KrNews
#08
05 марта 1999 |
|
AY-VS/M - Выходная часть подключения AY 3-8910 или YM2149F к АТМ-TURBO2.
--- ifmail v. 2. 14. os-p2 *Origin: -=(I.SPECTRUM)=- (2:4623/55.68) FIDO Echos (2:5063/47.11) ────────────── ─ ZX.SPECTRUM ─ Msg : 2886 of 3160 From : Oleg Bashtenko 2:4623/55.68 Ср 27 янв 99 02:34 To : All Чет 28 янв 99 23:35 Subj : AY vs YM ... ─ Hello All! AY 3-8910 или YM2149F ? Отечественный рынок музыкальных сопро- цессоров насыщен относительно дешевой продукцией стран Юго-Востока. Широко распостранены 40-выводные микросхемы AY 3-8910 (AY) производства Тайвань, а также их японские аналоги YM2149F (YM) фирмы Yamaha. При всей конструктивной идентичности этих микросхем, все же слу- шатели отмечают более "мягкое" и "мощ- ное" звучание AY по сравнению с YM. С другой стороны, в некоторых музыкальных программах, воспроизводимых через YM, более заметен стереоэффект. Поиск причин различия в звучании при- вел к необходимости исследовать характе- ристики аналоговых выходов. Как известно музпроцессор (далее МП) содержит три не- зависимых ЦАП с логарифмическими ампли- тудными характеристиками по каналам А, В, С. Логарифмический закон изменения связан с особенностями восприятия чело- веческим ухом громкости звуков. В "Спектруме" предусмотрена работа с 4-разрядными ЦАП, поэтому выходной сиг- нал имеет 16 ступенек громкости и отс- тоящих друг от друга на величину 3дБ. Амплитудные характеристики не зависят от частоты звука, но зависят от сопротив- ления нагрузки Rн. В данном случае "мяг- козвучащий" AY имеет закон распределе- ния амплитуд гораздо более непохожий на "идеальный", чем YM. Динамический диа- пазон, т.е. отношение максимального вы- ходного сигнала к минимальному, для AY составляет примерно 32дБ, а для YM - 38дБ. Пологость характеристики AY приво- дит к большей длительности, а точнее громкости послезвучания ниспадающих зву- ков. Различие очень заметно при наблю- дении осциллограммы эффекта уменьшающе- гося звука. На экране осциллографа в этом случае видны повторяющиеся пики, расстояние между которыми заполнено раз- ными по амплитуде уровнями через равные промежутки времени. Причем для AY име- ется 16 промежутков, что совпадает со справочными данными, а для YM - 32 про- межутка, т.е. амплитудные эффекты для YM формируются 5-разрядным ЦАП! И все же "неправильная" характеристика AY на слух воспринимается как более про- должительное послезвучание, эхо и свое- образная слитность мелодии. Не последнюю роль в такой субъективной оценке играют сами музыкальные композиции для "Спек- трума", которые изобилуют пассажами с изменяющимися по громкости звуками. YM на слух звучит более "сухо", отрывисто. Здесь уместна аналогия с музыкальными терминами: для AY характерно исполнение мелодии "легато" (плавный переход одного звука в другой), для YM - "стаккато" (краткое, отрывистое исполнение звуков). Вопрос о более "мощном" звучании AY про- ясняют исследования нагрузочных характе- ристик аналоговых выходов. В применяемых на практике схемах соп- ротивление нагрузки аналоговых выходов МП составляет 3...6 кОм, поэтому мело- дия через AY звучит громче, чем через YM из-за большей амплитуды выходного сигна- ла Umax. Если бы нагрузка была меньше 1, 8... 2 кОм, то ситуация изменилась бы на противоположную, и YM звучал бы гром- че, чем AY. Отличие в глубине стереоэффекта связа- но с разным внутренним сопротивлением аналоговых выходов AY и YM. В исходном состоянии без сигнала и без нагрузки на каждом из трех выходов AY имеется нуле- вое напряжение, а у YM - постоянный уро- вень 3...3,2В, который по экспоненте снижается до нуля при уменьшении нагруз- ки до короткого замыкания. Аналоговые выходы МП не боятся коротких замыканий в нагрузке. Ток короткого замыкания для YM достигает значительной величины 12...15 мА. Аналоговые выходы AY и YM являются схемами с "открытым эмиттером", т.е. для нормальной работы обязательно иметь гальваническую связь выходов с общим проводом. В качестве неоптимального ре- шения на схеме 1 изображена выходная часть подключения МП в компьютере "ATM- TURBO-2". Схема 1 DD57A AY3-8910(YM2149F) ──┬───┐ 4 ┌─────┐ ┌─────┐ │ A ├────────┤ R17 ├───*───┤ R21 ├──┤ │ │└─────┘ │ └─────┘ │ │ │ │ │ │ │ │┌─────┐ │ │ │ ┌───┤ R18 ├───*──────> LEFT │ │ 3 │ └─────┘ │ B ├────* │ │ │ ┌─────┐ │ │ └───┤ R19 ├───*──────> RIGHT │ │└─────┘ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 38 ┌─────┐ │ ┌─────┐ │ C ├────────┤ R20 ├───*───┤ R22 ├──┤ ──┴───┘└─────┘ └─────┘ R17, R20 = 1K R18, R19, R21, R22 = 2,2K Если запустить на выполнение Бейсик- команду PLAY "V15A", по которой сопро- цессор воспроизводит звук только из ка- нала А, и измерить амплитуды сигналов, поступающих в левый и правый стереокана- лы, то для AY в схеме 1 отношение этих амплитуд составит около 3 (9,5дБ), а для YM - примерно 20 (26дБ). Одновременное попадание сигналов в левый и правый ка- налы заведомо ухудшает стереоэффект, ко- торый и так неярко выражен из-за сумми- рования сигналов по каналу В. Улучшить разделение каналов в схеме 1 можно изме- нением номиналов резисторов R21=R22=510 Ом. При этом соотношение амплитуд соста- вит более 18дБ, правда, с некоторым уменьшением уровня выходного сигнала. Для схем с другими номиналами резисторов следует стремиться обеспечить соотноше- ние R17/R21 и R20/R22 более 2. Схема 1 с измененными номиналами станет некритич- ной к типу применяемого МП. При желании в какой-то степени приблизить звучание YM к AY можно рекомендовать изменить наклон амплитудной характеристики каждо- го из трех каналов введением диодов и подстроечных резисторов по схеме 2. Под- строечными резисторами необходимо уста- новить уровень, при котором будут ослаб- ляться по амплитуде верхние 5-6 ступенек хатактеристики. Схема 2. DD1 YM2149F out ┌──> ──┬───┐ 4 │ ││ │ A ├─────*─────┤ ├──────────┤ │ │ │/│ ┌──┴──┐ │ │ VD1 ┌───┤ RP1 ├───┐ │ │ │ └─────┘ │ │ │ out │ │ │ │ ┌──>│ │ │ │ 3 │ ││ │ │ │ B ├─────*─────┤ ├───┼──────┤ │ │ │ │/│ │ ┌──┴──┐ │ │ │ VD2 *───┤ RP2 ├───* │ │ │ └─────┘ │ │ │ out │ │ │ │ ┌──>│ │ │ │ 38 │ ││ │ │ │ C ├─────*─────┤ ├───┼──────┤ │ ──┴───┘ │/│ │ ┌──┴──┐ │ VD3 *───┤ RP3 ├───* │ └─────┘ │ O +5V─┴─ VD1-VD3 КД522Б RP1-RP3 = 1K Сигнал берется с выходов (out) и далее смешивается как в исправленной Схеме 1. Подводя итоги исследований, можно вы- делить два основных аспекта: Во-первых, схемы подключения МП могут иметь разные переходные затухания между стереоканалами. В любом случае следует обеспечить преходное затухание больше 18... 20дБ для всех типов процессоров. Во-вторых, МП производства разных стран и фирм могут иметь разные амплиту- дные характеристики и, как следствие, разные нюансы в звучании одних и тех же мелодий. РадiоАматор 8/96 Oleg AKA 0lav
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября