Voyager #03
19 октября 1998
  Железо  
  Звук  

Скелет - Описание звуковой карты DMA SOUND.

<b>Скелет</b> - Описание звуковой карты DMA SOUND.
(C) LAST ZAHARY 
Music: KENO-TEN/KENOTRON'96 STYLE
───────────────────────────────────────────────────



             ╔══════════════════╗ 
             ║               ║ 
             ║   DMASOUND   ║ 
             ║               ║ 
             ╚══════════════════╝ 




     Не так давно DUDE ездил в Москву и в каче-
стве трофея привез оттуда CD-ROM. Диск этот под
завязку оказался набит всякими эмуляторами. (Amiga,
Speсtrum, Dendi и т.д). Я сел разбираться с текста-
ми, находившимися на этом диске. Tексты порезаны,
местами сдублированы, часть на английском. Но не-
сколько текстов меня заинтересовало, среди этих не-
скольких были 3 файла: 
                   DMASDSC1.TXT 
                   DMASOUN2.TXT 
                   DMASOUND3.TXT 
     Они-то, в принципе, и являются темой данной
статьи... 


                 *  *  * 


     В первом текстовом файле содержится описание
некой sound-карты. Приведу некоторые ее характерис-
тики: 

 - Устройство имеет 4 независимых 8-ми битных
   звуковых канала прямого доступа к памяти. (Т.е.,
   чтение из памяти и вывод данных на ЦАП проис-
   ходит без участия процессора, одновременно по
   4-м каналам.) 
 - Каждый канал имеет 6-ти битный регулятор гром-
   кости. (Т.е., 64 уровня громкости). 
 - Дискретность выборки на канале - 0.28 мкс (3.5
   МГц). Для сравнения: качество CD - 44 КГц, а
   средний сэмпл оцифровывается на 8-ми КГц. 
 - Прямой доступ осуществляется во всю память,
   которая есть в Спектруме (128, 256, 512, 1024
   кб) и не зависит от порта конфигурации, макси-
   мальная длина передаваемого массива 64К (т.е.,
   семпл не может быть более 64К, хотя это мож-
   но обойти). 


     Как видите, параметры действительно интригу-
ют. Каким-же образом автор мыслит себе ее работу:

     Все порты устройства имеют младший байт ад-
реса #77. Старшие байты адреса такие: 
 Контроллер DMA - #0C, #1C, #2C, #3C, #4C, #5C,
                #6C, #7C, #8C, #9C, #AC, #BC,
                #CC, #DC, #EC, #FC; 
 Первый таймер -  #3D, #7D, #BD, #FD; 
 Второй таймер -  #3E, #7E, #BE, #FE; 
 Банки каналов -  #07, #17, #27, #37; 
 Громкость каналов - #3F, #7F, #BF, #FF; 
 Маска прерываний - #F7. 


     Контролер DMA обеспечивает прямой доступ к
памяти. Таймеры задают частоту дискретизации при
воспроизведении семпла, т.е., определяют высоту но-
ты. Банки каналов содержат начало семплов. Маска
определяет приоритет прерываний, ведь помимо кадро-
вых прерываний, контролер DMA добавляет еще преры-
вания каждого канала. 
     Hасколько я понял, работает система следую-
щим образом: 
- Загружаем модуль типа MOD; 
- Hастраиваем банки на адрес семплов первых нот; 
- Hастраиваем таймер, громкость, маску; 
- Hастраиваем DMA, (сколько каналов, приоритет...); 
- Проигрываем семпл, по окончании проигрывания DMA
  дает прерывание на процессор. 
- Устанавливаем адрес нового семпла и т.д. 
Hадеюсь, вам это тоже показалось интересным. 


     Теперь несколько слов о неприятном: 
Схема достаточна сложна (куча корпусов, не совсем
 понятный принцип работы). 
Микросхемы достаточно редки и не дешевы. 
Подключить через стандартный разьем не выйдет: по-
 надобится вмешательство в схему компьютера. 
Hет разводки платы. 
Вроде, все: неприятно - но не смертельно. 


     Мы тут посовещались, и я решил попробовать
собрать эту карточку. Если я кого-то заинтересовал,
черкните пару строк на адрес редакции. Будем соби-
рать всем миром. Внимательно прочитав файлы описа-
ния, я сделал гениальный вывод - "должен быть рабо-
чий образец". Если кто видел, черкните пару строк.

     Hу, и наконец о том, почему я просто не ки-
нул эти три файла в приложение к журналу... Как я
уже упоминал, имя автора неизвесно (мне). Файлы я
слил с cd-rom'a, права на который тоже кому-то при-
надлежат. А NEXT-STOP (главный редактор) почему-то
с почтением относится к авторским правам. 

                 *  *  * 


Koммeнтapuй DUDE... 


     В связи с тем, что я большой любитель пома-
хать паяльником над любимым компом, то беру на се-
бя смелость немного порассуждать на данную тему...
     Да, меня заинтересовала данная разработка, но
хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Су-
дя по одному месту статьи, это разработка с Укра-
ины. (Ее автор проживает либо в Донецке, либо в
Харькове). И, (как мне кажется), ей около 2-х лет. К
наиболее дефицитным микросхемам я бы отнес в пер-
вую очередь 1810ВТ37 (по крайней мере, с первой
попытки я ее в нашем городе не обнаружил). Осталь-
ные встречаются не так уж редко. Единственное уди-
вление вызывает факт применения 555-й серии, а не
1533-й. 
     Следующий момент заключается в большом ко-
личестве корпусов. Их 40. Представьте сами, какого
размера получится данное устройство. Hе у каждого
есть возможность сделать ее компактной. По сравне-
нию с тем же GS'oм, (в нем тоже 40 корпусов). При-
чем, корпуса не одинаковых размеров. 
     Хотелось бы остановится и на том факте, что
автор использовал отечественные микросхемы. Они,
как известно, не лишены дефектов. Мне кажется, что
там, где возможно, надо применять импортные буржуй-
ские аналоги. Это не так сильно отразится на стои-
мости изделия, зато повлияет на его работоспособ-
ность в лучшую сторону. 
     К одному из достоинств изделия следует от-
нести и то, что схема на него открыта и свободно
распостраняется. И в статье прямо говорится, что
лучше всего карта работает на компьютерах с верх-
ней памятью, (т.е Профи, Пентагон 512 и т.п.). 
     К сожалению, LAST ZAHARY в параметрах этой
карты забыл упомянуть о питании. Из напруг требу-
ются стандартные: +5в и +12в и -12в. Владельцы ком-
пов с ИБМ'овском источником питания не испытают
особых проблем. Hе думаю, что карта сия будет по-
треблять более 400mA. Я постараюсь приложить мак-
симум усилий для получения рабочего образца. Если
все это получится, то в журнале будет опубликован
отчет о проделаной работе. 
     Относительно CD. Я склонен считать, что это
тот самый диск, о котором рассказывал М.М.А., (UN-
BELIEVER). И то, что автор этого диска, издавая
его, надеялся донести до спектрумистов информацию
об их любимом компьютере. За что ему огромное СПА-
СИБО! 
     Вот, пожалуй, и все... 

                 *  *  * 


     Для лиц, знающих что-либо об авторе этой раз-
работки и лиц, заинтересовавщихся первоисточником,
т.е. статьей dmasound, а также лиц, которые могут
знать вообще что-либо о этой карте, оставляю свои
координаты. 
     Следует заметить, что LAST ZAHARY прожива-
ет со мной в одном доме. 



                2:5022/41.46  Sergey Larionov. 


                 *  *  * 


Комментарий NEXT-STOP... 


     По поводу "авторских прав" - LZ прав. ;) 


Но, немного подумав, решил дать в ПРИЛОЖЕНИЕ все
тексты по этой карточке. Было бы глупо ждать от-
кликов, не опубликовав сам материал, а поместив в
журнале лишь его обзор. А автору (если таковой от-
зовется) - подарим свежий номер "VOYAGER" в пода-
рочном исполнении. Ждем ответов! 




───────────────────────────────────────────────────
 вой от-
зовется) - подарим свежий номер "VOYAGER" в пода-
рочном исполнении. Ждем ответов! 




───────────────────────────────────────────────────
 вья и кислорода. 


 2. Если появилось сообщение "Хорошо" или иное, то
   действие было произведено и оказало какой-то
   эффект, даже если внешне ничего не изменилось.

     Чего ожидать в полной версии. 

 1. Игровое пространство увеличится в несколько раз.

 2. Появятся персонажи, с которыми можно будет об-
   щаться. 

 3. Заработают нереализованные в демо-версии дейс-
   твия. 

    Замечания, предложения, отзывы направляйте по
    адресам: 

606039, Нижегородская обл., г. Дзержинск 
а/я 165 

606039, Нижегородская обл., г. Дзержинск 
б-р Космонавтов, 12, кв. 64. 
Лабутину Дмитрию Юрьевичу. 

E-mail: kaea@uic.nnov.ru 
      ldy@uic.nnov.ru 


                 *  *  *

     Если Вы хотите приобрести полную версию, то
присылайте заявку мне - Лабутину Дмитрию с указа-
нием суммы, которую Вы готовы заплатить за игру.


───────────────────────────────────────────────────
                *  *  *

     Если Вы хотите приобрести полную версию, то
присылайте заявку мне - Лабутину Дмитрию с указа-
нием суммы, которую Вы готовы заплатить за игру.


───────────────────────────────────────────────────
 
   На двенадцати плитах расположены непонятные
   знаки. Их можно перевести, и получится вот что:


                  Е К Н В 
                  З Л А Р 
                  П И Т О 


   Вспомним строку надписи: "ОТКРОЕТ СЛОВО ПУТЬ
   К ОГНЮ". Очевидно, из букв нужно составить ка-
   кое-то слово. Это слово "ЗЕРКАЛО"! 


   На плиты можно наступать (что ни к чему не при-
   водит) и класть на них предметы. Попробуем по-
   ложить на семь плит с буквами, составляющими
   слово "ЗЕРКАЛО", различные предметы. 


 - положить на плиты меч и цветок; 
 - подняться вверх и перейти в центральную башню;
 - взять щит, вернуться и положить его на плиту;
 - точно так же положить на плиту и арбалет; 
 - идти в первую башню и взять оставленные там
   гриб, кремень и кувшин; 
 - положить их на нужные плиты; 
 - вернуться в нижнюю комнату центральной башни
   и открыть дверь; 
 - взять оставленный на плите меч и снова вернуть-
   ся в эту комнату; 
 - идти в дверь; 
 - бросить меч и поговорить с рыцарем; 
 - идти в потайной ход; 
 - использовать пламя; 
 - идти по тоннелю; 
 - идти на свет; 
 - использовать Зеркало. 


   Все! Игра пройдена! 



───────────────────────────────────────────────────
 меч и поговорить с рыцарем; 
 - идти в потайной ход; 
 - использовать пламя; 
 - идти по тоннелю; 
 - идти на свет; 
 - использовать Зеркало. 


   Все! Игра пройдена! 






Другие статьи номера:

Информбюро - О планах редакции журнала.

Авторы - Авторы журнала и контакты редакции.

Информбюро - Путеводитель по журналу.

Лоцман - О игре SubSunk.

Лоцман - Описание игры DARK SIDE.

Лодырь - Полное прохождение игры ЗЕРКАЛО.

Калейдоскоп - О игре Пыль звездных дорог.

Калейдоскоп - О втором виртуальном фестивале компьютерного искусства Art Comp-99.

Калейдоскоп - Презентация текстовой утилиты - Text Utility V2.8i.

Скелет - Описание звуковой карты DMA SOUND.

Скелет - Недокументированная особенность процессора Z80.

История - Жизнь после Вилли. Софтография Мэтью Смита.

История - О фидошном слэнге.

Лаборатория - интро POORGUY! - изнутри (исходный текст с комментариями).

Лаборатория - ZX-SPECTRUM и операционные системы.

Лаборатория - Процедуры от MicroSoft.

Лаборатория - Алгоритм вывода десятичных чисел на экран монитора из регистра DE & HL.

Лаборатория - Алгоритм деления и умножения больших чисел.

PROFI CLUB - Изучаем CP/M (совместимость, процессоры, терминалы).

Юмор - Лесенка - советы грамотному юзеру.

Юмор - Стих "OA программистов".

Пишите письма - Письма читателей в журнал.

Реклама - Реклама и объявления ...

ZXTraders - Действyющие распространители программного обеспечения ZX Spectrum по России и Украине


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Demoscene - обзор музыки с Chaos Constructions 2004 от Key-Jee.
Новости - Новость дня.
Rocky-Code - Cyber Jack рассказывает как стать крутым кодером.
Help - Описание интерфейса ZX-Rulez.
Условия распространения - Oб условиях распространения нашего журнала.

В этот день...   26 апреля