный Ворон  переделан под цвет на точку, 
но пока со старой графикой. Проведена пре─
зентация  NedoOS на CAFe'2019 - итоги года
совместной разработки.
   В  ноябре  DimkaM  фиксил сборку сишных
утилит  и  резидент отладчика NoIce. В де─
кабре  в NedoBrowser  добавлена  поддержка 
https через прокси, а в Scratch - сохране─ 
ние .scr, добавлен  пример  работы  с  ка─
ртинками, спрайтами  и  музыкой  для игр -
sprexamp. 27 декабря 2019 года репозиторий 
NedoOS открылся для всех желающих. 

   В  январе  2020 года в player добавлена
поддержка TurboSound FM, а Lord Vader при─
вёл  все тексты к 866 кодировке. В феврале
была  исправлена  работа  с  SD-картой  на
NeoGS. В марте  добавлены игра Loyd и дема 
noise. В  апреле - поддержка  SVG  в Nedo─ 
Browser'е (исходник от Elph) и плеер AY по 
сети (DimkaM, Lord Vader).
   К апрелю-маю Чёрный Ворон был окончате─
льно  раскрашен (в этом участвовали Котик,
Sashapont  и  Louisa ), и я записал полное 
прохождение на YouTube. В wolf3d добавлены
спрайты с текстурой и прозрачностью,импорт
текстур  и  спрайтов  из bmp, а в sprexamp
поддержан  скролл  фона. wget  стал  уметь
просмотр  картинок  и  проигрывание музыки
(DimkaM). 
   В июне написана карточная игра для "Бе─
сконечного  лета". Начались  трансляции на  
Twitch  и  YouTube. Исправлен  старинный и 
редкий  глюк в ядре, а музыка в программах
теперь  может  играть  по фону и не тормо─
зить. Добавлена защита экрана программ при
переключении фокуса.
   В  июле  в  NedoLang и NedoAsm добавлен
таргет   script  и  расширены  возможности
enum, исправлен двойной typecast и вложен─
ные #ifdef. В Scratch написана оконная си─
стема  с  кнопочками, галочками  и  полями
ввода. В веб-сервер  3ws добавлена функция
запуска приложений, запуск плеера и вьюве─
ра  картинок (DimkaM). Добавлены обучающие
проекты hello и gfxtest.
   В  августе  добавлена  работа текстовых
программ    через   пайпы   и   терминалы,
telnet-сервер netterm, увеличено число од─
новременно  открытых  файлов.  cmd  теперь
умеет dir >file, dir |more.com.
   К   сентябрю   портированы  компиляторы
Turbo Pascal и BDS C, для последнего напи─ 
сана  простейшая графическая библиотека. В
NedoLang  добавлены  константные выражения  
+(expr)  и  блок  evar {UINT var1 = 1, INT 
var2 = 2, FLOAT var3} и т.п. - создаёт пе─ 
ременные заданого типа с заданными адреса─
ми.В ядре и Nedovigator'е поддержаны длин─
ные имена файлов.В Scratch появилось опци─
ональное сохранение в формате 8 бит на пи─
ксел. Портирован  Pro Tracker с поддержкой
General Sound и увеличенным окном редакти─ 
рования.
   В октябре написан новый музыкальный ре─
дактор untr (с кучей виртуальных дорожек и
цифрами  зацикливания). В  ядре при снятии
задачи  теперь не только закрываются файлы
и  сокеты, но  и глушатся оба AY, а размер
плейера, подписанного  на прерывание, уве─
личен  до  48K. Konstantin Kosarev написал
утилиту  rdtrd (читает содержимое диска A:
в файл noname.trd ). Добавлены утилиты cut
(резалка файлов) и playtap. Добавлена дема
raytrace и сетевая игра q1 (Firestarter). 
   В ноябре портированы игры, декомпилиро─
ванные  Rasmer'ом:  Slab Age (раскрашена),
Montana Jones 2 (раскрашена),  Isitar 7 
MSX), Midnight Resistance (потом добавлена 
заставка с Atari ST), Solomon's Key (потом
добавлена  заставка с Atari ST), Barbarian
(потом  добавлена заставка  с  Amiga ).  В
wolf3d  добавлены  двери в нишах, звуковые 
эффекты, стрельба. Konstantin Kosarev  на─
писал  утилиту wrtrd (пишет на диск A: со─
держимое образа source.trd ).
   В декабре  прошёл конкурс  Твоя игра 6.
Там  появились игры  High Way Star (Rasmer
декомпилировал  с  MSX ) и  ZX Battle City
(Slip)  под NedoOS. Baho написал автомати─ 
ческий генератор зависимостей  при  сборке
под  Linux. Добавлен  маунтер под ATM, а в
hddfdisk добавлен инсталлятор загрузчика и 
TASiS'а (DimkaM). 

   В  январе 2021 года BruXy перевёл доку─
ментацию  NedoOS  на английский. Добавлена
версия Nedovigator'а nvfast, которая рису─
ет прямо в экран.А в терминале при неакти─
вности  автоматически скрывается курсор. В
zxrar  включен поиск 2-байтных совпадений. 
Портирована  игра  2048  (с помощью Hippi─
man'а ). 
   В  феврале в ядро добавлен возврат кода
результата  из  программ, и переделана под
цвет на точку игра Вера (её красит Sergio,
а переводит Сергей из ZX BITLES ).
   Наконец, в  марте портирован Evo SDK. В
этой  версии её можно расширять любыми ас─
семблерными функциями, нужными для той или
иной игры.

  NedoOS - не  только  система, в которой
можно работать, но и огромнейшее хранилище
рабочих  исходников. По  числу  приложений
NedoOS  приближается  к  TASiS, а по числу 
игр - даже превышает его. Но главное - это
не  имеющий  аналогов на Speccy совместный
проект, в  котором  можете поучаствовать 



Other articles:


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Similar articles:
Gingerbread - a fairy tale.
Designer - scheme of a light gun.

В этот день...   23 November