Adventurer #08
31 августа 1998

Интерфейс - мысли вслух: "SPECCY компьютер для молодых. Если у нас так много крутых кодеров, то почему так мало крутого отечественного soft'а?"

<b>Интерфейс</b> - мысли вслух:
          (C) RAY/AURYN/CPU

   НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ, НАВЕЯННЫЕ ЧТЕНИЕМ
         ЭЛЕКТРОННЫХ ЖУРНАЛОВ

     Прочитав    немерянное    количество
электронной  прессы,  можно  заметить две
темы споров и размышлений: 1) SPECCY уми-
рает,  на какую платформу переходить ? 2)
Если  у  нас так много крутых кодеров, то
почему  так  мало  крутого отечественного
soft  'а  (в первую очередь игрового)? 3)
Каким быть SPECTRUM 'у ?

     В  связи  с этим возникают следующие
мысли:
─────────────────────────────────────────
     Как-то  кто-то  где-то  заметил, что
SPECCY  -  компьютер  для  молодых, и был
прав.  Обычно  возраст работающих на нем,
согласно  последним  опросам,  в среднем,
около  20 лет. Как правило, это люди, ко-
торые заканчивают школу или учатся на на-
чальных  курсах  ВУЗов.  Что  же касается
ухода людей со SPECCY , то это закономер-
ный  процесс,  в  том  смысле,  что  люди
взрослеют, заканчивают учебные заведения,
у них появляется работа, и они уже не мо-
гут  уделять SPECTRUM 'у столько времени,
сколько  раньше. Такой критический "пере-
ходный" возраст можно определить где-то в
районе  24-26  лет.  Вот  так и сходят со
сцены когда-то громкие и известные имена.
Вспомните,  лет  5-6  назад, чьи имена вы
видели в intr'ах ? Где сегодня эти люди ?
Тю-тю!  А  кто сегодня ?  Вот  так! Сцена
живет.  Ктото  уходит, кто-то новый появ-
ляется. Се ля ви. Все течет, все меняется
- новые  команды,  новые технологии прог-
раммирования,  новые программы - не гово-
рит  ли это за то, что SPECCY жив ? А что
он  загибается,  мне кажется, кричат лишь
те,  кто решил свалить с него, да некото-
рые торговцы soft 'ом.
     Что  же  касаемо  перехода на другую
платформу, то этот вопрос более беспокоит
тех,  кто как раз заканчивает ВУЗ и начи-
нает  задумываться о своем будущем ( что,
в  общем-то, rulez ). И если этот человек
выбирает своей профессией работу програм-
мистом  (оператором ЭВМ и т. п.), то увы,
единственная дорога ему - на PC : -( /ес-
ли,  конечно,  он не устроится на TV-сту-
дию, где частенько можно встретить и AMMY
/.  К  сожалению, PC сегодня единственная
платформа, на которой можно делать деньги
- сие правда жизни и никуда от нее не де-
нешься. И вообще, например, для меня раз-
говоры  о  переходе  со  SPECCY на другую
платформу,  вызывают недоумение. А нафига
куда-то переходить ? SPECCY - комп сугубо
домашний,  PC  -  рабочий  (а вот те, кто
считают,  что  он домашний, допускают, по
словам  Arny  , "B-I-I-G MISTAKE" , и мне
их  откровенно  жаль), AMIGA - rulez , но
мало  у  кого  есть  к ней доступ. У меня
есть  доступ к любому из этих компов, и я
не ставлю какой-то из них выше остальных.
За PC я сижу на работе, на AMMY играю или
смотрю  демки  или просто слушаю музоны у
коллег  на на TV-студии, а SPECTRUM , как
и положено, стоит дома и используется как
раз как ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР: и поиграть, и
прессу почитать, и демки поглядеть, и му-
зончики  послушать,  и,  наконец,  что-то
свое  создать, зная, что это кому-то еще,
кроме меня, нужно.

     А  теперь несколько мыслей по поводу
ПО. Читая SPECTRUM 'овскую прессу, неред-
ко  можно  наткнуться на такую дилемму: у
нас  такие крутые кодеры (исходя из дем),
поидее, должны завалить юзеров крутейшими
геймами /ну, запад, трепещи! /, а на деле
отечественных игр раз-два и обчелся (хотя
то,  что  есть  - THE BEST). Как я думаю,
дело  в  приципиальном  отличии в кодинге
демы  и геймы. Так, для получения крутого
эффекта  или  высокого  быстродействия  в
демке, почти всегда используется до хрена
памяти,  что совершенно недопустимо в иг-
ровой проге. Не говоря уже о том, что се-
годня  путевую  гейму  в одиночку сделать
трудновато  /хотя  и реально example: наш
дражайший NICODIM или Славик питерский /,
a   создать  работоспособную  команду  не
всегда  удается.  Что  же касается уровня
мастерства  наших  кодеров, то вряд ли он
выше,  чем  у  "фирменных"  /тех  же CODE
MASTERS  , хотя бы/. Вряд ли они не знали
и  об  методах  быстрой  графики  и т. п.
Просто  им  это  все было не нужно, т. к.
они  писали игры, а не демы. А почему так
мало  отечественных  игр  - или просто не
хватает  терпения  закончить начатое, или
люди  взрослеют  до критического возраста
(см.  выше).  А  что касается возможности
заработать  на  производстве  soft 'а для
SPECCY  ,  то  это  даже не смешно, т. к.
затраты и вся эта возня с его распростра-
нением  себя  просто  не оправдывают. Уже
сегодня  многие  trader 'ы превратились в
swapp  'еров.  И  "рынок"  soft 'а сейчас
держится лишь на обмене. Trader 'ам выру-
ченных  денег  хватает  лишь  на новые(?)
дискеты да на почтовые расходы. А что ка-
сается доходов от продажи авторского soft
'а, то можно сказать одно - это несерьез-
но!  Нет  такой  защиты,  которую  нельзя
снять, а распространение ломаных программ
- варварство.  В  каком-то  из журналов я
вычитал, сколько заработал Слава Медноно-
гов  на  продаже  UFO-II  . Сегодня любой
программист  на  PC  ,  знающий  хотя  бы
Pascal  или Fox Base , за месяц может за-
рабатывать  раза  в  два  больше. Правда,
Слава получил то, что не купить ни за ка-
кие деньги - известность и признание всей
огромной  SPECTRUM 'овской аудитории. Так
что  если  вы делаете что-то серьезное на
SPECCY  , то скорее всего, вы станете из-
вестным,  а  не  богатым человеком. Вот и
подумайте,  перед тем, как начинать новый
суперпроект, чего вы хотите...
     Продолжая  эту  тему  хочется выска-
заться  и по поводу демо-версий. Нужно ли
их  выпускать или нет ? Если честно, то у
меня  вызывают просто смех строчки в иных
демоверсиях типа "... В полной версии бу-
дет полностью переписан engine, куча кру-
той  графики  и  музыки  и т. д. и т. п."
или  вместо  игры дано только интро (осо-
бенно  я протащился от демо-версии "Крес-
тики-нолики"  !).  Подобным образом некие
OVERFILE "кинули" полстраны. На кой такая
дема  сдалась  ?  Что она демонстрирует ?
"Я,  Вася  Курочкин, напишу крутую прогу,
вы  все  затащитесь!  Слава  мне, велико-
му!..."  .  А на деле 80% демо-версий так
таковыми и остаются. Я считаю, что демо-
версия должна выпускаться, когда програм-
ма  написана полностью, но нет, например,
intro,  final  cut,  не до конца написаны
дополнительные  уровни, но engine ОТРАБО-
ТАН. И выпускаться она должна для привле-
чения внимания к тому, что УЖЕ СДЕЛАНО, а
не  планируется.  В  качестве демо-версии
может быть представлен один уровень игры,
имеющий   логическое  завершение.  Что-то
вроде  демоверсий  DUNE-2 или DOOM , хотя
последний  и  называется pre-relise , это
больше  смахивает  на  отладочную  beta -
версию. Новшества в полной версии, конеч-
но,  должны  быть,  но  их должно быть не
сильно много, т. к. лучшее - враг хороше-
го.
     Хотелось  бы вкраце остановиться  на
перспективах  развития  SPECTRUM  'а. Что
касается  аппаратной части, то я согласен
с  мыслями, высказанными в журнале "FLASH
TIME" . Теневое ОЗУ вместо ПЗУ - это кру-
то!   Тогда   можно  серьзно  заняться  и
softmaking  'ом  -  своя DOS и уникальная
зашита. Попробуй сломай! От себя хотелось
бы добавить вот еще что. Судя по доработ-
кам,  многие хотят получить из SPECCY де-
шевый аналог AMIG 'и. А почему бы и нет ?
Звуковая плата GENERAL SOUND уже есть по-
купай  и  подключай. Теперь осталось соз-
дать видеопроцессор, который бы можно бы-
ло  подключить  к  компу без значительных
переделок. Тогда бы у SPECCY была бы гиб-
кость  AMMY  и  открытая архитектура PC .
Имея   SPECTRUM-128  (лучше  PENTAGON-512
из-за  архитектуры, об'ема памяти и быст-
родействия), можно было бы копить на зву-
ковую плату, затем со временем подключить
видеопроцессор   (или  наоборот).  Почему
именно  так? Да потому, что SPECTRUM ком-
пьютер  сугубо домашний, а значит, на 90%
игровой!  А как известно, даже самая пар-
шивая  игровая  приставка  имеет  не один
проц. Так почему SPECCY должен быть хуже?
Тогда  не надо будет и более мощного про-
цессора,  Z80 вполне потянет. А 16 цветов
для home-компьютера вполне хватит. Желаю-
щим рассматривать картинки в 16 млн. цве-
тов могу предложить AMIGA или PC . А гра-
фика  SPECCY  именно тем и хороша, что ее
можно нарисовать вручную, а не сосканиро-
вать.  Но  я отвлекся... В идеале здорово
бы было, если бы на базе PENTAGON 'а была
разработана    "мамка"   со   стандартным
COM-портом,  системными  раз'емами,  куда
все прибамбасы и вставлялись ( а-ля PC ).
Тогда при цене и об'емах SPECTRUM 'овско-
го  soft  'а  можно было бы побороться за
юзера.
     Во, размечтался! Но надо попробовать
представить,  чего  не хватает SPECCY , и
что  РЕАЛЬНО можно сделать. Итак, две ар-
хиважные  проблемы  SPECTRUM 'a - графика
и музыка. Пытаемся найти приемлимое реше-
ние... Итак, SUPER SPECTRUM : - процессор
Z80  (не  надо нам 16-разрядных - он итак
мощнее,  чем у иных игровых приставок /не
будем тыкать пальцем/, может быть, турби-
рованный;  -  тактов  в  int  'e  - как у
Pentagon  'а;  - ОЗУ - 512 кБт, адресация
та же, переключение страниц - порт #7FFD;
- ПЗУ - 2 кБт - имеет подпрограмму считы-
вания  0-й  дорожки  в память и системный
тест  -  больше ничего и не надо. (Почему
так?  Элементарно: включил комп, загрузил
СВОЮ  систему  и работай! А softmaker 'ам
как  хорошо - каждая программа имеет свою
DOS  !  Взлом таких, допустим, игр теряет
всякий  смысл - единой DOS , как таковой,
нет  - следовательно...); - далее - ОЗУ ;
- все,  что  связано с экраном зависит от
видеопроцессора;  - видеопроцессор, аппа-
ратно   поддерживающий   вывод  на  экран
спрайтов,  скроллирование и т. п. Экраное
разрешение  320Х200, 16 цветов или 8 цве-
тов  и 2 градации яркости /а если оба эти
режима,  хотя  бы иметь возможность выби-
рать  -  GOOD!  / - для home-компа вполне
достаточно.  При этом размер графики ока-
зывается вполне терпимым; - звуковой про-
цессор. Использование платы GENERAL SOUND
возможно,  но как мне кажется, не как ба-
зового  звукового  устройства.  Эта плата
воспроизводит  цифровые  звуки а каков их
объем?  В  качестве  базового  устройства
нужно  что-то  попроще,  но  со звучанием
получше,  чем  "голый" AY и, естественно,
работающее параллельно /и эмулирующий при
нужде  AY of course! /; - стандартный COM
- порт;  - стандартный LPT - порт; - дис-
ковод,  м. б. винт. Проблемы OS - см. вы-
ше; - системные разъемы для расширений; -
абсолютно  открытая  архитектура. Это яв-
ляется одним из наиглавнейших условий ус-
пеха  компьютера  в условиях России. Если
взглянуть на историю развития компьютеров
у  нас в стране, то какие из них наиболее
распространены?  Правильно  - SPECTRUM  и
PC . Почему? Элементарно - их можно соби-
рать, что называется "на коленке" и зара-
батывать  на  этом  деньги. Вот поэтому в
России  из SPECTRUM - совместимых машинок
можно   гораздо   чаще  встретить  именно
PENTAGON  ,  a не SCORPION . Где тягаться
Зонову  с  многомиллионной  армией  наших
умельцев... Вот пример из жизни: несколь-
ко  лет назад в Рыбинске существовала та-
кая фирма "VILS" . Так вот, эти ребята за
пару  лет завалили всю Ярославскую и час-
тично  Костромскую  области  самодельными
PENTAGON  'ами.  Как  вы думаете, все те,
кто  купил  у них компьютеры поехали бы к
Зонову  ?  Я тоже думаю, что нет. В нашей
стране  по-моему  проще  продавать наборы
типа "собери компьютер сам" , причем база
(основная  схема)  должна  быть полностью
открыта  и,  более того, легко повторяема
из   отечественных   деталей  (дабы  наши
умельцы  могли  сделать ремонт в домашних
условиях).  А  что  касаемо коммерции, то
коммерчески  выгодно производить комплек-
тующие  (например: плату компа себе может
сделать  любой, а микросхему, скажем, ULA
можно  купить  в такой-то фирме) или все-
возможные "примочки" (звуковые и видео-п-
латы, модемы и т. п.). Главное, чтобы это
все  можно было воткнуть в свободный слот
компьютера и оно сразу же заработало. Вот
поэтому  и надо разработать сначала кое--
какие стандарты.
     А также вообще было бы BEST'ово, ес-
ли  бы  имелся переключатель, посредством
которого  все вышеперечисленное превраща-
лось  бы в, допустим, PENTAGON 128+TR DOS
5. 04T+AY  ( не  обязательно  аппаратно -
достаточно хорошей эмуляции).
     И  конечно, в минимальной конфигура-
ции,  все  это удовольствие должно стоить
не более $80.
     Почему  именно  такая  конфигурация?
Да потому, что именно именно такая машин-
ка сегодня реально может отбить пользова-
телей у приставок. Я работал в одной фир-
ме,  где этих приставок продал немерянное
количество,  и неплохо изучил потребности
и  психологию  покупателей. Что такое по-
тенциальный  покупатель, который пришел в
магазин?  Молодой  человек 15-18 лет, же-
лающий  купить  компьютер?  Вот уж дудки!
Это,  как  правило,  мама, реже - папа, с
детьми  в возрасте 10-14 лет. И они хотят
купить  своему  чаду  "... что-то, на чем
можно поиграть и (гораздо реже) поучиться
программировать"  . При этом они ни бель-
меса не соображают в компьютерах. Так что
они  выберут  - DENDY , где вставил карт-
ридж  -  и  играй, или SPECCY , где в ка-
кой-то таблице с английскими словами надо
искать какуюто "ТР-ДОС" (!), потом чего--
то еще набирать. В принципе, до этого уже
не доходит. Уже услышав непонятные слова,
покупатель  берет DENDY и уходит счастли-
вый,  что  еще и сэкономил деньги. А ведь
еще  появилась DENDY с PC - подобной кла-
виатурой  ( "СЮБОР" ). И люди это ... по-
купают, уверенные, что это компьютер. Как
бы  не  оказаться  в  пролете... А теперь
представим,  что  наш  SUPER SPECTRUM су-
ществует.  Чем  сложнее он в пользовании,
чем  приставка?  А  ничем - диск вставил,
Reset нажал - и играй! Дискеты - в 10 раз
дешевле картриджей, игры - в 2-5 раз! Хо-
чешь  учиться программировать - без проб-
лем! Z80 is the best 8-битный процессор!

     Все  вышеказанное является лишь МОИМ
ЛИЧНЫМ  МНЕНИЕМ  и ни в коем разе не пре-
тендует  на истину в последней инстанции.
Буду рад услышать мнение других читателей
по  поднятым вопросам, а также компетент-
ные  мнение "железячников" по возможности
и желании практической реализации вышепе-
речисленных фантазий.
     Ведь если не мы, то кто же?
     В  Германии был проект "Народный ав-
томобиль"  .  Почему  бы в России не поя-
виться проекту "Народный компьютер" ?

     P. S.
     Прошу  прощения за некоторые повторы
мысли  приходили в разное время дня и но-
чи.

     P. P. S.
     По  слухам,  некоторое из выше пере-
численного,   реализованно  в  компьютере
Sprinter  .  Хотелось  бы  получить более
подробную  информацию по этому вопросу от
компетентных людей.

    



Другие статьи номера:

От автора - помощь: Новые глюки в новой оболочке.

От автора - автора: об авторах журнала.

Презентация - Авторские программы: Installer to AUTORUN DISK v2. 0, адвентюрная игра Diamond.

Презентация - программа для защиты программ TRICK v1. 003b.

Презентация - HELP Z_80: Руководство пользователя.

Интерфейс - письма читателей: Черный ворон, Секрет игры NEW DIZZY, Об ошибках игры APOLLO, о новой веросии отладчика STS 6.2, Как пройти игру Святогор.

Интерфейс - PC vs Amiga: Так ли AMIGA RULEZ? Первые впечатления неофита.

Интерфейс - о поддержке производителями "железа" своих "творений" после того, как они (творения) попадают в руки пользователей.

Интерфейс - мысли вслух: "SPECCY компьютер для молодых. Если у нас так много крутых кодеров, то почему так мало крутого отечественного soft'а?"

Интерфейс - загоны от CAV inc: "SPECCY это не работа, это отдых, это, даже, больше, чем отдых, это стиль жизни, и, если за это вам еще удается получить деньги..."

Интерфейс - SPECCY за и против, Размышления Spy/Eternity Industry.

Система - Обзор системных программ: ZX-IBM Editor v1.5M , PPF v1.05, Multistudio v2.0p, Mods Player v2.0, Bitmap Viewer v2.0, Corrector v2.0, Storm v1.1, 866 v1.2, HRUM v3.5, TDU v1.0, HRUST v1.0, RLE-Compressor v1.21, Оверлеи Consul Commander.

Обзор игрушек - Обзор новых игровых программ: Rabbit Jazzy, Quadrax, Komplex, Math of the day, Cue Boy, Zly Sen, Prva Aakcia, Outlaw, The Dark Empire, Gary Linekers.

Обзор игрушек - демоверсии: Little Ghost, The Dark Empire, Worms, Смагли 3, Monster Land, Цивилизация, Тайны капитана Шелтона.

Гости - Презентация группы группы из Коврова - Eternity Industry.

Гости - Filix о создании игры ВИННИ ПУХ-2.

Гости - экстремальщики: новая рубрика, освещающая аспекты жизни и творчества экстремальных рыбинских музыкантов. Сегодня в гостях Марат и Демон - стоявшие у истоков такой известной (в узких кругах) команды "Disgust".

Раскрутка - Как играть в игру Encyclopedia of WAR.

Раскрутка - прохождение игры Where time Stood Still.

Раскрутка - описание игры Elopement: back to the Earth.

Раскрутка - прохождение текстовой адвентюры Остров тьмы (Island Darkness).

Раскрутка - прохождение текстовой адвентюры Knightmare.

Обмен опытом - Русские глюки: игра Остров тьмы (о том, как НЕ НАДО писать адвентюрные игры).

Обмен опытом - Доработка ZX-ASM v3.0 от Ивана Рощина.

Обмен опытом - Особенности видеоконтроллера ZX Spectrum (для программистов).

Обмен опытом - Графический эффект IRIS (плазма).

Обмен опытом - процедура вывода окна с рамкой.

Обмен опытом - о том как оперировать в ассемблере с длинными числами типа Long.

Обмен опытом - Art Studio и принцип открытой архитектуры (как написать свои модули к редактору).

Обмен опытом - процедура Движение атрибутной надписи по пикселям (плавающие атрубуты).

Оттяг - Повесть про Пентиума Пентиумовича Пентиумова. 20 вещей , которые можно сделать, если ваша любимая команда проиграла в гостях. Унитаз, как мерило человеческих ценностей.

Оттяг - Тест "Формацевт, проверка на подлинность".

Оттяг - Тест "Ты случайно не тупая задница".

Оттяг - Тест "Есть ли у тебя чувство юмора".

Оттяг - Тест "Какой из тебя студент".

Оттяг - Как ПРАВИЛЬНО убить Windows'95.

Оттяг - Винни-Пух и все-все-все - 2.

Новелла - Сказки Капрала Джилана (по игре Laser Squad).

Новелла - Побег из космоса (по игре Elite).

Новелла - Ежики мутанты.

Новости - новости от Рыбинских спектрумистов: Infosoft, Shrsoft, Surgeon, Chasm, Protecvision, Groboclone, Volume 4, Expеrience, Mr. Vano, Ant, Demon, Miguel, Veka, RDM, Auryn.

Новости - новости от Ярославских спектрмистов: Marchy, Kav Software, Nicolas Viper, Dr Shura, Harkonnen, MacKeymn, DJ Reason.

Реклама - реклама и обьявления.


Темы: Игры, Программное обеспечение, Пресса, Аппаратное обеспечение, Сеть, Демосцена, Люди, Программирование

Похожие статьи:
Опровержение - неправильно указаная информация о ремонте.
Вступление - содержание номера.
Вступление - стихи и содержание номера.
Solution of speccy games - Представляю вам собрание описаний игр под названием (2).
AD&D - начальные характеристики героев: Дима.

В этот день...   21 ноября