Voyager
#03
19 октября 1998 |
|
Скелет - Описание звуковой карты DMA SOUND.
(C) LAST ZAHARY Music: KENO-TEN/KENOTRON'96 STYLE ─────────────────────────────────────────────────── ╔══════════════════╗ ║ ║ ║ DMASOUND ║ ║ ║ ╚══════════════════╝ Не так давно DUDE ездил в Москву и в каче- стве трофея привез оттуда CD-ROM. Диск этот под завязку оказался набит всякими эмуляторами. (Amiga, Speсtrum, Dendi и т.д). Я сел разбираться с текста- ми, находившимися на этом диске. Tексты порезаны, местами сдублированы, часть на английском. Но не- сколько текстов меня заинтересовало, среди этих не- скольких были 3 файла: DMASDSC1.TXT DMASOUN2.TXT DMASOUND3.TXT Они-то, в принципе, и являются темой данной статьи... * * * В первом текстовом файле содержится описание некой sound-карты. Приведу некоторые ее характерис- тики: - Устройство имеет 4 независимых 8-ми битных звуковых канала прямого доступа к памяти. (Т.е., чтение из памяти и вывод данных на ЦАП проис- ходит без участия процессора, одновременно по 4-м каналам.) - Каждый канал имеет 6-ти битный регулятор гром- кости. (Т.е., 64 уровня громкости). - Дискретность выборки на канале - 0.28 мкс (3.5 МГц). Для сравнения: качество CD - 44 КГц, а средний сэмпл оцифровывается на 8-ми КГц. - Прямой доступ осуществляется во всю память, которая есть в Спектруме (128, 256, 512, 1024 кб) и не зависит от порта конфигурации, макси- мальная длина передаваемого массива 64К (т.е., семпл не может быть более 64К, хотя это мож- но обойти). Как видите, параметры действительно интригу- ют. Каким-же образом автор мыслит себе ее работу: Все порты устройства имеют младший байт ад- реса #77. Старшие байты адреса такие: Контроллер DMA - #0C, #1C, #2C, #3C, #4C, #5C, #6C, #7C, #8C, #9C, #AC, #BC, #CC, #DC, #EC, #FC; Первый таймер - #3D, #7D, #BD, #FD; Второй таймер - #3E, #7E, #BE, #FE; Банки каналов - #07, #17, #27, #37; Громкость каналов - #3F, #7F, #BF, #FF; Маска прерываний - #F7. Контролер DMA обеспечивает прямой доступ к памяти. Таймеры задают частоту дискретизации при воспроизведении семпла, т.е., определяют высоту но- ты. Банки каналов содержат начало семплов. Маска определяет приоритет прерываний, ведь помимо кадро- вых прерываний, контролер DMA добавляет еще преры- вания каждого канала. Hасколько я понял, работает система следую- щим образом: - Загружаем модуль типа MOD; - Hастраиваем банки на адрес семплов первых нот; - Hастраиваем таймер, громкость, маску; - Hастраиваем DMA, (сколько каналов, приоритет...); - Проигрываем семпл, по окончании проигрывания DMA дает прерывание на процессор. - Устанавливаем адрес нового семпла и т.д. Hадеюсь, вам это тоже показалось интересным. Теперь несколько слов о неприятном: Схема достаточна сложна (куча корпусов, не совсем понятный принцип работы). Микросхемы достаточно редки и не дешевы. Подключить через стандартный разьем не выйдет: по- надобится вмешательство в схему компьютера. Hет разводки платы. Вроде, все: неприятно - но не смертельно. Мы тут посовещались, и я решил попробовать собрать эту карточку. Если я кого-то заинтересовал, черкните пару строк на адрес редакции. Будем соби- рать всем миром. Внимательно прочитав файлы описа- ния, я сделал гениальный вывод - "должен быть рабо- чий образец". Если кто видел, черкните пару строк. Hу, и наконец о том, почему я просто не ки- нул эти три файла в приложение к журналу... Как я уже упоминал, имя автора неизвесно (мне). Файлы я слил с cd-rom'a, права на который тоже кому-то при- надлежат. А NEXT-STOP (главный редактор) почему-то с почтением относится к авторским правам. * * * Koммeнтapuй DUDE... В связи с тем, что я большой любитель пома- хать паяльником над любимым компом, то беру на се- бя смелость немного порассуждать на данную тему... Да, меня заинтересовала данная разработка, но хотелось бы остановиться на некоторых моментах. Су- дя по одному месту статьи, это разработка с Укра- ины. (Ее автор проживает либо в Донецке, либо в Харькове). И, (как мне кажется), ей около 2-х лет. К наиболее дефицитным микросхемам я бы отнес в пер- вую очередь 1810ВТ37 (по крайней мере, с первой попытки я ее в нашем городе не обнаружил). Осталь- ные встречаются не так уж редко. Единственное уди- вление вызывает факт применения 555-й серии, а не 1533-й. Следующий момент заключается в большом ко- личестве корпусов. Их 40. Представьте сами, какого размера получится данное устройство. Hе у каждого есть возможность сделать ее компактной. По сравне- нию с тем же GS'oм, (в нем тоже 40 корпусов). При- чем, корпуса не одинаковых размеров. Хотелось бы остановится и на том факте, что автор использовал отечественные микросхемы. Они, как известно, не лишены дефектов. Мне кажется, что там, где возможно, надо применять импортные буржуй- ские аналоги. Это не так сильно отразится на стои- мости изделия, зато повлияет на его работоспособ- ность в лучшую сторону. К одному из достоинств изделия следует от- нести и то, что схема на него открыта и свободно распостраняется. И в статье прямо говорится, что лучше всего карта работает на компьютерах с верх- ней памятью, (т.е Профи, Пентагон 512 и т.п.). К сожалению, LAST ZAHARY в параметрах этой карты забыл упомянуть о питании. Из напруг требу- ются стандартные: +5в и +12в и -12в. Владельцы ком- пов с ИБМ'овском источником питания не испытают особых проблем. Hе думаю, что карта сия будет по- треблять более 400mA. Я постараюсь приложить мак- симум усилий для получения рабочего образца. Если все это получится, то в журнале будет опубликован отчет о проделаной работе. Относительно CD. Я склонен считать, что это тот самый диск, о котором рассказывал М.М.А., (UN- BELIEVER). И то, что автор этого диска, издавая его, надеялся донести до спектрумистов информацию об их любимом компьютере. За что ему огромное СПА- СИБО! Вот, пожалуй, и все... * * * Для лиц, знающих что-либо об авторе этой раз- работки и лиц, заинтересовавщихся первоисточником, т.е. статьей dmasound, а также лиц, которые могут знать вообще что-либо о этой карте, оставляю свои координаты. Следует заметить, что LAST ZAHARY прожива- ет со мной в одном доме. 2:5022/41.46 Sergey Larionov. * * * Комментарий NEXT-STOP... По поводу "авторских прав" - LZ прав. ;) Но, немного подумав, решил дать в ПРИЛОЖЕНИЕ все тексты по этой карточке. Было бы глупо ждать от- кликов, не опубликовав сам материал, а поместив в журнале лишь его обзор. А автору (если таковой от- зовется) - подарим свежий номер "VOYAGER" в пода- рочном исполнении. Ждем ответов! ─────────────────────────────────────────────────── вой от- зовется) - подарим свежий номер "VOYAGER" в пода- рочном исполнении. Ждем ответов! ─────────────────────────────────────────────────── вья и кислорода. 2. Если появилось сообщение "Хорошо" или иное, то действие было произведено и оказало какой-то эффект, даже если внешне ничего не изменилось. Чего ожидать в полной версии. 1. Игровое пространство увеличится в несколько раз. 2. Появятся персонажи, с которыми можно будет об- щаться. 3. Заработают нереализованные в демо-версии дейс- твия. Замечания, предложения, отзывы направляйте по адресам: 606039, Нижегородская обл., г. Дзержинск а/я 165 606039, Нижегородская обл., г. Дзержинск б-р Космонавтов, 12, кв. 64. Лабутину Дмитрию Юрьевичу. E-mail: kaea@uic.nnov.ru ldy@uic.nnov.ru * * * Если Вы хотите приобрести полную версию, то присылайте заявку мне - Лабутину Дмитрию с указа- нием суммы, которую Вы готовы заплатить за игру. ─────────────────────────────────────────────────── * * * Если Вы хотите приобрести полную версию, то присылайте заявку мне - Лабутину Дмитрию с указа- нием суммы, которую Вы готовы заплатить за игру. ─────────────────────────────────────────────────── На двенадцати плитах расположены непонятные знаки. Их можно перевести, и получится вот что: Е К Н В З Л А Р П И Т О Вспомним строку надписи: "ОТКРОЕТ СЛОВО ПУТЬ К ОГНЮ". Очевидно, из букв нужно составить ка- кое-то слово. Это слово "ЗЕРКАЛО"! На плиты можно наступать (что ни к чему не при- водит) и класть на них предметы. Попробуем по- ложить на семь плит с буквами, составляющими слово "ЗЕРКАЛО", различные предметы. - положить на плиты меч и цветок; - подняться вверх и перейти в центральную башню; - взять щит, вернуться и положить его на плиту; - точно так же положить на плиту и арбалет; - идти в первую башню и взять оставленные там гриб, кремень и кувшин; - положить их на нужные плиты; - вернуться в нижнюю комнату центральной башни и открыть дверь; - взять оставленный на плите меч и снова вернуть- ся в эту комнату; - идти в дверь; - бросить меч и поговорить с рыцарем; - идти в потайной ход; - использовать пламя; - идти по тоннелю; - идти на свет; - использовать Зеркало. Все! Игра пройдена! ─────────────────────────────────────────────────── меч и поговорить с рыцарем; - идти в потайной ход; - использовать пламя; - идти по тоннелю; - идти на свет; - использовать Зеркало. Все! Игра пройдена!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября