Sinclair Club #04
25 мая 2001

Программирование - Вывод трехсимвольных расширений файлов в операционной системе TR-DOS.

<b>Программирование</b> - Вывод трехсимвольных расширений файлов в операционной системе TR-DOS.
┌────────────────────────────────────────┐
│ Вывод трехсимвольных расширений файлов │
│     в операционной системе TR-DOS      │
└────────────────────────────────────────┘

──────────────────────────────────────────

	 (с) Иван Рощин, г.Москва

──────────────────────────────────────────

   В  TR-DOS  каждому   файлу  ставится  в
соответствие    16 - байтовый   описатель,
находящийся в каталоге   диска. Как  видно
из   таблицы,   в   этом   описателе   для
расширения  файла  предусмотрен  лишь один
символ:

╔═══════════╤═══════╤════════════════════╗
║ Смещение  │ Длина │ Комментарий	║
║ от начала │       │		    ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     0     │   8   │ Имя файла	  ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     8     │   1   │ Pасширение файла   ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     9     │   2   │ Стартовый адрес    ║
║	   │       │ файла (для BASIC - ║
║	   │       │ программы и	║
║	   │       │ переменных)	║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     11    │   2   │ Длина файла в      ║
║	   │       │ байтах (для BASIC- ║
║	   │       │ длина программы без║
║	   │       │ учета длины	║
║	   │       │ переменных)	║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     13    │   1   │ Длина файла в      ║
║	   │       │ секторах	   ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     14    │   1   │ Hомер сектора      ║
║	   │       │ начала файла       ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     15    │   1   │ Hомер дорожки      ║
║	   │       │ начала файла       ║
╚═══════════╧═══════╧════════════════════╝

   Hо   в   последнее   время   все   шире
используется       более     информативное
трехсимвольное  расширение  файла  (как  в
MS-DOS):

╔═══════════╤═══════╤════════════════════╗
║ Смещение  │ Длина │ Комментарий	║
║ от начала │       │		    ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     0     │   8   │ Имя файла	  ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     8     │   3   │ Pасширение файла   ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     11    │   2   │ Длина файла в      ║
║	   │       │ байтах (для BASIC -║
║	   │       │ длина программы без║
║	   │       │ учета длины	║
║	   │       │ переменных)	║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     13    │   1   │ Длина файла в      ║
║	   │       │ секторах	   ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     14    │   1   │ Hомер сектора      ║
║	   │       │ начала файла       ║
╟───────────┼───────┼────────────────────╢
║     15    │   1   │ Hомер дорожки      ║
║	   │       │ начала файла       ║
╚═══════════╧═══════╧════════════════════╝

   Видно, что длина расширения увеличилась
за счет использования двух байт, в которых
раньше хранился стартовый адрес файла (для
BASIC - файлов   -   длина   программы   и
переменных).

   Если вы пишете какую-либо программу для
работы  с   файлами,   неплохо   было   бы
предусмотреть  в  ней вывод трехсимвольных
расширений. Hо  тут  появляется  проблема:
заранее  неизвестно,  с   какими   файлами
придется иметь дело, а расширение у файлов
может  быть   как  трехсимвольным,  так  и
односимвольным. Таким образом, для каждого
конкретного  файла  ваша программа  должна
правильно  определить   длину  расширения.
Если    же   считать   расширение   всегда
трехсимвольным,  то  каталог  диска  будет
выглядеть неаккуратно:

	       boot     B>
	       ZX_WIN   ZIP
	       ******** ZIP
	       S_PLAY2d BБ
	       BACKUM   GTR
	       BUZZ16_1 MPS
	       FL_SH_EI MPS
	       KL_F_CUT m!╬
	       SPY      MPS
	       VIVID    ME╩
	       NOSTALGY Y └
	       s_play2d txt

   Попробуем сделать так: определим, какие
последовательности  из трех  байт являются
допустимыми  трехсимвольными расширениями,
и  если   в   описателе   файла   окажется
недопустимая  последовательность, то будем
считать, что у этого  файла односимвольное
расширение.

   Сначала  перечислим  список требований,
которым	должно	удовлетворять
трехсимвольное расширение:

1. Все  три  символа -  коды  в  диапазоне
   #20..#7F
2. В расширении не может быть одновременно
   больших и малых латинских букв.
3. Hесмотря  на  пункт  2, расширения XAS,
   xAS,  XaS,  xaS  являются   допустимыми
   (файлы  с  такими расширениями  создает
   ассемблер XAS).
4. Если первый символ - "B", то расширение
   не  может  быть  трехсимвольным, потому
   что у BASIC-файлов следующие  два байта
   содержат  длину  программы и переменных
   и   не    могут    являться   символами
   расширения.

   Теперь       рассмотрим      процедуру,
определяющую  длину   расширения  файла  в
соответствии с этими требованиями.

   Процедура  рассчитана  на  компиляцию в
ассемблере ZX ASM 3.10, и при компиляции в
другом ассемблере вам может  потребоваться
заменить  команду  'PUSH HL,DE,BC'  на три
команды: 'PUSH HL', 'PUSH DE' и 'PUSH BC'.
Соответственно,   команду   'POP BC,DE,HL'
нужно  будет  заменить на три команды 'POP
BC', 'POP DE' и 'POP HL'.
   Входные  параметры:   HL  указывает  на
первый  символ  расширения. Pегистр  H  не
должен быть равен нулю.
   Выходные  параметры:  регистры остаются
без изменений (кроме аккумулятора). Флаг Z
несет  информацию о длине расширения: если
флаг   установлен  -  расширение  трехсим-
вольное; если сброшен - односимвольное.
   Длина  процедуры  всего  семьдесят  два
байта, она  максимально оптимизирована, и,
по-видимому, сделать ее  короче без ущерба
для функциональности не получится.

    Текст процедуры:

ANALYS_EXT PUSH HL,DE,BC

;Проверка на BASIC:

	   LD   A,(HL)
	   CP   "B"
	   JR   Z,ANALYS_NO

;Проверка на XAS, xAS, XaS, xaS:

	   RES  5,A
	   CP   "X"
	   JR   NZ,ANALYS_EX1

	   INC  HL
	   LD   A,(HL)
	   RES  5,A
	   CP   "A"
	   JR   NZ,ANALYS_EX2

	   INC  HL
	   LD   A,(HL)
	   CP   "S"
	   JR   Z,ANALYS_YES

	   DEC  HL
ANALYS_EX2 DEC  HL

;Изначально D=#FF, E=0. Как только
;встречаем символ A..Z или a..z,
;добавляем его к D по AND и к E по OR.
;В пятом бите 0, если буква большая,
;и 1, если буква маленькая. Допустимы
;лишь варианты 0,0,0 и 1,1,1. Если
;вариант 0,0,0 (все буквы большие), то
;5-й бит D = 0 и 5-й бит E = 0. Если
;вариант 1,1,1 (все буквы малые), то
;5-й бит D = 1 и 5-й бит E = 1. Для
;других вариантов (когда есть и 0, и 1)
;5-й бит D = 0 и 5-й бит E = 1. Видим,
;что для вариантов 0,0,0 и 1,1,1 5-й бит
;от D XOR E будет равен 0, а для других
;вариантов он будет равен 1, таким
;образом, можно отличать допустимые
;варианты от недопустимых.

ANALYS_EX1 LD   DE,#FF00
	   LD   BC,3*256+%00100000

ANALYS_EX3 LD   A,(HL)
	   CP   C	   ;=CP #20
	   JR   C,ANALYS_NO
	   CP   #80
	   JR   NC,ANALYS_NO;не #20..#7F
	   OR   C
	   CP   "a"
	   JR   C,ANALYS_EX4
	   CP   "z"+1
	   JR   NC,ANALYS_EX4
	   LD   A,(HL)
	   AND  D
	   LD   D,A
	   LD   A,(HL)
	   OR   E
	   LD   E,A

ANALYS_EX4 INC  HL
	   DJNZ ANALYS_EX3

	   LD   A,D
	   XOR  E
	   AND  C
	   JR   Z,ANALYS_YES

ANALYS_NO  OR   H  ;сбрасываем флаг Z
		   ;(т.к. H<>0, то и
		   ;результат операции
		   ;OR будет <> 0)

;При передаче управления на ANALYS_YES
;по JR - флаг Z всегда будет установлен!

ANALYS_YES POP  BC,DE,HL
	   RET

   Вот,  например,  как  выглядит  каталог
диска,  где  для   каждого   файла   длина
расширения  определялась  с  помощью  этой
процедуры:

	       boot     B
	       ZX_WIN   ZIP
	       ******** ZIP
	       S_PLAY2d B
	       BACKUM   GTR
	       BUZZ16_1 MPS
	       FL_SH_EI MPS
	       KL_F_CUT m
	       SPY      MPS
	       VIVID    M
	       NOSTALGY Y
	       s_play2d txt

   Теперь  хотелось бы  сказать  несколько
слов  об  имени  диска. В  TR-DOS  под имя
диска  отводится  восемь  символов, а само
имя   расположено   по   смещению   #F5  в
служебном   (девятом)    секторе   мулевой
дорожки.
   Как  видим,  в  этом  секторе  остаются
свободными  еще  три  байта, а значит, имя
диска  может быть увеличено до одиннадцати
символов. Действительно, 11-символьное имя
довольно  часто  используют. Hо  тут  есть
один нюанс...
   Если   вы   хотите    присвоить   диску
11 - символьное   имя,  то   старший   бит
последнего  байта обязательно  должен быть
установлен. Дело  в том, что  подпрограмма
печати   строки   в   TR - DOS    (которая
используется  для  вывода имени  диска при
выполнении   команды   CAT)    заканчивает
печатать строку  или при  встрече нулевого
байта,  или  когда старший бит  последнего
напечатанного символа  был установлен (при
печати  символа старший бит сбрасывается).
Если  печатается  обычное  имя  из  восьми
символов, все проходит  нормально, так как
за  ним следуют  три  нулевых байта, а вот
при  печати  11- символьного  имени,  если
старший    бит   последнего    байта    не
установлен, то процедура  не  остановится,
напечатав имя, а  будет печатать  дальше и
дальше, заполняя экран мусором.
   Соответственно,    если    вы    пишете
программу  для  работы  с  диском и хотите
поддержать 11-символьное имя диска, то при
печати   последнего  символа  имени   ваша
процедура  печати  должна  сбрасывать  его
старший бит.
══════════════════════════════════════════
  (Радиолюбитель. Ваш компьютер 7/2000)



Другие статьи номера:

От авторов - издание Sinclair Club продолжает свою деятельность.

Программирование - Вывод трехсимвольных расширений файлов в операционной системе TR-DOS.

СС'2000 - интервью: Doctor MAX/Global Corp. GLOBAL TRACKER v2.0 не за горами!

ZXNet - Что такое ZXNet: сеть для спектрумистов - реальщиков.

Железо - Защита КР1818ВГ93.

Разное - Информация бывает разной: зачем публиковать статьи о смерти Спектрума в Spectrum'овских изданиях?

Игры - ELITE: Когда звезды были моими!

СС'2000 - Последнее интервью ETERNITY INDUSTRY.

Клуб - Спектрум в век высоких технологий.

Приложение - приложение к газете.

Обьявления - реклама и обьявления.

Авторы - Редакция газеты.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Мысли на тему - Зачем нужна ZX-Net или сисопы, которые думают только о себе.
Independent Films
Рассказы - Муж. Жена. Любовница.
PartyZone! - Первое и последнее демопарти под маркой Конструкции Хаоса, проводимая в третьем тысячелетии, будет проходить в Санкт-Петербурге, Россия в августе 2001 года.
Chaos Constructions - статья из "Мир Интернет #10/2000" с комментариями Random'a, Ars'a, Quasar'a, Werewolves'a.

В этот день...   21 ноября