Echo #03
31 марта 1997

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Клавиатура.

<b>Книга</b> - Тайники ZX-Spectrum: Клавиатура.
┌════════════════════════════════════════┐
│░░░░░░░░░░░░░ КНИГА ПЕРВАЯ ░░░░░░░░░░░░░│
│░░░░░░░░░░ ТАЙНИКИ ZX-SPECTRUM ░░░░░░░░░│
└════════════════════════════════════════┘


            A Н Н О Т А Ц И Я

   Микрокомпьютер     ZX-SPECTRUM    фирмы
SINCLAIR  RESEARCH  благодаря низкой стои-
мости,  относительно развитой (для 1982г.)
графике, большому количеству легко доступ-
ных   программ,  простоте  обслуживания  и
программирования,  ясности  и  доступности
подробностей  архитектуры и системного ма-
тобеспечения  занимал  на  польском  рынке
доминирующую  позицию. Его наследуют, сты-
кующиеся   с  ним  программно,  компьютеры
TIMEX  2048,  и модели TIMEX 2068 (UNIPOL-
BRIT 2068), ZX-SPECTRUM 2+ (модель AMSTRAD
-SINCLAIR)  и  ELWRO-800  JUNIOR - учебный
компьютер,  способный в одном из своих ре-
жимов работать как ZX-SPECTRUM.

   Эта  брошюра  задумана как дополнение к
фирменной  инструкции по эксплуатации. Для
пользователей не имеющих доступ к оригина-
лу  документации, или не способных ею вос-
пользоваться  из-за  языковых  трудностей,
приводим  вкратце наиболее важную информа-
цию, изложенную в инструкции. К сожалению,
здесь  не  найти  описание  дополнительных
возможностей  ZX-SPECTRUM,  оборудованного
ZX-ИНТЕРФЕЙСОМ-1             (обслуживание
ZX-MICRODRIVE, RS-232 и локальной сети).

   Лаконичность  примеров  заставит многих
читателей  экспериментально проверять воз-
никающие  сомнения.  Это  наилучшая дорога
изучения  собственного  компьютера  -  его
нельзя испортить нажимая на клавиши.

   Эта брошюра предназначена для системно-
го  изучения.  Подбор  и  состав материала
должны  обеспечить  поиск  необходимой для
работы  с  компьютером информации и разре-
шить  сомнения как начинающих, так и опыт-
ных пользователей ZX-SPECTRUM, позволит им
лучше понять его работу.


   Глава 1.

   К Л А В И А Т У Р А


   Клавиатура ZX-SPECTRUM состоит из 40, а
ZX-SPECTRUM+  из 58 клавиш. Ключевые слова
Бейсика вводятся одним нажатием соответст-
вующей  клавиши.  Вводимые  знаки  и слова
высвечиваются в нижней части экрана в мес-
те,  обозначенном  мигающим курсором (пря-
моугольником). Курсор не виден сразу после
включения  компьютера,  либо  после вывода
сообщения,  он появляется только после на-
жатия клавиши. Буква внутри курсора указы-
вает,  что ожидает от Вас компьютер, или в
каком режиме он находится (англ. MODE):

   К - ключевые слова (KEYWORDS);
   L - заглавные буквы и некоторые символы
(CAPITALS);
   E - ключевые слова и знаки, размещенные
над и под клавишей (EXTENDED MODE);
   G - графические символы (GRAPHICS);

   Значение  клавиши зависит, кроме задан-
ного  режима,  также  от нажатия (или нет)
одновременно  с ней (чуть раньше) одной из
двух специальных клавиш:

   CAPS SHIFT - заглавная буква (CS);
   SIMBOL SHIFT - символ (SS);

   Пользуясь ими необходимо вначале нажать
<CS>  (или  <SS>),  а  затем,  не отпуская
функциональную   клавишу,  нажать  нужную,
например  цифру 2. Подобные действия будут
обозначатся    символом   "/",   например:
<SS/2>.

   Одна  клавиша в ZX-SPECTRUM может иметь
до  8  различных  значений.  Вот что будет
высвечено на экране при нажатии, например,
клавиши <R>:

   Режим E : INT
   Режим L : r
   Режим C : R
   Режим K : RUN
   Режимы L, C, K+SS/ : <
   Режим E+SS/ : VERIFY
   Режим G : Знак  в  форме  буквы R, либо
другой,   определенный   пользователем(для
клавиш  <A>.. <U>); клавиши <V>, <W>, <X>,
<Y>, <Z> в этом  режиме  не  используются.
Режим C для этой группы клавиш равнозначен
режиму  L  с   постоянным  нажатием <CS> и
обозначает высвечивание заглавных литер.

   Над некоторыми клавишами верхнего ряда,
например над клавишей с цифрой 3, размеще-
но по две надписи:

   Режим E+CS :  MAGENTA  (цвет  знака)
   Режим E : MAGENTA (цвет фона )
   Режим E+SS : LINE
   Режимы K, L, C+CS/ : TRUE VIDEO
   и т. д.

   В режиме G, после нажатия этой клавиши,
на экране появится графический символ, а в
случае  одновременного  нажатия  <CS>  или
<SS>  - тот же символ с измененным цветом.
Надпись  над клавишей обозначает контроль-
ный символ. Они не высвечиваются как знаки
на  экране, а только вызывают определенные
эффекты,  например в рассмотренном режиме,
такая клавиша определяет цвет фона и само-
го знака, для следующих символов:

     Режим E+CS/             Режим E
     (цвет символа)          (цвет фона)
     ~~~~~~~~~~~~~~          ~~~~~~~~~~~~

CS/0 Черный        (Black)              0
CS/1 Темноголубой  (Blue)               1
CS/2 Красный       (Red)                2
CS/3 Фиолетовый    (Magenta)            3
CS/4 Зеленый       (Green)              4
CS/5 Светлоголубой (Cyan)               5
CS/6 Желтый        (Yellow)             6
CS/7 Белый         (White)              7
CS/8 одинаково с FLASH1                 8
     одинаково с BRIGHT1
CS/9 одинаково с FLASH0                 9
     одинаково с BRIGHT0

   Обратите  внимание,  что  клавиши <8> и
<9>  тоже  имеют  в  этом режиме значения,
несмотря  на то, что на клавиатуре обозна-
чений  нет.  При курсоре K, L или C только
комбинация <CS/3> и <CS/4> вызывает цвето-
вые эффекты:

   <CS/4>  -  смена цветов фона и символов
(INVERSE VIDEO);
   <CS/5>  - возврат первоначального цвета
(TRUE VIDEO).

   В  ZX-SPECTRUM+  этим комбинациям соот-
ветствуют специальные клавиши.

   Обратим также внимание, что использова-
ние   вышеописанных  комбинаций  клавиш  -
единственный  способ  замены цветов текста
программы.   Остальные   комбинации  будут
рассмотрены ниже, а теперь займемся спосо-
бами  изменения  состояния курсора. На ри-
сунке  слово "SYSTEM" сигнализирует о том,
что  решение об изменении режима принимает
сам компьютер.

   _______________     _______________
  |               |   |               |
  |               |   |               |
  |               |_  |               |_
  |10 [K]         | | |10 [E]         | |
  |_______________| | |_______________| |
    |               |   |               |
    |10 [K]         |   |10 PRINT [L]   |
    |_______________|   |_______________|

   _______________
  |               |
  |               |
  |               |_
  |10 BEEP [C]    | |
  |_______________| |
    |               |
    | 10 PRINT: [K] |
    |_______________|


   Пользователь также не может непосредст-
венно  влиять на переход компьютера из ре-
жима  K в режимы L и C и обратно. Эта сис-
тема  является  сложной  только  на первый
взгляд, уже после нескольких проб все ока-
зывается  просто и мы даже начинаем не за-
мечать  определенные достоинства такой ор-
ганизации клавиатуры.

   Клавиша  <BREAK/SPACE>  во  время ввода
данных служит для внесения пропусков (про-
белов) между знаками.

   В модели ZX-SPECTRUM+ клавиатура расши-
рена и более удобна в использовании. Смена
режимов  достигается однократным нажатием.
Кроме  того все контрольные символы, полу-
чаемые  в  классической  модели  с помощью
CS/<цифра>, в нем представленны отдельными
клавишами.  Выделены  также наиболее упот-
ребляемые  знаки  препинания.  Информация,
записанная  ранее  над клавишей и под ней,
здесь  находится  в верхней части клавиши.
Остальные  принципы  использования и смены
режимов идентичны.



Другие статьи номера:

Введение - Об управлении интерфейсом газеты.

Ассемблер - одна интересная штучка с ассемблером.

Крышу снесло - DI:HALT не всегда вызывает зависание...Santa Claus.

Начнем развлекаться - Основные события 1996 года. Словарь программиста.

Собственное мнение - IMP рассказывает о развитие российской ZX-демосцены.

Чего слышно за бугром - Что сейчас делают всем известные Западные производители ПО на Спекки?..

Час оттяга - Записки Терминатора Т-1000.

Мелкие новости - Что происходит со Спекки в Белоруссии?..

Анкета - Анкетирование продолжается...

Фантастика - Фантастическая повесть "Лед и пламя" (продолжение).

Прикольчик - Прикольчик'с Новополоцка?. Какие же письма поступают к нам в лабораторию.

Описание - Описание-проходилка игры BLINKY'S SCARRY SCHOOL.

Презентация - REALSOFT представляет стратегическую игру Technodrom.

Оттяг - Оттягиваться можно по разному. Задачник - "задачки" математические.

Программистам - О дополнительных функциях TR-DOS 5.04.

Программистам - О формате музыкальных модулей Sound Tracker Pro и исходник проигрывателя.

HARDWARE - Переключатель режимов работы Profi/Pentagon.

Маленькие хитрости-2 - Как перекинуть целый экран в один INT.

Маленькие хитрости-2 - О корректной обработке Retry/Abort/Ignore в TR-DOS.

Интересное письмо - Письма читателей, содержащие разные вещи: - Если вы записали дискеты на глючном дисководе;

Презентация-2 - Описание программы TEXT PRINT v1.2.

Юмор - Рассказ про Штирлица.

Юмор - Штирлиц: Слоны идут на север.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: оглавление.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Клавиатура.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Редактор.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: ZX-Бейсик.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Компьютерная арифметика.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Использование Памяти.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Системные переменные Бейсика.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Каналы и Потоки.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Системные Процедуры.

Книга - Тайники ZX-Spectrum: Ошибки в Системе.

Реклама - Реклама и объявления ...

Послесловие - О том, что не вошло в этот номер.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Cheating - различные cheat'ы.
Фанта - рассказ "Забота" (Святослав ЛОГИНОВ).
Scene SUX - PC rulez!
Music found - разгoвoр o стиляx и направленияx музыки.
Застрял ? - Описание игры "Flunky" (продолжение).

В этот день...   21 ноября