ZXNet эхоконференция «hardware.zx»


тема: "Идеологии и концепции в свете развития платформы".



от: Valery Tkachuck
кому: All
дата: 03 Dec 2006
Hello, captain cobalt

"Идеологии и концепции в свете развития платформы".

Для начала, в качестве вводной Ц что такое идеология применительно к
архитектуре:

Bla> Идеология архитектуры компьютера Ц это вектор направления развития
Bla> этой архитектуры.

От чего зависит идеология развития товара в условиях товарного рынка:

Bla> Рыночное позиционирование изделия.
Bla> Рыночная потребительская ниша определяет идеологию архитектуры
Bla> компьютера, т.е. направление развития, посредством реализации
Bla> которого осуществляется позиционирование в этой потребительской нише.
Bla> В то же время существующая архитектура компьютера определяет его
Bla> текущее рыночное позиционирование.

http://www.zx.pk.ru/showpost.php?p=61049&postcount=113

Пример N 1;
Для; начала рассмотрим отвлечённое применение терминологии на примере
биологических объектов Ц моллюсков, строящих раковины-улитки. Это вполне
допустимо, т.к. развитие рукотворного мира подчиняется в основном таким же
законам, что и развитие мира естественно-природного. Спиральная раковина Ц
очень хороший и наглядный пример масштабируемого развития, при этом у такого
развития есть и своя идеология и свои концепции развития. Основа идеологии
развития всего живого Ц рост и размножение, или, что взаимнообратимо Ц
потребление определённой пищи . Рост Ц это для одного существа, размножение Ц
тот же рост, только для популяции существ. Итак, идеология развития всего
живого Ц потребление, идеология развития раковины нашего моллюска Ц наращивание
её диаметра. От чего зависит эта идеология развития? Она зависит от наличия и
скорости прироста кормовой базы. Для случая товарного рынка та или иная пища
будет имитировать ту или иную потребительскую нишу, а скорость прироста
кормовой базы Ц скорость изменения спроса. В зависимости от состояния кормовой
базы (рынка) концепции развития раковины (и естественно самого моллюска,
который ею ограничен) могут быть разные. В случае неограниченной кормовой базы
лучшая концепция спирали раковины Ц та которая не ограничивает быстрый рост Ц
это например трёхмерные конические спирали, у которых рост диаметра витка
спирали более значительный, чем у плоской спирали. Концепция трёхмерной
конической спирали обеспечивает быстрый набор массы моллюском, быстрое
достижение им половозрелого возраста и быстрое воспроизводство поколений для
захвата популяцией этих моллюсков всей кормовой ниши. Hо допустим произошёл
планетарный катаклизЬм и прирост кормовой базы стал настолько мал, что скорость
его прироста стала меньше скорости поглощения пищи моллюсками. В результате
моллюски попросту не смогут достичь половозрелого возраста и дать потомство, а
значит популяция с такой концепцией раковины Ц обречена на гибель. В то же
время моллюски с концепцией раковины в виде плоской спирали не столь быстро
набирают массу и дольше достигают половой зрелости, но зато скорость
потребления ими кормовой базы согласуется со скоростью её роста и они никогда
голодными не будут, а значит благополучно достигнут половозрелого возраста и
дадут потомство, чем и обеспечат рост и развитие популяции.

Вывод: наличие определённой рыночной ниши (кормовой базы) определяет ориентацию
на потребление (этого корма), т.е. идеологию захвата этой (кормовой) ниши, а
концепция развития (той или иной формы раковин моллюсков) определяет
соответствие между идеологией захвата и параметрами рыночной (кормовой) ниши.

Примеры из недавней ZX истории:

Пример N 2;
В; начале 90х годов в нише home компьютеров была уже довольно плотная
конкуренция, в то же время в нише business компьютеров конкуренция была
многократно ниже, что теоретически позволяло войти в неё новым игрокам.
Hехватка business компьютеров и их завышенные цены привели к тому, что было
рентабельным даже создание делового софта для ZX, и использование ZX как
business компьютера (например в бухучёте), откуда собственно и ведёт свои корни
фирма Искрасофт (которая ныне известна разве что как рядовой поставщик
напольных покрытий). Идеи <развития> ZX в некий business компьютер тогда
считались вполне реальными, что и породило волну "Business Building" в
ZX-строении. Одним из представителей этой волны был АТМ, у которого идеологией
<развития> для вхождения в нишу business компьютеров по задумке авторов,
являлось введение дополнительных EGA-подобных экранных разрешений. Hо
отказаться от home рынка авторы АТМ тоже не желали, и в результате метаний меж
двух рыночных ниш возникла модификация десктопной концепции <всё в одном> -
концепция <всего и побольше>, что отразилось на аппаратной реализации в виде
нагромождения всего что только можно (на тот период) на одной плате. Сбыт этого
чуда проходил под соусом зомбированности народонаселения некоторым его
РС-образием, с использованием таких разрекламированных химер как
<профессиональный EGA экран>. Hо т.к. спекулятивный рынок РС развивался
довольно быстро, то очень скоро АТМ стал выглядеть довольно бледно на фоне
ввозимых как металлолом старых РС, цена которых стала сопоставимой с АТМ. В то
же время для home компьютеров его стоимость была слишком высокой, что и
определило быструю кончину сей монструозной конструкции.

Вывод: таким образом имеем относительно свободную нишу business компьютеров,
идеологию вхождения в эту нишу выразившуюся в дополнительных EGA-подобных
экранах и концепцию <всего и побольше>, имевшую место стать по мысли авторов
компромиссом между home и business нишами. Рекламная сторона строилась на
зомбированности потребителя такими РС химерами как <профессиональный EGA экран>
и в значительной мере опиралась на разрекламированность самого РС как business
компьютера, а так же на непонимании потребителем того, что наличие
<профессионального> компьютера не означает автоматического наличия
профессионального софта для него.

Пример N 3;
Совсем; другую идеологию <развития> выбрала фирма <Скорпион>. Идеология сия во
многом схожа с идеологией фирмы Майкрософт, т.е. продать за полную стоимость
недоделанный продукт, а потом на эти деньги много лет его доделывать <типа
бесплатными> патчами. Разница только в том, что ввиду бедности xUSSRТовского
пользователя привлечь его можно только почти халявной стоимостью, зато потом
можно долго доить его, втюхивая ему всевозможные <доработки>, доводящие эту
<почти халяву> до уровня сообразного фантазии пользователя. А чтобы
активизировать продажи этих <доработок>, предполагалось стимулировать убогую
фантазию пользователя широкомаштабной рекламой всевозможных химер. Т.е. при
таком подходе не нужно было искать и в конкурентной борьбе отвоёвывать какую-то
нишу рынка, а нужно было создать химеру, прорекламировать её пользователю как
новую супер перспективную рыночную нишу, и под этой маркой втюхать очередное
<навороченное фуфло> (с) Nemo. С точки зрения бизнес-модели ориентированной на
развод лохов Ц идея просто гениальная, правда основанная на весьма
доисторической истине: <Скупой - платит дважды, а глупец(лох) Ц всю жизнь>. :)
В этом ракурсе самый перспективный клиент, это Ц лох :) .
Идеологией претворения в жизнь такой рыночной бизнес-модели стала однородность
схемотехники, а её концепцией максимальная дешевизна базовой конструкции в
производстве, что должно было привести к широкому её распространению и захвату
значительной доли рынка ZX-совместимых компьютеров. Кривизна и тормознутость
конструкции приносились в жертву её стоимости. Зато <Зоновский вариант> и его
клоны стали одними из самых массовых конструкций. После широкого
распространения во многом однородных схемотехнически конструкций стало возможно
перейти ко второму этапу Ц прикормке пользователей путём торговли схемами
<доработок>, устраняющих родимые недостатки конструкции. Таким образом решался
вопрос с рекламной раскруткой фирмы <Скорпион> как генерального поставщика
<доработок> почтой. И наконец на третьем этапе можно было приступать к
генерации, рекламированию и впариванию химер. Справедливости ради необходимо
сказать, что <химеры> эти в основном соответствовали рекламе и заявленному
назначению, хотя к развитию платформы имели весьма косвенное отношение, т.к.
основным их назначением было <срубить по быстрому капусты>, а не что-то там
развить. Поэтому и не существовало какой-нибудь идеологии в развитии
скорпионовского конструктива, т.к. генерация очередного прибамбаса зависела не
от идеологии развития компьютера как целостной конструкции, а исключительно от
конъюнктурного спроса на ту или иную химеру.

Вывод: таким образом, имеем бизнес-модель, идеологией которой является создание
рынка схемотехнически однородных компьютеров, а концепцией достижения этой цели
Ц максимальную дешевизну и упрощённость конструкции для достижения эффективного
массового её воспроизводства. Целью воплощения такой бизнес-модели помимо
торговли самими компьютерами, стала возможность создания эксклюзивной (а значит
высокорентабельной) торговли <доработками> для получивших массовое
распространение схемотехнически однородных компьютеров.

Глобальные выводы: из двух последних примеров видно, что в них ни целью, ни
идеологией, ни концепциями развития не было развитие платформы ZX Spectrum.
Единственной целью, которая преследовалась в обоих случаях, были исключительно
меркантильные конъюнктурные интересы, которые спустя не такое уж и большое
время превратились в мифы о якобы имевшем место развитии ZX-платформы в период
"Business Building" в ZX-строении. В этой связи вызывает умиление наивная
простота и некритичность к ZX-мифотворчеству некоторых людей, с жаром
доказывающих о существовании неких достижений развития ZX-платформы например в
АТМ, хотя ничего кроме убогих потуг впаривания конъюнктурных химер, в клонах из
подсемейств отродясь не наблюдалось. ( подробнее о
подсемействах см.
http://www.zx.pk.ru/showpost.php?p=66619&postcount=135 )




Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
С миру по биту - обзор почты. Ответы на вопросы читателей журнала.
Рlutonium - Здесь исxoдный текст пpиведён не пoлнoстью, если кoму интеpеснo - ищите opигинал.
Вступление - Вот и вышел уже восьмой номер нашей газеты, а новой читалкой пока и не пахнет...
От авторов - Редакция.
Из Нашего Почтового Ящика - Дорогие читатели, мы наконец-то о своем проекте "Бонус".

В этот день...   20 апреля