# |
|
Pentagon - Проблема плохого звука на Пентагоне 2+ и способ её устранения.
Рубильник.
AlCo
Скорее всего, вы замечали,что некоторые
мелодии на вашем компьютере прослушиваются
с далеко не лучшим качеством.Это чаще все-
го проявляется в том,что,например,"пердят"
басовые ноты или "хрустят" ударники.Не ду-
майте плохо на своё "стерео",поскольку оно
ни в чём не виновато.Виноват тот (не будем
говорить, кто), который разводил плату для
"Пентагона 2+".
В документации к микросхеме AY-3-8910
(YM 2149F) указан диапазон рабочих частот
микросхемы, а именно 1-2 МГц. В фирменном
компьютере,на плате Cervus Elaphus(которая
вставляется в панельку процессора),а также
во всех схемах подключения AY используется
частота 1,75 МГц.Но в "Пентагоне 2+" на AY
стоит вдвое большая частота - 3.5 МГц.
Микросхема выдерживает такую частоту.
Это вполне понятно - даже в школе нас учи-
ли,что при расчёте надёжности нужно учиты-
вать допуск в два раза. Но:
Музыкальный эффект,возникающий от этого
- вдвое увеличавается частота всех нот,шу-
мов и огибающих (что соответствует повыше-
нию звука на октаву), причём огибающая "0"
(она же 1,2,3 и 9), используемая для плав-
ного затухания звука, тоже работает вдвое
быстрее.
В силу распространённости компьютеров с
этой схемой практически половина мелодий
написана под неё.А мы,пользователи обычных
компьютеров, не в состоянии насладиться
красотой этих мелодий.Но,с другой,стороны,
"двушники" тоже не могут оценить наши ме-
лодии.
Поэтому я (AlCo) предлагаю вам совер-
шенно ламерскую схему переключения частот,
которую может реализовать любой, кто в си-
лах держать паяльник.
1,75 МГц ───── ______ CLC AY8910/22 нога
3,5 МГц ───── (AY8912/15 нога)
Всё,что было подведено к CLC ранее,следует
безжалостно отодрать.
Подключив этот рубильник, вы наконец-то
сможете с наилучшим качеством слушать всё,
что было когда-либо написано под AY.
Заодно хочется поговорить о других дво-
йных стандартах, связанных с музыкальным
интерфейсом. Их два.
Первый стандарт связан с микшированием
каналов.Если вы изучали гармонию в музыка-
льном училище, то знаете,что инструменты в
музыке должны иметь определённую громкость
друг относительно друга, и если эту гром-
кость изменить, музыкальное произведение
будет звучать совсем по-другому. Стандарт-
ная схема микширования каналов для подклю-
чения к стерео-усилителю приведена ниже:
┬
█5,1k
1k █ +
A ───────███─┼───╫───> УНЧ левого канала
AY8910/4 2k │
(8912/5)┌─███─┘
B ─────┤ 2k 10,0
AY8910/3└─███─┐
(8912/4) 1k │ +
C ───────███─┼───╫───> УНЧ правого канала
AY8910/38 █
(8912/1) █5,1k
┴
Sound примешивается к обоим каналам че-
рез 4,7k.
В чём же здесь двойственность стандар-
та? А в том, что на некоторых компьютерах
средним каналом является не B,а C. В резу-
льтате, при прослушивании таких мелодий мы
не только не словим стерео,но и не услышим
никакой гармонии. (Ещё хуже с гармонией у
меня, т.к. у меня вообще mono.)
Если вам не лень,можете поставить руби-
льник и сюда.
Второй стандарт в достаточной степени
освещался в разных изданиях (ОБЕРОН в том
числе). Он заключается в том, что на всех
схемах подключения AY стоит чересчур пол-
ная дешифрация адреса порта, из-за чего не
работает цифровая музыка во многих демонс-
трашках. Правильная схема ниже:
┌──BC2 AY8910/28
┌──┐ │ (8912/19)
A14 ─────────┤& │ +5V ─┼──CS1 AY8910/25
│ o─┐ │ (8912/17)
M1 ─────────┤ │ │ ┌──┐ └──Ucc AY8910/40
А15 ───────┐ ╞══╡ └─┤1 │ (8912/3)
┌──┐ └─┤& │ │ o────BC1 AY8910/29
A1 ──┤1 │ │ o─┬─┤ │ (8912/20)
____ │ o───┤ │ │ ╞══╡ ┌──GND AY8910/1
IORQ──┤ │ └──┘ └─┤1 │ ┴ (8912/6)
__ └──┘ │ o───BDIR AY8910/27
WR ────────────────┤ │ (8912/18)
└──┘ ┌──CS2 AY8910/24
┴
A13 в дешифрации не участвует!
M1 должен быть обязательно!
Если на вашей схеме уже подведён A13, а
всё переделывать - жалко (и лень),то пода-
йте на неё вместо A13 +5V,или,на худой ко-
нец, A15.
Напоследок напомню, чтобы вы не перепу-
тали: AY8910(YM2149F) - это такая большая,
с 40 ногами,а AY8912 - наоборот,маленькая,
с 28,и ещё одного порта ввода/вывода у неё
нет.
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября