3Bit #01
03 января 2005
  Железо  

Железячки - Кое-что о CMOS-часах: доработанная схема от Alone Coder'a.

<b>Железячки</b> - Кое-что о CMOS-часах: доработанная схема от Alone Coder'a.
   Кое-что о CMOS-часах

(c) AlCo
──────────────────────────────────────────
           Здравствуй, All!
  Вот, по  настоянию  Кирила Фролова приш-
лось  завести  на  схему сигнал М1, благо,
оставался  незадействованый элемент ЛЕшки.
И  благодаря  его  же сообщению о том, что
"ДАЛЛАС" не так уж и крут, приводится "Ва-
риант 2".
  Теперь  появляется возможность для прог-
раммиста  несколько более свободно относи-
ться  к включению/отключению доступа к ча-
сам, что  может повлечь за собой появление
глюков у тех, кто не доработает часы у се-
бя! Впрочем, оставим  это на совести прог-
раммистов.

           CMOS-часы.
    Стандарт портов "GLUK".

#EFF7 bit 7 - включение доступа к часам
#DFF7 - запись в CMOS адреса ячейки
#BFF7 - чтение (запись) данных из (в) CMOS

          Вариант 1.

                           ├─┤├─┬────┬──┐
                            10  ┴ 22M│  │   КР512ВИ1
           кваpц на 32.768 кГц ▐█▌   █  │   ┌───┬──────┐
                            20  ┬    │  └─2─┤OS1│RTC   │
                           ├─┤├─┴─▄▄─┴────3─┤OS2│      │
                                  470K      │   │      │
                  1533ЛЕ1  ┌───┐            ├───┤      │
   M1 ────────────────────2┤1  │            │   │      │
          1533ИД7      ┌──3┤   ╞─1─┐        │   │      │
         ┌──┬────┐    ═╧═  └───┘   │        │   │      │
  A12 ─1─┤A0│DC  ╞─15  ┌───────────┘        │   │      │
  A13 ─2─┤A1│    ╞─14  │   ┌───┐            │   │      │
  A14 ─3─┤A2│    ╞─13  ├─11┤1  │            │   │      │
         ├──┤    ╞─12────12┤   ╞─13──────17─┤DS │      │
         │  │    ╞─11  │   ├───┤            │   │      │
   A3 ─4─╡v1│    ╞─10─────8┤1  ╞─10──────14─┤AS │      │
/OIRQ ─5─╡v2│    ╞─9─┐ └──9┤   │            │   │      │
  A15 ─6─┤V3│    ╞─7 │     ├───┤    ┌────15─┤R/W│      │
         └──┴────┘   └────5┤1  ╞─4─┐│┌───13─╡cE │      │
  /WR ─────────────────┬──6┤   │   │││      ├───┤      │
                       │   └───┘   │││  ──4─┤AD0│      │
                       └────────────┘│  ──5─┤AD1│      │
      ┌────────────────────────────┘ │  ──6─┤AD2│      │
      │  ┌──┬────┐                  /│  ──7─┤AD3│      │
      └9─┤C │TT  │ 1533ТМ8     D0-D7-│  ──8─┤AD4│      │
RESET ─1─╡R │    │                  │  ──9─┤AD5│      │
         ├──┤    │                   │  ─10─┤AD6│      │
   D1 ─4─┤D0│  Q0├─2──>              │  ─11─┤AD7│      │
         │  │ /Q0╞─3──>              │      ├───┤      │
   D7 ─5─┤D1│  Q1├─7─────┐    ┌──────┤  ┌18─┤rES│      │
         │  │ /Q1╞─6  1К █ б / к     │  ├20─┤CKF│      │
      ─12┤D2│  Q2├─10    ├──╢     1K █  ├22─┤PS │  /IRQ╞─19
         │  │ /Q2╞─11    █    э     │  │   │   ├──────┤
      ─13┤D3│  Q3├─15    │430 │ КТ315│  █   │   │   SQW├─23
         │  │ /Q3╞─14   ═╧═  ═╧═     │  │10K│   │ CKOUT├─21
         └──┴────┘                   │  │   │   ├──────┤
                          +5V ─>├─┬──┴──┴24─┤Vdd│   Vss├─12┐
                            КД522 │         └───┴──────┘   │
               +3V от батаpеи ─>├─┘                       ═╧═
                            Д311 (Д9)  -  при  использовании
      батарейки с напряжением менее 4V этот диод обязательно
      должен быть германиевым! При более высоком  напряжении
      можно поставить КД522.

  Сигналы  с  ног 2 и 3 ТМ8 можно подавать
на  схему доп. гpаф. pежима 512*192. Тогда
от  той схемы остаётся только КП11 и ИР23.

  Вообще-то схемка подключения ног 18, 20,
22 немного некоppектна, но оно и так pабо-
тает. Так  было  у  Глюка, и себе я сделал
так - лень было сделать как надо. (Пpавда,
у  Глюка  часы  питаются ТОЛЬКО от батаpеи
4.5V)

  А по-хоpошему надо б так:

                КД522          Д311
+5V ─────┬─────┬──>├──┬────┬────┤<─── +3V от батаpеи
         │ 10K │  20K │    │    ┌───┬───
это диод ┴     █      █    └─24─┤Vdd│
   КД522 ^     │ ├─┤├─┴────┬─22─┤PS │
    4700 │     │   4700    └─20─┤CKF│
   ├─┤├──┴─────┴─────────────18─╡rES│

  И  если  Вы планируете в будущем дорабо-
тать свой любимый комп, чтобы он включался
по  сигналу  будильника CMOS (вся програм-
мная  поддержка уже есть в прошивке MADROM
by AXLR), не поленитесь сразу сделать, как
надо.

           Вариант 2.

  Тем, кто  не смог добыть такой рулез как
КР512ВИ1, а  выковырял  из ПЦ "ДАЛЛАС" или
другой  какой  импортный  аналог, придется
остановиться  именно  на нем. Хотя и ВИ1 в
таком включении будет спокойно работать ;)

                           ├─┤├─┬────┬──┐
                            10  ┴ 22M│  │   КР512ВИ1
           кваpц на 32.768 кГц ▐█▌   █  │   ┌───┬──────┐
                            20  ┬    │  └─2─┤OS1│RTC   │
                           ├─┤├─┴─▄▄─┴────3─┤OS2│      │
                                  470К      │   │      │
          1533ИД7          ┌───┐ 1533ЛЛ1    ├───┤      │
  /RD ────────────────────1┤1  │            │   │      │
         ┌──┬────┐    ┌───2┤   ├─3───────17─┤DS │      │
  A12 ─1─┤A0│DC  ╞─15 │    ├───┤            │   │      │
  A13 ─2─┤A1│    ╞─14 ├───4┤1  │            │   │      │
  A14 ─3─┤A2│    ╞─13 │┌──5┤   ├─6───────15─┤R/W│      │
         ├──┤    ╞─12─┘│   └───┘            │   │      │
         │  │    ╞─11  │   ┌───┐ 1533ЛЕ1    │   │      │
   A3 ─4─╡v1│    ╞─10─────2┤1  ╞─1───────14─┤AS │      │
/OIRQ ─5─╡v2│    ╞─9─┐ ├──3┤   │            │   │      │
  A15 ─6─┤V3│    ╞─7 │ │   ├───┤     ┌───13─╡cE │      │
         └──┴────┘   └────5┤1  ╞─4─┐ │      ├───┤      │
  /WR ─────────────────┴──6┤   │   │ │  ──4─┤AD0│      │
                           └───┘   │ │  ──5─┤AD1│      │
      ┌────────────────────────────┘ │  ──6─┤AD2│      │
      │  ┌──┬────┐                  /│  ──7─┤AD3│      │
      └9─┤C │TT  │ 1533ТМ8     D0-D7-│  ──8─┤AD4│      │
RESET ─1─╡R │    │                  │  ──9─┤AD5│      │
         ├──┤    │                   │  ─10─┤AD6│      │
   D1 ─4─┤D0│  Q0├─2──>              │  ─11─┤AD7│      │
         │  │ /Q0╞─3──>              │      ├───┤      │
   D7 ─5─┤D1│  Q1├─7─────┐    ┌──────┤  ┌18─┤rES│      │
         │  │ /Q1╞─6  1К █ б / к     │  ├20─┤CKF│      │
      ─12┤D2│  Q2├─10    ├──╢     1K █  ├22─┤PS │  /IRQ╞─19
         │  │ /Q2╞─11    █    э     │  │   │   ├──────┤
      ─13┤D3│  Q3├─15    │430 │ КТ315│  █   │   │   SQW├─23
         │  │ /Q3╞─14   ═╧═  ═╧═     │  │10K│   │ CKOUT├─21
         └──┴────┘                   │  │   │   ├──────┤
                          +5V ─>├─┬──┴──┴24─┤Vdd│   Vss├─12┐
                            КД522 │         └───┴──────┘   │
               +3V от батаpеи ─>├─┘                       ═╧═
                            Д311
──────────────────────────────────────────



Другие статьи номера:

От редакции - новый украинский электронный журнал под названием "3BiT".

От редакции - накануне: переписка авторов журнала с корреспондентами.

От редакции - Credits: авторы журнала.

Speccy news - новости: Scl выпустил газету Cossackos, результаты Воронежского фестиваля KidSoft'2004, Сергей Бульба архив AY музыки, Alone Coder выпустил Info Guide #6...

Программинг - новый быстрой и короткий PT3.x Player от RSM.

Программинг - дизайн исходных кодов: основные требования к листинг программы, ориентированной на широкую публику.

Программинг - процедуры печати текста шрифтами 8х8, 6х8, 5х8, 4х8 точек.

Программинг - обзор особенностей моделей оттечественного и фирменного спектрума от Rob F.

Программинг - сборник кодов: Рисование окна с рамкой в цвете, обработка дисковых ошибок TR-DOS, универсальня процедура Scroll'a экрана.

Программинг - Game Making: Mad Killer делится опытом создания игр для ZX Spectrum.

Программинг - Нестандартное использование General Sound: эмулятор звукового сопроцессора AY-3-8910.

Hacker Zone - "фрикинг": Халявные звонки на таксофонах. Бесплатные звонки в любую точку мира.

Перспективы - Dune для Спектрума от Сосюра Игоря.

Есть мнение - Mad Killer уличает Инфорком в продажности PC.

Рабочий стол - JPEG/GIF laboratory 1.1: программа для просмотра картинок в формате JPEG/GIF.

Рабочий стол - General Sound AY Emulator v1.0

Рабочий стол - обзор утилиты для поиска музыкальных файлов Pro Tracker 3.X Mod Finder v1.2

Игромания - Архивариус: обзор не очень свежей но интересно адвентюры "Последняя авантюра".

Игромания - Wolf 2004: Мир увидел то, над чем трудился Alone Coder целых 8-мь лет!!

Железячки - Кое-что о CMOS-часах: доработанная схема от Alone Coder'a.

Железячки - обзор некоторых современных контроллеров для работы с внешними накопителями информации для ZX-Spectrum.

Веселуха - Жизнь простого сисадмина И печальна и тосклива если рядом нету пива: Сисадмину посвящается.

Веселуха - юмористический рассказ: Я МАШИНА.

Веселуха - Компьютерные анекдоты.

Иной мир - Radeon X700: недорогая основа для геймерских карт.

Разное - отчет Rob F. с Украинской тусовки SpeXtream'2004.

Разное - старости: для чего нужны программы, особенно игровые и как их делать хорошо.

Разное - Конкурс от групы P7S для патриотов Спектрума!

Разное - Интервью с DESALEX'ом/XPJ.

Разное - интервью с автором одного из самых ожидаемых игровых проектов, игры Dune: The Battle for Arakkis.

Разное - интервью с автором нашумевшей демки под VIC-20 - Viznut/PWP.

Разное - интервью с известным Английским спектрумистом Gasman/Raww arse.

Разное - Интервью с Random'om взятое на Construction Chaos 2004.

Разное - Реклама - двигатель торговли и не только.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Soft Group - Кpaткий oбзop игpушeк: RОBIN ОF TНЕ WООD 128K, TНUNDЕRСATS, SKATЕBALL, LОTUS ЕSPRIT TURBО СНALLЕNGЕ, TНЕ FLINTSTОNЕS, GНОULS AND GНОSTS, NAVY S.Е.A.L., KINGS BОUNTY, NARС.
Юмор - Теория охоты на диких слонов в пустыне Сахара.
ZX Spectrum в Чехословакии - история Спектрума в Чехословакии.
В паутине - График работы городских серверов.
РуSкие пряники - интервью с известным сценовым музыкантом Siril/4D.

В этот день...   23 апреля