Miracle
#02
10 августа 1997 |
|
Прогресс - История хоумтайпинга.
...В истории хоумтэйпинга есть только одна определенная дата-1964 год. Тогда фирма "Philips" в очередной раз изменила жизнь к лучшему, выдумав компакт-кассету Четыре года мир не мог понять, что это такое, но в 1968-м почти все мировые из- дания воспели коробочку с магнитофонной лентой внутри. Однако ни один издатель не решился выпускать музыку на кассетах, а фирмы грамзаписи продолжали печатать виниловые пластинки. Изобретением стали пользоваться авангардисты. Одним из пер- вых ~хоумтэйперов~ стал немецкий элект- ронный композитор Кондрад Шнитцлер,учас- тник группы Cluster. Он записывал свою электронную музыку на десятки кассет. То, что получалось в ре- зультате, он называл "кассетными концер- тами". Звуковые перфомансы Шнитцлера были незамысловатыми: трэки с разных кассет воспроизводились одновременно на нескольких магнитофонах, сливаясь в еди- ную композицию. У Конрада Шнитцлера были последователи во многих городах Европы и Америки. В отличие от сегодняшних ди- джеев они использовали исключительно свои трэки, создавая экспериментальные и неритмичные "миксы". В конце семидесятых появились первые дешевые портативные студии "Foster" и "Teac". Многие музыканты решили, что не имеет смысла ждать у моря погоды, то есть продюсера, лояльного ко всем издер- жкам творческой натуры. Кассета-вот он выход! Сам запишу, сам растиражирую и сам всем подарю или продам. Все длинные английские слова, оканчивающиеся на "инг", ассоциируются у меня со всякой белибердой: армрестлинг, виндсерфинг, трэйнспоттинг и прочее. Новая кассетная культура почти десять лет существовала без названия. В конце концов ее окрести- ли словом "хоумтэйпинг". Как вы уже поняли, это течение невоз- можно рассматривать в рамках какого-то определенного музыкального стиля. Это-способ музыкального существования! И хотя у многих хоумтэйпинг однозначно ассоциируется с андеграундом, это не совсем так. Почти все хоумтэйперы прежде всего классные музыканты. Лишь для нем- ногих идеология и законы андеграунда имеют значение. Кассетным маньякам всегда хотелось быть независимыми: и от денег продюсеров, и от таких же, как они сами, дебилов, по- мешавшихся на иллюзии свободы. Home taping-это почти всегда электрон- ный подход к музыке. Записывать в домаш- них условиях акустические инструменты, что разбивать головой бетонную стену. Но зато идеи домашних музыкантов часто опе- режали время. Например, сэмплер, незаме- нимый инструмент любого современного му- зыканта был придуман ими. Все индустри- альные и постиндустриальные деятели обо- жали "кольца" и "петли" в своих произве- дениях, но в досэмплерные времена им приходилось склеивать пленку, чтобы до- биться нужного эффекта. Хоумтэйпер не зацикливается на одном музыкальном нап- равлении: после кассеты с ритуальной му- зыкой может быть записана сюита в стиле musique concrete, а потом альбом поп- композиций и т.д. Одним словом, что хочу то и ворчу! :-) Процесс записи, как правило, намного ин- тереснее конечного результата. Однажды один из участников "Совместного предпри- ятия" заметил, что в подъезде некоего челябинского дома створки мусоропроводов на трех разных этажах звучат как три разных саксофона. Спустя какое-то время состоялась сессия записи альт-, баритон- и тенор-мусороп- роводов. Порознь, в разных сочетаниях. Жильцы были в шоке, поэтому запись длилась не- долго. Потом все эти сэмплы использова- лись всего в одном трэке длиной пять минут. Вообще все хоумтэйперы-изобрета- тели. Всевозможные электронные датчики и процессоры, электрифицированные трубы и разнообразная перкуссия-все может стать музыкальным инструментом. Есть, например такой инструмент-"Птичье окно". За окном ветер колышет листья на деревьях, а в комнате, благодаря специальному устрой- ству, основанному на принципе фотоэффек- та, тени листьев транслируются в звуки, напоминающие птичье пение. Самое сложное в творчестве каждого хоумтэйпера-найти первого слушателя. Как в игре "Продай гербалайф". Удачными считались случаи, когда на вечеринках можно было познако- миться с кем-то, кто готов был подарить несколько адресов, по которым ждут по- сылки с пластмассовыми коробочками. Об- мен кассетами придавал хоумтэйпингу статус отдельной культуры, но также тре- бовал, чтобы домашние тэйперы делали действительно законченный продукт. Недо- статочно просто записать свой бред на магнитную пленку. Уважающий себя хоум- тэйпер стремился соответствующим образом оформить кассету, придумать оригиналь- ный дизайн упаковки, что в докомпьютер- ные времена было достаточно сложно. Необходимость оформления кассет вернула к жизни давно забытые сюрреализм, дада- изм, и примитивизм. Большинство хоумтэй- перов помешались на коллажной технике, а самые убежденные эстеты стали употреб- лять термин "мэйларт". На рубеже 70-80 годов в Америке, нако- нец-то, появился журнал "Ор", в котором рецензировались не пластинки разных лэй- блов, а кассеты растиражированные разны- ми поколениями хоумтэйперов. Журнал из- давался недолго. После него появилось еще два издания, посвященные альтерна- тивной музыке-"Sound Choice" и "Option". Главным достоинством этих журналов было то, что они не только рецензировали ты- сячи километров магнитофонной пленки, но и в каждом номере печатали десятки новых адресов! Вскоре у хоумтэйперов появи- лись собственные лэйблы, издающие музыку исключительно на кассетах: американский "Watergate Tapes", голландский "Midas Tapes", "ADN" в Италии, швейцарский "Calypso Now" и многие другие. Кассет- ная культура становилась отражением бо- льшого шоу-бизнеса. Только записывать и тиражировать можно было музыку, которая тебе больше нравится. Полагаю, вам не терпится узнать имена. Не удивляйтесь. Хоумтэйперами были "Throbbing Gristle", "SPK", "Cabaret Voltaire"-легенды инду- стриальной музыки. Если в "некассетной музыке" проекты, актуальные на сегодняшний день, исчисля- ются сотнями, то домашних маньяков-музы- кантов раз в сто больше. В нашей стране (в России однако) хоумтэйпинг развивался особо. Ни для кого не секрет, что до оп- ределенного времени почти вся музыка в СССР записывалась в домашних студиях (знакомьтесь: хоумтэйпер Гребенщиков, хотя рок-музыка практически не встреча- ется в мире хоумтэйпинга). Многие даже не подозревают, что они-самые настоящие хоумтэйперы. Единственное русскоязычное издание посвященное этому явлению в сов- ременной отечественной музыке-это фэнзин "Результаты". Он издается крайне нере- гулярно в Архангельске Андреем Турусино- вым. Благодаря "Результатам" стало из- вестно, что Калининград (Hi!) и его ок- рестности-это край с максимальной плот- ностью кассетных маньяков; что в АлмаАте на протяжении десяти лет творил в стиле диско некий Вадим Ганжа, впоследствии переехавший в Нью-Йорк; что есть питерс- кий проект "Некто Петр и Некто Павел", который не ограничивается аудиорелизами и вторгается в область видео... Что и говорить, хоумтэйперы есть везде. Во всем мире кассетные неформалы уже бродят по техно пространству и ползают по сетям всемирной паутины, используя домашние киловатт/часы электроэнергии и свободные квадратные метры для создания новых миксов. Может быть, ди-джеям еще технически трудно делать миксы на осно- ве музыки, записанной на цифровых носи- телях (DAT-кассетах и мини-дисках), но это лишь дело времени!.. (Home taping rulez 4ever!!!!!!!!!!!!!!!) ----------------------------------------
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября