Optron
#19
02 октября 1998 |
|
FT'98: Мнение - Мнения о Fun Top'е.
Коротко о прошедшем, подробно о будущем И.Боженко ──══ Интродукция ══── Несмотря на то, что со дня проведения FunTop'98 прошло уже больше месяца, спектрумисты нашего региона могут пока узать о подробностях лишь в двух ZX-изда- ниях: Nicron'е и "Оптроне". Кроме того, в десятом номере минской газеты RIP помещён очень интересный анализ конкурсных работ. Прочие ZX-издания либо не успели осве- тить такое выдающееся событие, как между- народный фестиваль компьютерных искусств, либо умалчивали о нём, либо просто-напрос- то еще не дошли до нас. Жаль. Начнём с самооценки. Репортаж в семнадцатом выпуске "Оптрона" о FunTop'98 получился отнюдь не восторжен- ным. Особенно подчёркивались организацион- ные огрехи. Никакой общей оценки, никаких выводов (на то и репортаж!) Впрочем, при- чины, подобного подхода достаточно внятно разъяснены в самом репортаже. Публикуя его, редакция, конечно, допускала, что Фестиваль может быть освещён и с другой точки зрения. Что ж, публикация в Nicron'е превзошла все ожидания! ──══ Гром победы, раздавайся! ══── Авторы Nicron'а (они же организаторы Фестиваля) повествуют о своих деяниях столь патетически-восторженно, что стано- вится совершенно ясно: всем древнегречес- ким и древнеримским героям, вместе взятым, ДАЛЕКО до подвигов нынешних организаторов! Сам же FunTop не имел и не будет иметь се- бе равных во всей истории человечества! Что же до до случившихся таки огрехов, то они столь незначительны, что заслуживают лишь, чтобы о них упомянули мельком, либо вовсе не вспоминали. Словом, Исполати, аксиос! Веселися, храбрый Росс! А.К.Толстой ──══ Взгляд на предшественников ══── Обращает на себя внимание то, что при каждом удобном случае Nicron не упускает возможности попинать организаторов En- light'97 - в лучших советских и пост-со- ветских традициях. Что ж удивительного? В Киеве, к примеру, каждый новый премьер, едва заняв "посаду", тут же объявляет своего предшественника чуть ли не уголовным преступником. Так что, "плевки" в Enlight'97 - всего лишь детская шалость. ──══ А как насчет критики? ══── Спору нет, организаторы проделали ги- гантскую работу, довольно-таки успешно справившись с возникавшими перед ними мыс- лимыми и немыслимыми трудностями. Честь и хвала им за это! Но позволю себе, однако, заметить следу- ющее. Чем значительнее событие - тем выше тре- бования к его организаторам! Соответствен- но, тем больше критики по их адресу. От всяческих замечаний может быть избавлено лишь откровенно провалившееся мероприятие. Да что тут объяснять? И так все знают, о ком "Не говорят ничего, кроме хорошего"! Организаторы же FunTop'a, похоже, совер- шенно не готовы к критике. Судя по их вос- торженной самооценке, можно предположить, что любые замечания будут восприняты ими, как поливание грязью - примерно так же, как в незапамятные времена идеологический отдел ЦК КПСС и соответствующее управление КГБ реагировали на "гнусную клевету злобствующих забугорных писак". Но в такой позиции Я боюся, страх, Чтобы инквизиции Не донес монах! Уж недаром мерзостный Старый альгвазил Мне рукою дерзостной Давеча грозил. К.Прутков Поэтому всё нижеследующее - ни в коем случае не "наезды" на устроителей вошедше- го уже в "анналы истории" Фестиваля, - а размышления о проблемах, с которыми могут столкнуться организаторы Фестиваля будуще- го. ──══ Организационная сторона ══── Общая ситуация на пост-советском пространстве будет, скорее всего, и дальше ухудшаться. Поэтому устроителям будущего Фестиваля следует быть готовыми к самым неожиданным затруднениям. Опыт проведения FunTop'а ценен именно тем, что он показал, с каким разнообразным форс-мажором могут столкуться организато- ры. Воистину, от подобного у слабых духом могли бы опустится руки (и не только)! Должен, впрочем, заметить, что во многих городах (не знаю, как с этим обстоит дело в Москве и СПб) внезапные отключения от электосети и обрывы связи давно уже, увы, не форс-мажорные, а совершенно заурядные, я бы даже сказал, "штатные" ситуации. ──══ Ответственность ══── Как раз поэтому никакие ссылки на "чер- ное стечение обстоятельств" и отговорки типа "папа-мама не пускают", "не с кем бы- ло оставить ребёнка" - не могут быть при- няты во внимание. "В России никто ни за что не отвечает"? (Думаете, в Украине иначе?). Что ж, тем труднее (и тем больше чести!) для органи- заторов. К этому "лозунгу" должно быть до- бавлено: "...кроме спектрумистов"! "Мы никому и ничем не обязаны"? Но это, увы, не срабатывает даже при проведении утренника в детском садике. Взявшись за устроительство международного фестиваля, приходится отвечать перед всем международ- ным спектрумистским джижением. Принимая конкурсную работу, организаторы становятся ответственными перед её автором. И они обязаны давать отчет каждому автору о судьбе его детища. И это - как ни отмахи- вайся - факт. "Его не объехать, не обойти" В.Маяковский. ──══ Обиженные ══── Какое бы (и как бы) мероприятие успешно не прошло - всегда найдутся обиженные и недовольные. И не важно - действительны или мнимы их обиды, высказывают ли претен- зии для того, чтобы в дальнейшем было луч- ше, либо от "злопыхательства". Просто к этому надо быть готовым и не впадать в истерику из-за малейшей претен- зии. ──══ Конкурс ══── Следует чётко определиться - что будет происходить на Фестивале: конкурс или огульный показ всего и вся, что только смогут сгрести организаторы? Конечно, можно провести и то, и другое. И никому невозбраняется оценивать все представленные работы. Но! Конкурсный и внеконкурсный показы следует проводить отдельно, а не устраивать какой-то "винег- рет". Коль скоро проводится конкурс - то будь- те любезны обеспечить его участникам мак- симально возможные равные условия и крите- рии оценки. Совершенно недопустимо, чтобы: - одни спешили сдать работу к назначен- ному сроку, а другие - тянули до последне- го и сдавали свои работы чуть ли не к окончанию конкурса; - очерёдность показа одних работ уста- навливалась заранее, а другие - по воле их авторов - предъявлялись публике в пос- ледннюю очередь (что там говорил Штирлиц о последнем впечатлении?); - некоторые работы после участия в кон- курсе "уходили в подполье", а затем предъ- являлись почтеннейшей публике переделанны- ми, причем, именно под видом показанных на конкурсе; - однажды принятые правила впос- лесдствиии по-разному истолковывались, за- тем - корректировались, а затем - и вовсе игнорировались. ──══ Эмблема ══── На FunTop'e возникла ситуация, избежать которой хотелось бы пожелать устроителям будущего Фестиваля. Очень не хотелось бы, чтоб: - сиволом Фестиваля были аж четыре (!) эмблемы; - с конкурсом эмблем творилась какая-то непонятная чехарда - то ли он был, то ли нет, то ли он был "официальным", то ли "неформальным", то ли был за него приз, то ли он "не был положен"; - об утверждённой эмблеме Фестиваля его участники узнавали не до того, а во время того, а об её авторе - и вовсе - после то- го; - автор утверждённой эмблемы не был сво- евременно поставлен в известность о своём успехе. И чем, собственно, конкурс эмблем "не- полноценней" других конкурсов?! Но, в конце-концов, не столь важно, ста- нет автором эмблемы некто посторонний или "придворный художник" главного организато- ра. Важно, чтобы здесь была полная опре- делённость. ──══ Новые идеи ══── После проведения FunTop'98 по эхоконфе- ренциям стало бродить множество новых идей. Например, Ivan Mak предложил сделать специальный конкуpс "digital-music", огpа- ничив объём пpогpаммы до 4-16K. Это заин- тересовало многих фидошников. Andrew Savichev и Alexey Ivanov обсужда- ли возможные изменения в правилах конкур- са. Evgeny Milun разъяснял разницу между фестивалем и виртуальным конкурсом. Alexander Kulik предложил ввести понятие "Horror-Demo". "И Animation Compo!", - поддержал шутку Alexander Grimalovsky. А почему бы и нет?! Во всяком случае, судя по спорам, разгоревшимся вокруг демок "Blame" и "Funtasy", давно назрела идея отдельно оценивать "крутость кодинга" и "художественное впечатление"! Понятно, что, чем больше конкурсов и из- менений в правилах, - тем больше мороки организаторам. Но назревшие вопросы - так или иначе - надо решать. ──══ Предварительный отбор ══── Опыт FunTop'98 показал, что предвари- тельный отбор и отсев работ всё-таки необ- ходим - пусть это не покажется кому-то ди- ким и невыполнимым. Высокий авторитет Фестиваля не должны подрывать ни откровенно провальные работы, которые могли бы освистать, ни работы, лю- бой публичный показ которых совершенно не- допустим. ──══ Анонимность ══── Давайте зададимся вопросом: стоит ли и впредь устраивать игрища с "анонимностью"? Читая Nicron, можно понять, что полную анонимность конкурсных работ соблюсти так и не удалось. В то же время вполне очевид- но, что эта "анонимность" создала ряд трудностей для участников. Так не проще ли вообще отказаться от этой самой анонимности? Здесь уместно заметить, что, проведя предварительный отбор и отказавшись от "анонимности", можно было бы заблаговре- менно подготовить, размножить и довести до сведения всех участников (развесить на стенах, а в идеале - раздать каждому) пол- ноценную программу (или список конкурсных работ хотя бы) Фестиваля. Тем самым можно было бы избежать множества проблем. ──══ "Всенародное голосование" ══── Точно так же, как и при "анонимности", выгода от того, что призёров конкурса оп- ределяют все присутствующие, представляет- ся весьма сомнительной. А вот недостатки такого метода - вполне очевидны. Рассудите сами. Допустим, Оргкомитет выработает вполне определённые критерии оценки - но разве все участники будут следовать именно им, а не собственным убеждениям и вкусам? А участники из города-организатора (они, надо полагать, составят большинство) - и иногородние? Они что, будут оценивать ра- боты абсолютно одинаково? Далее, одни будут неотрывно сидеть у мо- ниторов, другие - выглядывать из-за спин и затылков, бегать на перекур, на пиво, ещё кое-куда. Кто-то придёт попозже, кто-то - уйдёт пораньше. Это что, прибавит объек- тивности общей оценке? Но, допустим, всё перечисленное не будет иметь ровно никакого значения. Так разве не найдётся невежественный скептик (вроде меня, например), который поставит объек- тивность такого метода под сомнение? А вызванная большим количеством бюллете- ней задержка в оглашении результатов? А двухнедельная корректировка с последу- ющим изменением списка призеров? А продолжающиеся вот уже месяц изменения в итоговом списке? Это что - мелочи, на какие обращает вни- мание только злобствующий "обличитель"? Поэтому было бы вполне нормально, если бы рейтинг работ определяло достаточно ав- торитетное, компетентное и беспристрастное жюри, сверяющее, конечно, свои оценки с реакцией зрителей на представляемые рабо- ты. Причем, жюри, увидившее работы впер- вые, - так же, как и все зрители! А "всеобщее голосование", конечно, тоже можно проводить - но лишь для присуждения "приза зрительских симпатий". И не надо сразу же отмахиваться от этого предложения - как делает это, к примеру, А.Иванов, отвечая на предложение А.Савиче- ва относительно этого: "У нас жюри - все присутствующие, - и далее (ну, прямо, как г.Столыпин!), - Так было, так, IMHO, будет и впредь!" ──══ Оперативность оповещения ══── Согласитесь, не очень-то красиво застав- лять час-другой томиться в ожидании огла- шения результатов сотню-другую участников. Тем более неприлично заставлять ждать чуть ли не месяц всех прочих спектрумистов. Так что вопросы оперативности также сле- дует обдумать. Тем более, что Интернет доступен пока ещё не всем, Фидо - это не ИТАР-ТАСС, а ZX-пресса - это не печатные издания. "Горячая линия" между Оргкомите- том и электронными газетами - вот один из вариантов решения проблемы. ──══ Заключение ══── Таким образом, организаторам будущего Фестиваля предстоит взгромоздить на свои плечи необъятную гору проблем. И присту- пать к работе надо уже сейчас, не тратя времени на раскачку. Успеха всем, и - до встречи на следующем Фестивале! ──══════════──
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября