Scream
#02
29 января 2002 |
|
Миска - Тривиальное чтиво: "Декларации демократического общества сами по себе как обещания ничeго не стоят. У нас привыкли верить красивым словам, но в поступки верить почему то не принято"
|Тривиальное чтиво |Surv!v0r, 2001 Декларации демократического общества сами по себе как обещания ничeго не стоят. У нас привыкли верить красивым словам, но в поступки верить почему то не принято. Между тем, не всегда со- вершенствование закона ведет за собой совершенствование общест- ва. Порой, общество не замечает своей несвободы в рамках свобод- ной прессы. Я не журналист, но создавая собственное электронное издание ув- лекаясь просто журналистикой, не могу не поделиться некоторыми своими наблюдениями. Обилие официальных газет, бульварных, или, как ее более благо- звучно называют, популярную, массовую литературу конечно хорошо. При детальном рассмотрении, большинство представителей класса обслуживающих "широкую публику" исповедуют один символ веры: "Читатель глуп, он сам хочет, чтобы его водили за нос". Поста- раюсь обойтись без конкретных названий, каждый решит для себя в чем здесь заключается правда. Правило, которе я привел, отнюдь не отвергается как несправедливое. Не отвергается даже теми ин- теллектуалами, которые претендуют на знание человека и общества во множестве измерений. Я сторонник свободы слова, но когда эта свобода навяывает сте- реотипы поведения, то не оттуда ли идет деформация человеческих чувств и поступков, деформация самих желаний человека, наконец, его личности? Психологи уже давно задумываются над проблемой обработки мозгов читателй через СМИ. Наибольший пик газетных статей, телевизион- ных передач такого характера достигает в период ротации предста- вителей политического олимпа. И именно тогда человек думает, что он знает, чего хочет, тогда как хочет он того, чего от него тре- буют. Это заметил еще в свое время Эрих Фромм, известный запад- ный социолог. Рынок диктует свои првила. Извлекая прибыль из месива светских сплетен, безудержной рекламы нужных и ненужных товаров, какой-то мистической чепухи и злонамеренных вымыслов, некоторые изда- тельские дома сознательно обрекают читателей на весьма малокало- рийную, хотя и изрядно пряную диету. СМИ бешено конкурируют между собой в целях наживы. Любая инфор- мация может быть куплена и продана. Еще в советские времена, критикуя буржуазную идеологию, заметили, что портрет западного общества может быть выражен пятью словами: "скандал, "сенсация", "страх", "секс", "смерть". Характерная оценка по пятибальной шкале - от скандала до смерти через страх, секс и сенсации. И что же мы видим сейчас? У нас, в России? Бескрайнее море свобод- ных мнений, пропаганда лжеценностей, культивирование нерацио- нальных мнений... тянешься за кнопкой на пульте телевизора и вы- ключаешь назойливую рекламу. Было бы непростительной ошибкой полагать, что бульварные новос- ти, все эти сенсационные сообщения о дорогих свадьбах и скан- дальных разводах жрицов поп-сцены, невероятных актерах и неслы- ханных ограблениях, соперничестве мафий и жестоких убийствах, сплетни и слухи, заполняющие изо дня в день страницы множества самых распространенных газет и еженедельников, - что все это "забавное" и "увлекательное" чтиво есть способ убить время и развлечься? И, хотя, нравственная ценность такого рода заполне- ния досуга требует весьма определенной характеристики, было бы еще полбеды. Беда же заключается в том, что именно обозначенный выше круг тем признан хозяевами СМИ самым действенным наркотиком, способным при употреблении в больших дозах превратить духовно неразвитые, политическо незрелые массы в послушное человеческое стадо, пере- жевывающее ежедневную жвачку мимикрирующей идеологии. Молодежь, а особенно люди старшего поколения, верят той бурде, которая выплескивается на экраны телевизоров, страницы периоди- ческих изданий. Слепая вера в авторитет СМИ оказывается наруку тем, кто в своих корыстных целях информирует читателя о своих достижениях. Главное в желтой прессе - кричащий заголовок. В каждом номере сенсация на первой странице, заголовок-аншлаг! Так что же это за сенсация? Целые страницы с подробным описанием сногсшибательных туалетов или бесчисленные подробности амурных похождений той или иной кинозвезды, или в который уже раз повествуется о технологии громкого ограбления. О, это наверное действительно волнует людей больше, чем очередное подорожание уровня жизни или увеличение оплаты коммунальных услуг; может быть это даже интереснее, чем демографический кризис в России или проблемы с ввозом ядерных отходов? Таким самым образом многие фактически жизненно важные для массы читателей темы просто отодвигаются в сторону, как бы снимаются с рассмотрения. При этом воспитывается направленный, весьма дале- кий от подлинных нужд и забот интерес читателей, разжигается их обывательское любопытство, читателей приучают заглядывать в "за- мочную скважину", восторгаться богатством и роскошью, смаковать пикантные подробности... Учитывая все эти обобщающие свидетельства, мы должны сделать вы- вод, что потребитель информации, имеющий доступ к многочисленным каналам ее передачи фактически оказывается очень мало информиро- ванным правдой. Понятно, что не всегда правда предпочтительнее лжи, но нет лжи более вредной, чем та, которой мы обманываем се- бя. Человек не получает сколько-нибудь серьезного, документально- строгого, обоснованного отчета о положении дел в интересующих его сферах жизни общества, за редким исключением, как внутри на- шей страны, так и за рубежом. Таким обазом его пытаются социаль- но дезориентировать, а в конечном итоге лишить возможности пред- принять какие-либо действия для того, чтобы улучшить свое поло- жение. И львиную долю этой работы выполняет пресса - печатная и элект- ронная служанка монополий. Отчего сила прессы прямопропорцио- нальна наивности ее потребителей.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября