ZX Club #08
31 мая 1998 |
|
ОДИНОКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ Шестов Лев Исаакович (31.01(12.02).1866, Киев - 20.11.1938, Париж) А.В. Ахутин ────────────────────────────────────────── Среди замечательных имен нашего "серебря- ного века" - философов, писателей, поэтов, с которыми привычно связывают русское культурное возрождение этой короткой эпо- хи, мы встречаем имя Льва Шестова. Широко известным оно стало после того, как С.П. Дягилев опубликовал в редактируемом им журнале "Мир искусства" (No2 - 9, 10 за 1902 г.) книгу Шестова "Достоевский и Ниц- ше (Философия трагедии)". К этому времени Шестову удалось издать за свой счет две книги, но только теперь, когда его сочине- ние появилось в самом блестящем по тем временам литературно-художественном журна- ле, - появилось сразу же после публикации в том же журнале нашумевшей книги Д.С. Ме- режковского "Толстой и Достоевский", - он входит в круг деятелей русского религиоз- но-философского возрождения 20 века. "Шестов очень талантливый писатель, - пи- сал Н. Бердяев в 1905 г. в рецензии на "Достоевский и Ницше" и "Апофеоз беспоч- венности", - очень оригинальный, и мы, непристроившиеся, вечно ищущие, полные тревоги, понимающие, что такое трагедия, должны посчитаться с его вопросами, кото- рые так остро поднял этот искренний и своеобразный человек. Шестова я считаю крупной величиной в нашей литературе, очень занимательным симптомом двойствен- ности современной культуры". - Бердяев Н.А. Трагедия и обыденность. Оригинальный, далекий от академических ка- нонов склад ума, поглощенность последними вопросами бытия роднят Шестова с Д. Мереж- ковским, Н. Бердяевым, С. Булгаковым, В. Розановым, В. Ивановым, А. Ремизовым и другими сотрудниками "Мира искусства", "Нового пути", "Вопросов жизни", "Русской мысли", участниками петербургских Рели- гиозно-философских собраний, ивановских "сред", "воскресений" В. Розанова. По своему характеру сообщество это сильно отличается от аналогичных кружков, групп, союзов XIX века. При общей страсти к пос- тижению мировой, преимущественно в ее эзо- терических истоках, при общем религиозном умонастроении, при общей даже философии символизма связывает их скорее полемичес- кая энергия, чем идейная близость. Сооб- щество объединяло людей до крайности своенравных, с утонченной личностной пси- хологией и художественно развитым вкусом. Но даже в этом собрании исключений Лев Шестов стоит особняком. Молчаливый, всег- да самососредоточенный, не ввязывающийся в споры, предпочитающий не утверждать свое, а иронически снижать пафос оппонента, он тем не менее неколебим в парадоксальном адогматизме. Вглядываясь в этот пышный мир, мы не найдем Шестову места ни среди мистиков, ни среди символистов, ни среди его ближайших друзей - религиозных филосо- фов. Он сознает эту "неуместность" и даже отстаивает ее. Едва заявив о себе первыми публикациями, благожелательно принятый и признанный "своим", он двумя саркастичес- кими выступлениями резко отделяет соб- ственную позицию от направления Мережков- ского (в статье "Власть идей" - рецензию на 2 том сочинения Мережковского "Толстой и Достоевский"), а затем так же от фило- софской позиции Н.А. Бердяева ("Похвала глупости" - рецензия на книгу Н. Бердяева "Sub specie aeternitatis"). Отмежевание от основных течений именно ре- лигиозно-философской мысли столь явно, что возникает сомнение, допустимо ли вообще связывать творчество Шестова с этим движе- нием (тем не менее Н. Зернов, не сомне- ваясь, относит произведения Л. Шестова к "сокровищнице православной русской культу- ры"). Определенно можно утверждать, что оно не только не входит в традицию рус- ской мысли, связанную с именем Владимира Соловьева, но и сознательно противостоит ей. Во всяком случае, Шестов озаботился с предельной ясностью выразить свое крити- ческое отношение к религиозной философии соловьевского толка в специальном курсе лекций, прочитанных им на русском отделе- нии Парижского университета в 1926 г. и положенных затем в основу специальной ра- боты (статья "Умозрение и апокалипсис"). Стало быть, Шестов разделял с религиозны- ми философами и писателями только общие "предчувствия и предвестия", общую захва- ченность последними вопросами, по философ- ской же сути и смыслу их пути расходились. Его парадоксальные речи вроде бы вообще не встраиваются в русскую философскую тради- цию и кажутся голосом одиночки, не созвуч- ным никакому хору - ни славянофилов, ни западников, ни церковноверующих, ни мета- физиков, ни гносеологов. Владимир Со- ловьев, познакомившись с рукописью книги Шестова "Добро в учении Толстого и Ницше", почувствовал беспокойную странность выра- зившегося в ней умонастроения и просил от- советовать автору публиковать это сочине- ние. Обвинение в нигилизме было наготове и не раз высказывалось, казалось бы, близки- ми по духу людьми, как, например, С.Л. Франком в рецензии на статью Шестова о Че- хове "Творчество из ничего" (в газете "Слово" от 12 декабря 1908 г.). С другой стороны, шестовскую борьбу с дог- матизмом религиозных доктрин, спекулятив- ной метафизики, этического идеализма впол- не могли бы одобрить критически мыслящие реалисты, - но критицизм их никогда не простирался так далеко, чтобы поставить под вопрос науку и сам разум. Они несом- ненно увидели бы в сочинениях Шестова лишь декадентскую нервозность, апологию ирра- ционализма и слепой фидеизм. Так правомерно ли вообще искать в русской культуре истоки этой причудливой, столь критической и столь сосредоточенной в се- бе мысли? Почему она уместна среди памят- ников отечественной мысли? Шестов однажды со всей определенностью от- ветил на подобные вопросы. Заметив, что русская философия и славянофильского, и западнического направления выросла на поч- ве философии немецкой, Шестов говорит: "А меж тем русская философская мысль, такая глубокая и своеобразная, получила свое вы- ражение именно в художественной литерату- ре. Никто в России так свободно и властно не думал, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой (пока его не требо- вал к священной жертве Аполлон, Толстой "мыслил" так же, как Соловьев) и даже Че- хов..." ("Умозрение и Откровение". с.35). Здесь - в великой русской литературе XIX века - и следует искать исток философско- го постижения Шестова. Едва ли не первый уяснил он особую философскую значимость художественного опыта литературы, и в пер- вую очередь русской литературы XIX века. Сосредоточенное внимание к человеку, ус- траняемому объективным ходом истории, - человеку частному, странному, забываемому, "маленькому", "лишнему", - как бы его там не называли; открытие глубинной значимос- ти ситуаций, которые много позже европей- ские экзистенциалисты - во многом опи- раясь на русскую литературу - назовут пог- раничными; художественное постижение эк- статически личностного характера нрав- ственного решения, превышающего всякую нормативную этику; открытие трагического характера исторического бытия. Все это сокровища, найденные Шестовым в русской литературе, и прежде всего у Достоевского и Толстого. Не думаю, что мы слишком оши- бемся, если увидим во всем творчестве Л. Шестова попытку пересмотреть классическую западноевропейскую философию в свете тех откровений, которыми поразила его - как много позже и саму западную мысль - рус- ская литература. И тут, правда, простого противопоставления не получается: столь же мощный импульс Шестов получил от Ницше. Более того, есть все основания утверждать, что философски продуктивным оказалось именно напряженное духовное "поле", обра- зованное тремя силовыми полюсами - Ницше, Толстым и Достоевским, героями первых двух собственно шестовских книг. Обращенные ли- цом и словом друг к другу, эти мыслите- ли-художники утрачивали все вторичное, идеологическое, не идущее к делу и полага- ли начало новой философии - философии тра- гедии, философии каторги, философии XX ве- ка... Положение Шестова - "беспочвенного", странного, непонимаемого мыслителя, шаг- нувшего на свой страх и риск в неведомый мир, которому он оставался верен до конца, исключительно. Всю жизнь он занимался фи- лософией, все глубже погружаясь в труды ее великих творцов, но справедливо был наз- ван "антифилософом" (Марголин Ю. "Антифи- лософ" - Новый Журнал: New York. 1969, No99, c. 224-236), поскольку занимался этим только для того, чтобы развенчать ра- зум и обратить человека к вере. Всю жизнь он утверждал, что открыть реальность мож- но только верой, и никогда не принадлежал ни к одной концессии. Жизнь Шестова - ев- рея в России, русского эмигранта за грани- цей, уединенного мыслителя в эпоху всеоб- щего безумия, вынужденного обеспечивать себя и множество близких собственным лите- ратурным трудом, - была сравнительно бла- гополучна, но одним из немногих на заре века он постиг всю незащищенность и нео- беспеченность человеческого существования, всю иллюзорность естественных, социальных или божественных законов. Постиг он и то, что Бог откликается только на зов "из глу- бины". Задолго до того, как вступил в си- лу настоящий XX век, Шестов расслышал его весть. ──────────────── Альманах "Мысль": Барнаул. 1997, No2 (4), c. 81-83. ───────────────────────────────────DI:HALT
Other articles:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Similar articles:
В этот день... 21 November