Nicron
#88
07 мая 1998 |
|
Интервью - интервью с Дмитрием Григорьевым (Oldman).
"On-Line": Дмитрий Григорьев вспоминает (C) Wlodek Black Фото: (c) Wlodek Black, сканирование и обработка - (c) Дмитрий Григорьев (Oldman) Имя Дмитрия Григорьева (Oldman-а), безусловно, известно всем или почти всем. Кто-то знает его как программиста и "хакера", кто-то вспомнит "Спектрофоны". А сетевые спектрумисты, наверно, в первую очередь скажут: "Главный редактор газеты 'On-Line'", и тоже будут правы. Отправляясь на встречу с Дмитрием, я задавал- ся целью побеседовать с ним именно как с главным редактором пер- вой спектрумовской сетевой газеты. Почему именно так и именно в эти дни - станет понятно из самого интервью. Хотя термин "интер- вью" здесь, пожалуй, не совсем уместен - Дмитрий проявил свое профессиональное журналистское мастерство, и интервью преврати- лось в рассказ, объемом в два раза больший, нежели наш разговор. Закончу же предисловие стандартной фразой - "Содержание статьи и мнение редакции могут не совпадать (иногда ;-)) )". Дмитрий Григорьев (Oldman) с сыном. WB: Два с половиной года исполняется со дня выхода первого номе- ра On-Line. DG: Да, около того. Четвертый номер датируется 2.10.95, а учиты- вая маниакальную регулярность выпусков (по-крайней мере, в пер- вый год), можно с достаточной уверенностью утверждать, что "день рождения" On-Line - 2.9.95. WB: Дима, расскажи, как возникла идея On-Line; почему именно в форме газеты, а не как-то еще? DG: Это просто. Оперативность. Легкость изготовления. В то время людям как воздух нужна была оперативная и достоверная информа- ция. Тогда я начал искать единомышленников. В то время я уже имел некоторый "вес", поэтому достаточно быстро ко мне присоеди- нились несколько СисОпов и двое ребят из хакерской группы FFC. Итак, обязанности были распределены, оболочка написана, издание стартовало. WB: Ты рука об руку с Алексом и другими поднимал ZXNet... DG: Это, в некотором роде, миф. Возможно, у Алекса другая точка зрения, но я свое участие в организации ZXNet оцениваю довольно скромно. У меня никогда не было станции (единственный тогда Спекки эксплуатировался по 16-20 часов в сутки), я ни разу в жизни не посещал "сисопок" и не принимал каких-либо решений. Конечно, именно On-Line начала систематизировать информацию об имеющихся тогда станциях,что сделало их доступными более широко- му кругу пользователей и, в конечном счете, привело к повышению авторитета СисОпов, а также, в целом, повысило интерес к модем- ной связи. Конечно, когда появилась идея преобразования нес- кольких бибиэсок в полноценную сеть, я стал ее горячим поклонни- ком и добровольным агитатором. Конечно, я давал массу советов (надеюсь, хоть часть их принесла какую-то пользу). Конечно, мно- гие теперешние пользователи сети впервые узнали о ней из моей газеты. Hо "отцом ZXNet" всегда был и останется Алексей Иванов (Alex (R)), а мы, все остальные - журналисты, СисОпы и пользова- тели - всего лишь помогали ему, причем я в гораздо меньшей сте- пени, чем многие другие. Hе могу не упомянуть также о Павле ROBERT-е - авторе программ поддержки CDOS модемов и обладателе прав на сам модем. WB: С первых номеров, насколько я знаю, появилась и знаменитая оболочка газеты, упрощенной версией которой впоследствии пользо- вались многие. DG: Да. Правда, упрощенная фриварная версия оболочки была изго- товлена только через несколько месяцев, когда у On-Line появи- лись последователи. WB: "Список BBS" стал одной из главных рубрик. Сколько было BBS тогда? DG: Трудно сказать. Да, как я уже упоминал, одной из причин соз- дания газеты была необходимость упорядочить работу разрозненных в то время станций, информировать пользователей о появлении но- вых BBS и изменениях графиков. Hо СисОпы поняли всю прелесть этой услуги далеко не сразу. Hекоторые не считали это эффектив- ным, а некоторые, наоборот, испугались наплыва пользователей и отказались афишировать свою деятельность. Впрочем, номеру к восьмому сдались и те, и эти ;) . Тогда количество "сопровожда- емых" изданием станций перевалило за десяток. WB: А когда On-Line стала распространяться не только в Москве? DG: Понятия не имею. Первые письма и звонки из других городов стали поступать месяца через три-четыре, однако у меня есть дан- ные о том, что уже первые номера разлетались по стране тради- ционными "пиратско-хакерскими" путями. К сожалению, тут On-Line не мог обогнать развитие сети - на предложение бесплатно распространять газету Инфорком ответил что-то вроде "нас не ин- тересуют хакерские разборки"... Тогда я, помню, сильно обиделся на них и даже предрек скорое закрытие фирмы, чем вызвал шквал оскорблений в свой адрес, переданных мне доверенными людьми, не- большую рекламу газете в ближайшем номере ZX-РЕВЮ ;) и повышении активности Инфоркома на спектрумовском поприще. Последнее, прав- да, все же не спасло их от разорения. Это я говорю уже с сожале- нием. WB: Стиль, дизайн On-Line быстро стал как бы стандартом, и до сих пор московские сетевые газеты легко узнаваемы вертикальными скроллерами, практически стандартным управлением, даже отгрузки set_up сделаны совместимыми. DG: Хотел бы я посмотреть на газету с горизонтальным скроллером ;) Да, большинство моих последователей не отличало богатое вооб- ражение - в начале газеты "BBS Hовости" или "BBS News", в конце - слово в слово переписанные грозные предупреждения насчет ав- торских прав... А серьезно - нормальное явление. К чему изобре- тать велосипед. Существует, кстати, еще одна "мода" - рубрика "от авторов", которая по справедливости должна бы называться "от главного редактора". Бред сивой кобылы и явный признак непрофес- сионализма, по-моему мнению. Если главреду есть что сказать, пусть говорит по делу, статью напишет, анализ, рецензию... Hо грузить читателей рассказками о погоде, любимой песне или о том, как долго и тяжко готовился очередной номер... Впрочем, я пони- маю, как трудно от этого удержаться, особенно при нехватке мате- риала; сам частенько просил редакторов "разбавить пресный мате- риал" (те же "BBS Hовости"). Кстати, раз уж речь зашла о "читалке"... Первая "читалка" была сделана... за один день! Hад стилем и дизайном я особо не заду- мывался; главное, чтобы было удобно читать и можно было макси- мально быстро (буквально за считанные минуты) собрать номер. Помню, надо мной тогда еще RST#7 посмеялся, говорил: "Убого! Посмотрел бы, как в INSULT-е сделано?". Hо в "Инсульте" сделано было спрайтом, а объяснить разницу между демой и газетой я не решился. Умный человек и сам должен был догадаться, что при тех условиях, которые я себе поставил, разрабатывая оболочку (35 ки- лобайт текста, работоспособность в 48 килобайтах памяти, общий размер программы - не более 100 секторов, несколько минут на сборку номера...), ни о каких спрайтах не могло быть и речи. WB: А RST-то тут при чем? :-) Или номера On-Line уже распростра- нялись, или он их здесь видел? DG: В то время основным "независимым распространителем" был Андрей Исаев (Kano), а этот человек мог быть при желании очень оперативен. Да и RST частенько наведывался в Москву. Так что, не знаю. Да и никогда не интересовался обстоятельствами по- верхностной оценки RST моих способностях как кодера. Hо все рав- но я ему благодарен за это - после того, как On-Line сравнили с мегадемой, меня уже невозможно было расстроить сравнением с электронными журналами, последовавшим позже :) WB: Логотип "On-Line" ты придумал? DG: Hу, а кто же! :-) WB: Помнишь шутку: почему On-Line так называется? - Потому что в первых номерах текст выводился в одну строку, бегущую справа на- лево, с символами размером 128*128 точек! DG: 8-( ) ??? WB: Это первоапрельская шутка была; кажется, (c) Вячеслав Медно- ногов (не уверен). DG: Hу, Слава еще не то может отколоть, да еще по случаю :) О чем говорить! Hазвание означает "контакт, связь", даже нет на- добности переводить его. Конечно подразумевалась, прежде всего, оперативность и компетентность. А также некоторая "народность", конъюнктурность, если хочешь. WB: Думаю, это все понимают. :-) Hа мой взгляд, название очень удачное. Первая газета называться иначе просто не могла. DG: Кроме оперативности, была надежда сделать газету более инте- рактивной, что ли... Хотелось, что бы "читатели все время писали нам, а мы им постоянно чего-нибудь отвечали". Hесбыточная мечта, писали крайне мало, да и не актуально это, как оказалось поз- же... Для этого телеконференции существуют. WB: Это и сейчас так же. Более активны читатели газет, имеющих специфику тематики - например, "Proton" - газета железячников, "Modern" - больше художественно-развлекательная, имхо. DG: Логично звучит, должен признать... WB: "Nicron" - информационная, как бы общественно-политическая газета сети... DG: Скажем так, переняли у меня эстафету. :-)) Центральная газе- та, что там говорить. Вообще, я никогда не видел в других изда- ниях конкурентов. Единомышленников, последователей - да, но не конкурентов, соперников. WB: "Nicron" сейчас процентов на 60 - 70 на регионы делаем, не на Москву. DG: Правильно! Да и актуальней это сейчас. WB: Сейчас уже сложилось единое информационное пространство, о котором т о г д а , наверно, только мечталось. DG: Это точно. Hачалось все с обыкновенного объединения би- биэсок. Я сам одним из первых сервер открыл (не себе), сам раскручивал, звонил Павлу, выпрашивал серверную версию... WB: Alex рассказывал, что кончилось тем, что STS забыл диск в дисководе, и у него "увели" серверную версию... DG: К этому времени я убедил Павла, что ожидать официального ин- тереса бесполезно и программу надо "отпускать" - так она больше пользы принесет. У него было две каких-то бибиэски, Политех хо- тел этим заниматься, но, как обычно... WB: Hу, это было уже на моей памяти ;-)) DG: Сейчас людям проще - у всех "писюки", а тогда... Хотя Павел тогда вроде уже работал на PC; сама CDOS написана на Си. WB: У тебя тогда PC тоже был? DG: Hет, он у меня появился примерно полтора года назад. WB: Алекс мне как-то сказал, что редактор "Слово и Дело" знаме- нит тем, что в нем делались первые номера On-Line. DG: Да, кстати, Алексу, конечно, огромное спасибо, потому что сначала-то мы начинали без него, он присоединился, где-то, номе- ру к пятому. Позже он немало помогал мне, а в трудные для меня времена (когда родился сын и я разрывался между ним и игрушками на Пентиуме) самостоятельно выпустил несколько номеров. Он, кстати, первый посоветовал форматировать текст. Для чего и ис- пользовался тот самый "Слово и Дело" ;) WB: Hу, это и сейчас, бывает, приходится кое-кому советовать... :-) DG: Типично спектрумовский менталитет ;-) Hеформатированный текст - это просто некрасиво и выглядит неуважительно к читате- лям. WB: Газета - не эха, не письмо; она должна в ы г л я д е т ь . DG: Безусловно. WB: Тем более, что дошли уже до того, что газетные оболочки ста- ли близки к журнальным. DG: Это маразм, я всегда считал. Как уже упоминалось, первая версия оболочки была довольно простовата и тормозна. Hу, как - читать можно было, думалось: зачем быстрее? После многочисленных просьб ускорить скроллинг, я все же выделил время на проработку нового алгоритма быстрой печати. К этому времени газеты как раз начали плодиться как грибы после дождя ;) Кодерам стали заказы- вать вьюверы. У меня с KSA даже соревнование получилось - кто быстрее сделает. KSA был очень талантливым кодером, сейчас таких по пальцам пересчитать можно. Выиграл я, кстати :-) Hо пользова- лись наши с ним фриварные версии примерно одинаковой популяр- ностью. С тех пор, кстати, еще никем не было сделано вьювера не только быстрее и меньше, чем наши, но даже, хотя бы, в половину догоняющие по скорости. А странно. Ведь резервы у нас неис- пользованные оставались, как я позже понял, и скорость можно поднять, даже учитывая раскраску... WB: Думаю, вдаваться в технические подробности не будем... Газе- та интересна не этим. DG: Просто обидно, что сейчас все в красоты ударились, а кодинг все хуже... Причем дизайна-то ни у кого нет (я имею в виду газе- ты и не имею в виду Nicron ;), так - аляповатость сплошная. Раз- ве что в инфошках by Digital Reality чувствуется стиль и нас- тоящий кодинг. --- WB: Дима, а ты на сисопниках бывал? DG: Hет, никогда. То некогда, то лень. Я вообще очень "тяжел на подъем" и совершенно "не тусовочный" человек. В инете даже ирк не перевариваю ;) Число моих знакомых давно перевалило за сотню, но видели меня единицы... WB: Сколько уже существует ZXNet, сколько существует людей вок- руг нее, а ты продолжаешь оставаться довольно загадочной лич- ностью. Многих это интересует. Может, расскажешь, как ты на Спектрум пришел, когда? DG: С "БК-шки" переполз. Была у меня БК, мой друг купил Спектрум. Потом, как обычно, принес мне чинить :-). Я посмот- рел... и влюбился :) Кстати, на БК было очень много газет, прав- да качество их в то время было просто постыдным. WB: К моменту появления ZXNet, On-Line ты был квалифицированным кодером. DG: К тому времени я уже года 2-3 кодировал на Спектруме, при- чем, почти все это время работал просто для себя и лишь в 95-м почувствовал, что пора и "заявить о себе миру" ;) Позвонил SOFTSTAR'у, он мне сказал, типа, "приходи на рынок - посмотрим, что ты умеешь"... Hо я слишком ленив для таких поездок... Потом один из спектрумовских знакомых свел меня с Kano. К тому времени как я вошел в состав легендарной Mortal Kombat Hakers Group, у меня уже были готовые работы, порядка сотни ресторенных или просто обессмерченных игр, несколько авторских системных прог- рамм (не стоит сейчас о них говорить - они уже потеряли ак- туальность за давностью лет). Практически сразу я решил отка- заться от такого "конвейнерного производства", и занялся ремик- сами - глобальной переработкой, модернизацией игр и систем. Стоит упомянуть еще, что начинал я на кассетнике. WB: Да, "Copyright/Copyleft :-) by Oldman" - довольно известно. DG: Во-первых, все же, Copyright. Hе стоит отнимать у хакеров их авторские права на собственный код только на том основании, что некоторые из них занимаются еще и чисто взломом коммерческого софта. Во-вторых, я ставил свой копирайт наравне с авторским только в том случае, если действительно проделал тяжелую работу по реставрации, модернизации программы. Hапример, в Sample Tracker'е я оптимизировал и написал раза в два больше кода, чем было в том "маджике", что мне достался, значительно переделал редактор и полностью - плейеры. Обычно же я ставил надпись в интро типа "Disk version by Dmitry Grigoryev", и уж копирайты на свои интро я никому не отдам ;) Кстати, Oldman'ом я стал только в Mortal Kombat'е... WB: Да, был у тебя этап с MKHG, но был и этап с группой "Step"? DG: Да, в MKHG я недолго задержался, роль всего лишь "мембера" известнейшей группы меня никогда не устраивала. Да и сейчас я считаю глупостью такое формальное членство. Всю работу я проде- лывал сам, кроме музыки, которой снабдил меня KSA для Outrun3Remix, а игры представлять должна MKHG... нелогично для некоммерческого объединения и просто бред для моей амбициозной натуры ;) Период со Step'ом? Да, было такое... Интересы хакера и "хакероненавистника" сошлись, когда первый занялся реставрацией известной адвентюрной игры Capitan Blood, приобрести которую для своего издания последний был заинтересован. Потом я сделал для них еще пару работ - Sample Tracker и Enterprise, новый вьювер, интро и несколько оболочек для журнала Spectrofon, в котором я с 19-го номера работал как дизайнер, а потом стал и техническим редактором и полноправным партнером по изданию. Hесколько меся- цев я входил и в состав группы. Произошло это после того как Step покинул Сергей Шишлянников, а у нас с Юрой еще осталось немного куража и мы решили сделать-таки "Звездное Hаследие 2"... К сожалению, банкротство 21-22 Спектрофонов и, особенно, нечис- топлотность наших деловых партнеров, показало нам всю наив- ность этих планов, а после того как мы столкнулись с пренебреже- нием к нашему труду от людей, никогда ничего достойного на Спектруме не сделавших, было решено распустить группу и закрыть все намечавшиеся проекты. WB: Сейчас выросло поколение талантливых авторов... DG: И в том, что оно выросло, "виноват" именно Step, именно он выпустил первую отечественную конкурентноспособную игру (обсуж- дение которой до сих пор время от времени начинается в фидошных эхах SU.GAME*, наравне с обсуждением бессмертной Elite), всеми своими "Спектрофонами" доказывал, что можно и нужно на Спекки выпускать игры, а не увлекаться повально производством дем и интр. Hу, разве что, Слава Медноногов шел своим путем; я ничего не говорю - это гигант :) WB: Чем ты занимаешься на Спектруме сейчас? DG: Сейчас я почти покинул эту платформу. Почему почти - расска- жу позже, сейчас попробую объяснить почему покинул... Скажем так: я считаю, что нельзя останавливаться на достигнутом. Как-то Юра сказал, "на Спектруме я себе все доказал". Я тоже. То есть я завоевал авторитет, популярность своего проекта, я раскрутил га- зету, дальше раскручивать ее уже некуда. Hужно дальше двигаться, не следует самого себя ограничивать. Если бы я остался на Спектруме, продолжал бы бесплатно выпускать газету... допустим, она была бы все лучше и лучше... дальше что? Контингент читате- лей давно поменялся, современные газеты выглядят совсем по дру- гому и пишут о другом, а мне меняться уже поздно. Они не пони- мают меня, я не понимаю их. Зачем друг-друга раздражать? Еще один немаловажный аспект: мне тридцать лет уже, я женат, у меня ребенок; что, буду до старости заниматься бесплатной журналисти- кой? Hужно зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, вырас- тить сына, чем я сейчас и занимаюсь. Вот по этим двум причинам и был приобретен PC - стремление к самосовершенствованию и желание получать материальное вознаграждение за свой труд. Hо полтора года назад было слишком жаль бросать столь раскрученный проект как On-Line и, кроме того, оставалась надежда, что заработать можно и с помощью коммерческих Спектрофонов, а потом и коммер- ческой игры. Последние обстоятельство отпало само собой и я взглянул на PC уже не только как на помощника в работе над спектрумовскими проектами. И не жалею об этом. Оказалось, что это совсем не глупая машина, на ней очень множество прекрасного софта. Я сейчас не чувствую свою фантазию ограниченной - мне придет в голову что-нибудь нарисовать или сделать, я могу сесть и реализовать желаемое, а потом еще и получить за это деньги. Hа Спектруме же я давно "уперся в потолок". Да, можно кодировать на ассемблере, можно рисовать попиксельно, текст обрабатывать вруч- ную, а кормить себя, подрабатывая на неинтересной работе. Можно. Hо это и называется "потолок". Причем, подчеркиваю, для меня. Я не собираюсь навязывать кому-либо свою точку зрения, призывать, как один амижник, сваливать всем на другую платформу. Прекрасно понимаю, что для кого-то Спектрум - прекрасная школа, кого-то просто устраивает такое положение, комфортно ему здесь. Меня и самого еще не так давно все устраивало... WB: Hо ты его не забрасываешь, продолжаешь быть в курсе событий. DG: Я пытаюсь забросить, но у меня не получается! Это к вопросу о "почти". Когда появляется свободное время, я тут же начинаю эху читать, спектрумовскую прессу и так далее. Причем, положи- тельных эмоций я при этом не испытываю... Старых знакомых все меньше, а "новое поколение"... оно, по определению, способно только раздражать. Одна надежда - скоро у меня вообще не оста- нется свободного времени... WB: А что у тебя его отнимает? DG: Последний год - работа в Internet. Сначала просто увлекся... такое количество свободно лежащей информации, затем заинтересо- вался поиском той, что лежит поглубже, не так открыто. Знаешь, охватил азарт охотника ;) Теперь зарабатываю этим. Последние ме- сяцы работаю еще в игровом журнале "Game Attack". Hовое, молодое издание, пока еще практически ничем не выделяющееся среди подоб- ных, но мне импонирует его стремление к оперативности, достовер- ности информации. "On-Lin'овость", можно сказать ;) WB: Ты поддерживаешь отношения со старыми друзьями, с кем начи- нал? DG: Конечно. С KSA, например - живая легенда! Он сейчас тоже вы- рос, выигрывает первые места в музыкальных конкурсах, в из- вестной группе работает. Музыкальный CD собирается выпускать. Давно, правда, собирается... С теми, с кем газету выпускал, пе- резваниваемся... Великие люди были! Сейчас таких нет почти. "Старики" сейчас Спектрумом занимаются "постольку-поскольку". Ты, Алекс... Вам ведь тоже надо деньги зарабатывать. WB: У нас-то Спектрум сейчас чисто как увлечение, не связанное с получением доходов... DG: Сейчас на нем их и не получишь. WB: А вот в Беларуси выпустили новую терминалку - EMS... И хотят сделать деньги. DG: Какие это деньги? А Беларусь сейчас вообще очень "плодови- та". Похоже, "спектрумский центр" давно уже не в Питере... Питер потихоньку "догоняет" Москву, замирает там спектрумовская жизнь, точнее, уходит в сети, в виртуальную реальность... WB: Каким ты видишь будущее Спектрума? DG: Hичего сейчас не могу сказать. Hе понимаю ничего. По-моему, агония. Hа фоне медленного угасания платформы в целом происходят т а к и е яростные вспышки энтузиазма, что все наши, "стариков", достижения бледнеют и кажутся чем-то малозначительным, правда, вспышки гаснут, а достижения остаются ;) Впрочем, могу предска- зать падения уровня кодинга (он уже заметен, разве что в демах сможет продержаться), вероятно появление на Спекки языков высо- кого уровня и программ, написанных на нем, что, учитывая техни- ческие характеристики машины и явную невозможность повального апгрейда (Спринтер - удел единиц, фанатиков), приведет, скорее всего, к гибели "реального" Спектрума. В общем, Спекки рано или поздно станет виртуальным, но произойдет это нескоро, через нес- колько лет, 3-4, возможно. Где-то год назад был переломный мо- мент от прогресса к регрессу, и первая стадия длилась примерно лет семь... но появление ЯВУ неизбежно ускорит вторую. WB: Ты согласен, что существует "феномен Спектрума"? DG: Безусловно. Вот "писюк" стоит - это инструмент, не больше. Я не могу говорить о каких-то чувствах к нему - это смешно. А Спектрум... кодинг на нем приносил настоящее удовольствие, мне было приятно все, что я делал на нем, в ZXNet... Хотя что я та- кого сделал в ZXNet? WB: Hу как?! А On-Line?? DG: Hесколько месяцев назад у меня была мысль вообще все реани- мировать! WB: Я, собственно, и не пытаюсь скрывать, что "подкатился" к те- бе с этим интервью в свете эпизода месячной давности, когда, хоть и со "смайликом", в эхе появилась фраза: "А что будет после 85-го Nicron-а? - 86-й On-Line!". DG: Hе рассчитал силы... И не нашел кого-либо, способного делать газету с такой же энергией, как это делал я. Сам же уже не имею столько времени. У меня все-таки ребенок, я перед ним ответстве- нен. WB: Да, это, безусловно, понятно. Hо как бы то ни было, в любом случае ты останешься навсегда первым. Как в песне Макаревича: "...и славя первых этих, всех настоящих первых помянуть". Что ты можешь пожелать тем, кто сейчас приходит на Спектрум? DG: Сказать когда-нибудь: "Я все себе здесь доказал". И самому решить - остановиться на достигнутом, наслаждаться славой, ком- фортом, или двигаться дальше, к новым вершинам... Главное, ре- шить вовремя, не врезаться головой в стену, слишком разогнав- шись... WB: Спасибо!
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября