Optron #09
13 марта 1998

История Demomakig'a - прошлое и будещее.

<b>История Demomakig'a</b> - прошлое и будещее.
 ╔════────
 ║
 │    Demomakig: Back to the Future    │
                                       ║
                               ────════╝

(C) Павел Высоцкий/Gendalf, 1998

  В  свете  грядущего  FunTop'a, a также в
отблесках  прошлых Enlight'ов есть некото-
рый  смысл  задуматься  о таком интересном
явлении, как МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, или
просто  DEMO. Ведь значительная часть соф-
та, который был создан в ex-USSR принадле-
жит, как ни странно (хотя, может, как раз,
и  не странно), к этому, так сказать, жан-
ру.
  Вначале  стоит  отметить одну интересную
вещь:  все DEMO творились на одном компью-
тере и для него одного (отгадайте, для ка-
кого), но тем не менее, сравнить DEMO 1989
года  и 1998 не придет в голову никому. То
есть  при полном отсутствии эволюции плат-
формы,  успешно  проходит эволюция идей, а
также  естественный  отбор  на фестивалях,
где  выживают  сильнейшие  из них. И такой
прогресс радует.
  Заканчивая это лирическое отступление, а
точнее  - вступление, хотелось бы сказать,
что сподвигло меня на написание сего чуда.
Вернее  даже не что, а кто, а именно Хакер
Рашпиль, главный редактор нашей газеты. Он
высказал идею о полезности такого материа-
ла и попытался предоставить весь необходи-
мый  материал  (я  имею в виду, что _ВЕСЬ_
материал,  то  есть все демошки мира, пре-
доставить вообще не очень-то возможно, так
что главред сделал все, что мог). Не знаю,
что помешало Рашпилю самому взяться за ра-
боту, но идею я все-таки решил воплотить в
нашу сумашедшую жизнь.


          ──══ I. Прелюдия ══──


  Вот  представьте:  1987  год,  трое (или
четверо)  почитателей  Speccy собрались за
пивом  отпразновать  пятый  день  рождения
предмета  почитания.  Один  хвалится,  что
комп  перепаял, второй, что игру прошел, а
третий, что эту игру сломал и изъял оттуда
неплохой музон. Оказывается, что переломал
он  уже  тысячу и одну игру и теперь ищет,
куда  бы  деть музоны из этих игр. Тут ко-
му-то (именно ему надо бы поставить памят-
ник) приходит идея все эти музоны склеить,
прибавить красивую картинку и проигрывать.
Именно  тогда  и  родилось  название  "Де-
монстрация",  потому как эти музоны именно
демонстрировались  широким массам, которые
не умели иичего ломать.
  Хотя сейчас может показаться, что те да-
лекие  творения  восьмидесятых совсем и нe
Demo,  и названы так по ошибке. Но если бы
не те неказистые программки, в которых при
переключении музонов поднимался вой, то не
бывать и сегодняшним шедеврам.
  Назывались эти творения тоже просто: ка-
кое-то  странное слово, а потом "demo" или
"demo  128".  В  некоторых  из них первого
слова  не  было, что усложняло их разделе-
ние.  По  сути,  все эти первые демки мало
чем отличались друг от друга: немного кри-
вая  картинка,  иногда с элементами анима-
ции,  бегущая  строка,  в  которой  то  на
польском,  то на ломанном английском пере-
давались  приветы, список музонов, которые
можно услышать, нажимая на соответствующие
клавиши.  Кстати, традиция передачи приве-
тов - тоже возникла благодаря тому поколе-
нию демок. Ну а элементы анимации были бо-
лее  чем скромные: где-то пытались изобра-
зить  пыхтящий в работе плейер (у меня эта
демка  фигурирует  под  названием Demo 3),
где-то очень наглядно демонстрировали игру
музыкантов  (Drum  Warriors),  a в Szafran
Demo 128 рисованная от руки красавица под-
мигивала  при  выборе  музона.  То  есть и
здесь были какие-то изыски, новые идеи, но
в  целом  эти демонстрации музонов (не пу-
тать  с  музыкальными демонстрациями - это
далеко не одно и тоже) были уж очень стан-
дартными.
  Небольшое разнообразие внесли оцифровки:
все  оставалось  на своих местах, но музон
был  уже один. К примеру, Lambada, которая
даже  сейчас  приятно  удивляет  качеством
оцифровки.  Или  демка  Laugh - смех, смех
поистине  идиотский - никогда так не смей-
тесь.  Но все равно, нужны были по-настоя-
щему  новые  идеи,  новые концепции, и уже
староватому жанру пришлось умереть.
  Добавить к этому можно разве что две ве-
щи.
  Родиной   и   главным  пристанищем  "Де-
монстрации  музона" стала Польша - во вся-
ком случае, основная масса дошедших до нас
демок  того  золотого  века  была  сделана
именно там.
  Когда  эти демошки начали отживать, при-
шел  1989  год  - время расцвета Speccy на
Западе, когда игрушки перестали быть плос-
коватыми, а графика стала красивой.


   ──══ II. Lyr'ическая революция ══──


  Только-только  демонстрации  стали назы-
вать  килодемами,  как  появилась  одна из
первых  МЕГАдем,  которая,  кстати,  более
других  оправдала  свое  громкое название:
Lyra II!
  Был еще Shock, были другие неплохие тво-
рения, но мне, да и не только мне, особен-
но  запомнилась  именно  эта  демка, также
сделанная в Польше некой группой под инте-
ресным  названием Ethanol Soft Inc. (более
известной  как  E.S.I.)  примерно в том же
памятном  89'om. Лично мне не раз приходи-
лось слышать очень лестные отзывы о ней, к
примеру:  "На Speccy просто мучал игрушки,
лень было делать что-то самому, но когда я
увидел Lyra II..."
  Это был действительно рывок вперед: даже
сейчас  многие  идеи  из демки не утратили
своей   притягательности:  взять  хотя  бы
часть  с  плавающей  бутылкой  (кстати, вы
знаете,  что она не пустая - там, в демке,
так  и написано, еще кого-то грузят за то,
что  он  полную  бутылку так обидел) или с
танцующей незнакомкой.
  Все  девять  частей демки явно неплохие,
особенно   для   того   далекого  времени.
Lyra  II  -  это классика, о которой знают
все.  Это  одна  из первых настоящих, а не
"усеченных"  демок.  Это...  Да  вы и сами
знаете!
  Не  видел  я, к сожалению, Lyra I (a та-
кая, судя по всему, должна быть). Жаль.
  Вот  и вся лирика. Дальше полякам, как и
многим  другим  нежителям  СССР  почему-то
вздумалось предать Speccy: расхотелось де-
лать  новые  гигадемы, и все ненадолго за-
чахло.  Но совсем ненадолго, так как скоро
Speccy  возродился  в том же СССР, а затем
процветал  в  СНГ. Но демомейкинг развился
далеко не сразу.


           ──══ III. Интры ══──


  Если  кто  не  понял,  ИНТРЫ  - это мно-
жественное  число от "ИНТРО". Так вот, по-
чему-то  эти самые "интры" вначале полюби-
лись нашим кодерам значительно больше, чем
демки в чистом виде.
  Хотя  некоторые  интро и были неплохими,
но были чисто утилитарными: их существова-
ние  было  целиком  и  полностью посвящено
конкретной игре. А настоящая дема не может
быть  утилитарной  -  она  должна быть ис-
кусством ради искусства и только.
  Тем более, на первых порах, до появления
новых  харьковских мегадем, эти интро были
более  чем однотипными и какими-то скучны-
ми. Но все же это была и школа для многих.
  Со временем интры преобразились, но их и
дальше  многие  ругали.  К тому же, это не
настоящие демки, так что распостроняться о
них сейчас особенно нечего.


      ──══ IV. А в Харькове... ══──


  ...творились новые шедевры. В 94 - 95'ом
годах,  в основном при участии группы Code
Busters,  в Харькове были созданы небезыз-
вестные  Satisfaction и Insult (удовлетво-
рение  и инсульт соответственно). Писались
они  долго,  зато  результат превзошел все
ожидаемые  результаты ;-). Даже сейчас эти
демки  старыми или морально устаревшими не
назовешь. Было воплощено в жизнь то, что в
виде  идей  висело в воздухе по всему СНГ.
Это  был один из первых толчков; эти демки
стали эталоном. Даже сейчас, в силу тради-
ции,  лучшего ждут именно из Харькова: но-
вого  шедевра,  который вновь откроет всем
глаза на настоящий демомейкинг.
  Примерно  в  то  же  время  (так и неиз-
вестно, кто на кого позитивно повлиял), на
далеком  острове  под  названием  Британия
проклятые  капиталисты пытались реанимири-
вать  Speccy (поздно спохватились). Группа
Extasy-3,  которая еще и выпускала журнал,
подарила  своему  народу,  да  и не только
ему,  несолько  демок. Я приостановлюсь на
одной из них: Inner Universе. Это название
довольно  трудно перевести, во всяком слу-
чае,  вариантов  перевода  может быть нес-
колько.  Например, "Внутренний мир (мироз-
дание)".  Но в их демках, несмотря на нес-
колько  интересных  моментов,  преобладают
бегущие строки и другие традиционные вещи.
Словом, авторам никто не открывал глаза на
истинную  сущность  МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕМОНСТРА-
ЦИИ.  Тоже  жаль. А то, может быть, был бы
еще  один пример для подражания (что-то их
в  последнее  время  слишком  много разве-
лось :-)).


         ──══ V. Enlight'96 ══──


  Эх...  Вот  это  по-настоящему оборотный
момент  в истории спектрумовского демомей-
кинга. Соискателей получить признание луч-
шего творца в этой области нашлось сравни-
тельно  немного. Но значение данного меро-
приятия  для  развития демостроения трудно
переоценить.
  В  этих  демках каждый эффект был проду-
ман, почти каждая идея была или свежая или
освеженная  ;).  Музыку  старались фиксить
под  то, что творится на экране, а не нао-
борот,  как было в восьмидесятых. В демках
уже  появлялись  некоторые  идеи, то есть,
внутренние    логические    связи,    хотя
большинство эффектов все же были "безыдей-
ными".
  Быть признанными на этом Инлайте означа-
ло  в  дальнейшем  быть узнаваемыми везде.
Отчасти  поэтому новгородская группа Digi-
tal  Reality,  демка которой заняла третье
место, так быстро стала лидером.
  Первое  место  долго  делили между собой
Illusion  (X-Trade) и Vibrations (Rush). Я
совсем  запутался, кто же все-таки получил
почетный  титул, было несколько версий, то
есть  первой  оказывалась  то та то другая
демка,  но  мне  лично  больше пoнравилась
Vibrations.
  Именно здесь родилась классическая дема,
в  которой  не  надо  ничего  нажимать для
подгрузок, в которой должна быть не только
анимация.  Появился  и некий моральный ко-
декс,  по  которому в любой уважающей себя
демке  должно  быть минимум скроллов и все
должно быть своим: никакой выдранной музы-
ки.
  Наконец  окончательно образовался нефор-
мальный   клуб   демомейкеров,  которые  в
большинстве уважают друг друга. Именно En-
light'96  дал толчок и пример для подража-
ния многим кодерам (плох тот солдат, кото-
рый  не  мечтает  победить на Enlight'e...
вернее  не мечтал, так как Enlight'97 был,
судя по всему, последним :-( ).
  ...Digital  Reality  со своей демкой 7th
Reality заняла 3 место.
  Через  год  та  же  группа заняла первое
место...


    ──══ VI. Через год после Е'96 ══──


  Практически  ровно  через 365 дней после
успешного окончания Еnlight'96, скандально
закрылся  Enlight'97.  Но  конкурс демошек
успели  провести, и выяснилось, что идей у
кодеров  все  еще  хватает  (правда,  не у
всех).
  И  что самое главное, демки представлен-
ные  на  Enlight'97,  несли какую-то общую
задумку,  идею  (мораль  сей  басни  тако-
ва...), что, несомненно, существенно повы-
сило их ценность (и не только материальну-
ю).  Не  все,  конечно, демки, были такими
умными, но, по крайней мере:
  -  в  Binary  Love отстаивается ценность
истинной любви (романтики);
  -  в Noumenon можно ознакомиться с каба-
листическими  символами  и  даже немного с
черной  магией, а также послушать отличную
музыку (чернокнижники);
  - в Shit 4 Brain колоритно показано воз-
действие  наркотика на человеческие мозги,
даже,  я  бы  сказал,  более чем колоритно
(наркоманы).
  В общем, прогресс, прогресс, прогресс...
Но!
  Но во всех этих шедеврах нещадно эксплу-
атировался  один  и тот же эффект: плазма.
Не  буду  спорить,  эффект отличный, но во
многих демках ему уделялось уж очень много
внимания.  Это однообразие плохо сказалось
на  общем впечатлении, но повторю: это все
равно  был прогресс. Жалко только, что сам
фестиваль был впоследствии сорван.
  ЧТО ЖЕ БУДЕТ НА FUNTOP98???


    ──══ VII. Десерт: перспективы ══──


  Все, конечно, происходит исключительно в
радужных  тонах:  фестивали  проводятся  в
каждом  городе,  изобилие "Новых Васюков",
демки  со  Speccy ставят в пример програм-
мистам с других платформ.
  Ладно,  не  нужно нам фестиваля в каждом
городе,  хватит  нам и Москвы (кто едет на
FunTop ?!). А в пример нас и так уже можно
ставить. ;)
  Совершенно  ясно, что демомейкинг шагает
вперед, и что пути назад, к выдираемой му-
зыке и корявым процедурам, нет. Будет кон-
куренция,  новые  идеи, новые тенденции. Я
думаю, больше внимания будут уделять смыс-
лу демок.
  На  FunTop'e все действительно станет на
свои места. И я надеюсь, что эти места бу-
дут  призовыми  (звучит  коряво,  но почти
адекватно выражает мою мысль).

                    Павел Высоцкий/Gendalf
                           (0322) 64-34-88

              ──══════════──





Другие статьи номера:

Железо - еще раз о Turbo, Mega и Multi.

История Demomakig'a - прошлое и будещее.

Лит. Страничка - пьянству бой.

Львовские приколы - Почему пиво лучше чем женщина.

Реклама - реклама и объявления...

Система - Перекодировщик текстовых файлов в IBM-формат и обратно.

Система - Эмулятор калькулятора МК-61.

Стихи - стих C.Васильева: феникс.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Фантазия - Новелла "ШАР МОГУШЕСТВА" ч.1,по игре "LAST NINJA 2".
Зеркало - интервью с Майком Сингльтоном, автором таких известных игр, как "Lords of Midnight", "Doomdark Revenge", "War in the middle earth", "Dark Scepetre" и др.
Капля припоя - Disk protector v1.4 (схема).
News - Karbo came back and wrote new music, Freeman is in Ukraine now, in Odessa (left there before the Maidan, to the sea, for health reasons), sculpts games for mobile phones, Mythos codes firmware for BMW on outsourcing and is engaged.
От авторов - традиционное вступление.

В этот день...   21 ноября