Optron #19
02 октября 1998

FT'98: Мнение - Мнения о Fun Top'е.

<b>FT'98: Мнение</b> - Мнения о Fun Top'е.
               
              
              
              

 Коротко о прошедшем, подробно о будущем

И.Боженко

          ──══ Интродукция ══──

  Несмотря  на  то,  что со дня проведения
FunTop'98   прошло   уже   больше  месяца,
спектрумисты  нашего  региона  могут  пока
узать  о подробностях лишь в двух ZX-изда-
ниях:  Nicron'е и "Оптроне". Кроме того, в
десятом  номере минской газеты RIP помещён
очень интересный анализ конкурсных работ.
  Прочие  ZX-издания  либо не успели осве-
тить  такое выдающееся событие, как между-
народный  фестиваль компьютерных искусств,
либо умалчивали о нём, либо просто-напрос-
то еще не дошли до нас. Жаль.
  Начнём с самооценки.
  Репортаж в семнадцатом выпуске "Оптрона"
о FunTop'98 получился отнюдь не восторжен-
ным. Особенно подчёркивались организацион-
ные  огрехи. Никакой общей оценки, никаких
выводов  (на то и репортаж!) Впрочем, при-
чины,  подобного подхода достаточно внятно
разъяснены  в  самом  репортаже.  Публикуя
его,  редакция,  конечно,  допускала,  что
Фестиваль  может  быть  освещён и с другой
точки зрения.
  Что  ж,  публикация в Nicron'е превзошла
все ожидания!


    ──══ Гром победы, раздавайся! ══──

   Авторы  Nicron'а  (они  же организаторы
Фестиваля)   повествуют  о  своих  деяниях
столь  патетически-восторженно, что стано-
вится  совершенно ясно: всем древнегречес-
ким и древнеримским героям, вместе взятым,
ДАЛЕКО до подвигов нынешних организаторов!
Сам же FunTop не имел и не будет иметь се-
бе  равных  во  всей истории человечества!
Что  же до до случившихся таки огрехов, то
они  столь  незначительны, что заслуживают
лишь,  чтобы о них упомянули мельком, либо
вовсе не вспоминали.
  Словом,

     Исполати, аксиос!
     Веселися, храбрый Росс!

           А.К.Толстой


   ──══ Взгляд на предшественников ══──

  Обращает  на  себя  внимание то, что при
каждом  удобном  случае Nicron не упускает
возможности   попинать  организаторов  En-
light'97  -  в лучших советских и пост-со-
ветских традициях.
  Что ж удивительного? В Киеве, к примеру,
каждый новый премьер, едва заняв "посаду",
тут  же  объявляет  своего предшественника
чуть  ли  не  уголовным  преступником. Так
что,  "плевки"  в  Enlight'97 - всего лишь
детская шалость.


     ──══ А как насчет критики? ══──

  Спору  нет,  организаторы  проделали ги-
гантскую   работу,  довольно-таки  успешно
справившись с возникавшими перед ними мыс-
лимыми  и немыслимыми трудностями. Честь и
хвала им за это!
  Но позволю себе, однако, заметить следу-
ющее.
  Чем значительнее событие - тем выше тре-
бования к его организаторам! Соответствен-
но,  тем  больше  критики по их адресу. От
всяческих  замечаний  может быть избавлено
лишь откровенно провалившееся мероприятие.
Да  что  тут объяснять? И так все знают, о
ком "Не говорят ничего, кроме хорошего"!
  Организаторы же FunTop'a, похоже, совер-
шенно не готовы к критике. Судя по их вос-
торженной  самооценке, можно предположить,
что  любые замечания будут восприняты ими,
как  поливание  грязью  - примерно так же,
как  в незапамятные времена идеологический
отдел ЦК КПСС и соответствующее управление
КГБ   реагировали   на   "гнусную  клевету
злобствующих забугорных писак".

     Но в такой позиции
     Я боюся, страх,
     Чтобы инквизиции
     Не донес монах!

     Уж недаром мерзостный
     Старый альгвазил
     Мне рукою дерзостной
     Давеча грозил.

            К.Прутков

  Поэтому  всё  нижеследующее  - ни в коем
случае не "наезды" на устроителей вошедше-
го  уже  в "анналы истории" Фестиваля, - а
размышления  о проблемах, с которыми могут
столкнуться организаторы Фестиваля будуще-
го.


    ──══ Организационная сторона ══──

  Общая    ситуация    на   пост-советском
пространстве будет, скорее всего, и дальше
ухудшаться.  Поэтому  устроителям будущего
Фестиваля  следует  быть  готовыми к самым
неожиданным затруднениям.
  Опыт  проведения  FunTop'а  ценен именно
тем, что он показал, с каким разнообразным
форс-мажором  могут столкуться организато-
ры.  Воистину, от подобного у слабых духом
могли бы опустится руки (и не только)!
  Должен, впрочем, заметить, что во многих
городах  (не знаю, как с этим обстоит дело
в  Москве  и  СПб) внезапные отключения от
электосети  и обрывы связи давно уже, увы,
не  форс-мажорные, а совершенно заурядные,
я бы даже сказал, "штатные" ситуации.


        ──══ Ответственность ══──

  Как  раз поэтому никакие ссылки на "чер-
ное  стечение  обстоятельств"  и отговорки
типа "папа-мама не пускают", "не с кем бы-
ло  оставить ребёнка" - не могут быть при-
няты во внимание.
  "В  России никто ни за что не отвечает"?
(Думаете,  в  Украине  иначе?). Что ж, тем
труднее  (и тем больше чести!) для органи-
заторов. К этому "лозунгу" должно быть до-
бавлено: "...кроме спектрумистов"!
  "Мы  никому и ничем не обязаны"? Но это,
увы,  не  срабатывает  даже при проведении
утренника  в  детском  садике. Взявшись за
устроительство  международного  фестиваля,
приходится отвечать перед всем международ-
ным  спектрумистским  джижением.  Принимая
конкурсную работу, организаторы становятся
ответственными  перед  её  автором.  И они
обязаны  давать  отчет  каждому  автору  о
судьбе  его детища. И это - как ни отмахи-
вайся - факт. "Его не объехать, не обойти"
В.Маяковский.


           ──══ Обиженные ══──

  Какое  бы (и как бы) мероприятие успешно
не  прошло  -  всегда найдутся обиженные и
недовольные.  И  не  важно - действительны
или мнимы их обиды, высказывают ли претен-
зии для того, чтобы в дальнейшем было луч-
ше, либо от "злопыхательства".
  Просто  к  этому  надо быть готовым и не
впадать  в истерику из-за малейшей претен-
зии.


            ──══ Конкурс ══──

  Следует  чётко  определиться - что будет
происходить   на  Фестивале:  конкурс  или
огульный  показ  всего  и  вся, что только
смогут сгрести организаторы?
  Конечно,  можно провести и то, и другое.
И   никому  невозбраняется  оценивать  все
представленные  работы.  Но!  Конкурсный и
внеконкурсный   показы  следует  проводить
отдельно, а не устраивать какой-то "винег-
рет".
  Коль скоро проводится конкурс - то будь-
те любезны обеспечить его участникам  мак-
симально возможные равные условия и крите-
рии оценки. Совершенно недопустимо, чтобы:
  -  одни спешили сдать работу к назначен-
ному сроку, а другие - тянули до последне-
го  и  сдавали  свои  работы  чуть ли не к
окончанию конкурса;
  -  очерёдность  показа одних работ уста-
навливалась заранее, а другие - по воле их
авторов  -  предъявлялись  публике  в пос-
ледннюю очередь (что там говорил Штирлиц о
последнем впечатлении?);
  - некоторые работы после участия в  кон-
курсе "уходили в подполье", а затем предъ-
являлись почтеннейшей публике переделанны-
ми, причем, именно под видом показанных на
конкурсе;
  -   однажды   принятые   правила   впос-
лесдствиии по-разному истолковывались, за-
тем  - корректировались, а затем - и вовсе
игнорировались.


            ──══ Эмблема ══──

  На  FunTop'e возникла ситуация, избежать
которой  хотелось  бы пожелать устроителям
будущего  Фестиваля. Очень не хотелось бы,
чтоб:
  -  сиволом  Фестиваля были аж четыре (!)
эмблемы;
  -  с конкурсом эмблем творилась какая-то
непонятная  чехарда  - то ли он был, то ли
нет,  то  ли  он  был "официальным", то ли
"неформальным", то ли был за него приз, то
ли он "не был положен";
  -  об утверждённой эмблеме Фестиваля его
участники  узнавали не до того, а во время
того, а об её авторе - и вовсе - после то-
го;
  - автор утверждённой эмблемы не был сво-
евременно  поставлен в известность о своём
успехе.
  И  чем,  собственно, конкурс эмблем "не-
полноценней" других конкурсов?!
  Но, в конце-концов, не столь важно, ста-
нет  автором эмблемы некто посторонний или
"придворный художник" главного организато-
ра.  Важно, чтобы здесь была полная опре-
делённость.


           ──══ Новые идеи ══──

  После  проведения FunTop'98 по эхоконфе-
ренциям   стало  бродить  множество  новых
идей.
  Например,  Ivan  Mak  предложил  сделать
специальный конкуpс "digital-music", огpа-
ничив  объём пpогpаммы до 4-16K. Это заин-
тересовало многих фидошников.
  Andrew Savichev и Alexey Ivanov обсужда-
ли  возможные изменения в правилах конкур-
са.
  Evgeny  Milun  разъяснял  разницу  между
фестивалем и виртуальным конкурсом.
  Alexander Kulik предложил ввести понятие
"Horror-Demo". Animation  Compo!",  -
поддержал шутку Alexander Grimalovsky.
  А  почему  бы  и нет?! Во всяком случае,
судя по спорам, разгоревшимся вокруг демок
"Blame"  и  "Funtasy",  давно назрела идея
отдельно  оценивать  "крутость  кодинга" и
"художественное впечатление"!
  Понятно, что, чем больше конкурсов и из-
менений  в  правилах,  - тем больше мороки
организаторам.  Но назревшие вопросы - так
или иначе - надо решать.


     ──══ Предварительный отбор ══──

  Опыт  FunTop'98  показал,  что предвари-
тельный отбор и отсев работ всё-таки необ-
ходим - пусть это не покажется кому-то ди-
ким и невыполнимым.
  Высокий  авторитет  Фестиваля  не должны
подрывать ни откровенно провальные работы,
которые могли бы освистать, ни работы, лю-
бой публичный показ которых совершенно не-
допустим.


          ──══ Анонимность ══──

  Давайте  зададимся  вопросом: стоит ли и
впредь устраивать игрища с "анонимностью"?
  Читая  Nicron,  можно понять, что полную
анонимность  конкурсных работ соблюсти так
и не удалось. В то же время вполне очевид-
но,  что  эта  "анонимность"  создала  ряд
трудностей для участников.
  Так  не  проще  ли  вообще отказаться от
этой самой анонимности?
  Здесь  уместно  заметить,  что,  проведя
предварительный  отбор  и  отказавшись  от
"анонимности",  можно  было бы заблаговре-
менно подготовить, размножить и довести до
сведения  всех  участников  (развесить  на
стенах, а в идеале - раздать каждому) пол-
ноценную  программу (или список конкурсных
работ  хотя бы) Фестиваля. Тем самым можно
было бы избежать множества проблем.


   ──══ "Всенародное голосование" ══──

  Точно  так  же, как и при "анонимности",
выгода  от того, что призёров конкурса оп-
ределяют все присутствующие, представляет-
ся  весьма  сомнительной. А вот недостатки
такого метода - вполне очевидны.
  Рассудите сами.
  Допустим,  Оргкомитет  выработает вполне
определённые  критерии  оценки  - но разве
все участники будут следовать именно им, а
не собственным убеждениям и вкусам?
  А участники из города-организатора (они,
надо  полагать,  составят большинство) - и
иногородние?  Они что, будут оценивать ра-
боты абсолютно одинаково?
  Далее, одни будут неотрывно сидеть у мо-
ниторов, другие - выглядывать из-за спин и
затылков,  бегать на перекур, на пиво, ещё
кое-куда.  Кто-то придёт попозже, кто-то -
уйдёт  пораньше.  Это что, прибавит объек-
тивности общей оценке?
  Но, допустим, всё перечисленное не будет
иметь  ровно  никакого значения. Так разве
не  найдётся невежественный скептик (вроде
меня,  например),  который поставит объек-
тивность такого метода под сомнение?
  А вызванная большим количеством бюллете-
ней задержка в оглашении результатов?
  А двухнедельная корректировка с последу-
ющим изменением списка призеров?
  А продолжающиеся вот уже месяц изменения
в итоговом списке?
  Это что - мелочи, на какие обращает вни-
мание только злобствующий "обличитель"?
  Поэтому  было  бы вполне нормально, если
бы рейтинг работ определяло достаточно ав-
торитетное, компетентное и беспристрастное
жюри,  сверяющее,  конечно,  свои оценки с
реакцией  зрителей на представляемые рабо-
ты.  Причем,  жюри, увидившее работы впер-
вые, - так же, как и все зрители!
  А "всеобщее  голосование", конечно, тоже
можно  проводить - но лишь для присуждения
"приза зрительских симпатий".
  И не надо сразу же отмахиваться от этого
предложения  -  как делает это, к примеру,
А.Иванов, отвечая на предложение А.Савиче-
ва  относительно  этого: "У нас жюри - все
присутствующие,  - и далее (ну, прямо, как
г.Столыпин!), - Так было, так, IMHO, будет
и впредь!"


    ──══ Оперативность оповещения ══──

  Согласитесь, не очень-то красиво застав-
лять  час-другой томиться в ожидании огла-
шения результатов сотню-другую участников.
Тем более неприлично заставлять ждать чуть
ли не месяц всех прочих спектрумистов.
  Так что вопросы оперативности также сле-
дует  обдумать.  Тем  более,  что Интернет
доступен  пока  ещё не всем, Фидо - это не
ИТАР-ТАСС,  а  ZX-пресса - это не печатные
издания.  "Горячая линия" между Оргкомите-
том  и электронными газетами - вот один из
вариантов решения проблемы.


           ──══ Заключение ══──

  Таким  образом,  организаторам  будущего
Фестиваля  предстоит  взгромоздить на свои
плечи  необъятную  гору проблем. И присту-
пать  к  работе  надо уже сейчас, не тратя
времени на раскачку.
  Успеха всем, и - до встречи на следующем
Фестивале!

              ──══════════──



Другие статьи номера:

FT'98: Demo Compo - Рассмотрение demo-работ с Fun Top'а.

FT'98: Gfx Compo - Рассмотрение gfx-работ с Fun Top'а.

FT'98: Music Compo - Рассмотрение music-работ с Fun Top'а.

FT'98: Мнение - Мнения о Fun Top'е.

Лит. страничка - Рассказ М.А. Булгакова "Как это делалось раньше".

Реклама - Реклама и объявления...

Четыре килобайта - Выпуск посвящен Fun Topу'98.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
От авторов - Я рад приветствовать вас мои дорогие (по)читатели ;))))
Анонс - Анонс газеты. Памятка.
Part 3 - Snapshot Pack VI.
Музыка - BEST POP MUSIC.
Анекдоты - 16 анекдотов.

В этот день...   25 апреля