Adventurer
#08
31 августа 1998 |
|
Интерфейс - мысли вслух: "SPECCY компьютер для молодых. Если у нас так много крутых кодеров, то почему так мало крутого отечественного soft'а?"
(C) RAY/AURYN/CPU НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ, НАВЕЯННЫЕ ЧТЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ЖУРНАЛОВ Прочитав немерянное количество электронной прессы, можно заметить две темы споров и размышлений: 1) SPECCY уми- рает, на какую платформу переходить ? 2) Если у нас так много крутых кодеров, то почему так мало крутого отечественного soft 'а (в первую очередь игрового)? 3) Каким быть SPECTRUM 'у ? В связи с этим возникают следующие мысли: ───────────────────────────────────────── Как-то кто-то где-то заметил, что SPECCY - компьютер для молодых, и был прав. Обычно возраст работающих на нем, согласно последним опросам, в среднем, около 20 лет. Как правило, это люди, ко- торые заканчивают школу или учатся на на- чальных курсах ВУЗов. Что же касается ухода людей со SPECCY , то это закономер- ный процесс, в том смысле, что люди взрослеют, заканчивают учебные заведения, у них появляется работа, и они уже не мо- гут уделять SPECTRUM 'у столько времени, сколько раньше. Такой критический "пере- ходный" возраст можно определить где-то в районе 24-26 лет. Вот так и сходят со сцены когда-то громкие и известные имена. Вспомните, лет 5-6 назад, чьи имена вы видели в intr'ах ? Где сегодня эти люди ? Тю-тю! А кто сегодня ? Вот так! Сцена живет. Ктото уходит, кто-то новый появ- ляется. Се ля ви. Все течет, все меняется - новые команды, новые технологии прог- раммирования, новые программы - не гово- рит ли это за то, что SPECCY жив ? А что он загибается, мне кажется, кричат лишь те, кто решил свалить с него, да некото- рые торговцы soft 'ом. Что же касаемо перехода на другую платформу, то этот вопрос более беспокоит тех, кто как раз заканчивает ВУЗ и начи- нает задумываться о своем будущем ( что, в общем-то, rulez ). И если этот человек выбирает своей профессией работу програм- мистом (оператором ЭВМ и т. п.), то увы, единственная дорога ему - на PC : -( /ес- ли, конечно, он не устроится на TV-сту- дию, где частенько можно встретить и AMMY /. К сожалению, PC сегодня единственная платформа, на которой можно делать деньги - сие правда жизни и никуда от нее не де- нешься. И вообще, например, для меня раз- говоры о переходе со SPECCY на другую платформу, вызывают недоумение. А нафига куда-то переходить ? SPECCY - комп сугубо домашний, PC - рабочий (а вот те, кто считают, что он домашний, допускают, по словам Arny , "B-I-I-G MISTAKE" , и мне их откровенно жаль), AMIGA - rulez , но мало у кого есть к ней доступ. У меня есть доступ к любому из этих компов, и я не ставлю какой-то из них выше остальных. За PC я сижу на работе, на AMMY играю или смотрю демки или просто слушаю музоны у коллег на на TV-студии, а SPECTRUM , как и положено, стоит дома и используется как раз как ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР: и поиграть, и прессу почитать, и демки поглядеть, и му- зончики послушать, и, наконец, что-то свое создать, зная, что это кому-то еще, кроме меня, нужно. А теперь несколько мыслей по поводу ПО. Читая SPECTRUM 'овскую прессу, неред- ко можно наткнуться на такую дилемму: у нас такие крутые кодеры (исходя из дем), поидее, должны завалить юзеров крутейшими геймами /ну, запад, трепещи! /, а на деле отечественных игр раз-два и обчелся (хотя то, что есть - THE BEST). Как я думаю, дело в приципиальном отличии в кодинге демы и геймы. Так, для получения крутого эффекта или высокого быстродействия в демке, почти всегда используется до хрена памяти, что совершенно недопустимо в иг- ровой проге. Не говоря уже о том, что се- годня путевую гейму в одиночку сделать трудновато /хотя и реально example: наш дражайший NICODIM или Славик питерский /, a создать работоспособную команду не всегда удается. Что же касается уровня мастерства наших кодеров, то вряд ли он выше, чем у "фирменных" /тех же CODE MASTERS , хотя бы/. Вряд ли они не знали и об методах быстрой графики и т. п. Просто им это все было не нужно, т. к. они писали игры, а не демы. А почему так мало отечественных игр - или просто не хватает терпения закончить начатое, или люди взрослеют до критического возраста (см. выше). А что касается возможности заработать на производстве soft 'а для SPECCY , то это даже не смешно, т. к. затраты и вся эта возня с его распростра- нением себя просто не оправдывают. Уже сегодня многие trader 'ы превратились в swapp 'еров. И "рынок" soft 'а сейчас держится лишь на обмене. Trader 'ам выру- ченных денег хватает лишь на новые(?) дискеты да на почтовые расходы. А что ка- сается доходов от продажи авторского soft 'а, то можно сказать одно - это несерьез- но! Нет такой защиты, которую нельзя снять, а распространение ломаных программ - варварство. В каком-то из журналов я вычитал, сколько заработал Слава Медноно- гов на продаже UFO-II . Сегодня любой программист на PC , знающий хотя бы Pascal или Fox Base , за месяц может за- рабатывать раза в два больше. Правда, Слава получил то, что не купить ни за ка- кие деньги - известность и признание всей огромной SPECTRUM 'овской аудитории. Так что если вы делаете что-то серьезное на SPECCY , то скорее всего, вы станете из- вестным, а не богатым человеком. Вот и подумайте, перед тем, как начинать новый суперпроект, чего вы хотите... Продолжая эту тему хочется выска- заться и по поводу демо-версий. Нужно ли их выпускать или нет ? Если честно, то у меня вызывают просто смех строчки в иных демоверсиях типа "... В полной версии бу- дет полностью переписан engine, куча кру- той графики и музыки и т. д. и т. п." или вместо игры дано только интро (осо- бенно я протащился от демо-версии "Крес- тики-нолики" !). Подобным образом некие OVERFILE "кинули" полстраны. На кой такая дема сдалась ? Что она демонстрирует ? "Я, Вася Курочкин, напишу крутую прогу, вы все затащитесь! Слава мне, велико- му!..." . А на деле 80% демо-версий так таковыми и остаются. Я считаю, что демо- версия должна выпускаться, когда програм- ма написана полностью, но нет, например, intro, final cut, не до конца написаны дополнительные уровни, но engine ОТРАБО- ТАН. И выпускаться она должна для привле- чения внимания к тому, что УЖЕ СДЕЛАНО, а не планируется. В качестве демо-версии может быть представлен один уровень игры, имеющий логическое завершение. Что-то вроде демоверсий DUNE-2 или DOOM , хотя последний и называется pre-relise , это больше смахивает на отладочную beta - версию. Новшества в полной версии, конеч- но, должны быть, но их должно быть не сильно много, т. к. лучшее - враг хороше- го. Хотелось бы вкраце остановиться на перспективах развития SPECTRUM 'а. Что касается аппаратной части, то я согласен с мыслями, высказанными в журнале "FLASH TIME" . Теневое ОЗУ вместо ПЗУ - это кру- то! Тогда можно серьзно заняться и softmaking 'ом - своя DOS и уникальная зашита. Попробуй сломай! От себя хотелось бы добавить вот еще что. Судя по доработ- кам, многие хотят получить из SPECCY де- шевый аналог AMIG 'и. А почему бы и нет ? Звуковая плата GENERAL SOUND уже есть по- купай и подключай. Теперь осталось соз- дать видеопроцессор, который бы можно бы- ло подключить к компу без значительных переделок. Тогда бы у SPECCY была бы гиб- кость AMMY и открытая архитектура PC . Имея SPECTRUM-128 (лучше PENTAGON-512 из-за архитектуры, об'ема памяти и быст- родействия), можно было бы копить на зву- ковую плату, затем со временем подключить видеопроцессор (или наоборот). Почему именно так? Да потому, что SPECTRUM ком- пьютер сугубо домашний, а значит, на 90% игровой! А как известно, даже самая пар- шивая игровая приставка имеет не один проц. Так почему SPECCY должен быть хуже? Тогда не надо будет и более мощного про- цессора, Z80 вполне потянет. А 16 цветов для home-компьютера вполне хватит. Желаю- щим рассматривать картинки в 16 млн. цве- тов могу предложить AMIGA или PC . А гра- фика SPECCY именно тем и хороша, что ее можно нарисовать вручную, а не сосканиро- вать. Но я отвлекся... В идеале здорово бы было, если бы на базе PENTAGON 'а была разработана "мамка" со стандартным COM-портом, системными раз'емами, куда все прибамбасы и вставлялись ( а-ля PC ). Тогда при цене и об'емах SPECTRUM 'овско- го soft 'а можно было бы побороться за юзера. Во, размечтался! Но надо попробовать представить, чего не хватает SPECCY , и что РЕАЛЬНО можно сделать. Итак, две ар- хиважные проблемы SPECTRUM 'a - графика и музыка. Пытаемся найти приемлимое реше- ние... Итак, SUPER SPECTRUM : - процессор Z80 (не надо нам 16-разрядных - он итак мощнее, чем у иных игровых приставок /не будем тыкать пальцем/, может быть, турби- рованный; - тактов в int 'e - как у Pentagon 'а; - ОЗУ - 512 кБт, адресация та же, переключение страниц - порт #7FFD; - ПЗУ - 2 кБт - имеет подпрограмму считы- вания 0-й дорожки в память и системный тест - больше ничего и не надо. (Почему так? Элементарно: включил комп, загрузил СВОЮ систему и работай! А softmaker 'ам как хорошо - каждая программа имеет свою DOS ! Взлом таких, допустим, игр теряет всякий смысл - единой DOS , как таковой, нет - следовательно...); - далее - ОЗУ ; - все, что связано с экраном зависит от видеопроцессора; - видеопроцессор, аппа- ратно поддерживающий вывод на экран спрайтов, скроллирование и т. п. Экраное разрешение 320Х200, 16 цветов или 8 цве- тов и 2 градации яркости /а если оба эти режима, хотя бы иметь возможность выби- рать - GOOD! / - для home-компа вполне достаточно. При этом размер графики ока- зывается вполне терпимым; - звуковой про- цессор. Использование платы GENERAL SOUND возможно, но как мне кажется, не как ба- зового звукового устройства. Эта плата воспроизводит цифровые звуки а каков их объем? В качестве базового устройства нужно что-то попроще, но со звучанием получше, чем "голый" AY и, естественно, работающее параллельно /и эмулирующий при нужде AY of course! /; - стандартный COM - порт; - стандартный LPT - порт; - дис- ковод, м. б. винт. Проблемы OS - см. вы- ше; - системные разъемы для расширений; - абсолютно открытая архитектура. Это яв- ляется одним из наиглавнейших условий ус- пеха компьютера в условиях России. Если взглянуть на историю развития компьютеров у нас в стране, то какие из них наиболее распространены? Правильно - SPECTRUM и PC . Почему? Элементарно - их можно соби- рать, что называется "на коленке" и зара- батывать на этом деньги. Вот поэтому в России из SPECTRUM - совместимых машинок можно гораздо чаще встретить именно PENTAGON , a не SCORPION . Где тягаться Зонову с многомиллионной армией наших умельцев... Вот пример из жизни: несколь- ко лет назад в Рыбинске существовала та- кая фирма "VILS" . Так вот, эти ребята за пару лет завалили всю Ярославскую и час- тично Костромскую области самодельными PENTAGON 'ами. Как вы думаете, все те, кто купил у них компьютеры поехали бы к Зонову ? Я тоже думаю, что нет. В нашей стране по-моему проще продавать наборы типа "собери компьютер сам" , причем база (основная схема) должна быть полностью открыта и, более того, легко повторяема из отечественных деталей (дабы наши умельцы могли сделать ремонт в домашних условиях). А что касаемо коммерции, то коммерчески выгодно производить комплек- тующие (например: плату компа себе может сделать любой, а микросхему, скажем, ULA можно купить в такой-то фирме) или все- возможные "примочки" (звуковые и видео-п- латы, модемы и т. п.). Главное, чтобы это все можно было воткнуть в свободный слот компьютера и оно сразу же заработало. Вот поэтому и надо разработать сначала кое-- какие стандарты. А также вообще было бы BEST'ово, ес- ли бы имелся переключатель, посредством которого все вышеперечисленное превраща- лось бы в, допустим, PENTAGON 128+TR DOS 5. 04T+AY ( не обязательно аппаратно - достаточно хорошей эмуляции). И конечно, в минимальной конфигура- ции, все это удовольствие должно стоить не более $80. Почему именно такая конфигурация? Да потому, что именно именно такая машин- ка сегодня реально может отбить пользова- телей у приставок. Я работал в одной фир- ме, где этих приставок продал немерянное количество, и неплохо изучил потребности и психологию покупателей. Что такое по- тенциальный покупатель, который пришел в магазин? Молодой человек 15-18 лет, же- лающий купить компьютер? Вот уж дудки! Это, как правило, мама, реже - папа, с детьми в возрасте 10-14 лет. И они хотят купить своему чаду "... что-то, на чем можно поиграть и (гораздо реже) поучиться программировать" . При этом они ни бель- меса не соображают в компьютерах. Так что они выберут - DENDY , где вставил карт- ридж - и играй, или SPECCY , где в ка- кой-то таблице с английскими словами надо искать какуюто "ТР-ДОС" (!), потом чего-- то еще набирать. В принципе, до этого уже не доходит. Уже услышав непонятные слова, покупатель берет DENDY и уходит счастли- вый, что еще и сэкономил деньги. А ведь еще появилась DENDY с PC - подобной кла- виатурой ( "СЮБОР" ). И люди это ... по- купают, уверенные, что это компьютер. Как бы не оказаться в пролете... А теперь представим, что наш SUPER SPECTRUM су- ществует. Чем сложнее он в пользовании, чем приставка? А ничем - диск вставил, Reset нажал - и играй! Дискеты - в 10 раз дешевле картриджей, игры - в 2-5 раз! Хо- чешь учиться программировать - без проб- лем! Z80 is the best 8-битный процессор! Все вышеказанное является лишь МОИМ ЛИЧНЫМ МНЕНИЕМ и ни в коем разе не пре- тендует на истину в последней инстанции. Буду рад услышать мнение других читателей по поднятым вопросам, а также компетент- ные мнение "железячников" по возможности и желании практической реализации вышепе- речисленных фантазий. Ведь если не мы, то кто же? В Германии был проект "Народный ав- томобиль" . Почему бы в России не поя- виться проекту "Народный компьютер" ? P. S. Прошу прощения за некоторые повторы мысли приходили в разное время дня и но- чи. P. P. S. По слухам, некоторое из выше пере- численного, реализованно в компьютере Sprinter . Хотелось бы получить более подробную информацию по этому вопросу от компетентных людей.
Другие статьи номера:
Похожие статьи:
В этот день... 21 ноября